Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Западные и южные славяне
ПОЛЬСКАЯ ПРАВДА1 III. Также знайте, что польский судья не имеет при себе присяжных [лавников]. Но, если он видит возле себя, когда судит, пригодных людей, то приглашает их к себе и запрашивает их совета. И чей совет ему понравится, то тогда судит согласно ему. А если нет, то судит по своему мнению, считая его самым правильным. IV. Если кто-нибудь предстанет перед своим судьей и пожалуется на лицо, которое отсутствует, а на вопрос судьи ответит, что желает его позвать в суд, то судья прикажет коморнику2 позвать отсутствующего, а истец должен дать коморнику содержание и пару обуви или вместо обуви 20 пфеннигов, если тот, кого вызывают, живет не в той же деревне или не в том же ополе3. Но если коморник и тот, кого вызывают, оба живут в одной деревне, то коморнику платится два пфеннига. Если ответчик не явится в суд по первому и по второму вызову коморника или по знаку [распоряжению] судьи, то за каждый раз он подлежит штрафу в 6 гривен, а истец должен вызвать его указанным образом в третий раз. Если же он не явится и в третий раз, то истец выигрывает дело, и судья приказывает забрать имущество ответчика за его штраф и за долг истцу. Однако оправданием ответчику служит болезнь, тюремное заключение или служба королю. Эти препятствия должен доказать он сам с двумя свидетелями, которых он укажет и на которых судья согласится. Если же он вызван к самому королю и находится на службе у этого властелина, то, если истец присутствует, [ответчик] должен явиться в назначенное властелином место и время. Если истец жалуется на присутствующее лицо, то судья говорит ему: " Отвечай", – и ответчик перед ответом должен отложить шляпу, платок, который имеет вокруг шеи, и палку, если имеет. И не может держать в руках ни [палки], ни трости. Если чего-либо не выполнит, штрафуется на " trzysta''4 и заплатит в течение 14 дней. Если же этого не оплатит целиком или в данный срок [оплатит] не полностью, то подлежит штрафу в шесть гривен с оплатой в 14 ночей. Если же и этого не выполнит, то снова подлежит [штрафу] в шесть гривен, и судья заберет после [этих] трех раз [имущество] за все эти штрафы. Староста, то есть знатнейший в селе, и управитель [влодарь5], отвечающие перед своим господином, могут иметь в руке свою палку, [но] перед другим господином не могут. V. Если в ответ на жалобу истца ответчик заявит, что он не виновен, то судья спрашивает его, имеет ли он свидетеля; если тот утверждает, что имеет, то судья велит точас же назвать его [то есть свидетеля]; когда же назовет, то судья о каждом свидетеле в отдельности спрашивает у истца, принимает ли он его или нет, а истец отвечает " нет" или " да". Каждого, таким образом, принятого свидетеля судья велит записать и, когда они все записаны, то приказывает ответчику, чтобы он привел записанных на 14-й день. Тот, кто приводит их [то есть ответчик], должен дать 6 пфеннигов тому, который записывает свидетелей. Если ответчик по истечении 14 ночей явится вместе со своими свидетелями и ими [то есть при их помощи] докажет то, что должен [доказать], тогда освобождается от обвинения. Если, однако, истец, приняв сперва свидетелей, впоследствии обвиняет их в том, что они все или некоторые из них куплены, то он должен при этом заявить: " Свидетели куплены, я их не хочу и буду биться". Тогда тот, которого истец обвинил, должен с ним биться. Когда же ответчик должен присягать, он должен так говорить: " В том, в чем меня обвиняет N, я не виновен; поможет мне в этом бог и святой крест". При этом он должен положить два пальца правой руки, а именно, второй и третий [пальцы] на крест, в противном случае присяга не действительна. Прежде должен произнести слова, а потом коснуться креста. Точно так же поступают и свидетели; они должны так поклясться: " N невиновен в этом, в чем обвиняет его R; в этом поможет мне бог и святой крест." Если у ответчика недостает одного свидетеля, потому ли, что свидетель не явился, или его присяга будет признана недействительной, или он будет отвергнут, то ответчик проигрывает, а каждый свидетель [из-за которого дело проиграно] платит штраф в 6 гривен. Но если свидетель в это время был в другом суде, он должен доказать это судье с тем, чтобы штраф был ему возвращен. Судья приказывает всем оплатить штраф в течение 14 ночей; кто не заплатит вовремя, тот подлежит другому такому штрафу, а в третий раз забирается его [имущество] за это. VI. Если крестьянин, находясь под властью своего господина, обвиняется другим господином, тогда должен сказать, что он не обязан ни перед кем отвечать, только перед своим господином; перед ним же он охотно ответит. Таким образом, истец не должен больше принуждать его к суду, а должен обратиться к его господину и ему жаловаться на него, если хочет получить удовлетворение. При этом он должен дать господину залог на случай, если ему [истцу] придется платить штраф. А если крестьянин станет отвечать перед чужим господином, то он обязан уплатить своему господину штраф в 6 гривен. VII. Если кто-нибудь, напав на другого, хочет его убить, а тот в защите ранит его и, явившись перед его судьей, обвинит его со свидетелями в том, что [тот] напал на него и хотел убить, и подтвердит это сам-семь, то нападавший, даже если он ранен, должен уплатить 6 гривен; если же кто-нибудь убил нападавшего на него, то он уплатит только за голову6 и больше ничего, лишь бы он доказал, как сказано выше, что он подвергся нападению. VIII. Если кого-нибудь убьют в поле или на дороге, тогда тот, кто его похоронит7, заплатит за его голову, а господина вознаградит 50-ю гривнами. Если убитый является рыцарем или купцом, за него платят пятьдесят гривен; за немца, которого поляки называют гостем, платят тридцать гривен. Если же убитый в поле или на дороге лежит на месте и неизвестно, кто его убил, тогда господин созывает ополе к себе и на него возлагается штраф за убитого. Если ополе не может обвинить кого-нибудь другого в этом убийстве, оно должно заплатить за голову, как сказано выше. Если же ополе назовет какое-нибудь село и заявит, что убийство было совершено в нем, а это село в свою очередь утверждает, что оно неповинно, тогда оно должно оправдаться полем [судебным поединком] или заплатить за голову. Если же село обвиняет в убийстве какой-нибудь род, а род этот утверждает, что он неповинен, то этот род должен снять с себя вину полем [поединком] или заплатить за голову. Если семья возлагает вину за убийство на какого-либо человека, а он называет себя невиновным, тогда он должен биться [на поединке] или нести раскаленное железо8. Если при этом испытании он окажется побежденным, тогда должен заплатить за голову столько, сколько указано выше. Если кто-нибудь будет убит в селе или около него, а крестьяне схватят убийцу и выдадут его господину или судье, тогда им не будет никакого ущерба. Подобным же образом, если кто-нибудь будет убит около села, а крестьяне, не сумев схватить убийцу, гонятся за ним по следу с криком до другого села, тогда тоже им не будет ущерба, но это село должно дальше с криком преследовать убийцу до другого села и таким же способом каждое село должно гнать по следу от одного села до другого до тех пор, пока не будет схвачен тот, кто совершил преступление. Село, до которого дошел след с криком, не пожелавшее гнать дальше по следу, заплатит за голову [убитого]. IX. Таким же образом гонятся вслед за грабителем или вором от ополя к ополю, от села к селу, как сказано выше. XI. Если лошадь или другая вещь, охраняемая законом, будет обнаружена у кого-нибудь, а тот, кто ее обнаружит, заявляет, что эта вещь украдена у него, тогда судья приказывает тому, у кого обнаружена вещь, отвечать на обвинение. Если же этот человек утверждает, что он эту вещь купил, тогда судья приказывает ему, чтобы он в течение 14 ночей привел того, у кого купил ее; он также должен представить поручителя в том, что он вернется в суд и приведет того, от кого он приобрел. ... Если он явится в суд с продавцом и тот признает, что обнаруженную вещь он ему продал, тогда он становится ответственным перед истцом вместо вызванного владельца вещи и должен тоже указать лицо, у которого приобрел [эту вещь] таким же образом, как о том рассказано. Но если ссылка на другого не нашла подтверждения, тогда истец получает обнаруженную вещь обратно, а ответчик уплатит штраф в 12 гривен. XII. Некоторые утверждают, что тот, кто из княжеского пастбища украдет лошадь, должен заплатить 70 гривен. Штраф 70 гривен платит тот, кто приведет из одной земли в другую или из одного ополя в другое человека, который кого-нибудь ограбит, или обкрадет, совершит поджог, убьет кого-нибудь, совершит насилие. Если же совместно со свидетелями он хочет присягнуть в том, что не привел этого преступника, тогда он должен присягнуть сам-двенадцать. Также тот, кто крадет то, что находится в княжеском подвале или кухне, или в его замке, платит штраф 50 гривен. Если же совместно со свидетелями он хочет присягнуть в том, что невиновен, тогда он должен присягнуть сам-девять. Тот, кто ворует что-либо в доме рыцаря или крестьянина, заплатит штраф в 12 гривен. Если же обвиненный в этих кражах должен совместно со свидетелями присягнуть, то будет присягать сам-шесть. XV. Большая [общая] дорога охраняется королевским миром, и тот, кто на дороге совершает преступление, тот нарушает королевский мир, что поляки называют господской рукой. ...Кто убьет на большой дороге купца или рыцаря, тот заплатит за [его] голову родственникам пятьдесят гривен, а если родственников нет, то заплатит эту сумму королю вместе с другими пятьюдесятью гривнами за нарушение королевского мира. Если же хочет присягнуть [в невиновности], то должен присягнуть сам-девять. Кто убьет на большой дороге кмета9, тот заплатит за голову тридцать гривен, а королю за нарушение мира – пятьдесят. Присягнуть [в невиновности] он должен сам-шесть... Если кмет на сельской дороге побьет рыцаря, не убив его, то должен уплатить шесть гривен за это, а шесть гривен – за нарушение мира на дороге; если будет оправдываться, то присягнет сам-третий. Рыцарь же, побивший на дороге кмета, не убив его, заплатит за это " trzysta", а за нарушение мира шесть гривен; обвиняемый присягает [в невиновности] сам-друг... XVII. Кто изнасилует девицу или похитит против ее воли, тот поплатится штрафом в пятьдесят гривен судье, а девице столько, сколько установит судья за ее поругание. Подобному же суду подвергается тот, кто изнасилует замужнюю женщину или увезет против ее воли; тот, кому придется оправдываться присягой, присягнет сам-девять. Но если дочь или жена кмета идет в лес или в поле за ягодами или за яблоками, или по другим делам и там будет изнасилована, тогда насильник заплатит шесть гривен; оправдываясь присягой, будет присягать сам-третий. А если дочь кмета идет в лес, в поле за яблоками или по другим делам, куда ей не приказано, и будет там изнасилована, тогда насильник поплатится только штрафом " trzysta", оправдываясь [присягой] сам-друг. XXI. Если умрет рыцарь, имеющий сына или нескольких сыновей, получающих его наследство, тогда они должны свою мать оставлять в том же владении, каким она обладала раньше, пока она пожелает оставаться вдовой... XXII. Если умрет кмет, не имея сына, то господин берет его имущество; однако он должен выдать его жене ее подушки и покрывала на скамьи, а также то, что называют " дзеницей", на которой спят. Ей надлежит оказать также щедрость из имущества мужа, давая ей корову или трех свиней или может быть больше, или другой скот на ее содержание. Если же кмет имеет сына, наследующего после его смерти, тогда тот [сын] оставляет свою мать при себе, если она по-прежнему хочет оставаться незамужней. Но если она не желает оставаться вдовой, сын отдает матери ее подушки, покрывала и ее " дзеницу"; а если желает дать ей больше, то это зависит от его воли. Если же умирающий оставит дочь, тогда тот, кто берет наследство, должен дать ей приданое, будь то сын или господин. XXIII. Когда судья приказывает отвечать в суде тому, на кого поступила жалоба, а тот заявляет, что он невиновен, тогда судья спрашивает его, имеет ли свидетелей? Если тот ответит, что не может их иметь, то судья прикажет ему биться [на поединке]. Если же ответчик заявит, что охотно будет биться, тогда ему дается срок 14 дней. Но если обе стороны хотят биться сразу, то судья им это разрешает. Если они оба кметы, то они бьются дубинами, но если кмет жалуется на рыцаря, тогда должны биться мечами. Если же рыцарь обвинит кмета, тогда должен биться дубиной; надлежит обсыпать голову пеплом так, чтобы волосы были полны пепла, насколько он может в них держаться; и это для того, чтобы кровь задерживалась в пепле, если бы [ему] угодили в голову, и не попала ему в глаза и из-за этого мешала бы ему в борьбе... Каждый из борющихся также может иметь щит и подушку под плечом, чтобы легче было носить щит; и каждый может иметь дубину. Если она у него упадет, то приказывает, чтобы ему ее снова подали; и так бьются далее до той поры, пока один из них сам признает себя побежденным или будет таковым признан. ... Если бьется обвиняемый в измене государству и будет побежден в этом поединке, то его надлежит побить камнями; если же ему разрешат оправдываться в обвинении об измене, то должен присягать сам-двенадцать. Если князь обвиняет кого-нибудь в каком-либо преступлении, и этот должен биться [на поединке], тогда князь приказывает биться с ним кому-нибудь из своих людей, как захочет указать, или зависимому или тоже свободному. XXIV. Если судья приказывает биться ответчику, не могущему представить свидетелей, а тот заявляет, что не может биться, и каким-либо образом докажет эту невозможность, тогда он должен нести железо [подвергаться испытанию железом]. Об этом имеется двоякий обычай: один таков, что кладут [куски] железа один от другого на расстоянии одного шага, не очень далеко, но так, чтобы обыкновенный человек мог по ним шагать. Должен быть сделан один [шаг] до первого железа, от которого дальше должен шагать по железу так, чтобы мог сделать три шага. [Куски] железа должны быть сделаны такими, как стопа человека от пятки до середины ноги. Если кто обожжется, тогда он побежден [обвинен]. Если также на железо не наступит, или шаг не надлежаще сделает, то тогда равным образом считается побежденным. Надлежит, однако, ему рану обвязать воском вплоть до третьего дня и человеку тщательно сделать перевязку, а затем посмотреть, обожжен ли или нет. Того, кто по железу так должен шагать, должны провожать два человека и научить его, как дальше должен ступать по железу, чтобы сделал это в надлежащее время и не промахнулся... Другой обычай таков, что кладут железо на камень или на железо с пустым местом под низом, чтобы там человек его мог ухватить и пронести это раскаленное железо три шага. Если он его бросит, то этим убеждает в том, в чем его обвиняют. Это же и в том случае, если обожжет себе руку. Руку надлежит ему перевязать, как сказано выше. Те [куски] железа, которые положены как по первому, так и по второму обычаю, должны быть раскалены докрасна и священник должен благословить их крестом. XXV. Если кого-нибудь обвиняют, то судья повелевает ему отвечать, а тот заявляет, что он невиновен; тогда судья спрашивает его, есть ли у него свидетели. Если он скажет, что их не имеет, а судья хочет разрешить дело в этот же день, то он выносит решение, чтобы обвиняемого опустили в воду... После того, как священник окропит воду святой водой, обвиняемого должны посадить так, чтобы его руки были связаны с голенями и воткнуть бревно между коленями и плечами так, чтобы ни руками, ни ногами не мог спасаться. Кроме того, ему [надлежит] сделать значок на голове, по которому можно было узнать, тонет ли человек или плывет. Также нужно обвязать его веревкой вокруг живота, чтобы можно было его вытащить, если бы тонул. Если тогда не погрузится, но выплывет над водой, то этим доказывается то, в чем его обвиняют. Надлежит знать, что судьи неохотно назначают испытание в воде по более важным делам... XXVIII. Если от какого-либо господина зависимые сбегут в другую землю, и этот господин своего посланца с письмом или известного посланца без письма отправляет к господину этой другой земли, тогда тот должен вернуть их [сбежавших кметов] обратно... XXIX....Они [кметы]... обязаны огораживать господский двор и три дня в сенокос косить сено; женщина же обязана три дня жать хлеба во время жатвы. Те же, которые являются собственными господскими людьми, должны работать тогда, когда им приказывают. Имеются, однако, некоторые зависимые, каждый из которых служит во дворе в течение месяца, не уходя со двора, пока другой не придет на его место. Эти зависимые живут совместно в селах, которые им назначены, и работают на свое пропитание, так как все, выполняющие такие услуги во дворе, должны жить своим хлебом. (Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. – М., 1961. – ЗАКОННИК СТЕФАНА ДУШАНА10 3. И ни один брак да не совершится без венчания, и если же совершится без благословения и церковного опроса, таковой да расторгнется. 4. И в духовном деле каждый человек да имеет повиновение и послушание своему архиерею. Если же кто окажется согрешившим против церкви или нарушившим что-либо в настоящем Законнике волею или нежеланием, пусть повинится и удовлетворит церковь, если же ослушается и отстранится от церкви, не захочет исполнить повеления церкви, тогда да будет отлучен от нее. 10. И кто окажется еретиком, живя между христианами, да пожжется по лицу [заклеймится] и да изгонится. Кто же его будет таить, и тот да заклеймится. 12. И духовное дело миряне да не судят. Кто же из мирян окажется судившим церковное дело, да платит 300 перперов11. Только церковь да судит. 16. И на тысячу домов да питается в монастырях 50 монахов. 21. И кто продаст христианина в иную веру, да будет усечен и обрезан ему язык. И из властельских людей, которые сидят по церковным селам и катунам12, пусть всякий возвратится к своему господину. 24. Над церквами пусть имеет власть господин царь и патриарх и логофет13 и никто другой. 31. Церковные люди во всякой тяжбе да судятся перед своими митрополитами и перед епископами и игуменами; если будут оба человека одной церкви, да судятся перед своей церковью. 32. И какие имеются меропсхие14 села моего царства в Загорье и в других местах, церковные люди да не ходят на меропшины ни на село, ни на пашню, ни на виноградники, ни на какую работу, ни на малую, ни на великую. От всех работ освободило их мое царское величество, только да работают для церкви... 37. Властели и властеличи15, которые находятся в державе моего царского величества, сербы и греки, что кому пожаловало мое царское величество в бащину хрисовулом16 и чем они владеют до этого собора, те бащины да будут тверды. 38. И все хрисовулы и указы, что кому выдало мое царское величество и что кому выдаст, и те бащины да будут тверды, как и первых правоверных царей. Да вольны ими: и даровать церкви, или отдать на помин души или продать иному кому-либо. 39. Который властитель не имеет детей, или имеет детей, и они умрут, после его смерти бащина пуста, пока не найдется от его рода до третьего племянника, такой да получит его бащину. 40. И все бащины да будут свободны от всех тягостей и податей моего царства, разве да дают сок17 и да ходят на войну по закону. 41. Да не волен господин царь, ни краль, ни госпожа царица ни у кого взять бащину насильно, ни купить, ни променять, разве кто сам захочет. 44. И отроки, которых кто-либо имеет, да их имеет в бащине; только если даст свободу властитель или его жена или его сын, тогда они свободны, а иначе никак. 49. Властитель, который выбранит и осрамит властелилича, да платит 100 перперов, а если властелилич выбранит властителя, да платит 100 перперов и да будет бит палками. 51. За измену, за всякое преступление [отвечают] брат за брата и отец за сына, родственник за родственника. Те же, которые отделены от такового [преступника и живут] в своих домах и не согрешили, да не платят ничего, исключая того, который согрешил, и дом того да платит. 52. И который властитель изнасилует властелицу, да отсекутся ему обе руки и отрежется нос. Если же себр18 изнасилует властелицу, да будет повешен. Если же изнасилует себе равную, да отсекутся ему обе руки и отрежется нос. 53. Если же властелица блуд сотворит со своим человеком, да отсекут им обе руки и отрежется язык. 54. И если себр выбранит властеля, да платит 100 перперов. Если же властель и властелилич выбранит себра, да платит 100 перперов. 58. Да не волен никто продать пронию19, ни купить, кто не имеет бащины. Из прониярской земли никто да не волен отдать церкви; если же отдаст, да не будет твердо. 61. Великий властель да не приглашается на суд без судейской грамоты, а прочим – печать. 65. Братья, которые живут вместе в одном доме. Если кто позовет их на дому, то кто из них придет, тот пусть и отвечает. Если же найдет его на царском дворе или судейском, да придет он и скажет: " Я представлю на суд старшего брата", то пусть представляет, и да не принуждают его отвечать. 66. Отроки и меропхи, которые сидят вместе в одном селе, всякую плату, которая приходит, да платят все вместе [по числу душ]. Как плату платят и работу работают, так и землю да держат. 67. Меропхам закон по всей земле. В неделю да работают два дня помещику и да дают ему в год царский перпер и безвозмездно да косят ему сено один день и [обрабатывают] виноградник один день, а кто не имеет виноградника, да выполняют они ему другие работы один день. И что наработает меропх, то все приобретает, а иного сверх закона ничего у него да не отымется. 68. Да не будет собора себров. Если же найдется какой собиратель, да отрежутся ему уши и да выжгутся ему ресницы. 71. И кто из несвободных придет на царский двор, пусть будет всякому воздана правда, кроме властительского отрока. 75. Если кто потравит жито или виноградник или луг неумышленно, да заплатит за такую потраву, что назначат присяжные, которые оценяют. Если же умышленно потравит, то платит за потраву 6 волов. 79. О сельских межах да представят обе тяжущиеся стороны, каждая по равному числу свидетелей, как следует по закону. И как скажут свидетели, так да будет. 84. Да не будет никаких судебных пошлин ни за котел20, ни за оправдание; оправданный да не дает судьям никакой пошлины за оправдание; пошлины за поруку да не будет на суде, [равно как не допускается] клеветы, ни самоуправства; только да судятся по закону. 86. И где откроется убийство, тот, который начал драку, да будет виноват, если и будет убит. 87. Кто не пришел намеренно с насилием и сотворил убийство, да платит 300 перперов, буде же пришел намеренно, отрубить ему обе руки. 88. Когда тяжутся властели, кто в чем будет уличен на суде, да представляет поручителей. 89. Кто позовет ответчика перед судьей и [сам] не придет, позвавши на суд, но останется дома, то позванный [ответчик], если явится в срок перед судьями и отстоит положенное законом время, да освободится от того иска, за который был позван, ибо позвавший остался дома. 93. Кто облегчит побег чужого человека в чужую землю, то обязан доставить хозяину семерых. 94. Если властель убьет себра в городе или в жупе или в катуне, да платит тысячу перперов; если же себр убьет властеля, то отрубить ему обе руки и заплатит 300 перперов. 95. Если кто обругает святителя или монаха или попа, да платит 100 перперов; а кто окажется убившим святителя или монаха или попа, да будет тот убит и повешен. 96. Кто окажется убившим отца или мать или брата или дитя свое, да будет такой убийца сожжен на огне. 97. Кто вырвет волосы из бороды властеля или доброго человека, то отрубить ему обе руки. 98. Если схватятся за бороду два себра, то пеня за это 6 перперов. 99. Кто окажется поджегшим дом, или гумно, или солому, или сено, или село, то село обязано выдать поджигателя. Если же село его не выдаст, да платит оно все за то, что обязан был заплатить и претерпеть поджигатель. 100. Если же кто подожжет вне села гумно или село, то округа заплатит или да выдаст она поджигателя. 101. Насилия да не будет никому ни в чем в земле моего царства. Если же кто подвергнется наезду или насилию с похвальбою, те кони, с которыми наехали, все да отберутся, половина моему царскому величеству, а половина тому, на кого наехали. 103. Если отроки, то пусть судятся перед своими господами по всем своим делам, – а по царевым [делам], да идут перед судьей, [т.е.] по убийству, по вражде [т.е.по делам, обложенным штрафом " враждою" ], по воровству, разбою, укрывательству беглых. 106. Если кто из людей, служащих при дворах властительских, сотворит какое-либо зло, то прониярича оправдывает его отцовская дружина поротою21, а себр да подвергнется испытанию кипятком. 108. Относительно пошлины за ввод во владение да будет так: пошлина за землю – приставу 3 перпера, за село – 3 перпера, за мельницу – 3 перпера, за жупу, за всякое село – 3 перпера, за город – конь и одежды, за виноградник – 3 перпера, за коня – 1 перпер, за кобылу – 6 динарий, за вола – 4 динаря, за овцу – 2 динаря. 112. Кто окажется осрамившим судью, если будет властель, да отымется у него все, если же село, да будет разграблено и разорено. 116. Кто чьего человека принял из чужой земли, а он убежал от своего господина от [его] суда, если [беглый] представит царскую милостивую грамоту, да не будет она сочтена недействительною. Если же не представит милости, то [беглый] возвращается ему [т.е. прежнему владельцу]. 119. Купцов, которые ходят по царской земле, да не волен никакой властель или какой-нибудь человек задерживать насильно или разбивать [их] товар, а деньги навязывать им силою. Кто же будет уличен в насильственном разбитии или раскрытии товаров, да платит 500 перперов. 121. Царский цариник22 да не волен принуждать или задерживать какого-либо купца, дабы он продавал ему товар за бесценок. Пусть всякий свободно проходит по торгам и пусть всякий свободно ходит со своим товаром. 123. Если же властель задержит купца, то платит 300 перперов; если его цариник задержит, то платит 300 перперов. 132. В войске [на походе] да не бывает ссоры. Если же двое поссорятся, да бьются они, а иной никто из воинов да не помогает им. 133. Всяк да волен купить из военной добычи, приобретена ли она на царской [себрской] или в чужой земле. Если же кто его обвиняет, говоря: " Это моя [вещь]", то пусть порота по закону его оправдывает, что он купил в чужой земле и что он не вор, не пособник, не соучастник. Тогда [по таком оправдании] пусть владеет [этой вещью], как своею [собственною]. 138. Хрисовулы моего царского величества, что дарованы городам моего царства, что в них написано, да не вольны того нарушить в них ни господин царь, ни кто-либо другой. Да будут тверды хрисовулы. 141. Повелевает мое царское величество, никто да не принимает ничьего человека. Ни мое царское величество, ни госпожа царица, ни церковь, ни властель, ни другой какой-либо человек да не принимает ничьего человека без грамоты моего царского величества. Иначе да наказывается всякий, как изменник. 142. Также и торги и князья в городах, если примут чьего человека, то наказываются таким же образом и да возвратят его. 146. Повелевает мое царское величество по всем землям и городам и по жупам и по окраинам, да не будет разбойника и вора ни в коем пределе и таким образом да укротится воровство и разбой; в котором селе найдется вор или разбойник, то село да будет разграблено, а разбойник да будет повешен головою вниз, а вор да будет ослеплен, а господин того села да будет приведен связанным к моему царскому величеству и да платит за все, что натворил [зла] разбойник и вор с самого начала и вдобавок да будет [он] наказан, как вор и разбойник. 149. Если судьи, которых мое царское величество поставило судить по земле, пишут о чем-либо, о разбойнике и воре или о каком-либо судебном деле, и нарушат грамоту судьи моего царского величества, или церковь, или властель, или какой-нибудь человек в земле моего царства, все те да судятся, как нарушители моего царского величества. 151. Указанным образом да будет наказан явный разбойник и вор, и таково [их] уличение: если у них найдется что-либо поличное или если схватят их на разбое или воровстве, то да предадут их или жупе, или селам... или властелю, который над ними, как написано выше; такие разбойники и воры да не будут помилованы, да будут ослеплены и повешены. 152. И если кто на суде обвиняет кого в разбое и воровстве, а не будет улик, да будет им в оправдание железо, как то постановило мое царское величество; да вынут его [железо] у церковных ворот из огня и да [понесут и] положат его на свой алтарь. 153. Повелевает мое царское величество: отныне и в будущем да будет порота и за большое дело и за малое; в большом да будет 24 поротника, а в малом – 12 поротников, а в меньшем деле – 6; и эти поротники да не вольны никого помирить, но только оправдать или обвинить, и пусть будет всякая порота в церкви, и поп в ризах да приведет их к присяге; и в пороте, за кого большинство клянется и кого большинство оправдает, тем следует [и] верить. 156. Которые соприсяжники поклянутся и оправдают кого-либо по закону, и если после этого оправдания действительно откроется поличное у этого оправданного, коего оправдала порота, то мое царское величество да возьмет с этих поротников по тысяче перперов, и пусть более не дается веры этим поротникам и да никто из них ни замуж не выходит, ни женится. 165. Все судьи, что судят, да записывают судебные решения и да хранят при себе записи, а другой список переписавши дают тому, который оправдался на суде. Судьи да посылают приставов добрых, справедливых и достойных веры. 167. Если окажется какой-либо мошенник и ищет с кого-либо обманом, ложью и клеветою, таковой да будет наказан как вор и разбойник. 168. Пьяница, откуда идет и схватит кого-либо или ударит или окровавит, а не до смерти, таковому пьянице да будет вырван глаз и отсечена рука; если же пьяный задерет кого, нанесет другое оскорбление, а не окровавит, то дать ему 100 палок и кинуть в темницу и по выводе из темницы бить его [палками] и отпустить. 169. Тяжущиеся, которые придут на суд моего царского величества, что скажут вначале, тем речам и верить, и по тем речам и судить, а последним [не верить] ни в чем. 173. Еще повелевает мое царское величество. Если пишет грамоту мое царское величество или по злобе на кого-либо или по любви или по милости, и эта грамота отменяет Законник не по правде и не по закону, как пишет Законник, то судьи да не верят такой грамоте, но да судят и вершат [дело], как [следует] по правде. 174. Все судьи пусть судят по Законнику, справедливо, как написано в Законнике, и да не судят по страху моего царского величества. 177. О судье, который находится при дворе моего царского величества. Если совершится преступление [при дворе], пусть судится им; если же случайно явятся тяжущиеся ко двору моего царского величества, да рассудит их придворный судья, но никто да не вызывается на двор моего царского величества помимо окружных судей, которых поставило мое царское величество, но идет всякий к своему [окружному] судье. 178. Все города по земле моего царства да руководствуются по всем законам, какие были при первых царях; а по судебным делам, что имеют между собою, да судятся перед городскими владельцами и перед церковным клиром; а кто из жителей жупы ищет с горожанина, да учинит с ним тяжбу перед городским владельцем и перед церковью и перед клиром по закону. 180. Если судьи куда-либо посылают приставов и свои грамоты и если кто ослушается и прогонит пристава, то судьи да пишут грамоту кюфалиям23 и властелям: в чьей области будут такие ослушники, да исполнят эти власти то, что пишут судьи; если же эти власти не исполнят, то да наказываются они, как ослушники. 181. Судьи да ходят по землям, где у кого свой округ, и да надзирают и защищают убогих и нищих. 182. Если кто получит какую-либо чужую вещь, захваченную или украденную [поличное] или взятую силой, каждый в таком случае да идет на свод; если же кто купил [вещь] где-либо, или в земле моего царского величества или в иной [не моей] земле моего царства, да ходит всегда на свод по такому случаю; если же не пойдет на свод, то платит по закону. 183. Повелевает мое царское величество судьям. Если окажется большое дело, а судьи не в состоянии будут [сами] его рассудить и разрешить по его важности, то один из судей с обоими тяжущимися да предстанет перед моим царским величеством. И как будут судить кого-либо судьи, да записывают всякое дело, дабы не было обмана; и да творится [все] по закону моего царства. 184. Кто [живет] в каком судебном округе, то не волен [никто] призывать [другого на суд] ко двору моего царского величества или куда-либо в другое место, но пусть идет всякий к своему судье, в чьем живет округе, дабы рассудиться по закону. (Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. – М.,
|