Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Политическое поведение

 

Вопросы к лекции:

1. Понятие политического поведения.

2. Факторы, определяющие политическое поведение.

3. Формы участия в политической деятельности.

4. Политические действия, изменяющие общество.

 

 

1. Понятие политического поведения

 

Категория политического поведения воспринята из психологии бихевиоризма. Бихевиоризм – направление в психологии, которое пытается понять индивидов только на основе их поведения в определенной среде. Это поведение можно наблюдать извне, т.е. со стороны, объективно, не принимая во внимание внутренний субъективный мир: взгляды, убеждения, мысли.

 

   

 

 

Политический бихевиоризм (представитель — Дэвид Истон) предложил так называемый ситуационный подход, рассматривающий три вида среды: физическую, органическую и социальную; они объективны, их можно контролировать и наблюдать извне. Задача исследователя состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между факторами среды и наблюдаемыми поступками человека.

Другая разновидность того же подхода — теория политического обмена (рынка) Питера Блау. Согласно этому подходу индивиды вступают в политический процесс, соревнуясь друг с другом, как это происходит в экономике: кто больше вносит средств, тратит времени и сил, тот может рассчитывать на большее вознаграждение от политики. Само политическое поведение истолковывается в качестве результата рациональных решений о том, что индивиду более выгодно. Эта модель применяется для прогноза итогов выборов и для анализа принятия решения лидерами. В ней человек рассматривается как полностью рыночное существо, а его эмоциональные порывы и стихийные поступки, ценности и взгляды не принимаются во внимание.

Для теоретиков концепции конфликта, например Гарри Экстайна, характерно представление о том, что политическое поведение обязательно обречено на конфликт: либо внутри-, либо внешнеполитический. Конфликт и согласие трактуются как два нормальных состояния человеческого существования. Но в политике конфликт облекается в некие условные формы, предполагающие признаваемые обществом способы разрешения спорной ситуации (договор об общественном согласии или о ненападении, операции по поддержанию мира и т.п.).

В целом в политологии под термином «политическое поведение» понимают: 1) действия отдельных акторов (актор – субъект социального действия) и массовые выступления; 2) активность организованных субъектов власти и стихийные действия толпы; 3) акции в поддержку системы или, наоборот, действия, направленные против системы.

Современные объяснения политического поведения базируются на разных методологических основаниях, но все они так или иначе вводят схему «стимул — реакция», причем исключаются промежуточные факторы, связанные с сознанием, т.е. различные мотивы, психологические установки, убеждения или ценности, принадлежащие индивиду либо группе.

Однако, как заметил американский политический психолог Фред Гринстайн, поведение обусловлено ситуацией, складывающейся в окружающей человека среде, и плюс – теми психологическими предпочтениями, которые он привносит в обстановку. То есть все же необходимо учитывать внутренний мир человека, хотя бы в виде психологических предпочтений.

Поэтому никакую форму поведения нельзя истолковать лишь как прямой и непосредственный результат воздействия политических стимулов. За исключением, может быть, самых простых проявлений активности, предпринятых ради выживания, все остальные поступки опосредованы самой политической деятельностью, ее отражением в мышлении и чувствах людей.

Различают три формы проявления человеческой активности: инстинктивную, навыки и разумную. Такая классификация форм деятельности используемся и в политике.

Инстинкты — это врожденные модели поведения, определенные биологически и задающие направление поведения. Значительное число форм поведения имеет инстинктивной характер. Набор инстинктов включает как автоматизмы в поведении человека (дыхание, ходьба и пр.), так и более сложные врожденные потребности (самосохранение, продолжение рода, любознательность и множество других. В политике выражаются все человеческие инстинкты — от агрессивности и жадности до солидарности и самосохранения. Собственно инстинктивная основа политического поведения способствует тому, что поступки, которые совершает человек в сфере политики, далеко не всегда осознаны самим человеком.

Инстинкт самосохранения, например, толкает человека на борьбу за власть и объясняет некоторые нерациональные с точки зрения здравого смысла поступки. Специалисты до сих пор спорят о причинах жестокости таких деятелей, как А. Гитлер или И.В. Сталин. Рассматривая личность Сталина, некоторые политпсихологи приходят к выводу, что именно его потребность оградить свою травмированную самооценку от любых сравнений с выбранным им с молодости образцом (В.И. Лениным) побуждала его избавляться от конкурентов, даже мнимых, выдвигать грандиозные проекты по переустройству страны и т.п. Жестокость, насилие, агрессия, которые присутствуют в политике, тоже чаще всего инстинктивные виды поведения.

Инстинкт солидарности способствует сотрудничеству людей друг с другом. В основе солидарности лежит самоотождествление человека с определенной группой, партией, нацией, позволяющее объединить усилия членов этих сообществ для достижения единых целей и интересов. Классические разновидности солидарности — различные акции протеста, принятые в поддержку своих товарищей, когда, например, работники отрасли объявляют готовность к забастовке, чтобы поддержать то предприятие, которое находится в конфликте с администрацией.

Вторая форма поведения — навыки, которые являются результатом прижизненного научения. Соответствующие политические навыки требуются государственному деятелю и обычному избирателю, партийному чиновнику и участнику общественного движения. Компетентность в политическом поведении становится все более необходимой, так как усложняются сами формы политического поведения.

Политические умения и компетентность предполагают, что гражданин знает, что именно он должен делать в рамках своей политической роли и как добиться желаемого результата.

Все государства заинтересованы в том, чтобы население обладало определенным набором навыков, для чего создаются специальные институты, отвечающие за политическое просвещение и тренировку в исполнении ряда политических ролей. Так, лидеры подбираются из тех граждан, которые уже получили опыт общественной и собственно политической деятельности на различных должностях или в политических организациях. В ряде стран существует система обучения уже избранных парламентариев. Также для того, чтобы стать кандидатом в депутаты, нужно предварительно обрести знания и навыки, необходимые для законотворческой деятельности. Не случайно среди парламентариев много юристов, людей с учеными степенями в области социальных и политических наук.

Разумные действия — третью форму поведения в политике — понимают неоднозначно. Одним из критериев разумности может быть эффективность (соответствие результата цели); другим критерием может быть степень осознанности политических действий; третьим — соответствие высшим ценностям, поставленным во главу угла проводимой политики. Но как бы ни оценивался этот вид политического поведения, главной характеристикой, отличающей его от двух предыдущих, является выраженное целеполагание.

Для придания политическому процессу целенаправленного характера, объединяющего разных его участников, применяются различные средства. В первую очередь эту задачу решают всевозможные программы, идеологические схемы, доктрины, концепции конкретных акций, кампаний. Особое значение для политического поведения имеет идеология, которую можно определить как концентрированное и систематизированное выражение целей и ценностей в политике. Тем не менее, реальное поведение никогда не совпадает полностью с обозначенными в доктринах ориентирами. Хотя в бывших социалистических странах велась организованная и системная работа по внедрению определенных идеологических ценностей в сознание населения для обеспечения необходимого политического поведения людей. Исследования массового политического поведения в западных странах показывают, что лишь незначительное количество людей в своих поступках руководствуется идеологическими соображениями. Американский политпсихолог Конверс полагает, что число таких граждан колеблется в пределах от 10 до 25%.

Выделение трех форм политического поведения — инстинктов, навыков и разумных действий — полезно для решения аналитических задач. В реальности поведение включает все три формы действий и инстинкты, и навыки, и разумные действия, так как разделить осознанные и бессознательные элементы в поведении человека не всегда возможно.

 

2. Факторы, определяющие политическое поведение

 

Для понимания конкретного политического поведения необходимо рассматривать его, с одной стороны, как причинно обусловленное, с другой стороны, как направленное на достижение определенных целей.

Существуют различные схемы объяснения истоков того или иного типа политического поведения, но независимо от теоретических разногласий, все авторы считают необходимым учитывать в формировании поведения следующие факторы:

1) внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту поведения;

2) потребности действующего индивида или группы;

3) мотивы, которыми руководствуется субъект;

4) установки, ценности, ориентации, убеждения и цели субъекта;

5) личностные особенности ролей и стилей принятия решений, в том числе межличностные отношения;

6) собственно действия и поступки;

7) обратную связь между поведением и условиями.

Из всех этих факторов важнейшими считаются три: внешняя среда, потребности и мотивы.

Политическое поведение начинается с тех побуждений к действию (стимулов), которые посылает человеку внешняя среда – социальные условия и обстоятельства, конкретные события. Сама политическая система и ее институты предъявляют свои требования к поведению людей. В одних обстоятельствах они ожидают от граждан высокой активности, в других — вовсе не поощряют их к выступлениям даже на стороне системы. Стимулами для поведения могут служить политическая ситуация в целом и конкретное событие. Следует также учитывать и роль воздействие ближайшего окружения – друзей, членов семьи – на принятие решения о том или ином политическом поступке. Итак, побудительными причинами поведения политиков и граждан бывают разнообразные воздействия среды, в числе которых есть и общие для всех, и сугубо личные. Но все эти внешние для человека влияния не срабатывают автоматически — они дают эффект, только когда преломляются через внутренний мир личности.

Среди внутриличностных факторов, определяющих поведение в политике, первыми выступают потребности. Трудно себе представить, чтобы политика порождала у человека какие-то особенные потребности, если не считать навязчивого стремления стать губернатором, мэром, министром или президентом, довольно, кстати, распространенного среди людей, уже связанных с этой сферой. В политике действуют обычные человеческие потребности, среди которых можно встретить любопытство, стремление к свободе или к признанию, необходимость удовлетворить материальные нужды. Известный американский ученый, один из основоположников и лидеров так называемой гуманистической психологии, Абрахам Маслоу в книге «Мотивация и личность» (1954) построил оригинальную классификацию потребностей. Он предложил разделить их на пять ступеней, расположенных по возрастающей значимости: 1) потребности материального существования; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви; 4) потребность в самореализации; 5) потребность в самоактуализации.

Данная классификация помогает распределить многообразные человеческие нужды по мере их возвышения. Маслоу предположил, что потребности более высокого уровня человек может удовлетворить лишь тогда, когда более низкие ступени уже пройдены. Это не означает, что поиском достойного социального статуса следует заниматься только на сытый желудок. У Маслоу речь идет об ограничении, которое накладывают нереализованные низшие потребности на восхождение человека к самоактуализации.

Многие ученые согласны с тем, что в современном мире существуют потребности двух типов: материалистические и постматериалистические, по терминологии Рональда Инглхарта. К первым относятся все нужды, связанные, например, с владением деньгами, домом, автомобилем, одеждой, а также достаточное питание., т.е. экономические достижения. Ко вторым причисляют потребности (здесь Инглхарт чаще использует понятие ценностей) в любви, самореализации и самоактуализации и т.д. Эти стимулы и побуждают людей к политическому участию.

По исследованиям Инглхарта еще 1960-х гг., молодые люди в индустриально развитых странах росли в эпоху, когда их базовые материальные надобности были удовлетворены, что вывело на первый план такие потребности, которые способствовали бы их самовыражению вообще и в политике в частности. Так, первые поколения хиппи, устав от буржуазных ценностей потребительства, стремились к ценностям любви, ненасилия. Им на смену в 1980-1990-е гг. пришло новое поколение, озабоченное прежде всего качеством жизни, защитой окружающей среды, экологией культуры и человека, сохранением мира и т.п.

Очевидно, что предложенное Инглхартом деление акторов на «материалистов» и «постматериалистов» отнюдь не универсально и подходит (с оговорками) прежде всего к развитым западным странам. Вместе с тем как тенденция оно представляет интерес в том числе и применительно к изучению динамики массовых ориентации и политического поведения в разных современных обществах.

Среди нематериалистических, т.е. духовных, потребностей в целом выделяются прежде всего:

— потребность в любви, во многом определяющая стиль взаимоотношений власти и граждан????;

— потребность в самореализации, т.е. стремление добиться более высокого социального статуса, признания в обществе;

— потребность в самоактуализации, которая занимает вершину в иерархии потребностей и проявляется как реализация высших духовных начал личности, ее свободы, творческого потенциала.

Потребности побуждают человека к активности, создавая определенное напряжение внутри организма. Но смысл действию придает третья составляющая поведенческой формулы — мотивация. Она выполняет функцию формулирования цели и программы, что дает возможность начать ту или иную деятельность.

Дэвид Макклелланд и Джон Аткинсон выделили три ключевых мотива: власть, достижение, аффилиация. Нередко мотив власти дополняется мотивом контроля, четвертым в этой схеме.

Власть – это некая ценность, к обладанию которой в той или иной мере стремятся все человеческие существа. Но есть люди, у которых такая потребность преобладает, и тогда намерение достичь власти становится для них высшей ценностью.

Имеются научные данные, что чрезмерное стремление к власти связано с обстоятельствами формирования личности, вызвавшими у нее низкую самооценку, страх пассивности, слабости. Власть может быть желанна по многим причинам, причем у одного и того же человека в разных ситуациях они способны изменяться. Выделяются три типа причин, по которым индивид домогается власти:

1) для господства над другими;

2) для того чтобы никто не главенствовал свыше;

3) для достижения успехов.

Мотив контроля над людьми и ситуацией — видоизменение мотива власти, ученые придают ему особое значение. Известно, что по мере продвижения к социальной зрелости человек научается контролировать собственное поведение, что придает ему уверенность в своих силах, расширяет границы возможного участия в разных сферах жизни, в том числе в политике.

С помощью теста на субъективный контроль всех людей можно разделить на тех, у кого этот показатель имеет высокий уровень (их называют интерналами; лат. — внутренний), и тех, у кого он имеет низкие значения (экстерналы; лат. — внешний, посторонний). Первые верят в то, что в них самих — источник их успехов и неудач, будь то работа, личная и семейная жизнь или отношения с людьми. Вторые, если терпят в чем-то поражение, всегда ищут виноватого на стороне, но и свои успехи склонны приписывать удаче, судьбе, случайности или воле родителей, наставников, начальников.

В политическом поведении мотив достижения проявляется в заботе о самосовершенствовании, повышении мастерства, в стремлении добиться поставленных целей с максимальным эффектом. Этот значимый мотив может сделать человека карьеристом, но он же обнаруживается и у бескорыстного политика, поведение, которого определяется его стремлением к общественному благу.

Именно достижением мотивируются высокий уровень квалификации (мастерство), установление повышенных стандартов работы, манипулирование, организация физического и социального пространства, преодоление препятствий, соревнование, победа над кем-либо. Это довольно широкая трактовка понятия достижения, но в таком виде она более всего соответствует мотивации лидера. Настроенные на достижение политические деятели рассматривают других людей или группы в своем окружении в качестве фактора помощи или, наоборот, помехи для своих свершений. При этом они предпочитают быть независимыми и избегать таких межличностных отношений, которые привели бы их хоть к какой-то подчиненности.

Люди, стремящиеся к достижениям, нередко ищут власти, чтобы добиться своей цели. Они спокойнее относятся к изменениям в окружающем мире. В поведенческом складе личности с высокой потребностью во властвовании просматривается сильная ориентация на решение какой-либо задачи, а при неуспехе в самом начале дела эта цель становится для нее еще привлекательнее.

Мотив аффилиации подразумевает теплые товарищеские отношения человека с его окружением Личность, у которой преобладает данный мотив, предпочтет поведение, которое даст эмоциональный комфорт, нежели контроль над другими людьми, власть или успех. Для политика развитая мотивация аффилиации сделает значимыми одобрение со стороны партнера во время переговоров, дружественный климат и наличие команды единомышленников. Для рядовых граждан аффилиация во многом определяет принадлежность к политическим организациям, которые не только отстаивают те или иные интересы, но и дают ощущения сплоченности и защищенности.

 

3. Формы участия в политической деятельности

 

С политическим поведением тесно связано понятие политическое участие, которое является добровольной деятельностью.

Политическая культура индивида находит выражение в степени его вовлеченности в политическую жизнь. Политическая активность у разных людей варьируется. М. Вебер в своей лекции " Политика как призвание и профессия" выделил три возможных уровня участия в политике:

· профессиональное занятие политикой;

· участие в политике " по совместительству";

· участие в политике " по случаю".

Профессиональный уровень занятия политикой характерен для политических лидеров, сделавших политику " делом жизни", а также для людей, которые в профессиональном плане обслуживают политических лидеров: партийные функционеры, государственные чиновники, политтехнологи, журналисты.

Второй уровень участия в политической жизни представлен активистами партий и общественных движений, которые занимаются политикой в виде участия в митингах, в роли агитаторов, наблюдателей на выборах, но их профессиональные интересы лежат вне политики. Это могут быть предприниматели, домохозяйки, рабочие, которые «занимаются политикой» в свободное от работы время.

Третий уровень объединяет большую часть граждан, чья политическая активность проявляется лишь от случая к случаю: в акциях протеста или поддержки, в явке на избирательный участок, чтобы проголосовать за партию или политического лидера.

Понятие " политическое участие" используется для обозначения всех форм непрофессиональной политической деятельности, через политическое участие граждан измеряется степень реального влияния граждан на институты власти и процессы принятия решений. Политическому участию противостоит такая форма поведения, как политическая иммобильность (от лат. immobilis - неподвижный) - пассивность, полная безразличие к политической жизни.

На степень политического участия оказывают влияние социокультурная и географическая среда (семья, коллектив, тип места жительства, развитость инфраструктуры), социально-экономические факторы (уровень образования, объем свободного времени, благосостояние, наличие материальных средств, доступ к информации, членство в политико-государственной иерархии). Имеют значение также социально-демографические (пол, возраст) и национально-этнические факторы.

Формы политического участия отличаются степенью осознанности, масштабностью, легальностью и другими параметрами.

По критерию легальности принято выделять конвенциональные и неконвенциональные формы политического участия.

Конвенциональное участие – поведение, использующее законные либо отвечающие общепринятым нормам формы выражения интересов и влияния на власть. Основной формой конвенционального поведения является участие в выборах.

Конвенциональное участие может быть ориентировано на достижение разных целей. Американские политологи К. Джанда, Дж. Берри и Дж. Голдман выделили два вида действий:

1. Действия, демонстрирующие поддержку власти и политической системы - участие в праздничных мероприятиях по поводу каких-либо событий, работа в качестве наблюдателя на выборах. Даже поднимая государственный флаг в праздничные дни, прикрепляя на одежду значки с государственной символикой, человек демонстрирует поддержку стране и косвенно ее политической системе;

2. Действия, посредством которых граждане пытаются повлиять на власть и изменить определенные стороны общественной жизни. В эту группу можно объединить следующие формы участия:

§ голосование за партии и политиков, которые выражают интересы определенной группы избирателей;

§ контакты с официальными лицами (чаще всего с представителями местных органов власти), чтобы привлечь их внимание к каким-либо проблемам;

§ инициативные движения (сбор подписей за проведение референдума по какому-либо вопросу, письменные обращения в органы власти, в СМИ);

§ участие в санкционированных митингах, демонстрациях;

§ особые формы участия – лоббирование, финансирование избирательных кампаний.

Неконвенциональное участие - незаконное либо противоречащее общепринятым политическим нормам поведение. Оно проявляется в формах протеста, в неповиновении государственной власти. К подобным акциям граждане прибегают в тех случаях, когда отсутствуют институциональные, то есть законные, способы выражения интересов или традиционные формы участия оказываются неэффективными, а сами люди испытывают недоверие к политической системе, системе судов.

Неконвенциональное поведение подразделяется на ненасильственные и насильственные виды. К первым можно отнести митинги и марши протеста против каких-либо действий официальной власти, пикеты, сидячие забастовки в общественных местах и под окнами правительственных зданий, перекрытие транспортных магистралей. Эти действия могут осуществляться с нарушением действующего законодательства. Сознательный отказ подчиняться законам (а в исключительных случаях - отказ от уплаты налогов), проведение несанкционированных акций протеста, прекращение всякой деловой активности - все эти действия объединяются названием " гражданское неповиновение ".

Тактика массовых ненасильственных акций гражданского неповиновения была обоснована М. Ганди и М.Л. Кингом (дать полные имена). Выступая за независимость Индии, М. Ганди в 1930 г. возглавил так называемый " Соляной поход" - своеобразную символическую акцию протеста против правительственной соляной монополии (рассказать, в чем смысл акции). Эта и подобные акции способствовали достижению национальной независимости Индии. В США в конце 50-х - первой половине 60-х гг. движение за гражданские права негров, возглавляемое М.Л. Кингом, используя ненасильственные акции, сумело добиться принятия законов, отменяющих расовую сегрегацию (расшифровать, что такое сегрегация) в южных штатах США и предоставляющих афроамериканцам равные с другими избирательные права.

Другие известные приемы эффективности использования мирных форм гражданского неповиновения - " бархатная революция" в Праге, в Венгрии, объединение Германии и другие акции, способствовавшие демократическим преобразованиям в странах Восточной Европы в конце 80-х гг. В нашей стране " взрыв" различных форм политической активности наблюдался в конце 80-х - начале 90-х гг.

Далеко не всякие акции протеста достигают результата, более того, они могут перерасти в формы конфронтации с использованием насилия. Неконвенциональные насильственные формы участия охватывают спектр действий – от массовых беспорядков и порчи имущества до терроризма.

 

4. Политические действия, изменяющие общество

 

Рассмотрим виды политических действий, в результате которых изменяется общество в целом. Это – революция, контрреволюция, реформы, политические перевороты.

Революция представляет собой совокупность изменений, которые приводит к замене старых политических структур новыми. В ходе этого процесса борьба за власть может осуществляться в виде гражданской войны или государственных переворотов.

Революция развивается, как правило, вопреки предполагавшейся логике ее «организаторов». И тем не менее, во всякой победив­шей социальной революции выделяются следующие этапы: ее вызревание (рево­люционная ситуация), взрыв, победа, институционализация, то есть оформление новых органов власти.

Одной из главных опасностей победившей революции является предоставле­ние привилегий определенным группам. Возникает противоречие между идеалами, провозглашенными революционерами и новой политической элитой, и привилегия­ми, что порождает критику и разочарование широких масс.

Реальные результаты политических изменений способны вызывать разочарование в целях, идеалах и результатах ре­волюции. На этой основе формируется движение, выступающее против революции. Контрреволюция — это политическое движение, руководимое отстраненными от власти силами и теми, кто по тем или иным причинам порвал с революцией. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних по­рядков. Для финансирования контрреволюционных движений используются сред­ства эмигрантов, а также правительств тех стран, которые заинтересованы вликвидации революционного режима. Обычно контрреволюция использует вооруженное насилие, экономический саботаж, политическую пропаганду. Если широкие массы поддерживают революционные силы, то контрреволюция терпит поражение. В слу­чае успеха контрреволюции происходит реставрация власти прежних господствую­щих групп.

Открытое сопротивление народа законной власти может выражаться в мяте­жах, бунтах, гражданских войнах. Бунт— результат возмущения масс действиями властей, перерастающий в беспорядок, погромы.

Политические перевороты в видегосударственного переворота, путча, дворцового переворота, военного заговора. Они ве­дут к персональным переменам в сфере власти и осуществляются, как правило, на основе использования физического насилия. Государственные перевороты — это чаще всего дело рук представителей аппарата власти или самих правящих групп, тогда как путч — дело политических аутсайдеров, т.е., кто в данный момент находился вне структур власти.

Реформы, в отличие отреволюций ведут к обще­ственным переменам без коренных изменений основ существующего строя и власти правяще­го класса. Классическим примером успешных реформ можно считать реформы капитализма в странах послевоенной Европы, а также в Японии. Эти реформы не изменили капиталистического строя, но привели к так называемому экономическому чуду, когда через считанные годы началось потребительское изобилие, начали ломиться от продуктов магазины и была налажена обеспеченная сытая жизнь подавляющего большинства населения.

Реформистская стратегия не ставит задачу реорганизации общества в целом на основе некоего плана. Она нацелена на устранение всякого рода препятствий, мешающих нормальному развитию общества. Успех реформирования во многом зависит от своевременности проведения реформ и зрелости правящей элиты, ее образованости. Запоздавшие реформы не при­водят к смягчению социальной напряженности и даже могут открывать путь к рево­люционным процессам, предотвратить которые как раз и стремились с помощью реформ.

В современных условиях реформирование является наиболее приемлемым ва­риантом проведения преобразований в обществе. Это связано с тем, что социальные преобразования можно и должно осуществлять в обстановке гражданского мира и согла­сия, а значит, политической стабильности.

Политологи выделяют также специфические политические действия. К ним относятся митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирова­ния, манифестации, шествия и т. д. К этой же категории политических действий относят выборы и избирательные кампании, референдумы, официальные визиты государственных и партийных делегаций в другие страны, дипломатические пере­говоры и т. д.

Специфическим типом политических действий является популизм. Это деятельность для обеспечения популярности политика ценой невыполнимых, но понятных массе обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте предлагаемых мер. Например, политик обещает после прихода к власти в разы поднять зарплату трудящимся, чтобы разом решить проблему бедности. При этом скрывается, что вброс большой денежной массы при прежнем количестве товаров сразу приводит к соответствующему росту цен, и ситуация останется прежней. Можно пообещать каждой незамужней женщине по мужу – один из пунктов президентской программы Владимира Жириновского. Отобрать все у олигархов и раздать народу. И т.д.

Популист — это деятель, заигрывающий с массами. Популизм действенен в условиях низкой политической культуры общества.

Наиболее распространенная классификация субъектов, участвующих в политике, это деление на первичные (социальные) и вторичные (институциональные) виды.

Первый вид - первичные или социальные субъекты, которые включают конкретных индивидов и различные социальные слои. Можно выделить три основные социальные общности, которые выступают субъектами политики:

- территориальные общности, они образуются на основе исторической, культурной или территориальной близости – это нации, национальные меньшинства или жители какой-то территории;

- корпоративные общности, образуются на основе одинаковой или близкой по характеру деятельности – это профессиональные группы, например, врачи, учителя, пенсионеры;

- классовые общности, различаемые по разным основаниям: по отношению к средствам производства, по характеру труда, по присваиваемой доле общественного богатства. Последний признак на сегодняшний день считается наиболее объективным.

На основе присваиваемой доле общественного богатства различают три основных класса: высший, средний и низший. (Дать признаки этих классов)

Средний класс является опорой гражданского общества и политической стабильности. Средний класс обычно не приемлет преобразований «на скорую руку», к новым идеям относится осторожно, но именно он формирует политику, которая получила название «центристской», или в некоторых странах ее называют «политикой здравого смысла». Данная политика подразумевает плавность и планомерность социального и экономического развития общества, выработку таких решений, которые бы отвечали интересам большинства. Чем более многочисленным является средний класс, тем более богатым и устойчивым является общество.

Второй вид - вторичные или институциональные субъекты, т.е. политические институты. Это организации, образованные искусственно, или сознательно, на базе первичных субъектов. Термин «институт» в политике используется для обозначения разного рода упорядоченных социально-политических отношений. Политические институты обеспечивают согласованную политическую деятельность людей через создание различных политических организаций.

Политическими институтами являются государство, президентство как особый род власти, парламент, институт правительства, партии, профсоюзы, политические движения, правовые системы, суды и т.д.

Иногда, выделяют еще третий вид субъектов политики – функциональный. Это те, кто, не имея официальной политической власти, могут тем не менее существенно влиять на политику. Это – церковь, финансово-промышленные структуры, теневые или полулегальные объединения.

Чтобы социальная группа рассматривалась как субъект политики, она должна отвечать следующим требованиям:

- иметь политические интересы;

- на ее базе должна быть сформирована общественно-политическая организация, которая будет руководить ее политической деятельностью;

- ее должна характеризовать массовая политическая деятельность.

Интересы являются основной движущей силой любой деятельности. В основе политического интереса лежит положение социальной группы в системе общественных отношений. Это положение зависит от множества факторов, например, количества и характера получаемого вознаграждения, от вида деятельности, от места и образа жизни, от ситуации в стране и т.д. Под воздействием различных процессов в обществе, например, очередных реформ, положение социальной группы может ухудшаться, а могут открываться перспективы для улучшения своего положения, соответственно рождается интерес, направленные на сохранение или улучшение своего положения. Интерес может реализовываться разными способами, но если используются политические способы, то социальная группа становится субъектом политики.

Согласно Конституции Российской Федерации у граждан России для реализации своих политических интересов гарантированы следующие политические права:

 

Основные формы политического участия, доступные всем, когда каждый может выступить субъектом политики – это референдум и выборы.

Референдум в переводе с латинского означает «то, что должно быть сообщено». Референдум предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум может использоваться, например, для принятия Конституции, для принятия законов, для введения нового поста в государстве, для выяснения мнения общества по какой-то проблеме и т.д.

Наиболее эффективным является проведение референдумов регионального уровня, так как требует меньших затрат, и люди, участвующие в референдуме, более осознано отвечают на поставленный вопрос. При референдуме формулируется вопрос, который предполагает только два ответа «да» и «нет». Участники референдума не делают выбор, а выражают свое отношение к проблеме. Побеждает ответ, набравший большее количество голосов. Родина референдумов – Швейцария.

От референдума надо отличать плебисцит (обозначает решение простого народа). Это опрос населения с целью выяснения мнений, отношения к тому или иному вопросу внутренней или внешней политики. Плебисцит не влечет за собой обязательств государства по использованию его результатов.

Выборы – это механизм формирования органов власти. Это средство, где любой гражданин может вознаградить или наказать???? государственного деятеля за действия им совершенные. Через выборы мы можем влиять на тех, кто находится у власти.

Выборы имеют ряд черт:

во-первых, через выборы происходит непосредственной влияние общества на действия правительства. Если правительство нас устраивает, на очередных выборах мы его поддержим, если нет, проголосуем за оппозицию;

во-вторых, выборы представляют собой средство проявления массовых настроений, но данные настроения могут быть не совсем объективными и быть подвержены контролю и манипулированию со стороны правительства. Например, перед выборами можно провести грамотную избирательную компанию, срочно всем заплатить зарплаты, провести агитационные акции с привлечением известных артистов и т.д., естественно, все это отразится на массовых настроениях;

в-третьих, выборы ограничивают частоту влияния народных масс в управленческие и политические процессы, т.е. основная масса граждан участвует в политике только через механизм выборов, скажем, раз в 4 или 5 лет;

в-четвертых, выборы ограничивают массовость участия в политике, не так часто пассивные граждане включаются в политическую деятельность.

Таким образом, выборы – это средство контроля над государством, но в тоже время это средство, которое само контролируется государством.

В последнее время в обществе распространилось такое явление как абсентеизм, т.е. уклонение людей от участие в выборах. Массовый абсентеизм может привести к тому, что выбранная власть будет иметь низкую легитимность, поэтому властям приходится законными способами бороться с этим явлением.

Демократические выборы должны отвечать следующим требованиям: они должны быть всеобщими, свободными, тайными, прямыми, альтернативными.

Всеобщие означает, что все граждане имеют право участия в выборах, но здесь возможно введения разумных ограничительных цензов, например, возрастной ценз и ценз оседлости. Так, выбирать граждане России могут с 18 лет, быть избранными в Государственную Думу с 21 года, Президентом РФ можно быть избранным с 35 лет, для кандидата в Президенты введен дополнительный ценз – он должен быть гражданином России и проживать на территории России не менее 10 лет. Лишены избирательного права лица, признанные судом недееспособными или находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Свободные выборы означают, что организаторы избирательной кампании не могут создавать нормы, предписывающие за кого голосовать, и лишены права на легитимное насилие, т.о. они должны повлиять на мотивационную базу избирателей и побудить их проголосовать определенным образом?????.

Выборы тайные означают, что избирателя нельзя заставить огласить свой выбор, если он этого не хочет.

Прямые выборы означают, что избиратель лично голосует за того или иного кандидата или партию. А принцип альтернативности гарантирует, что избирателю во время процедуры выборов были представлены альтернативные кандидаты и желательно, чтобы эти альтернативы были как можно более равносильны.

Существует два типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система – это система большинства. Большинство бывает двух видов: относительное и абсолютное, соответственно и мажоритарная система бывает двух видов:

- мажоритарная система относительного большинства - избранным считается кандидат, набравший большее количество голосов (по данной системе в нашей стране формируют органы законодательной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления).

- мажоритарная система абсолютного большинства – для победы кандидату необходимо набрать больше половины голосов, как минимум 50% плюс 1 голос (по данной системе мы выбираем Президента).

Пропорциональная система представительства – одна из самых распространенных избирательных систем. При ней нет одного победителя, она основывается на соответствии между количеством голосов, поданных за партию и количеством получаемых ею депутатских мест (по данной системе в Росси формируется Государственная Дума и так же в некоторых субъектах половина законодательных собраний).

При пропорциональной системе существует два важных понятия:

- «электоральный барьер» - это минимальное количество процентов голосов, которое необходимое получить партии для того, чтобы она была допущена к распределению мест в Парламенте (в нашей стране проходной рубеж – 7%).

- «избирательный метр» - это количество голосов, равное одному депутатскому мандату. Считают его следующим образом: всех участников голосования делят на количество мест, например, при выборах в Государственную Думу на 450, а затем эти «метры» распределяют среди партий, прошедших электоральный барьер. (Объяснить на примере)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели эффективности использования материальных ресурсов | Создание подключения
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал