![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модифицированное применение общих принципов в процессе социального проектирования
Этапы проектирования социальных технологий базируются, как правило, на содержании социально-проектировочной и конструкторской деятельности. Ее рассматривают в социальной инженерии в основном в двух взаимосвязанных аспектах: 1) как специфический вид социальной технологии; 2) как процесс моделирования (или конструирования) некоторого социального объекта, явления или процесса. При этом по первому, технологическому аспекту можно выделить следующие этапы социального проектирования. 1. Этап осознания и формулировки практической проблемной ситуации связан с необходимостью удовлетворять возникающие социальные потребности в существенных изменениях. В основе каждой проблемной ситуации лежит, как правило, какая-та социальная проблема (от гр. " ргоЫета" – задача, задание), т.е. объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес [29, с. 264]. Все многообразие социальных проблем можно представить в виде такой классификационной таблицы (табл. 60). По сфере положения социальные проблемы подразделяют на экономические, экологические, собственно социальные, политические, правовые, культурологические и духовные. Они относятся к той или иной сфере общества, однако в какой-то степени проявляются и в других общественных сферах. Это свидетельствует о том, что они взаимозависимы и взаимообусловлены. Например, проблема социальной защиты населения относится к социальной сфере общества, но она может иметь также правовые и политические проявления в тех случаях, когда ощущается неэффективность законодательных и нормативных актов, а также социальной политики государства. Второе основание классификации социальных проблем – тип объектов. Оно определяет дифференциацию последних на целевые, деятельностные, институциональные, организационные, ресурсные, кадровые, конфликтогенные, информационные и ментальные. Целевые проблемы заключаются либо в отсутствии целей деятельности, либо в том, что они определены неправильно, вследствие чего достичь их либо слишком сложно, либо слишком легко. Деятельностные проблемы сводятся к тому, что нет моделей, программ или алгоритмов деятельности, а также низка эффективность самой деятельности, вследствие чего не удается достигнуть сформулированной цели. Институциональные проблемы возникают в ходе функционирования различных социальных институтов. Они отражают институциональные социальные процессы в обществе, например процесс институционализации, включающий формирование и развитие институтов, обретение ими многообразных социальных ролей, их всестороннюю реализацию, либо процесс деинституционализации, при котором происходит разрушение и деградация социальных институтов. Кроме того, эти проблемы могут фиксировать также противоречия в системе функций, норм и ценностей тех или иных социальных институтов. Организационные проблемы свойственны специфической разновидности социальных институтов, которыми являются социальные организации. Им присущи четкое целевое назначение совместной деятельности людей, эффект синергии, система статусов и ролей, определенный тип взаимодействия формальной и неформальной структур, а также управления и самоуправления. Ресурсные проблемы чаще всего сводятся к нехватке материальных, финансовых, информационных, кадровых, духовно-нравственных, психологических и других ресурсов. При этом может не хватать как одного вида ресурсов, так и нескольких. Вторая группа ресурсных проблем сводится к неоптимальному их использованию в результате отсутствия ресурсосберегающих или оптимизирующих их использование технологий.
Таблица 60
|