Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество






«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой… Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. всё человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли его членов… Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создаёт материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми…Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определённых, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых, в конечном счёте, лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д. Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…Именно общество представляет собой основное условия более или менее нормального бытия и развития людей».

(А.Г. Спиркин).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1.Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

2. Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

3. Автор читает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами. Используя текст и знание курса.

4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте, лежит человеческий труд».

 

«Характеристика общества как целостной системы предусматривает изучение его внутренней структуры, которое в самом общем виде принято начинать с выделения основных сфер. Такой подход к изучению общества был предложен американским социологом Т. Парсонсом. Общество как система, считал он, может функционировать при выполнении определённых требований; оно должно:

- обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, умением рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы;

- быть целеориентированным, способным в постановке основных целей, задач и поддержанию процесса их достижения;

- сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами и снимающих напряжение в системе;

- обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.

Выполнение этих требований в обществе обеспечивают четыре подсистемы, или сферы: экономическая, политическая, духовная, социальная. Все сферы находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую для развития целостность общества. Выделение социальной сферы в современном обществознании – одна из спорных проблем. Часть исследователей считают, что без её выделения можно обойтись, так как качество социальности, связанное с общением и сотрудничеством людей, присутствует во всех сферах. В этом смысле все сферы общества социальны. Часть исследователей предлагает спецификой социальной сферы признать, во-первых, организацию отношений между людьми и объектами культурно-бытового назначения (социальная инфраструктура)…Социальные институты в каждой из сфер решают важные социальные задачи: они обеспечивают производство и распределение различных видов социальных потребностей, а также управление совместной деятельностью людей. Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной деятельности людей в различных сферах и отличаются друг от друга своими функциональными качествами. Главными социальными институтами являются бизнес, государство, семья, образование, наука, религия. Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет социальные институты. Развитие социальных институтов продолжается в эволюции общества». (А. Александров, А. Безбородов).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какое понятие авторы применяют для характеристики общества? Какие структурные элементы общества они выделяют? 2. С опорой на текст объясните, почему авторы признают выделение социальной подсистемы общества спорной проблемой. Приведите любые два объяснения. 3. Приведите по одному примеру выполнения обществом любых трёх требований, сформулированных Т. Парсонсом. 4. Авторы пишут, что социальные институты решают важные социальные задачи. Укажите одну из них. Приведите по одному примеру выполнения этой задачи двумя из указанных социальных институтов.

«Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трёх сфер реальности, трёх «миров», не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т.е. объективный, и подчинённый физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир – человеческая субъективность. Духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы. Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием существования общества, точнее – во взаимодействии общества и природы… Современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов её устойчивости по отношению к антропогенным влияниям. Следствием этого является разрушение биосферы планеты и среды обитания человека как вида. Необходимо изменить сознание и поведение миллиардов людей, дабы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше. Второй источник развития общества связан с ролью техники и процессом разделения труда в общественном устройстве. Основное противоречие возникает между гуманными целями человеческого существования и «бездушным» миром информационной техники, несущим потенциальную угрозу человечеству. Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере. В процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. Идея теократии, т.е. управления обществом и государством высшими религиозными авторитетами, была очень популярна в истории, да и сейчас находит место в концепциях религиозного фундаментализма. Сторонники социалистического и коммунистического идеала видят в нём один из основных «двигателей» общественного развития, зовущий миллионы людей на борьбу за освобождение человечества и построение справедливого общества. Очевидно, что к реальном общественном саморазвитии нужно учитывать все три источника. Приоритет каждого из них определяется в зависимости от конкретного этапа развития данного общества. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво».

(Л.В. Жаров).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие источники саморазвития общества выделил автор?

2.Как автор характеризует современный этап взаимодействия природы и общества? Каковы причина и следствие состояния природы на этом этапе?

3. Опираясь на содержание текста и обществоведческие знания, приведите по одному примеру действия каждого из источников саморазвития общества.

4.Опираясь на содержание текста и обществоведческие знания, укажите три проявления противоречий, возникающих при взаимодействии источников общественного саморазвития.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал