Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этнич. и культурн. процессы на бел. землях в 13-16вв. Белорусский этнос.
В процессе заселения территории Б. славянскими племенами произошла их ассимиляция с местными балтскими племенами. В результате славянизации балтского населения сложились предпосылки для формирования белор. народности. Начало формированию бел. народности было положено в период существования союзов племен и создания на территории Б. Полоцкого, Туровского, Смоленского и других кн-в. Вхождение бел. земель в состав ВКЛ создало условия для дальнейшего формирования бел. народности. Экономич. основой образования бел. нар-ти являлся рост товарно-денежных отношений, развитие внутр. рынка. Увелич. торгово-ремесленного населения в городах и местечках, усиление связей между ними содействовало консолидации городского населения в сословие мещан. Все это сказалось на развитии общности социально-экономической жизни, языка, культуры и других признаков, которые характеризуют народность. Положит. влияние на формиров. бел. народности оказало развитие сословно-классовой структуры феодального об-ва. В 14-16 вв. завершилось формирование основных сословий бел. нар-ти. Окончательно сложилось сословие шляхты. К господствующим слоям об-ва относились также правосл. и католич. духовенство, зажиточные ремесленники, купцы. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремеслянники-бедняки, которые и составили основное ядро формировавшейся бел. нар-ти. Важную роль в формировании бел. нар-ти сыграл религиозный фактор. Подавляющее большинствово бел. народа оставалось правосл., что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство нац. самосознания. Постепенно сложился менталитет бел. народа, для которого было характерным национальная и религиозная толерантность, гостеприимство, доброта, мягкосердечность, мудрость, совестливость, трудолюбие. С XIII в. язык населения Б. начинает отличаться как от древнерусского языка, так и языков русской и украинской народности. Специфические черты бел. языка появились в памятниках литерат. и гос. актах. В XVI в. он становится государств. Сфера распростран. церковнославянского языка сузилась, он стал употребл. только во вр. церковной службы. Название «Белая Русь» впервые появилось в конце XIV в. в отношении Полоцкого кн-ва, позже оно распространилось на земли, расположенные в бассейне З. Двины и Днепра. С к.XVI – н.XVII вв. население этих земель определяло себя «белорусцами». За жителями центр. и зап. частей Б. закрепилось название «литвины». Название «Беларусь» для обозначения всех ее земель и народа стало распространяться только во 2ой пол.XIX в. Термин «Литва» переместился на северо-запад и стал служить для обозначения соседнего балтского народа. Происхождение названия «Белая Русь»: 1.белый цвет обозначал восток. 2. население носило светлую одежду, светлые волосы, глаза, кожа. 3. религия, православная – «чистая» 4. территория не была захвачена ни крестоносцами, ни татарами. В XIV – XVI вв. духовная жизнь ВКЛ испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. Первым проявлением этого стало книгопечатание на бел. языке. В Б. это дело начал Ф. Скорина (1490-1551), котор. получил образов. в Краковском и Падуанском универах. Он печатал книги в Праге, Вильне. На это же время попадает и работа Миколы Гусовского (1470-1533) который является первоначальником светской литературы в ВКЛ. У Кракаве выдау паэму «Песня пра зубра». У гэты час набывае силу пратэстански рух, кальвинизм. Будуюцца цэрквы, храмы. Пратэстанты актывизавали книгадрукаванне на Беларуси. Была выдадзена Библия на беларускай мове. Вядомым рэфарматарским дзеячам з’яуляецца С. Будны («Катэхизис»), В. Цяпински («Евангелле») Свецкая литаратура. Радзивил Сиротка пиша мемуары, у яких расказвае аб сваих вандраваннях у замежныя краины, створана «Прамова Мялешки», дзе расказваецца пра шляхту, Яна крытыкуецца, асуджаецца знишчэнне народных традыцый. Адукацыя. Хутка развивалася адукацыйная справа на Беларуси. Найбольш высоки узровень мели калвинисцкия школы, адна з их была заснавана князем Радзивилам и карысталася значнай папулярнасцю. Другия канфесии таксама спрабавали не адставаць, адчынялися праваслауныя брацкия школы, пачали працаваць унияцкия семинарыи. Архитэктура. Згодна з канцэпцыяй «идэальнага горада» усе будынки у горадзе павинны уяуляць цэльны ансамбль. Побач са старыми кварталами пачали узникаць «новыя гарады». У минску у гэты час з’явилися Ракаускае и троицкае прадмесце, пачау будавацца Верхни горад. Амаль поунасцю итальянскими майстрами быу перабудаваны Нясвиж. Магнацкия рэзидэнцыи, пабудаваны я у гэты час мели рэпрэзентыуны характар,: шырокия вокны, вытанчаныя вжы, арыгинальна дэкарыраваныя унутраныя интэр’еры. Так были перабудаваны Гродзенски и Мирски замки. Развитие архитектуры было связано с внешнеполитическими условиями. Войны с крестоносцами татарами обусловили необходимость в оборонительных сооружениях. Были построены «замки-кастэли», соответствующие романскому стилю, в Лиде и Креве. Самым древним и большим является Новогрудский замок, возведение которого шло с 10-11в. В середине 15в. На месте деревянного замка был построен каменный. В 14-15в. На смену романскому стилю приходит готический (остроконечные башни, узкие окна) Например, костёл Святой Троицы возведённый в 1472г. В д.Ишколдь, он представляет собой оборонительный храм. В конце 15-начале 16 Софийский собойр в Полоцке был перестроен в храм-крепость. При поддержке Витовта была построена Сынковичская церковь-крепость. В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов. Образцами книжного дела являются Лавришеское и Друцкое евангелия, содержащие миниатюры. Мастацтва. Значныя змены з’явилися и у мастацтве. З’явилася имкненне рпазнаць чалавека, раскрыць яго унутраны свет. Мужчыны малявалися у рыцарских даспехах (партрэт Радзивила), жанчыны у багатых адзеннях (партрэты Слуцкай, Алелька-Радзивил) Вывод Таким образом, развитие культуры Беларуси происходило в тесной связи с этническими и государственно-политическими факторами, обусловленными формированием белорусской народности и образованием ВКЛ.
|