Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий. Обратимся к фрагменту. Рассматривая силу русского характера, Федоров видит ее истоки в широте земли русской






Обратимся к фрагменту. Рассматривая силу русского характера, Федоров видит ее истоки в широте земли русской. “Воспитанные широкими просторами суши и океана”, богатствами недр, лесов, полей русские люди также щедры и бескрайни в поступках и делах. Величие и сила духа требуют соответствующего приложения этих способностей, в противном случае “неизбежны перевороты и всякого рода нестроения”. Земля Русская рождает такие характеры, которым нужен простор для реализации своих устремлений. Простор небесного пространства может стать ареной великого подвига. Далее, философ анализирует истоки формирования предрассудка о недоступности небесного простора. Хотя многие ученые, философы втайне не могут отделить себя (человека) от околоземного пространства, рассматривают различные варианты освоения этих, пока еще неизведанных миров. Философ приводит аналогию между процессом изучения планет Солнечной системы и “открытия новых «землиц»”. Великий подвиг человечества заключается в воскрешении умерших поколений, которое невозможно осуществить без обладания небесным пространством. И, в свою очередь, без воскрешения невозможно достижение полного обладания небесными мирами. В деле воскрешения человек должен опираться на все достижения науки, свой разум вносить в природу. От понимания и познания жизни надо перейти к ее преобразованию, к управлению природными процессами, ибо человек для того и наделен разумом, чтобы внести этот разум в природу. Задача человека заключается в кардинальном преобразовании “ всего природного, дарового в произведенное трудом, в трудовое”. Всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными силами, выйти в космос для его активного освоения и преображения. Научные достижения, открытия, изобретения надо использовать не в качестве увеселительных средств и забав, а направить их в образовательное русло, к новым научным исследованиям и опытам. “Аэростат, паря над местностью, вызывал бы отвагу и изобретательность, … и это было бы приглашением всех умов к открытию пути в небесное пространство”.

Далее Федоров переходит к рассуждениям о целесообразности наших знаний об “ожидающей Землю судьбе”. Вначале он рассматривает возможный случай, что эти знания естественны, т.е. необходимы. Получается, что наши знания о предстоящей участи Земли есть ничто иное, как знак природы, Бога – это призыв человечества к конкретным, целеустремленным действиям, направленным на освоение космоса, ибо человек должен быть “не праздным пассажиром, а прислугою, экипажем нашего земного”. По Федорову, именно для этого человек и наделен разумом, чтобы быть, своего рода, инструментом в руках Бога. Федоров считает, что для того чтобы получить информацию о чем-то, надо, в первую очередь, научиться этим чем-то управлять. Вообще говоря, это довольно интересная гипотеза, она совершенно противоположна классическому представлению о последовательности действий: вначале изучи, потом управляй.

Федоров рассматривает и второй случай, когда наши знания об “ожидающей Землю судьбе” являются неестественными, ненужными, пустой информацией, не сподвигающей к действиям. Этот вариант философом подвергается яростной критике, ибо в этом случае только и остается, что “сложить руки и застыть”, наблюдая за гибелью не только самой Земли с живущим на ней в данный момент человечеством, но и гибелью перспективы всеобщего воскрешения (следовательно, окончательной гибелью всех предыдущих поколений). Т.к. Федоров относился с большой ненавистью к науке (наука у него – всего лишь одно из средств достижения главной цели – " воскрешения отцов"), то согласно его мнению, второго варианта может придерживаться только кабинетный ученый, “который и сам есть величайшая аномалия, неестественность”.

Философ утверждает, что фантастичность перехода из одного мира в другой мнимая, кажущаяся. Необходимость такого перехода очевидна для тех людей, которые объективно смотрят на вещи, которые стремятся построить действительно нравственное общество. Фантастичность как раз таки заключается в переходе к нравственному обществу, не имея при этом уверенности в том, что действительно существует какой-то другой мир, куда отправляются души. При этом было наивно полагать, что путь перехода будет прост и очевиден. Выделяя, оценивая, признавая многообразие трудностей и препятствий реального освоения Космоса, преодолевая их, человечество встает на путь исправления зла, пороков и слабостей. Отказ от нравственности рассматривается Федоровым как отказ от звания быть человеком.

Философ утверждает, что не было никогда, и нет на сегодняшний день “обширного” дела, которое бы смогло целиком и полностью увлечь людей, дела, на которое уходила бы вся моральная сила человека. Если бы такое дело существовало, то не было бы вражды между людьми (на нее не оставалось бы сил); люди бы не искали утешения и забавы ни в пьянстве, ни в наркотиках, они были бы всецело поглощены этим делом. А это и привело бы к созданию высоконравственного общества, единению свободных, самобытных, самосозданных существ. По его мнению, люди все время ощущают тесноту Земли, отсюда возникают “экстатические хождения, восхищения на небеса”.

Именно поэтому в качестве такого “естественного” дела Федоров предлагает активное освоение и преображение других миров, что является необходимым условием в деле воскрешения умерших поколений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал