Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М и н с к 2 0 1 1. В учебном пособии последовательно раскрываются важнейшие события, которые проходили накануне и во время Второй мировой и Великой Отечественной войны


 

 

А в т о р ы:

Д.Н.Хромченко и др.

 

 

 

В учебном пособии последовательно раскрываются важнейшие события, которые проходили накануне и во время Второй мировой и Великой Отечественной войны. На обширном фактическом материале анализируются международная обстановка накануне Второй мировой войны, начало и ход войны, наиболее значимые сражения, отражается вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией, деятельность Красной Армии и войск антигитлеровской коалиции по разгрому агрессоров, освобождению стран Европы от нацизма и завершению Второй мировой войны.

Для студентов всех форм и специальностей высшего технического учебного заведения, широкого круга читателей, которые интересуются историей Второй мировой войны.

 

© Коллектив авторов. 2011

 

Содержание

Предисловие…………………………………………………………………..6

Глава 1.Международное положение накануне Второй мировой войны. 1933 г. – 1 сентября 1939 г………………............7

1.1. Введение………………………………………………………………..7

1.2. Образование очагов новой мировой войны в Европе и Азии……..11

1.3. Политика «умиротворения» агрессоров. СССР на

международной арене. Договор о ненападении 23 августа 1939 г

. и его значение……………………………………………………………21

Глава 2. Начало Второй мировой войны………………………….27

2.1.Нападение нацистской Германии на Польшу. Начало

«странной войны»………………………………………………………...27

2.2 Советско – финляндская война………………………………………30

2.3 Военные действия Германии в 1940 – первой половине

1941 г.г. Внешне-политическая деятельность СССР…………………..32

Глава 3. Нападение нацистской Германии на СССР. Оборонительные бои Красной Армии на территории Беларуси летом 1941 г……………………………………………………41

3.1.Нападение нацистской Германии на СССР ………………………...41

3.2.Оборонительные бои Красной Армии на территории

Беларуси летом 1941 г…………………………………………………....48

3.3.Причины неудач Красной Армии в начале войны…………………60

Глава 4. Оккупационный режим на территории СССР и Беларуси, его формы и методы…………………………………….…62

4.1.Политические планы Германии в отношении территории и населения СССР. Политика геноцида…………………………………….……62

4.2.Экономическая эксплуатация оккупированных территорий……...66

4.3.Коллаборационизм………………………………………………..….73

Глава 5. Партизанская и подпольная борьба на оккупированной территории Беларуси……………………………76

5.1.Становление и развитие партизанского движения……………..….76

5.2.Подпольная борьба в годы Великой Отечественной войны……….85

Глава 6. Коренной перелом в ходе Великой

Отечественной войны………………………………………………..…..89

6.1.Общая обстановка на советско-германском фронте

летом и осенью 1941 г……………………………………………………89

6.2.Провал операции «Тайфун»………………………………………….91

6.3.Сталинградская битва……………………………………..………….95

6.4.Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома………..102

 

Глава 7 Освобождение Беларуси от нацистских

Захватчиков (сентябрь 1943 – февраль 1944гг.).

Часть 1……………………………………………………………………...…107

7.1.Начало освобождения республики от нацистских

захватчиков в осенне-зимний период (сентябрь 1943г. –

февраль 1944 г.). Битва за Днепр…………………………………….…107

7.2.Основные операции советских войск на территории

Беларуси в осенне-зимнем периоде 1943 – 1944 гг………………...…112

7.3.Помощь партизан и населения республики войскам

Красной Армии. Первые восстановительные работы в

освобожденных районах Беларуси……………………………………..116

Глава 8. Белорусская стратегическая наступательная операция под кодовым наименованием «Багратион»……….119

8.1.Планирование, подготовка и проведение операции………………119

8.2.Окружение и разгром германских войск под Витебском, Бобруйском, Минском. Освобождение г. Минска…………………………...121

8.3.Боевые действия белорусских партизан и подпольщиков. «Рельсовая война»…………………………………………………………..….128

8.4.Изгнание немецких захватчиков с территории Беларуси.

Значение разгрома войск вермахта в Беларуси летом 1944г…………130

Глава 9. Советский тыл и его вклад в победу над фашистской Германией в годы Великой

Отечественной войны…………………………………………….……..133

9.1. Эвакуация материальных ценностей и производительных

сил на восток и перестройка экономики на военный лад……………133

9.2. Вклад белорусского народа в материальное обеспечение

Красной Армии и победу над Германией………………………...……138

Глава 10. Завершение Второй мировой и Великой Отечественной войны. Часть 1……………………………………....140

10.1.Открытие второго фронта и действия союзных войск…………..140

10.2.Освобождение Красной Армией стран Европы от нацизма….…150

Глава 11. Завершение Второй мировой и

Великой Отечественной войн. Часть 2……………………...……165

11.1. Берлинская операция. Встреча на Эльбе. Капитуляция

Германии. Завершение войны в Европе. Потсдамская конференция.165

11.2. Военные действия советских вооруженных сил на

Дальнем Востоке. Бомбардировка США Хиросимы и Нагасаки.

Капитуляция Японии ……………………………………….………….176

 

Глава 12.Вклад белорусского народа в разгром

нацистской Германии. Итоги и уроки войны……………….….187

12.1.Вклад белорусского народа в разгром нацистской Германии…...187

12.2.Итоги и уроки войны………………………………………….……195

Литература………………………………………………………...………..199

 

Предисловие

Важное место в системе гуманитарной подготовки молодых специалистов занимает изучение курса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Одним из определяющих факторов в процессе воспитания и организации учебно-познавательной деятельности студентов становится формирование системы ценностей, которые разделяют все представители нашего общества, в том числе молодежь. Наиболее важной среди этих ценностей является патриотизм как любовь к Родине и готовность к защите независимости и суверенитета белорусского государства. Актуальность более углубленного и системного изучения данной проблемы обусловлена также необходимостью воссоздания исторической правды о Великой Отечественной войне, участии в ней белорусского народа, поскольку в условиях большей открытости информационного пространства в ряде популярных изданий, отдельных СМИ участились попытки фальсификации и пересмотра истории войны, принижения вклада советского народа, в том числе и белорусов, в победу, некритического переноса на страницы печатных изданий тенденциозных положений, заимствованных главным образом из мемуаров и других печатных трудов бывших гитлеровцев и неонацистов.

Без основательных знаний истории своего Отечества и особенно ее сложных и противоречивых периодов, без учета положительного и отрицательного опыта жизни международного сообщества нельзя успешно строить общественные взаимоотношения в современности.

Предпринятая в данном учебном пособии попытка коллектива авторов дать объективную информацию о героических и трагических страницах Второй мировой и Великой Отечественной войны, о вкладе представителей многонационального народа СССР, в том числе и белорусского, в разгром нацистской Германии, о влиянии военных событий на судьбы народов Европы и Советского Союза не может претендовать на полное раскрытие этой проблемы, однако позволит читателю взять предложенный материал за основу для дальнейшего его изучения и осмысливания в ходе самостоятельной работы над литературой и источниками.

Учебное пособие разработано на основе прежде всего проблемно-хронологического метода. В нем последовательно отражены основные события Второй мировой и Великой Отечественной войны, начиная с анализа международной обстановки в 30-е годы ХХ столетия и заканчивая 1945 годом, завершающим этапом Второй мировой войны. При этом особое внимание уделено участию белорусского народа в борьбе против нацизма и разгроме агрессоров.

Авторы надеются, что предлагаемый материал позволит всем интересующимся проблемами Второй мировой войны усвоить и пополнить свои знания по данной проблематике, с учетом этого лучше понять наиболее значимые события этого периода.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал