![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Строение чувственных образов в свете учения о деятельности А.Н.Леонтьева
Примечательной особенностью психологии как научной дисциплины является зависимость определения ее предмета от философско-методологической позиции исследователя. Эта зависимость в каждом конкретном случае преломляется через то или иное понимание сущности человека. Марксистское понимание сущности человека кратко сформулировано в известных тезисах о Фейербахе, где в качестве действительности человеческой сущности указана совокупность всех производственных отношений. Это означает, что логику поведения отдельно взятого человеческого индивида нельзя понять вне контекста тех социальных отношений, в которые он включен. Поэтому в психологии, помимо понятия поведения, появляется понятие деятельности. Деятельность — это «одухотворенное» поведение. Деятельностный подход к психике человека развивался в трудах А.Н.Леонтьева, который подчеркивал, что деятельность является субстанцией психики человека, т.е. содержанием психики человека является интериоризированное предметное содержание деятельности. Интериоризация, следовательно, является особой формой «социализации» психики индивида в процессе его становления как представителя рода человеческого. При этом предполагается, что человеку от рождения присущи «естественные», «натуральные» формы психики (общие у него с высшими Логвиненко А.Д. [Образы ощущения и восприятия] животными), которые впоследствии «социализируются» и приобретают предметную форму. Л.С.Выготский в своем учении о «высших психических функциях» прозорливо подметил двойственность не только восприятия, но и всех остальных психических функций человека. Двойственность восприятия человека, наличие у него двух планов обнаруживает себя в самонаблюдении в виде двуплановости чувственных образов, о которой речь шла выше. Двойственности чувственных образов соответствует двойственность стимулов, которые распадаются на дистальные и проксимальные. В ре-ультате традиционная двучленная парадигма «стимул—образ» удваиватся и приобретает следующий вид: Рис. 1. Двойственность восприятия Связи между различными элементами этой схемы по своей природе весьма разнородны. Так, связь между проксимальным стимулом и листал ьным — физическая. Она подчиняется законам оптики и геометрии. Связь между проксимальным стимулом и чувственной тканью образа — психофизическая, т.е. жесткая, однозначная, подчиняющаяся строгим законам, которые допускают, подобно физическим законам, количественное выражение. Между предметным содержанием и чувственной тканью образа нет такой жесткой связи. Эта связь подвижна и неоднозначна. Примером такой связи может служить связь между звуковым составом слога и его значением. Фундаментальный факт, непосредственно открывающийся в само-аблюдении, состоит в том, что предметное содержание образа скорее со-тветствует дистальному стимулу, нежели проксимальному, хотя органы чувств имеют дело с проксимальным, а не дистальным стимулом. Это ставит перед исследователями определенную проблему. В созерцательно-сенсуалистической психологии эта проблема формулировалась как проблема константности восприятия. Феномен константности восприятия состоит в том, что предметное содержание образа тождественно по своему содержанию предмету, противостоящему субъекту в акте восприятия. Важнейшие аспекты проблемы константности, как она ставилась в созер-ательно-сенсуалистической психологии, заключаются в том, что, во-первых, при переходе от дистального стимула к проксимальному часть информации о дистальном стимуле теряется, однако, в предметном образе Тема 1 5. Познавательные процессы: виды и развитие эта информация вновь восстанавливается1; а во-вторых, при изменении условий восприятия проксимальный стимул меняется, а дистальный нет, тем не менее предметное содержание образа остается относительно постоянным. Предмет психологического исследования могут составлять: 1) пси-офизическая связь между проксимальным стимулом и чувственной тканью образа (психофизика чувственной ткани); 2) связь предметного содержания с чувственной тканью образа (психология предметного образа)2. Психофизика чувственной ткани и психология предметного образа представляют собой две различные дисциплины, в каждой из которых используются свои методы, поскольку связь между дистальным стимулом и чувственной тканью образа принципиально отличается от связи между чувственной тканью и предметным содержанием образа. 1 Достаточно отметить, например, что несмотря на то, что проксимальный стимул двух 2 Физическую связь между дистальным и проксимальным стимулами, несмотря на 2. Классификации ощущений и рецепторов Б.М. Величковский, В. П. Зинченко,
|