![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности
Наряду с выделением видов технологизации социально-преобразовательной деятельности важнейшим ее компонентом является структурный, представляющий собой определенный порядок построения этой деятельности. Структура социально-преобразовательной деятельности как совокупность устойчивых связей между ее основными элементами, обеспечивает, таким образом, ее целостность и сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Рис. 10. Структура социально-преобразовательной деятельности
Как видно из рис. 10, социальная практика – достаточно сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта социально-преобразовательной деятельности. Сущностную основу этого взаимодействия составляют управляющие воздействия по каналам прямой и обратной связи. Объект деятельности является основой социальной практики. По каналам обратной связи он передает субъекту информацию, необходимую для осмысления проблем объекта. Затем по каналам прямой связи субъект деятельности с помощью управляющих воздействий приводит объект в соответствие со своими интересами и потребностями, для этого формируя цель на основании проблемы, а также изыскивая средства и выполняя при этом необходимые действия по преобразованию объекта. Объектами социально-преобразовательной деятельности бывают, как правило, различные социальные явления, институты, отношения, общности, группы и процессы. Существует и другая, расширенная версия структуры социально-преобразовательной деятельности, рассматривающая ее в виде деятельностной системы, в которую входят: 1) объект деятельности; 2) ее субъект; 3) средства деятельности; 4) сама деятельность, которая состоит из совокупности социальных действий; 5) внутренние и внешние условия деятельности; 6) ее цели и результаты. Эта версия, на наш взгляд, более продуктивна, так как включает как обязательные структурные элементы деятельности ее условия (внутренние и внешние) и результаты. Вместе с тем социально-преобразовательную деятельность можно сравнить со своеобразным айсбергом, одна часть которого находится на поверхности, т. е. в социуме, а другая – во внутреннем мире действующего субъекта. Первая ее часть, внешняя, характеризуется социальными преобразованиями, а вторая, внутренняя, представлена целями, ценностями, мотивами и установками людей. При этом от внутренней, т.е. скрытой от глаз, составной части этой деятельности, зависит внешняя ее часть.
|