Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Табпица 4






Экспериментальные данные о разностном пороге

видимой длины линий, полученные методом постоянных раздражителей*. Стандарт = 65 мм

 

Сравниваемый стимул, мм Частота ответов «длиннее» Р z
    0.22 -0, 77
    0, 34 -0, 41
    0, 59 0, 23
    0, 83 0, 95
    0, 93 1, 18

* Примечание. Энген, неопубликованные данные.



Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


общал испытуемому, правильна ли была его оценка. Во время опыта эк­спериментатор отмечал начало пробы, говоря «готово», но не оценивал действия наблюдателя. Решение о том, вводить ли поправки или под­крепления, зависит от цели эксперимента.

Данные, приведенные в табл. 4, получены при использовании мето­да постоянных раздражителей с двумя категориями ответов. Очевидно, что табулирование оценок «короче» не приводит к увеличению информа­ции.

Простая графическая интерполяция медианы и Q

На рис. 3 изображена зависимость вероятности р от длины сравни­ваемых линий по данным табл. 4. При достаточно большой выборке от­ветов данные обычно ложатся на S-образную кривую. Меньшие по дли­не, чем стандарт, сравниваемые линии лишь изредка оцениваются как более длинные, а большие по длине — почти всегда оцениваются как бо­лее длинные. Точка, соответствующая на графике 63 мм (величина эта­лона) показывает, в какой части проб эта длина признана большей при предъявлении ее второй в паре равных линий. Это типичный результат так называемой «отрицательной ошибки временной последовательнос­ти», ошибки, которая сама по себе представляет очень интересную проб­лему из области восприятия. Соединив прямыми линиями точки, пред­ставляющие данные эксперимента, мы проводим горизонтальные линии от оси ординат на уровне 25, 50 и 75% до пересечения с ломаной лини-



 


Рис. 3. Зависимость вероятно­сти оценок «длиннее» от дли­ны линий, полученная мето­дом постоянных раздражите­лей. Стандартный стимул -линия 63 мм. Подробности в тексте. Абсцисса - длина в мм; ордината - вероятность оценки «длиннее». Первому квартилю ( Q1 ) соответствует значение 61, 2 мм, третьему квартилю (Q3) - 63, 6 мм, а медиане и точке субъективно­го равенства - 62, 6 мм


Энген Т. Основные методы психофизики



ей1. А затем опускаем вертикальные линии из точек пересечения на аб­сциссу, чтобы определить физические величины, соответствующие Q1 , медиане Q2 и Q3, как это показано на рис. 3.

Медиана (Мед.) — та длина линии, которая теоретически должна быть признана более длинной в одной половине проб и более короткой — в другой половине. В этом случае она является точкой субъективного равенства (TCP), которую следует сравнивать с физической величиной стандарта. При определении точки субъективного равенства предполага­ется, что линия, соединяющая величины р, соответствующие 62 и 63 мм, является в первом приближении прямой. Однако, ошибка, связанная с этим, в зависимости от области приложения результатов, может не иметь серьезных последствий. В данном примере точка субъективного равенства или пятидесятипроцентный уровень равен примерно 62, 5 мм. Само собой разумеется, что алгебраическое определение медианы также возможно и дает следующие результаты:

 
 

 

 


где 0, 34 является полученным в эксперименте значением р, соответству­ющим 62 мм и лежащим непосредственно ниже искомого значения р, равного 0, 50; а 0, 59 соответствует 63 мм и лежит непосредственно выше искомого р.

Обратите внимание, что полученное значение стимула, соответству­ющее р = 0, 50, является тем же самым, что и при графической интерпо­ляции. Это и понятно: обе величины являются лишь приближениями, зависящими от сделанного выше допущения о линейности. Как и следо­вало ожидать от этих оценок, точка субъективного равенства, получен­ная обоими методами, близка к эталону. Однако пятидесятипроцентный уровень обычно не представляет большего интереса; только в опытах по измерению абсолютного порога наиболее важна эта точка, как соответ­ствующая значению абсолютного порога. В данном опыте по определе­нию разностного порога нужна мера вариабельности или неопределенно­сти, а полуинтерквартильный диапазон, Q, является наиболее ценным в данном методе анализа.

Q = 1/2(Q3-Q1),

 

где Q3 и Q1 — длины линий, соответствующие значениям

р = 0, 75 и р = 0, 25 и полученные при помощи линейной интерполяции.

В нашем примере

 

Q = 1/2(63, 6 - 61, 2) - 1, 2.

1 В психофизике зависимость вероятности или частоты ответа от величины стимула принято называть психометрической функцией. (Примечание редактора источника.)



Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


Эта мера вариабельности используется как показатель различитель­ной чувствительности или разностный порог, но численно она не равна разностному порогу, измеренному, например, методом границ, хотя и сходна с разностным порогом, определенным как половина интервала неопределенности (L=ИН/2). Если допустить, что распределение час­тот оценок является нормальным, то можно воспользоваться средним квадратическим отклонением как мерой разностного порога в соответ­ствии с уравнением

 
 

 

 


Среднее квадратическое отклонение имеет хорошо известные и по­лезные свойства и, несомненно, прямое определение его было бы лучшим методом. Итак, среднее арифметическое надежнее и предпочтительнее, чем медиана, если предполагается, что распределение оценок нормально.


Г. В. Гершуни, Е.Н. Соколов


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал