![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С.С. Стивене
ПОНЯТИЕ ГРУППЫ1 Рассмотрим теперь некоторые другие вопросы из той области, которую Рассел называет философией математики, противопоставляя ее математике как практическому искусству обращения с математическими символами и операциями. Углубляясь в самое основание предмета изучения, с тем чтобы вскрыть, какие понятия являются фундаментальными, мы приходим, как уже видели выше, к некоторым очень простым и в то же время плодотворным идеям. Очевидность некоторых из этих понятий отнюдь не умаляет их важности. Здесь уместно привести слова Д'Арси Томпсона, писавшего, что физика «...заставляет нас вспомнить о том, что... великие люди посвящали себя ей для того, чтобы открыть простые вещи»3. То же самое можно, конечно, сказать и о математике. Два из наиболее фундаментальных понятий математики были упомянуты выше. Это понятия класса элементов и взаимно-однозначного соответствия, или изоморфизма. Третьим является понятие математической группы, а четвертым — тесно связанное с ним понятие инвариантности. Прежде всего мы постараемся уяснить, что математики имеют в виду под группой. Теория групп существует немногим более ста лет, но она уже осветила многие проблемы как алгебры, так и геометрии. Быть может, эта теория не представляет собой своего рода «сезам, откройся» [т.е. средства разрешения всех проблем. — Ред.-сост.], как это думали в период расцвета ее славы, когда доказательство того, что какая-либо теория подчиняется постулатам теории групп, рассматривалось как важное достижение3. Однако группа — это все же очень важное понятие. В ходе дальнейшего изложения мы еще будем использовать его при рассмотрении проблемы подыека- 1 Стивене С.С. Математика, измерение и психофизика // Экспериментальная психо 2 Thompson D'Arcy W. On growth and form. N. Y.: Macmillan, 1942. P. 13. 8 Cp. Bell E.T. The development of mathematics. N. Y.: MacGraw-Hill, 1945. P. 446. Стивенс С.С. Понятие группы ния шкал для измерения. Группа в математике есть множество операций. Эти операции делает группой тот факт, что две операции, следующие одна за другой, приводят к такому же результату, к какому могла бы привести некоторая третья операция. Это, конечно, весьма расплывчатое определение, и мы вынуждены будем придать ему более определенный вид, рассмотрев один пример. Возьмем порядок игры бейсбольной команды. В ней имеется девять игроков, расставляемых на поле в таком порядке, который тренер находит наиболее целесообразным. Допустим, что игра команды разладилась и тренер считает необходимым изменить игровой порядок в команде. Он делает это путем перестановки игроков. Ясно, что каждый из 362 880 [= 9! — Ред.-сост.] возможных порядков может быть получен следующим образом: приняв какой-либо один порядок расположения игроков за исходный, тренер изменяет его, последовательно переставляя в этом порядке одного игрока на место другого. Он может поставить центрального нападающего на место защитника (место № 4) путем замены первого вторым, затем второго третьим и, наконец, третьего четвертым. Таким способом центральный нападающий оказывается на месте N° 4. Затем с целью передвижения защитника (который теперь занимает место № 3) на место № 1 тренер должен поменять местами находящихся на № 3 и 2, а также № 2 и 1. В результате этих пяти отдельных перемещений получается такой же игровой порядок, который получился бы в том случае, если бы тренер просто поменял местами игроков № 1 и 4. Отсюда мы видим, что некоторые комбинации операций эквивалентны другим комбинациям операций. На неспециалиста все это производит впечатление тривиальной и очевидной истины, и его очень удивляет, что это простое понятие, лежащее в основе теории групп перестановок, оказалось для Э.Галуа крайне важным при решении им давно уже стоявшей перед математиками задачи о разрешимости уравнений. Эти простые группы перестановок находят себе применение даже в современной физике — при описании структуры атома. Мы вводим понятие группы таким же способом, какой уже использовали в алгебре, а именно устанавливаем постулаты (требования), которым должно удовлетворять множество операций, для того чтобы его можно было бы назвать «группой». Прежде всего мы допускаем, что нам дано множество элементов (операций) а, b, с... и символ о, обозначающий их комбинацию. Далее мы полагаем, что это множество подчиняется перечисленным в табл. 1 постулатам1. <...> <...> Многие различные виды операций образуют группы2. Таковы группы перестановок игроков в игровых порядках, электронов, вращаю- 1 Ср. Harkin D. Fundamental mathematics. N. Y.: Prentice-Hall, 1941. P. 98. 2 См.: Blrkhoff G., MacLane S. A survey of modern algebra. N. Y.: Macmillan, 1941. Тема 15, Познавательные процессы: виды и развитие Таблица 1 Постулаты теории групп
щихся вокруг атомного ядра, или других порядков вещей. С одной стороны, существуют такие формы вращения объектов в пространстве, которые напоминают вращение колеса с шестью спицами. При каждом повороте на 60° область пространства, ограниченная двумя соседними спицами и внешним краем колеса, остается неизменной (инвариантной), и эти повороты на 60° составляют конечную группу, в которой поворот на 360° эквивалентен тождественной операции — операции невращения. С другой стороны, все возможные движения твердого тела в пространстве образуют бесконечную группу. <...> Между тем необходимо сказать несколько слов относительно термина операция. В предыдущих параграфах он употреблялся в двух различных значениях: во-первых, он обозначал математическую манипуляцию (например, умножение) и, во-вторых, конкретное эмпирическое действие (например, поворот колеса на 60°). И то и другое мы называем операцией, однако эти понятия, очевидно, принадлежат к совершенно различным областям: одно из них относится к сфере формального, а другое — к физическим процессам. Выть может, употребление двух различных слов послужило бы установлению большего порядка, однако этому мешает прочно укоренившаяся традиция, и самое большее, что мы можем сделать, — это лишь постоянно помнить о том, что математические операции могут служить моделью для физических событий, но модель и событие — отнюдь не одно и то же. P. P. Хок С ГЛАЗ ДОЛОЙ, НО НЕ ИЗ СОЗНАНИЯ1 Концепция когнитивного развития сформировалась и была осознана психологами благодаря работам швейцарского ученого Жана Пиаже2. Пиаже является одной из самых влиятельных фигур в истории психологии. Проделанная им работа не только произвела революцию в психологии развития, но и стала фундаментом всех последующих исследований в области изучения формирования интеллекта. Пиаже первоначально занимался биологией и изучал врожденную способность животных адаптироваться к новому окружению. Во время учебы в Сорбонне в Париже он устроился на работу (для заработка), в лабораторию Альфреда Бине, где разрабатывались первые тесты для оценки интеллекта. В задачу Пиаже входило стандартизировать французскую версию теста на мышление, который изначально был разработан на английском языке. Подобные тесты стандартизируются для того, чтобы вопросы для всех тестируемых детей были максимально сходными. Тогда любая разница в оценках будет объясняться именно ответами ребенка, а не вариантами теста. Именно во время занятий этой работой в Париже Жан Пиаже начал формировать свои взгляды о когнитивном развитии. 1 Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся 2 См.: Plaget J. The development of object concept: The construction of reality in the 21 Зак. 2228 Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие
|