Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение восьмое: ад и рай как состояния переживания реальности, счастье и благо






Указанные в подзаголовке понятия могут на первый взгляд показаться не совсем уместными или, по крайней мере, парадоксальными, будучи введенными в область, которую можно причислить к одному из научно-иссле­довательских направлений. И тем не менее психономика не только включает их в список явлений, заслуживаю­щих пристального внимания, но и намеревается исполь­зовать в обиходе своих практических средств.

Признаться, меня мало заботит, насколько правомер­но и корректно использование ссылок на подобные кате­гории с точки зрения моих ученых коллег, так как я по­лагаю, что имею полное право игнорировать границы, Устанавливаемые официозной в настоящее время пара­дигмой психотерапии. А почему бы и нет? Завтра все может измениться в противоположную сторону. С дру­гой стороны, всякие психотерапевтические и психологи­ческие ограничители несколько смешны и претенциозны. Ведь даже самая наукообразная психотерапия не является наукой, что можно вполне отнести и к психологии. А посему каждый из нас, кто имеет профессиональное отношение к вышеупомянутым областям, волен обращаться с теоретическими концепциями и воззрениями так, как ему заблагорассудится.

Это мое несколько пространное предисловие обуслов­лено только лишь намерением продемонстрировать мою готовность устраниться от споров и словопрений, в кото­рые я уже почти научился не вовлекаться, выступая с докладами на всякого рода тематических конференциях.

Итак, с точки зрения психономики ад и рай представ­ляют собой вполне конкретные реалии, данные человеку при этой жизни. Одновременно нам предоставлена и воз­можность выбора, в какой из этих зон пребывать.

Ясно, что в начале своего жизненного пути мы оказы­ваемся в аду, низвергаясь из эдема материнского чрева в чужой и холодный мир, исполненный угрозы и чудовищ­ных опасностей. И слезы сопровождают наш приход. Наверное, уже и младенец смутно чувствует, что он из­гнанник, хотя еще и не понимая всей своей обреченности на пожизненные странствия.

В поисках чего мы бредем по этой тверди, пересекая незримые линии жизни друг друга, разрывая их или за­путываясь в них? Не в поисках ли того утерянного бла­женства, которое некогда утратили, и, быть может, на­всегда? Томящие предощущения возможности обрете­ния мифического счастья волнуют душу и убаюкивают рассудок. Сладостные сны забытья проносятся краткими вспышками сквозь нескончаемый поток бытия, унося в своих рассеивающихся шлейфах частички нашей хруп­кой души.

Мы не идем, но уходим. Постоянно уходим от нависаю­щей смуты первых дней после появления на свет. Навер­ное, этот уход сродни спасению. Жизнь человека есть не­прерывный процесс спасения его души. Кто спас, тот и спасся. Кто спасся, тот и обрел счастье. Значит, вот оно, где счастье, — в спасении! Все остальное — лишь благо, которое зачастую ложно воспринимается как обретение рая, то есть счастья. Но благо всего-навсего только возможность вовремя удовлетворить потребность без осо­бых затрат энергии и сил — снять сексуальное напряже­ние, утолить голод, насладиться зрелищем прекрасной картины, понежиться в горячей ванне, помедитировать о высшем смысле существования, отведать изысканного вина... Потребность удовлетворяется — и снова пустота, сквозь которую проглядывает одинокая душа. Ибо благо не заменяет счастья. Иметь благо еще не значит быть спа­сенным или находиться «во спасении».

Как уже было было сказано в начале книги, цель пси­хономики — помочь человеку перейти из зоны ада в зо­ну рая.

При этом используется своеобразный путеводитель. Хотя топография его временами бывает парадоксальной, но через нее пролегает путь к успеху.

Так, например, не сразу воспринимается должным образом рекомендация не только не стремиться вырвать­ся из зоны ада, но и как можно глубже погрузиться в нее и пережить ее. Ибо именно там, в глубинах ада, прячется дверца, ведущая в зону рая. Ад подобен болоту — чем интенсивнее барахтанье, тем сильнее засасывает.

Чистилище же и есть движение через ад. Это не место пребывания, а процесс. Он может усилить страдания, но он и освобождает, очищает от них.

Нередко и сам процесс психотерапии является таким своеобразным чистилищем, которое дает возможность пациенту пережить опыт своего собственного спасения.

Резюме

1. Ад и рай — конкретные реалии, данные человеку при жизни.

2. Направляясь при рождении в этот мир, человек сразу попадает в ад, ощущая положение изгнанника и пред­чувствуя судьбу странника.

3. Вся последующая жизнь представляет собой способы выхода из ада и поиски рая. Такой уход является настойчивой попыткой спасения души — спасения от не­избывной тяжести первой травмы появления на свет.

4. Значит, говоря о счастье, следует подразумевать, преж­де всего, спасение.

5. Необходимо уметь видеть разницу между действитель­но различными состояниями — счастья и блага.

6. Первое — категория внутренняя и определяется харак­тером взаимоотношений, происходящих в глубине, скрытой от внешней предметности. Вторая же обус­ловливается результатом взаимодействий с миром предметных отношений.

7. Очищение — «Психическая Баня» есть процесс про­хождения через пространство ада.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал