![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Р. Вудвортс, Г. Шлосберг
МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ1 Метод равных сенсорных расстояний Имеется ряд методов, в которых испытуемый пытается выбрать или согласовать серию стимулов так, чтобы они отмечали субъективно равные расстояния на некотором континууме. Первый из них — «деление интервала пополам» — был использован Плато в 1850 г. Он просил художников воссоздать серый тон, который является средним между черным и белым. Иными словами, субъективное расстояние между белым и серым было таким же, как между черным и серым. Метод разработан Дельбефом, Мюллером и Титченером (1905)2. Основной целью была проверка справедливости закона Фехнера. Если бы средняя точка совпадала со средним геометрическим, а не средним арифметическим, то Фехнероказался бы прав. Иногда точка приходилась на одно среднее, иногда на другое; случалось и так, что она оказывалась где-то между ними. Мы не будем рассматривать старые доказательства, которым Титченер посвятил целый раздел своей книги. Понятно, что этот метод подвержен тем же ошибкам, что и метод фракционирования, В самом деле, метод деления интервала пополам очень похож на метод деления пополам величины. Единственным различием является то, что метод деления пополам может давать истинный нуль для шкалы. Эксперимент Сенфорда. Конечно, нет причины ограничивать эксперименты делением пополам. Можно раздробить субъективное расстояние на любое количество равных интервалов. В эксперименте по взвешиванию Сенфорда 108 пакетов, ранжированных от 5 до 100 г, раскладываются на пять 1 Проблемы и методы психофизики / Под ред. А.Г.Асмолова, М.Б.Михалевской. М.: 2 См.: Boring E.G. Sensation and perception in the history of experimental psychology. Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия кучек с приблизительно равными сенсорными расстояниями между ними. Если среднее от всех весов, помещенных в каждую кучку, нанести на ординату в логарифмическом масштабе, а субъективные величины в линейном масштабе — на абсциссу, то по закону Фехнера точки должны лечь на прямой линии. <...> Парное сравнение Существуют, по крайней мере, два метода шкалирования — шкалирование отношений возвращает к работе Фехнера — пионера в области экспериментальной эстетики и его методу выбора. Этот устаревший метод был использован Фехнером при изучении эстетической оценки различных вариантов прямоугольников. Он изготавливал картонные ящички, стороны которых изменялись в пределах от квадрата до узкого прямоугольника и разбрасывал их в случайном порядке на столе. Фехнер проводил эксперимент с несколькими сотнями людей, предлагая каждому выбрать наиболее и наименее приятные формы фигурок, разбросанных на столе. Затем он мог использовать относительную частоту выбора в качестве показателя и таким способом определял эстетическую ценность каждого прямоугольника. Благоприятные выборы падают, в основном, на середину серии (около золотой серединки), а неблагоприятные — в экстремальных направлениях. Две наиболее совершенные формы выбора известны как метод ранжирования и метод парных сравнений. Если бы Фехнер попросил распределить все приятные прямоугольники в одном конце, а неприятные — в другом, то такое категоричное распоряжение дало бы больше дополнительной информации. Если бы показывал он только два прямоугольника одновременно и просил бы испытуемого выбрать наиболее приятный, то, проделывая то же самое со всеми парами, Фехнер опять-таки мог бы получить больше информации, чем методом выбора. Или он мог бы взять определенный прямоугольник в качестве стандарта. Предъявляя стандарт в паре со сравниваемыми, он получил бы оценку сравниваемого как более или менее приятного, чем стандартный, подобно тому, как это делается методом постоянных раздражителей. Это последнее предположение недостаточно обосновано психологически в изучении эстетических или других величин потому, что испытуемый как бы пресыщается стандартными стимулами. Однако мы увидим, что с точки зрения логики и математики метод парных сравнений является сокращенным методом постоянных раздражителей. Кроме того, метод ранжирования сводится к методу парных сравнений. Метод парных сравнений введен Коном1 при изучении предпочитае-мости цветов. Его часто признают в качестве наиболее адекватного спосо- 1 См.: Cohn J. Experimentelle TJntersuchungen liber die Gefuhlsbetonungen der Farben, Hellig-Ketein und ihrer Combinationen // Philos. St. 1894. 10. P. 562-603. Вудвортс Р. Шлосберг Г., Методы шкалирования ба получения надежных оценок. Задача испытуемого в любой момент упрощается до предела, потому что перед ним только два образца. Он сравнивает их в определенном отношении, переходит к другой паре и так до тех пор, пока не оценит всех образцов. Если каждый образец сочетается с каждым другим, то количество пар равно n(n-1)/2, что составляет 45 пар их 10 образцов или 190 из 20. «Работа» может иногда сокращаться: можно раз
|