Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий. Для самостоятельной работы я выбрала статью Ильина «Зависть как источник бедствий» потому, что вопрос






 

Для самостоятельной работы я выбрала статью Ильина «Зависть как источник бедствий» потому, что вопрос, рассматриваемый автором, был и остаётся актуальным и в наше время. Для того, чтобы поподробнее разобрать данную проблему, хотелось бы сначала понять значение самого слова «зависть». Для этого обратимся к толкованию, которое представляет С.И. Ожегов в своём «Словаре русского языка», – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Таким образом, в обществе, где люди не равны по своему статусу, материальному положению рано или поздно возникает зависть. Об этом и говорит Ильин.

Обращаясь непосредственно к зависти, бушующей внутри человеческого общества, следует отметить, что она выражается прежде всего в сравнении себя с другими, признавая, что они являются в жизни победителями, а мы – проигравшими. От этого мы поражены в самое сердце. По сути, в этот момент у нас «отказывает» здравый смысл, мы не собираемся жить своей жизнью, и не проявляем уважения к своей природе.

Зависть – это душевная болезнь. Когда бы мы ни взялись проводить параллель своей жизни с жизнью другого человека, то будем побеждены, распластаны и никогда не сможем стоять в полный рост, потому что в зависти это просто невозможно. У нас есть только наша энергия, мы можем ее развить, а можем и не развивать. Причем тут другой? Другой, он и есть другой, с самого рождения. У него другой потенциал, другие возможности, деньги, комплекция и т.д. Но на этом сравнении строятся целые индустрии, а у человека возникают все виды невроза. Нас эксплуатируют, показывая нам, что такие, как есть, мы несовершенны. У нас несовершенная фигура, одежда, здоровье и т.д. Мы не в чем не совершенны. Но мы и не должны быть совершенными. Мы должны быть собой.

А наш общий, психологический «бзик», в полном смысле этого слова, заключается в том, что мы хотим быть не тем, кто мы есть. И мы сходим с ума, растрачивая свою собственную энергию на сравнение, растравливая и поражая самого себя стрелами недовольства, самодиверсий, ненависти к себе за то, что мы не такие, как другие. Но, по сути, мы даже и не видим другого человека. Мы выбираем лишь его фрагменты. Завидуя, мы мысленно натягиваем, цепляем на себя какие-то детали, отсекая их от жизни другого человека в целом. Разумность заключается в том, что даже если мы хотим сравнить себя с другим, то нужно знать о человеке все, начиная с его рождения, и до момента, когда мы начинаем себя с ним сравнивать. То есть, всю его жизнь, все, что он получил, какой ценой, все, что с ним происходит – взять целое полотно его жизни. И даже в этом случае мы ничего не будем знать – ни человека, ни его жизнь, ни то, что случилось или случится с ним. Сегодня он может быть на гребне волны, а завтра уже нет. Жизнь непредсказуема.

Но мы выбираем самые лучшие детали жизни другого человека, и сравниваем с собой, тем самым, нанося удары по самому себе, разрушая веру в себя и подтачивая свои же силы, а потом жалуемся на судьбу. И это при полном здравии ума. Если нас учат логике, то даже простая логика подразумевает, что «мы» – это «мы», а «другой» – это «другой». Это ясно даже чисто логически.

Но мы этого не слышим. Вся образовательная система построена на соревновательности. Знамя соревновательности подхвачено с самого рождения, когда одних детей начинают сравнивать с другими– кто-то лучше учится, кто-то лучше кушает, у кого-то лучше зубы, оценки, все, что угодно, но лучше. Так работает наш ум – он все разделяет на «лучшее» и «худшее». Как он это определяет? Он просто берет какую-то часть, фрагмент из целого, и делает выводы. Наш ум – великий делитель, он делит все.

Поэтому, что бы мы ни услышали и ни увидели в самих себе, мы должны знать, что это всего лишь часть, фрагмент целого. Но этот фрагмент мы принимаем за целое. И самопознание необходимо для того, чтобы постепенно узнавать фрагмент как фрагмент, понимать истинную причину, мотивацию того, что с нами происходит, и создавать в себе единство, чтобы видеть себя, жизнь и других людей во всей целостности.

Подведём итог, ответив на вопрос: «Откуда же берётся зависть?» Стремление сравнивать людей старо как мир, скажете вы. Но именно в нем кроется опасность ложных приоритетов, добавят мудрые психологи и будут тысячу раз правы. Вместо того чтобы следовать своей натуре и развивать собственные оригинальные качества, человек привыкает считать плюсы и минусы своей внешности, интеллекта, способностей, и если кто-то кажется обладателем большего набора " плюсов", то он вызывает смешанное чувство неприязни и восхищения – зависти.

Зависть– досада из-за чужого добра или блага. У нее есть одно уникальное свойство – пассивность, она не подталкивает к действию, не делает лучше. Завистник думает: " Он может, а я не могу".

Соперничество – состязание лиц в достижении одной и той же цели. Оно побуждает человека к переменам, к освоению чего-то нового. Соперник размышляет: " Он может, и я смогу. Даже лучше".

К зависти чаще всего ведет явное неравенство, когда превосходство одного становится испытанием для другого. Завистник, оказавшийся бездарным в той сфере, где он сам хотел бы блистать, успехи другого воспринимает как удары несправедливой судьбы. Он копит раздражение к сопернику, наращивает зависть, а иногда и ненависть. Кстати, слова " зависть" и " ненависть" отличаются только приставками. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что от зависти до ненависти – один шаг. Свидетельство тому – типичные примеры.

Но каждый человек, как ни банально это звучит, – уникален. Поэтому необходимо отбросить привычку сравнивать, " взвешивать" людей, словно апельсины на базаре, и создавать ложные формулы чьего-то особого везения и превосходства. Просто позволить другим быть другими, а себе – собой! Со всеми недостатками и достоинствами. В них – наша изюминка. Ведь другого такого человека в мире нет! Нельзя судить о благополучии только по какой-то его внешней грани. Слово " зависть" происходит от глагола " видеть", а то, что мы видим – это только фасад чужой жизни, нередко обманчивый и хрупкий. Наверное, стоит получше присмотреться прежде всего к своей участи.

Зависть по-латыни звучит как livor, то есть " синева". Недаром в народе говорят " посинел" или " позеленел от зависти". А в Китае зависть называют " болезнью красных глаз", по которым, собственно, и определяют завистника.

Зависть – это такое особое чувство справедливости. Бывает двух видов: корыстная и бескорыстная. Корыстная – «Хочу, чтобы и у меня это было!», бескорыстная – «Хочу, чтобы и у него этого не было!» Стас Янковский.

Обратимся к современным публицистам, затронувшим интересующий нас вопрос.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал