Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспертный опрос педагогов и родителей учащихся






Метод экспертных опросов позволя­ет получить информацию о симпто­мах школьной тревожности, прояв­ляющихся во взаимодействии с учи­телями и родителями. Такой подход обеспечивает «внешний» взгляд на отношение ученика к различным компонентам образовательной сре­ды, что является ценным диагности­ческим материалом. В то же время при обследовании будем помнить, что результаты подобной диагностики во многом зависят от особенностей социальной и мотивационной сфер оцениваемого ребёнка. Некоторые родители или учителя склонны дра­матизировать состояние ребёнка или, напротив, скрывать те или иные особенности его поведения. Поэтому метод экспертных опросов желатель­но применять в сочетании с другими диагностическими средствами.

Методика может использовать­ся для диагностики школьной тре­вожности в 1-11-х классах.

Опрос может проводиться ин­дивидуально в режиме беседы или же в групповой форме (например, на родительском собрании). В послед­нем случае он проводится путём ан­кетирования.

Необходимые материалы. Бланк опроса.

Инструкция. «Отметьте, пожа­луйста, варианты поведения, харак­терные для вашего ребёнка» (для ро­дителей).

«Отметьте, пожалуйста, вариан­ты поведения, характерные для... (имя и фамилия ребёнка)» — для учителей.

Таблица 4. Карта (результаты) наблюдения на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жесты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интона­ция

 

 

 

 

 

 

Признаки Занда Надя
Вербальные   «Я боюсь» (и смысловые эквиваленты)   **
«Я не знаю» (и смысловые эквиваленты)   ****
«Я не буду отвечать» (и смысловые эквиваленты) *  
Невербальные Мимика Непроизвольное подёргивание век    
Расширенные глаза   *
Потупленный взгляд *  
Лицо без эмоций    
Бледность лица    
Покраснение лица   ***
Испарина    
Взгляд «мимо доски», «мимо учителя»    
Плотно сжатые губы *  
Втягивание головы в плечи   •♦ ♦
Наклон к парте   ****
Раскачивание на стуле **  
Подсовывание рук под ноги *  
Привставание в момент поднятия руки     **
Небрежное поднятие руки    
Напряжённое поднятие руки («трясущаяся рука»)   *
Закрывание лица руками    
Подёргивание рукой, ногой *  
Покусывание ручки, карандаша   ***
Перекладывание предметов по парте    
Заламывание пальцев, рук    
Прерывистый голос    
Плаксивая интонация (вплоть до слёз)   **
Тихий голос    
Вопросительная интонация в утвердительных предложениях   **
Итого:      
вербальных признаков тревожности      
невербальных признаков тревожности      
               

Таблица 5. Результаты оценивания

 

Признак Миша Санал
    Да Нет Да Нет
1. Высказывает нежелание ходить в школу   # *  
2. Боится опоздать в школу   *   *
3. Не заходит в класс, если опоздал на урок   *   *
4. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слёзы   *    
5. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе       *
6. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учёбу много времени   #   *
7. Если задание кажется слишком сложным, может; бросить его, не доделав   * *  
8. Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах   *    
9. На уроках рассеян *   *  
10. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их   *   *
11. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой   *    
12. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями   *    
13. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами   * *  
14. На контрольных работах, при ответе v доски теряется, не может продемонстрировать все свои знания   * *  
15. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников пли нарушить ход урока другими способами   * *  
16. Нет друзей среди одноклассников   *    
17. Дополнительная информация, которая кажется вам важной     Чуть что, хлопает дверью и уходит
Итого        

 

Обработка результатов. При об­работке результатов учитывается ко­личество «неблагоприятных» оценок, данных родителями или педагогами.

Практика применения анкеты показывает: наличие у ребёнка школьной тревожности обусловлено 5-6 и более признаками, отмечен­ными в колонке «Да» при ответах на вопросы 1-16. Вопрос 17 в некото­рых случаях также может предоста­вить психологу ценную дополни­тельную информацию.

Ниже приведены варианты оценок поведения Серёжи и Андрея, учеников 2-го класса, учителем. Для Андрея характерна повышенная школьная тревожность, для Серёжи — соответствующая возраст­ной норме (табл. 5).

Таким образом, диагностика тревожности поможет как можно раньше выявить детей, которым в школе дискомфортно, которые учат­ся с большим напряжением нервной энергии, что может привести к сры­ву, к дидактогенным неврозам и дру­гим заболеваниям. А если учителя выявят таких детей ещё в начальной школе или в среднем звене и начнут с ними работать, то многих бед удастся избежать.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал