Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оппозиция (оппозиционная группа): понятие и условия возникновения






В принципе, под оппозицией принято понимать политический институт, созданный для выражения и отстаивания интересов, которые, формируясь в центре и регионах, отличаются от интересов, реализующихся в политике центральной власти (правительства). Хотя если стремиться к точности, далеко не во всех случаях оппозиция существует как социальный и политический институт, со своим, определенным в законодательном порядке, статусом и набором прав в обществе. Иными словами, не везде оппозиция существует как институт. Но везде она существует, по крайней мере, как совокупность определенных идей и настроений, связанных с критическим отношением к политике официальной власти. В этом смысле оппозиция может рассматриваться как критический " дух", неважно, принимает он институциональное оформление или нет.

Так, например, принципиально отличен статус оппозиции в советской и " постсоветской", современной России. В первом случае оппозиция системе существовала в виде невыявленных позиций и настроений — будь то внутри эшелонов власти или вне их. После распада коммунизма возникли условия не только для оформления этих позиций и настроений и интересы, но и для создания политических партий и движений, позволяющих бороться за практическую реализацию таких интересов.

Оппозиция существовала, как мы отметили, всегда и везде. Однако попытки закрепить и институциализировать ее место в обществе возникают лишь с крушением полисной организации человеческих сообществ и возникновением государств-наций. Поэтому следует четко различать условия существования оппозиции как определенных критических по отношению к власти настроений и оппозиции как легализованного политического института. В первом случае условием оппозиции является само человеческое сообщество, принципиально не способное поддерживать состояние гомогенности и монолитности сколько-нибудь длительное время. Во втором случае следует выделять целый комплекс таких условий. С точки зрения известного американского политолога Р. Даля, наличие такого рода условий позволяет говорить о возникновении с образованием государств-наций совершенно нового типа политического устройства — " полиархии", которая впервые даст возможность большинству общества осуществлять контроль за политическими лидерами в значительном территориальном масштабе. В политической сфере такими условиями, согласно Далю, являются следующие:

1) широко распространившееся сегодня и близкое к универсальному избирательное право;

2) право участвовать в общественных делах;

3) справедливо организованные выборы, в которых исключено всякое насилие или принуждение;

4) надежная защита свободы выражения своего мнения, включая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологии и т.д.;

5) существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведенных из-под правительственного контроля;

6) высокая степень свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных организаций, включая, что особенно важно, оппозиционные политические партии;

7) относительно высокая зависимость правительства от избирателей и результатов выборов (15).

Соблюдение всех этих условий и позволяет говорить о стабилизации полиархии, а следовательно, и легитимизации института политической оппозиции в обществе.

Каковы же социальные условия существования института оппозиции? Очевидно, что в качестве института, закрепляющего на политическом уровне имеющееся в обществе разнообразие интересов и позиций, оппозиция одновременно легитимизирует имеющиеся в нем социальные конфликты. Именно социальные конфликты и расслоения, экономические, национальные, религиозные и иные, являются почвой для возникновения оппозиционных по своей ориентации партий и движений. Конечно, сами по себе эти конфликты еще отнюдь не гарантируют, что оппозиция будет институциализирована. Известно немало случае», когда, находящееся в кризисном состоянии, раздираемое конфликтами общество приходит в итоге к установлению жестко-авторитарного режима, стремящегося первыми же своими действиями уничтожить оппозицию. Такой результат и такое поведение правящего режима вполне естественны, ведь развивающиеся вусловиях социального кризиса бунт и аномия способны породить лишь непримиримую, угрожающую стабильности режима оппозицию.

Но в современном обществе конфликты и расслоения все определеннее воспринимаются как неотъемлемый аспект социальной и политической жизни, своего рода " дух" существования гражданского общества. Потенциально политическая жизнь содержит конфликты, ведь она вбирает в себя весь спектр, все огромное многообразие имеющихся в обществе позиций и интересов. Именно это, само по себе очевидное обстоятельство дало толчок формированию " конфликтной школы" политической мысли (Р. Дарендорф, Л. Козер и др.), представители которой считали " наличие конфликта в социальных процессах естественным и не обязательно угрожающим системе при ее сохранении и изменении" (16). В отличие от К. Маркса, Дарендорф утверждал, например, что в современных индустриальных обществах классовый конфликт хотя и существует, но институциализирован, " встроен" в их социально-экономические структуры. Конфликт в нормальном обществе, развивал эти позиции Л. Козер, не просто нейтрализован, но и выполняет целый ряд весьма важных функций. " Эластичное общество, — писал он в одной из своих работ, — извлекает из конфликтов пользу, поскольку такие процессы помогают модифицировать и создавать нормы, обеспечивающие его воспроизводство в изменившихся условиях" (17), Таков социальный статус конфликта в современном обществе. И таков, кстати говоря, системный смысл существования и деятельности в нем политической оппозиции.

Таким образом, конфликты, во-первых, способствуют возникновению политической оппозиции, а во-вторых, способны помогать ее институциализации, т.к. в принципе они не только не отменяют сотрудничества различных социально-политических сил, нахождения ими компромиссов, но и предполагают их. Напротив, в тех обществах, где оппозиция существует, но не легализована, последствия конфликта способны оказывать деструктивное воздействие. Сотрудничество и конфликт являются здесь скорее взаимоисключающими, чем взаимодополняющими началами. " Тоталитарный монизм, — отмечал в этой связи Р. Дарендорф, — основан на убеждении, что конфликт может и должен быть уничтожен, что гомогенный и унифицированный социально-политический порядок является желательным состоянием дел... С другой стороны, плюрализм свободных обществ опирается на признание и приемлемость социального конфликта. В свободных обществах конфликт может и не быть столь ожесточенным и интенсивным, но он сохраняется в принципе и будет существовать впредь" (18).

Общество, принявшее практику изгнания конфликта и оппозиции модусом своего существования, со временем неизбежно утрачивает механизмы саморегулирования и саморазвития, постепенно разрушает сложившийся баланс власти. Динамика социально-политических взаимодействий оказывается здесь строго регламентированной. Политический режим лишается необходимого ему динамизма, а политические связи, структуры, нормы приобретают все большую жесткость и неподвижность. Поэтому естественно, что такого рода режимы хуже адаптируются к возмущающим воздействиям внешней среды. Конечным же результатом адаптации чаще всего оказывается кардинальная смена, а не реформирование внутренней организации системы. Что касается процессов, ведущих ее в этом направлении, то они протекают бурно и в крайне болезненных для общества формах: войны и революции в данном случае — скорее правило, чем исключение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал