Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материал и задача лингвистики; ее отношение к смежным дисциплинам






Материалом лингвистики являются прежде всего все факты речевой деятельности человека как у первобытных народов, так и у культурных наций, как в эпоху расцвета того или другого языка, так и во времена архаические, а также в период его упадка, с охватом в каждую эпоху как форм обработанного, или «литера­турного», языка, так и форм просторечных — вообще всех форм выражения. Это, однако, не все: поскольку речевая деятельность в большинстве случае недоступна непосредственному наблюдению, лингвисту приходится учитывать письменные тексты как единствен­ный источник сведений о языках далекого прошлого или далеких стран. В задачу лингвистики входит:

а) описание и историческое обследование всех доступных ей языков, что ведет к составлению истории всех языковых семейств и по мере возможности к реконструкции их праязыков;

б) обнаружение факторов, постоянно и универсально действу­ющих во всех языках, и установление тех общих законов, к кото­рым можно свести отдельные явления в истории этих языков;

в) определение своих границ и объекта.

Лингвистика весьма тесно связана с рядом других наук, кото­рые то заимствуют у нее ее данные, то предоставляют ей свои. Границы, отделяющие ее от этих наук, не всегда выступают впол­не отчетливо. Так, например, лингвистику следует строго отгра­ничивать от этнографии и от истории древних эпох, где язык учи­тывается лишь в качестве документа. Ее необходимо также отли­чать и от антропологии, изучающей человека как зоологический вид, тогда как язык есть факт социальный. Но не следует ли вклю­чить ее в таком случае в социологию? Каковы взаимоотношения лингвистики и социальной психологии? В сущности, в языке все психично, включая его и материальные и механические проявле­ния, как, например, изменения звуков; и, поскольку лингвисти­ка снабжает социальную психологию столь ценными данными, не составляет ли она с нею единое целое? Всех этих вопросов мы касаемся здесь лишь бегло, с тем чтобы вернуться к их рассмотре­нию в дальнейшем.

Отношение лингвистики к физиологии выясняется с меньшим трудом: отношение это является односторонним в том смысле, что при изучении языков требуются данные по физиологии зву­ков, тогда как лингвистика со своей стороны в распоряжение физиологии подобных данных предоставить не может. Во всяком слу­чае, смешение этих двух дисциплин недопустимо: сущность язы­ка, как мы увидим, не связана со звуковым характером языкового знака.

Что же касается филологии, то, как мы уже знаем, она резко отличается от лингвистики, несмотря на наличие между обеими науками точек соприкосновения и те взаимные услуги, которые они друг другу оказывают.

В чем заключается практическое значение лингвистики? Весь­ма немногие люди имеют на этот счет ясное представление, и здесь не место о нем распространяться. Во всяком случае, очевид­но, что лингвистические вопросы интересны для всех тех, кто, как, например, историки, филологи и др., имеет дело с текстами. Еще очевидно значение лингвистики для общей культуры: в жизни как отдельных людей, так и целого общества речевая деятельность явля­ется важнейшим из всех факторов. Поэтому немыслимо, чтобы ее изучение оставалось в руках немногих специалистов. Впрочем, в дей­ствительности ею в большей или меньшей степени занимаются все; но этот всеобщий интерес к вопросам речевой деятельности влечет за собой парадоксальное следствие: нет другой области, где возни­кало бы больше нелепых идей, предрассудков, миражей и фикций. Все эти заблуждения представляют определенный психологичес­кий интерес, и первейшей задачей лингвиста является выявление и по возможности окончательное их устранение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал