Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. для студентов всех специальностей






СОЦИОЛОГИЯ

хрестоматия

 

для студентов всех специальностей

 

Владивосток

Издательство ВГУЭС

 

ББК **.**

 

Хрестоматия по дисциплине «Социология» составлена в соответствие с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов всех специальностей всех форм обучения.

 

Составители: Шестак О.И., к.и.н., доцент.

Кошевая О.Н. к.с.н., доцент

Автор встуительной статьи, списка основных понятий и редактор текстов О.И. Шестак.

Автор биографического справочника О.Н. Кошевая.

 

Утверждена на заседании кафедры Социальной работы и социологии 16 июня 2004 г., протокол № 13.

 

 

Рекомендована к изданию методическим советом Института Психологии, Педагогики и Социологии ВГУЭС…, протокол №

 

 

Издательство Владивостокского

государственного университета

экономики и сервиса, 2004

 

Оглавление

Оглавление. 4

ВВЕДЕНИЕ.. 6

ЧАСТЬ I. УЧЕБНО-ПРОГРАМНАЯ.. 9

Программа курса «Социология». 9

Тема 1. Социология как наука об обществе. 9

Тема 2. Основные этапы становления и развития социологии. 9

Тема 3. Общество как социальная система. 9

Тема 4. Культура и её основные элементы.. 9

Тема 5. Личность как субъект и объект общественных отношений. 10

Тема 6. Социальная стратификация. 10

Тема 7. Социальные группы и формальные организации. 10

Тема 8. Социология девиантного поведения. 10

Тема 9. Теория социального контроля. 11

Тема 10. Социальные институты и их роль в жизни общества. 11

Тема 11. Методы социологических исследований. 11

Основная литература по курсу. 11

Учебники и учебные пособия. 11

Сборники задач. 12

ЧАСТЬ II. УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.. 13

O. Конт К дихотомии «общество и личность». 13

О. Конт Закон трех стадий и сущность позитивизма. 14

Г. Спенсер Основания социологии. 16

Г. Зиммель Об обществе. 38

Г. Зиммель Расширение группы и развитие индивидуальности. 39

Г. Зиммель О скрещении социальных кругов. 60

Э. Дюркгейм Э. Метод социологии. 75

Э. Дюркгейм Об обществе. 102

К. Маркс Капитал (Т.3. Гл. 52. Классы) 103

М. Вебер О некоторых категориях понимающей социологии. 105

М. Вебер Понятие социологии и «смысла» социального действия. 119

М. Вебер Основные понятия стратификации. 136

Ф.Г. Гиддингс О социологии. 152

П.А.Сорокин. Социокультурная динамика и эволюционизм.. 155

П.А. Сорокин Общедоступный учебник социологии. 173

П.А. Сорокин О стратификации. 178

Т. Парсонс Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем 182

Г. Моска Правящий класс. 197

Б. Тернер Статус. 207

Л. Уорнер Социальный класс и социальная структура. 216

Ж. Пиаже Схемы действия и усвоение языка. 232

Ж. Пиаже Психогенез знаний и его эпистемологическое значение. 235

Н. Луман Понятие общества. 246

П. Бурдье Социальное пространство и символическая власть. 261

Г. Ленски Власть и стратификация. Динамика систем распределения 277

П. Бергер Человек в обществе. 282

П. Бергер, Т. Лукман Организм и деятельность. 303

Э. Гидденс Введение в социологию.. 308

В.А. Ядов Социологическое исследование: методология, программа, методы 322

Биографический справочник. 329

Список основных понятий по курсу «Социология». 340

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социология изучает человеческое общество и пове­дение людей в социальных обстоятельствах. Она позволяет более отчетливо видеть и объяснять те социальные силы, которые влияют на нашу жизнь. Понятие «социальное», подчеркивающее фактор взаимодействия лю­дей, его влияние на их мысли и поведение в качестве базо­вой характеристики социальной жизни, является ключевым в определении социологами предмета своей науки.

Социология тесно связана со здравым смыслом, т.е. с представлениями людей о мире и о себе, складывающимися на основе повседневного опыта, некритически сочетающими наивный реализм и господствующие в данном обществе сте­реотипы. Социолог изучает человеческие действия, которые уже были названы и обдуманы, пусть недостаточно связно и внятно, самими действующими лицами еще до того, как он приступил к их изучению. Но в отличие от обыденного знания индивидов о самих себе социология представляет собой научное знание, по­скольку изучает эмпирические факты и выстраивает опре­деленные теоретические системы на основе доказательств и логических аргументов. Вместе с тем она содержит прису­щие гуманитарному знанию такие особенности, как интерпретативность, условность прогнозов и выводов.

Необходимо проводить различие между социальны­ми и социологическими проблемами. Первые ориентиро­ваны на решение практических задач теми, кто наделен властью; вторые носят теоретический, методо­логический характер, нацелены на осмысление того, что про­исходит в рамках социального взаимодействия, как действует система в целом, каковы исходные предпосылки ее суще­ствования и за счет каких средств поддерживается ее един­ство. Даже если социолог занимается решением конкрет­ной социальной проблемы, он стремится понять социальную ситуацию в целом, ценности и способы действия всех уча­ствующих в ней сторон. Умение видеть любую ситуацию как бы со стороны, отстраненно, беспристрастно является отли­чительной чертой социологического сознания.

Фундаментальные социологические вопросы можно сформулировать следующим образом: 1) как возможно об­щество в форме устойчивой целостности; 2) как взаи­мосвязаны индивид и общество.

Цели изучения социологии один из авторов первых конкурсных учебников С.С. Фролов сформулировал так:

Необходимо, чтобы студенты, открывая для себя одну из са­мых молодых и содержательных наук об обществе:

- освободились от представлений об этой науке только как прикладной, занимающейся проведением опросов и изучением общественного мнения;

- смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть зна­комые всем и обыденные отношения между людьми и их объе­динениями. При этом должно сложиться социологическое виде­ние окружающей действительности, возникнуть интерес к изу­чению социальных проблем;

- получили навыки научного анализа, беспристрастного объек­тивного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления;

- получили ответы на вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия[1].

Курс «Социология» изучается студентами всех форм обучения. Для студентов младших курсов данная дисциплина представляет особую трудность, что обус­ловлено сложностьютеоретических положений, недостаточной разра­ботанностьюи дискуссионностью ряда вопросов, насыщенностью фак­тическим материалом.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как, «экономика», «политология», «статистика», «право», «психология», «философия», «история», «культурология», «антропология», «демография» и т.д.

Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для понимания происходящих процессов и явлений в общественной жизни, умения объективно оценивать социально-экономическое состояние российского общества, ориентироваться в его внутренних проблемах, определять конфликтные ситуации в социальной сфере и находить пути их решения.

Данная хрестоматия подготовлена согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Социология». Она является завершающей частью базового учебно-методического комплекса по социологии и построена в соответствии с учебной программой курса, является тематическим дополнением к изданному ранее учебному пособию по дисциплине социология[2]. В тоже время, благодаря своей структуре, хрестоматия может носить и самостоятельный характер как учебное пособие.

Структурно данная хрестоматия состоит из четырех разделов. Для наиболее удобного освоения студентами дисциплины социология в хрестоматии приводится тематическая учебная программа (Часть 1. Учебно-програмная), на основе которой далее вводятся основные, необходимые для более полного освоения курса, текстовые материалы, представляющие собой выдержки из наиболее значимых трудов наиболее известных социологов, как настоящего времени, так и предыдущего исторического периода развития социологии как науки (Часть 2. Учебно-теоретическая). Приводимые в хрестоматии тексты расположены в хронологическом порядке, согласно историческим этапам развития социологии, начиная с О. Конта и заканчивая Э. Гидденсом и основателем современной российской социологии В.А Ядовым. После текстовой части хрестоматии расположен биографический справочник (Часть 3), где изложены краткие биографические характеристики авторов приведенных в хрестоматии работ, выстроенные в алфавитном порядке. Наконец, для более четкого понимания текстовых материалов и освоения дисициплины, в хрестоматии приводится писок основных понятий по курсу «Социология» (Часть 4.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал