Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение и символика цветов.






Использование обширного количества цветов помогает автору ярко и живо описать происходящие события и более точно передать характер героев.

К примеру, возьмём третий рассказ первой части гоголевского произведения – «Вечер накануне Ивана Купала». Повествование ведётся от лица дьячка ***ской церкви. Самые часто употребляемые этим рассказчиком цвета – чёрный (9раз), красный (7 раз), синий (5раз) и белый (2 раза), также цвета драгоценных металлов: золотой (4 раза) и серебряный (2 раза).

Чёрный цвет – неоднозначен, например, чёрный ворон для дьяка – порождение зла и символ тайны. «Ворон чёрный прокрячет вместо попа надо мною…» (Стр. 71. Н.В. Гоголь. Избранные сочинения).

«Чёрный цвет суть завершение любого явления. Это цвет конца, смерти», - так высказывался сам Н. В. Гоголь. А ведь в сборнике повестей «Вечеров…» этот цвет становится необходимым приёмом для передачи глубинного смысла каждого образа. К примеру, описание дочки Коржа: «Брови, словно черные шнурочки. Волосы ее, черные, как крылья ворона…» или же описание дочки Черевика в «Сорочинской ярмарке»: «На возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями». При описании каждого героя, автор использует чёрный цвет.

Красный так же, как и чёрный, достаточно част в использовании; он является символом жизни, энергии, любви, здоровья и колдовства. Служит предупреждением об опасности, используется в моменты страха, испуга.

«Всё покрылось перед ним красным цветом. Деревья все в крови, казалось, горели и стонали».

«Но привидение всё, с ног до головы, покрылось кровью и осветило всю хату красным светом ...»

«Пристанет, бывало, к красным девушкам: надарит лент, серег, монист-девать некуда!»

«Правда, что красные девушки немного призадумывались принимая подарки: бог знает, может, в самом деле перешли они через нечистые руки».

 

Синий цвет также имеет два обозначения – мирный, спокойный и опасный, колкий.

«На пне показался сидящим Басаврюх, весь синий, как мертвец…»

«Ведьма топнула ногою: синее пламя выхватилось из земли».

«И вечер, вечно задумавшийся, мечтательно обнимал синее небо».

Белый цвет для дьячка – символ чистоты, невинности. Именно белый цвет использует рассказчик в этой главе для описания красоты «белого личика» Пидорки (героини повести) и в словосочетании «белая простыня», которой было накрыто тело умершего ребёнка для того, чтобы усилить ощущение невинности жертвы.

Серебряный и золотой цвета дьяк использует для возникновения чувства ценности описываемого и ощущения его безграничной красоты:

«…на верх которых навязывался золотой галун…»

«…в тонких рубашках, унизанных мелкими серебряными цветочками…»

Также в «Вечере накануне Ивана Купала» дьяк использует медный цвет, который символизирует стремление, так сказать, своеобразную имитацию дорогой бронзы. А вот значение серого говорит не только об элегантности и практичности, но и передаёт антипатию человека к «чему-то серому, выказывающему роги …». Ведь в древней Руси серый цвет ассоциировался, в основном, с волком и орлом. Отсюда и пошла авторская неприязнь к этому цвету.

Каждый из главных героев получил свою характеристику. Её неповторимость достигается благодаря использованным для их описания цветам. «…в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом чёрными смушками, с дьявольски сплетённою плетью…» Нужно сразу заметить, что ни один цвет не был выбран Гоголем только в отрицательном значении. Так, например, красный цвет, кроме того что служит предупреждением об опасности в моменты страха, колдовства, («Всё покрылось перед ним красным цветом. Деревья все в крови казалось, горели и стонали».), употребляется автором, чтобы показать красоту и жизненное тепло. У синего и голубого цветов в произведении имеются две стороны. Они использованы не только как цвет духовной чистоты и покоя, но и символизируют тревогу, опасность.

«…голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею…»

«…не падая в голубую прекрасную бездну».

«Эти синие пятна от железных когтей ее…»

«…где необъятно синело теплое украинское небо».

«…весь синий, как мертвец.»

2.3 Зависимость употребления «цветных» прилагательных от типа рассказчика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя

В рассказе «Майская ночь, или утопленница» Н. В. Гоголь вновь

использует в роли рассказчика пасечника Рудого Панько; вследствие этого «цветные» прилагательные употребляются не обобщённо, а для описания конкретного героя и предмета.

Первая картина – «…синее вечернее небо…» (глубокое и чистое), гуляющие девушки и парубки – представлена на обозрение читателям. В следующей же сцене мы знакомимся с героями Ганной и Левко.

При описании Ганны рассказчик много раз повторяет прилагательное «белый». Автор желает показать чистоту, спокойствие и красоту девушки. А «красный», по мнению лингвистов, передаёт ощущение ослепительной красоты. Левко же «с карими очами и чёрным усом» рассматривается как символ крепости, здоровья и силы.

Сама утопленница в произведении описывается словами Левко. Для её описания используется много белого цвета. Её это характеризует как добрую, невинную и красивую девушку. «…наперед белый локоть выставился в окно, потом выглянула приветливая головка с блестящими очами, тихо светившими сквозь тёмно-русые волны волос, и оперлась на локоть». «Длинные ресницы её были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца; но как чудна, как прекрасна!»

В рассказе, после прощания влюблённых, рассказчик вновь прибегает к описанию природы. Сочетание светло-зелёного и серебряного цветов создаёт ощущение спокойствия и таинственности окружающего. По окончании главы серебряный туман, в котором оказывается Левко, создаёт впечатление торжественной обстановки при его встрече с душой утопленницы. Синие же пятна «от когтей ведьмы на шее девушки» страшат и беспокоят.

Заканчивается история «цветных» прилагательных описанием появившихся

из ниоткуда танцующих утопленниц. Н. В. Гоголь характеризует их как красивых и невинных, и всё опять же с помощью белого цвета. Неспроста на них были надеты золотые ожерелья: именно они делают ситуацию торжественной.

«В тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки, в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях».

Для описания ведьмы, скрывшейся среди утопленниц, рассказчик использует контраст белого и чёрного цветов – всё это воплощение зла.

«Тут Левко стал замечать, что тело ее не так светилось, как у прочих: внутри его виделось что-то черное».

Далее, в следующем рассказе, Н. В. Гоголь вновь пишет от лица дьячка ***ской церкви. «Пропавшая грамота» содержит мало «цветных» прилагательных, поэтому описания, содержащиеся в ней, приписывают к конкретному предмету: «…если бы не обволокло всего неба ночью, словно чёрным рядном, и в поле не стало так же темно, как под овчинным тулупом».

Дьяк в произведении чаще всего употребляет примитивные цвета: красный, синий, чёрный и серый, лишь несколько раз употребляя «драгоценные» цвета – золотой и медный: «…сидит сама, в золотой короне, в серой новёхонькой свитке, в красных сапогах, и золотые галушки ест». Разнообразие цветов резко снижается.

 

Вторая часть книги, как и первая, содержит пять глав, включая предисловие. Рассказчики в этой части не изменились: на помощь к Пасечнику Рудому Панько приходит дьячок ***ской церкви, в этой части он расскажет всего одну историю.

Первый рассказ второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» – «Ночь перед рождеством».

Уже в первом абзаце автор употребляет четыре цветных прилагательных. Первые два из них (синий и чёрный) характеризуют сорочинского заседателя, пышность его одежд и вместе с тем в какой- то мере раскрывает для читателя характер героя: благодаря синему цвету, можно понять, что заседатель – человек лживый и жестокий, примерно о том же говорит и чёрный цвет смушек, подбивающих его тулуп. Далее автор описывает «ведьму, которая поднялась в небо так высоко, что стала похожа на чёрное пятнышко», которое показывает, что чистота неба испорчена ею.

При описании Оксаны (главной героини) рассказчик использует много чёрного цвета. Как мы уже говорили, он означает не только страх и неизвестность, но и женскую красоту и обаяние. Красный шёлк, расшивающий кафтан девушки, свидетельствует о её красоте и молодости. Кузнец Вакула говорит о беленьких ножках Оксаны, что означает её нежность, красоту и доброту в глазах влюблённого.

После некоторого отсутствия цветов автор вновь прибегает к ним при описании Солохи (человеческого обличья уже известной нам ведьмы). Одежда женщины описывается достаточно яркими цветами (синий и золотой). Первый символизирует не только природную красоту Солохи, но и её двуличность. Золотой же лишь указывает на привлекательность Солохи для казаков, окружающих её.

После описания ведьмы Гоголь долгое время воздерживается от использования цвета, лишь при описании «побега» месяца из избы Солохи автор говорит, что снег загорелся серебряным светом, то есть всё происходящее стало торжественным. Затем рассказчик вновь возвращается к дому Оксаны, и уже там девица восхищается новыми сапогами подруги: «…и с золотом!..», - говорит девушка. Это восклицание содержит восхищение Оксаны шикарностью черевичек подруги.

После этого разговора автор на длительное время лишает рассказ красок и прибегает к ним вновь лишь, когда Вакула приезжает в Петербург и заходит к запорожцам. При описании одежд казаков автор использует много цветов (зелёный, голубой, жёлтый и т. д.). Здесь автор не столько хотел раскрыть характеры запорожцев, сколько показать яркие наряды, приготовленные специально для похода к царице.

На следующее утро, по словам автора, состоялась

утренняя служба, и автор счёл необходимым вновь описать костюмы пришедших. Белый, зелёный, жёлтый, золотой и синий – вот цвета одежд посетителей, таким образом, автор показывает праздничное настроение населения. После этого до самого заключительного абзаца Гоголь не использует цветных прилагательных, однако ближе к концу автор описывает дом Вакулы и Оксаны, используя красный и зелёный цвета, стремясь показать красоту и уют дома, а также счастье совместной жизни кузнеца и его красавицы жены. На этом кончается история «цветных» прилагательных в первой главе второй части произведения.

Следующая повесть называется «Страшная месть» и содержит достаточно большое количество цвета.

В самом первом абзаце автор использует пять словосочетаний с использованием цвета («красное вино», «белое лицо», «чёрные брови», «голубой полутабенек» и «серебряные подковы»). В «красном вине» прилагательное лишь указывает на его внешний вид, но «белое лицо» и «чёрные брови» Катерины (молодой жены Данило Бульбараша) свидетельствуют о её естественной красоте, обаянии и шарме. Голубая шёлковая материя на Катерине говорит о её аристократичности и даже, в какой-то мере, исключительности. А сапоги с серебряными подковами, само собой, показывают нарядность и торжественность одежд девушки.

В самом начале второй части главы Гоголь прибегает к описанию природы: «…то месяц показался из-за горы. Будто дамасскою дорогою и белою кисею покрыл он…», «серая пыль», «зелёные леса». Примечательно, что словосочетание серая пыль описывает в рассказе падение воды. Вставлением серого цвета в и без того невесёлую картину, автор пытается показать читателю более детально глубокую печаль и всю однообразность происходящего. В разговоре Данило и Катерины, для того чтобы показать свою любовь, Бульбараш называет свою жену золотой. Далее, для того чтобы ещё больше убедить читателя в положительности Катерины, автор рассказывает нам о платке, на котором молодая жена вышила листья и ягоды красным шёлком. Благодаря прилагательному «красный», рассказчик выражает своё восхищение красотой платка.

Другой цвет, использованный в повести, – белый. При первом споре Данило и отца Катерины девушка говорит, что волосы отца белы (то есть, седы), а значит, он уже достаточно старый человек.

Далее при осмотре местности Данило замечает человека в красном жупане. Красный цвет- символ не только крови, но и колдовства, именно поэтому автор использует этот цвет, когда рассказывает о колдуне. Через некоторое время, наблюдая в окно за колдуном (отцом Катерины), Данило видит бледно-голубой свет, смешавшийся с бледно-золотым. Такое сочетание цветов вызывает ощущение усталости и угнетённости, несмотря на то что по отдельности эти цвета имеют глубоко положительную символику. После того как исчез голубой свет, комната осветилась уже розовым. Необъяснимое появление приятного и спокойного цвета в логове злого колдуна. Когда же всю светлицу поглотила тьма, автор счёл необходимым показать спокойствие природы вокруг; для этого он использует серебряный и тёмно-синий цвета. После второго появления розового света рассказчик почти через каждое слово вставляет его цветное описание. Помимо вышеуказанного цвета писатель использует белый (при описании женщины возникшей посреди комнаты); «светло-серый (описание волос девушки); алый (цвет губ девушки) призван ещё раз подтвердить её безусловную красоту.

После этого автор снова перестаёт использовать краски в описаниях, почти до самого конца в рассказе больше не употребляются «цветные» прилагательные.

Десятая часть «Страшной мести» богата цветами. Чего только стоит первый абзац, в котором употреблено четырнадцать «цветных» прилагательных. Все они призваны описать спокойствие и красоту природы.

Предпоследний рассказ второй части называется «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка». В нём повествователь почти не использует «цветных» прилагательных.

Последний рассказ произведения называется «Заколдованное место» и является единственным в этой части рассказом дьячка ***ской церкви. В нём используется всего три словосочетания с «цветными» прилагательными: «белое пятно», «красные глаза» и «золотые жупаны». Белым пятном дьяк выделяет месяц, скрывшийся за огромной тучей и проглядывающий то здесь, то там. Красные глаза призваны напугать и вызвать сильный эмоциональный отклик в мыслях читателя. И наконец, золотые жупаны означают вершину благосостояния и богатство.

ВЫВОДЫ

Заключение

Поставленные мной цели работы достигнуты. Я ознакомила вас с замечательным произведением, а если быть точнее – с «цветными» прилагательными, употреблёнными в нём, с символикой цвета в произведении. А главное, мне удалось указать на то, что «цветные» прилагательные использовались Н.В. Гоголем не случайно и послужили не только украшением произведения. Они помогли автору красочно описать героев, передать своё отношение к ним, полно и чётко представить нам картину происходящего. В целом, произведение Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» обогащает внутренний мир читателя посредством употребления «цветных» прилагательных.

Тема «цветных» прилагательных относительно исчерпана, но в заключение я хочу добавить ещё пару строк о Н.В. Гоголе.

Н.В. Гоголь несомненно внёс неоценимый вклад в «литературную копилку» России. Его гениальные произведения известны во всём мире. И самая главная мысль о «цветных» прилагательных заложена в высказывании Ф. Сологуба (поэта и прозаика): «Поэты прибегают к понятию цвета потому, что испытываемые ими волны неведомых ощущений более всего приближаются по количеству колебаний к данному цвету». Эти слова настолько точно отображают смысл использования прилагательных, что, как мне кажется, больше говорить о них нет смысла.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Белый А. Мастерство Гоголя. - М., 1994.

2. Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки». – М., 2007.

3. Исаева - Семантические традиции цвета в культуре/ /София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. - 2005

4. Онлайн К.М. Символика цветов/ /Виртуальный фотожурнал ХЭ (Хулиганствующий Элементъ).

5. Язык Н.В. Гоголя / Под. ред. А.Н. Кожина. - М.: высшая школа, 1991.

6. Интернет ссылка www.gogol.lit-info.ru

7. Лонгинов М.Н. – «Воспоминания о Гоголе».

8. Пащенко Т.Г. – «Черты из жизни Гоголя».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал