Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовная сфера жизни общества.






«Духовная сфера предстаёт перед нами в качестве самой возвышенной… Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утончёнными; здесь развёртывается производство идей; здесь в значительной степени происходит и их потребление.

Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства – воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

Однако процесс духовного производства нельзя считать завершённым, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь всё обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.

Есть ещё одна важная функция духовного производства – производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в неё, выделяя же её в качестве относительно самостоятельной, мы подчёркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент». (С.Э. Крапивенский)

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.

4. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент». Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.

 

«Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слова «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, духовная музыка). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух» и «духовное» представление о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности…

Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счёте, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а её продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста. Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно-практическую. Однако, здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной. Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмём в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: её можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевлённого труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя её, прежде всего, и главным образом к духовным ценностям?» (А.В. Захаров).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие значения, по мнению автора, люди вкладывают в слова «дух», «духовный»? Укажите четыре значения.

2. Какую связь между социальной и духовной деятельностью усматривает автор? Какую цель, и какой результат духовной деятельности он указывает?

3. Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора о том, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность.

4. Автор, рассматривая книгу как материальный предмет, констатировал, что этим её свойства не ограничиваются. Какие специфические свойства позволяют относить книгу, прежде всего, к духовным ценностям? Приведите три таких свойства.

ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. КУЛЬТУРА.

«Характерными признаками, существенно изменяющими всю сферу современного духовного производства, являются массовые коммуникации и распространение информации. Средства массовой информации (СМИ) способны охватить самую широкую аудиторию, что радикально меняет и среду обитания человека и его самого. Глобальная сеть СМИ делает возможной универсальную духовную регуляцию. Сила массовой культуры в её сращенности с современным образом жизни, её слитности с потреблением в самом широком смысле слова. Механизм массовой культуры поставляет определённый образ жизни, где нормативно-престижные формы соединены с функциональными. При этом общие нормы захватывают разные слои и социальные группы, сближая их жизненные ценности и установки. Это становится возможным посредством рекламы, которая превращается в наиболее эффективный механизм социальной регуляции. Принципиально меняется сам тип и технология производства рекламы, реклама, как и любой продукт массовой культуры, обращается не к рациональной сфере, к аналитической способности человека, а к эмоциональной сфере.

Становление массового духовного производства порождает и целый ряд его критически негативных оценок. Так, массовая культура, по замечанию Г. Маркузе, является закамуфлированным средством манипулирования общественным сознанием и действиями масс. Индивиды оказываются встроенными в систему потребительских ориентаций, обеспечивающих функционирование капитализма. Х. Ортега-и-Гассет рассматривает массовую культуру как оформленное сознание агрессивной, ограниченной, непросвещённой массы, присвоившей миссию навязывать обществу свои стандарты и ценности, понижая тем самым уровень духовной жизни общества в целом. Культурная элита, образ «благородной» жизни вытесняется на периферию культуры, распространяется «жизнь пошлая» с примитивными ценностями и отношениями. Таким образом, общей характеристикой массового духовного производства является упрощённое удовлетворение сиюминутных страстей, не ограниченных никакими моральными нормами. В 70-80-е годы ХХ века возникает новое направление в сфере духовного производства, появляется культура среднего уровня (мидкульт), особый тип соединения высокой и популярной культуры.

(Г.Г. Кириленко).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. В чём автор видит силу массовой культуры? Укажите два названных в тексте фактора.

2. В тексте указан один из продуктов массовой культуры. Назовите любые два других её продукта, не упомянутые автором.

3. Проиллюстрируйте примерами любые две приведённые в тексте негативные характеристики массовой культуры. В каждом случае сначала зафиксируйте характеристику, а потом приведите пример.

4. Автор пишет о появлении в 70-80- годы ХХ века мидкульта. Укажите три преимущества мидкульта по сравнению с массовой и элитарной культурой, используя текст и собственный опыт.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. «Массовая культура…отвлекает людей от реальной жизни, питает их вымышленными картинами, погружает общество в летаргический сон. Многие социальные критики призывают осознать пагубную роль массовой культуры и внести коррективы в её практику. Культурфилософы пишут о том, что массовая культура привела к разрушению личности. Любовь изображается стандартными способами: избитые слова, трафаретные сцены, бесконечно много убийств и насилия. Язык многих народов становится всё грубее и примитивнее… Человек стал поживой манипуляции, он целиком опутан клейкими грёзами массовой культуры. Настала пора манипулирования массовым сознанием, когда можно дирижировать модой, досугом и поведением людей.

Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция. Исследователи также отмечают, что массовая культура выполняет в определённом смысле даже полезную психотерапевтическую функцию в обществе. Огромные психологические нагрузки, которые падают сегодня на каждого человека, вызывают у него потребность отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. И здесь массовая культура оказывается незаменимой. В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов, которые предумышленно стремились бы проникнуть в эмоционально-психологический мир человека. В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей. Массовое сознание начинает подвергаться всё более мощной и целенаправленной обработке, принимающей «индустриальные формы». Сегодня не обойтись без развёрнутой «индустрии сознания», цель которой заключается в том, чтобы добиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций, дабы удержаться в рамках усложнившейся в современном обществе социальной структуры». (П.С. Гуревич).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором?

2. В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? Укажите четыре негативных последствия.

3.Опираясь на содержание текста, знания курса и собственный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания».

4. В чем, по мнению автора, заключается позитивное влияние массовой культуры на современного человека? Приведите не менее трёх примеров.

ИСКУССТВО. «Искусство есть искусство есть искусство.»

Эта шутка, похоже, больше нравится представителям богемы, чем все остальные попытки определить искусство. Действительно, эта фраза, составленная всего из двух слов, связана с 6 различными смыслами: двумя смыслами слова «есть» (бытие и поедание), тремя смыслами слова «искусство» (искусство как специфическая форма деятельности, как умение и, наконец, как результат). Шестой смысл – это смысл всей фразы, который указывает на «самоедство» искусства, т.е. присущее искусству стремление к «чистоте»… И если выделение тех или иных профессиональных «миров» («мир науки», «мир обуви», «мир оружия») выглядит либо как рекламная гипербола, либо как откровенная нелепость, то словосочетание «мир искусства» не вызывает отторжения. А вызывает лишь вопрос: как такой мир возможен? (К.И. Якимец)

«Единственный признак истинного искусства – своеобразие, искусство всегда создаёт нечто новое…

Наслаждение созданием истинного искусства – в общении с душой художника. Читатель, зритель, слушатель – становятся причастны иной, просветлённой жизни. И между собой общаются они чувствами…

Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя представлять ему заранее составленные правила. Он – ещё неведомый мир, где всё новое. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть не понимая…

Цель в художественном творчестве только одна: выразить именно своё настроение, и выразить его полно. Общепонятость и общедоступность недостижима просто потому, что люди различны…

Все свои произведения художник находит только в самом себе. Век даёт только образы, только прикрасы; художественная школа учит внешним приёмам, а содержание надо черпать из души своей». (В.Я. Брюсов).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Перечислите четыре черты искусства, выделяемые авторами.

2. Укажите два значения, в которых в первом тексте употребляется термин «искусство».

3. Почему художнику, по мнению В.Я. Брюсова, нельзя представлять «заранее составленные правила»? Приведите три объяснения.

4. Опираясь на тексты и знания курса, объясните, как вы понимаете термины «богема», «чистое искусство», «рекламная гипербола».

ПОЛИТИКА. «Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления корпораций, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы берём столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни – государством.

Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает…

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествовавшие, то есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство…

Любое господство как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, а с другой стороны, – посредством этого подчинения – в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления…» (Макс Вебер).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

2. Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

«Подлинной профессией настоящего чиновника…не должна быть политика. Он должен управлять, прежде всего, беспристрастно – данное требование применимо даже к так называемым политическим управленческим чиновникам, - по меньшей мере, официально, коль скоро под вопрос не поставлены государственные интересы, то есть жизненные интересы господствующего порядка. Без гнева и пристрастия должен он вершить дела. Итак, политический чиновник не должен делать именно того, что всегда необходимым образом должен делать политик – как вождь, так и его свита – бороться. Ибо принятие какой-либо стороны, борьба, страсть – суть стихия политика, и, прежде всего, политического вождя.

Деятельность вождя всегда подчиняется совершенно иному принципу ответственности, прямо противоположной ответственности чиновника. В случае если (несмотря на его представления) вышестоящее учреждение настаивает на кажущемся ему ошибочным приказе, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно, как будто этот приказ отвечает его собственным убеждениям. Без такой в высшем смысле нравственной дисциплины и самоотверженности развалился бы весь аппарат. Напротив, честь политического вождя, то есть руководящего государственного деятеля, есть прямо-таки исключительная личная ответственность за то, что он делает, ответственность, отклонить которую или сбросить её с себя он не может и не имеет права. Как раз те натуры, которые в качестве чиновников высоко стоят в нравственном отношении, суть скверные, безответственные, прежде всего, в политическом смысле слова…

Кто хочет заниматься политикой вообще и сделать её своей единственной профессией, должен осознавать данные этические парадоксы и свою ответственность за то, что под их влиянием получится из него самого».

(М. Вебер. Политика как призвание и профессия).

 

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие две категории людей, участвующих в политической деятельности, называет автор?

2. Как понимает автор дело чести чиновника, и какое объяснение он даёт своему пониманию?

3. Автор пишет о роли чиновника в государственном аппарате, подчёркивая значение «нравственной дисциплины и самоотверженности» чиновника в работе аппарата. Опираясь на знание курса, приведите три аргумента в доказательство того, что только при чёткости и точности работы чиновников государственный аппарат может работать слаженно.

4. Автор отмечает, что позиция политического вождя в корне отличается от позиции политического чиновника. Опираясь на знание курса, укажите любые три функции политического вождя (лидера) в политической жизни современного общества.

ДЕМОКРАТИЯ. «Демократия – туманный термин. Он имеет множество значений и используется в самых разнообразных контекстах и с самыми разными целями. Тем не менее, существует расхожее мнение, что демократия – это особый тип социальной организации или система принятия решений. Согласно такому подходу, решение считается принятым демократически в той мере, в какой оно воплощает в себе артикулированные предпочтения большинства и является результатом процесса, в рамках которого были в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и учтены волеизъявления всех.

Демократия, таким образом, есть одновременно и состязательная система, обеспечивающая честную конкуренцию конфликтующих интересов и противостоящих целей, и система организации общественного обсуждения, призванная вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели. Исходя из подобных представлений, известный теоретик политики Р. Даль выделил следующие критерии совершенно демократического процесса: всеобщее избирательное право совершеннолетних; равенство при голосовании; равное и основанное на информации понимание существа стоящих проблем; эффективное участие в процессе принятия решений на всех его этапах; действенный контроль, как за выработкой повестки дня, так и за делегированием власти. Именно по этим параметрам демократия часто противопоставляется другим системам принятия решений, таким как монархия, олигархия, теократии, анархия и тоталитаризм. На тех же основаниях обычно проводятся и различия между особыми типами демократии, в частности между прямой и представительной.

Разумеется, демократия (подобно всем остальным социальным формам принятия решений) – это не просто некое обобщение или абстракция. Реальное демократическое принятие решений (как, впрочем, и недемократическое) всегда происходит в каком-то конкретном контексте – в определённое время и в определённом месте, по поводу определённых вопросов и для определённых людей. Таким контекстом могут быть, например, семья, школа, исследовательская лаборатория, спортивная команда, религиозное сообщество, округ или квартал, профсоюз либо фирма. В той мере, в какой любая из этих организаций, практик или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию». (Дж. Стур «Открывая демократию заново).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие два признака, по мнению автора, характеризуют решение, принятое демократическим путём?

2. Какие два противоположных по смыслу аспекта понятия «демократия» отмечает автор?

3. Назовите любые два из приведённых в тексте критериев «совершенно демократического процесса», закреплённых в современных правовых документах.

4. Опираясь на текст, проиллюстрируйте тремя конкретными примерами процесс принятия демократических решений в семье, школе, на предприятии, в общественных организациях.

 

«Демократия означает самовоспитание и информирование народа. Он учится думать, он знает, что происходит, он выносит суждения. Демократия постоянно способствует процессу просвещения народа. Олигархия партий, напротив, означает пренебрежение к народу. Она склоняется к тому, чтобы лишить народ информации. Пусть уж он лучше остаётся тёмным. Народу не нужно знать цели, которые ставит перед собой олигархия, если они вообще есть у неё. Вместо этого ему можно преподносить возбуждающие фразы, общие выражения, замысловатые требования морального характера и тому подобное. Народ постоянно находится в состоянии пассивности под влиянием своих привычек, эмоций, своих непроверенных случайных мнений…

Народ созревает для демократии в процессе собственной политической активности. Поэтому предпосылкой демократии являются понимание народом необходимости его широкого участия в политической жизни и его действительное участие в ней, а также доверие к народу – не к такому, каков он есть, а к такому, каким он должен быть.

Если хотят утвердить демократию, то единственной мыслью должна быть следующая: каким образом народ сам обеспечит себе возможности или как они ему будут даны, чтобы он мог проявлять разностороннюю политическую активность и таким образом достичь политической зрелости? Ибо, если народу не позволяют участвовать в политической деятельности, не существует другого способа для его созревания. Политическая зрелость не наступит сама собой». (К. Ясперс).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие три предпосылки демократии называет автор?

2. Какие три особенности характеризуют, с точки зрения автора, олигархию партий?

3. Как взаимосвязаны между собой демократия и просвещение народа? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, укажите три проявления этой взаимосвязи.

4. Докажите, опираясь на знания курса, собственный социальный опыт, что в современной России складываются условия для формирования политической зрелости народа. Приведите три аргумента.

ПОПУЛИЗМ. «Популюс» в переводе с латинского – народ. От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в том числе и в русском языке слова «популярность» и «популярный». Однако, при всём созвучии популярность не тождественна популизму. Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для достижения определённых политических целей. Популизм, отмечается в политологическом словаре, - это деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной политике – деятель, заигрывающий с массами. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложившихся под влиянием тех или иных обстоятельств….

Безнравственность популизма заключается в том, что он манипулирует доверием людей, деформирует его. В истории человечества необходимость объединения усилий, в том числе и в осуществлении конкретного политического курса, всегда вызывала потребность во взаимных обязательствах (политиков, правителей, с одной стороны, и народа – с другой) и, следовательно, в их взаимном доверии…

Популизм, устанавливая зачастую не без лицемерия заведомо фиктивные взаимные обязательства (своего рода сделку, совершённую под влиянием обмана), разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности. В этом заключается главный социальный вред популизма… (Малько А.В. «Популизм – тормоз демократии).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Что такое популизм и в чём его сущность?

2. Совпадают ли по смыслу словосочетания человек-популист и популярный человек? Ответ поясните.

3. В чём безнравственность и в чём социальный вред популизма? Приведите пример политических действий популистов.

4. Каков, на ваш взгляд, основной путь борьбы с популизмом в российском обществе? В чём его суть?

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ. «При выборе лица избиратели руководствуются не столько его способностями, сколько соответствием его образа мыслей и направления с их мнениями и интересами, и хотя юридически он становится независимым, общение мыслей должно сохраняться постоянно; остаётся зависимость нравственная. Если же связь исчезла, если представитель или сами избиратели отклонились от прежних убеждений, новые выборы дают гражданам возможность восстановить согласие, заменив прежнего представителя другим. Кратковременные выборы имеют в виду постоянное возобновление этой нравственной связи представителя с избирателями, тогда как цель долгих сроков состоит в большем ограждении общих государственных интересов посредством большей независимости представителей от случайных перемен и колебаний общественного мнения.

Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а во имя общего блага; он должен носить в себе сознание не только своих частных целей, но и общих начал, господствующих в общественной жизни. А для этого требуется высшая способность. Невозможно дать участие в управлении человеку, не понимающему государственных интересов. Это значило бы принести высшие начала, общее благо в жертву личной свободе, тогда как вся общественная жизнь держится подчинением личного начала общественному. Поэтому неспособные должны быть устранены от участия в политических правах. Это признаётся во всех государствах в мире, даже самых демократических, где свобода лежит в основании всего государственного устройства.

Народное представительство должно служить выражением целого общества, а не какой-либо части, ибо здесь дело идёт об общей для всех свободе, об общественной власти, о решении судьбы всех. Если низшие классы, по недостатку способности и развития, исключаются из политических прав, то высшие должны представлять собою всё разнообразие существенных интересов и элементов народной жизни. Поэтому для водворения политической свободы необходимо, чтобы способность к ней глубоко проникла в общество, чтобы она была распространена в различных общественных слоях, призываемых к совокупному участию в общем деле». (Б.Н. Чичерин).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. На чём основана нравственная связь между избирателями и их представителями? В каком случае она нарушается?

2. Какие последствия для избирательной системы автор видит в частых (кратковременных) выборах?

3. Опираясь на текст, назовите два качества, которые необходимы гражданам для полноценного участия в управлении государством. Какое качество вы добавили бы к указанным автором.

4. Допускает ли автор возможность ограничения права быть избранным для представителей низших классов? Обоснуйте свой вывод с помощью текста. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, приведите два аргумента в пользу всеобщего и равного избирательного права.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал