Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкала тревожности

ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ

Методика Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина

Чувство тревоги — это ощущение нависшей угрозы. В осно­ве его лежит страх кого-либо (или что-либо) потерять, други­ми словами — неудовлетворенные потребности сохранения. Чувство тоски отличается от чувства тревоги тем, что возника­ет из-за отсутствия удач, другими словами — неудовлетворен­ных потребностей развития. В том числе — развития знаний и способностей как средства для удовлетворения других потреб­ностей.

Потребности сохранения и развития в нашей жизни нераз­рывны, поскольку развиваться и совершенствоваться может лишь то, что способно себя сохранить. А сохранить себя может лишь то, что способно развиваться и совершенствоваться. Важно, что соотношение той и другой направленности у каж­дого человека свое, собственное.

Экспериментальные исследования позволили разделить людей на две группы: на тех, кто, рискуя достигнутым, стремится к успеху, и на тех, кто больше дорожит тем, что имеет, и боится неудач.

А к какой категории относитесь вы? Этот тест даст ответ на во­прос.

Цель. Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как ус­тойчивой характеристики (личностная тревожность).

Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.

Порядок исследования. Текст методики зачитывается экспе­риментатором или предъявляется испытуемому списком на заранее приготовленных бланках. Текст состоит из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оце­нивающих реактивную и личностную тревожность. Испытуемые, отвечая на утверждения первой части опросника (№ 1—20), выбирают один из четырех вари­антов ответов: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. Напротив номера утверждения записывают число, соот­ветствующее выбранному ответу. Для второй части опросника (утверждения № 21—40) варианты ответов иные: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти все­гда.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

 

Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на ут­верждения: № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 — (Σ 1), затем сумма остальных цифр, № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 — (Σ 2). Затем высчитывается показатель уровня реактивной тревожности:

 

РТ = Σ 1 - Σ 2 + 35

 

Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности:

 

ЛТ = Σ 1 - Σ 2 + 35, где

 

Σ 1 - сумма цифр-ответов на утверждения № 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Σ 2 - сумма остальных цифр по пунктам № 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39

Если полученная сумма меньше 30 — это показатель низкой тревожности, 31 — 45 — умеренная тревожность, 46 и более — высокая тревожность.

ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ

Методика Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина

Инструкция. Перед Вами ряд утверждений. Вниматель­но прочтите каждое из них и выберите из четырех воз­можных ответов один, наиболее подходящий, по вашему мнению. Напротив каждого утверждения запишите число, соответствующее выбранному вами ответу. Для ут­верждений с 1 по 20 варианты ответов таковы: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. Для следующих 20 утверждений, варианты ответов другие: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда. Вы также выбираете самый подходящий и записываете соответствующее ему число.

 

 

Ответы на вопросы 1-20: 1- нет; 2- скорее нет; 3- скорее да; 4- да

 

Утверждения Ответ (1-4)
1. Я спокоен.  
2. Мне ничего не угрожает.  
3. Я нахожусь в напряжении.  
4. Я испытываю сожаление.  
5. Я чувствую себя свободно.  
6. Я расстроен.  
7. Меня волнуют возможные неудачи.  
8. Я чувствую себя отдохнувшим.  
9. Я встревожен.  
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.  
11. Я уверен в себе.  
12. Я нервничаю.  
13. Я не нахожу себе места.  
14. Я взвинчен.  
15. Я не чувствую скованности, напряженности  
16. Я доволен.  
17. Я озабочен.  
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе.  
19. Мне радостно.  
20. Мне приятно.  

 


 

Ответы на вопросы 21-40: 1- почти никогда; 2- иногда; 3- часто; 4- почти всегда.

 

Утверждения Ответ (1-4)
21. Я испытываю удовольствие.  
22. Я очень быстро устаю.  
23. Я легко могу заплакать.  
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.  
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быст­ро принимаю решения.  
26. Обычно я чувствую себя бодрым.  
27. Я спокоен, хладнокровен и собран.  
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.  
29. Я слишком переживаю из-за пустяков.  
30. Я вполне счастлив.  
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.  
32. Мне не хватает уверенности в себе.  
33. Обычно я чувствую себя в безопасности.  
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.  
35. У меня бывает хандра.  
36. Я доволен.  
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.  
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.  
39. Я уравновешенный человек.  
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.  

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обработка результатов. Распределение пунктов шкалы по указанным выше субшкалам представлено в таблице 1 | Шкала CMAS
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал