Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поиск, становление и реализация бел модели соц-ориентир рыночной экономики(90-2008). Гос программы развития РБ.⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31
В 1996 г. 1 Всебелорусское народное собрание утвердило предложенные президентом Основные направления социально-эк. развития РБ на 1996-2000 гг. Целью программы стало построение социально ориентированной рыночной экономики, достижение в 2000 г. уровня 1990 г. по важнейшим эк.показателям(стабидизация, эк рост). приоритетами программы экспорт, жилье, продовольствие. Программа 2001-2005 гг. 1) наращивание экспорта товаров и услуг; 2) развитие агропромышл. комплекса и связанных с ним отраслей; 3) активизация инновационной и инвестиционной дея-ти; 4) дальнейшее развитие жилищного строительства; 5) формирование эффективной системы здравоохранения 2006-2010 1) всесторонне гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения; 2) инновационное развитие нац. Эк., энер-го- и ресурсосбережение; 3) наращивание экспортного потенциала страны; 4) развитие агропромышл. комплекса, социальной сферы села; 5) развитие малых и средних городов; 6) жилищное строительство. На 2011-2015: Основными задачами программы являются: создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо– и энергосберегающей, экологобезопасной экономики; создание принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики (биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектроника, технологии тонкой химии, информационные технологии, производство новых материалов, лазерно-оптические технологии, коммуникационные технологии, атомная и возобновляемая энергетика, генная инженерия); достижение максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур; снижение материало–, энерго– и импортоемкости производства, повышение его экологобезопасности.
64.Геополитич. положение РБ(1990е – нач. 21в.) Статус суверенного государства потребовал радикальной перестройки международных связей республики и формирования собственной внешней политики. Республика Беларусь подтвердила свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, суверенного права государств, неприменения силы и отказ от угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования противоречий, невмешательства во внутренние дела и другим общепринятым нормам международного права. Беларусь объявила себя нейтральным и безъядерным государством. Такая позиция обеспечила быстрое дипломатическое признание. К июлю 1994 г. Беларусь признали 123 государства. Белорусские посольства работали в России, на Украине, США, Германии, Китае, Франции и других странах. В 1996 г. на территории Беларуси работало 30 посольств и консульств, а 47 послов были аккредитованы по совместительству. Республика Беларусь стала полноправным членом более 60 международных организаций, в 10 получила статус наблюдателя. В 1991-1995 гг. она подписала более 600 двусторонних межгосударственных и международных соглашений по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Беларусь заключила договоры с суверенными республиками СНГ, о дружбе и границах с Польшей, Латвией и Литвой. Республика стала участницей совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подписала Заключительный акт ОБСЕ в Хельсинки, подписала Парижскую хартию новой Европы, вошла в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития. На момент распада СССР Беларусь была самой милитаризованной страной в мире. На ее территории размещалось 250-тысячная воинская группировка, было размещено 72 стратегические ракеты с ядерными боеголовками, большое количество тактического ядерного оружия. Выполняя взятые на себя обязательства в области безопасности и разоружения, в 1992 г. за пределы республики было вывезено тактическое ядерное оружие, а 1996 г. - межконтинентальные ракеты СС-25. Беларусь полностью выполнила международные обязательства и стала страной без ядерного оружия. Республика присоединилась к договору об обычных вооруженных силах в Европе, подписала Конвенцию о запрещении химического оружия. В результате проведенных мероприятий по реформированию вооруженных сил к 1995 г. численность армии сократилась до 85 тыс. человек, что было высоко оценено международным сообществом. В 1990 г. ООН приняла решение об оказании помощи Беларуси в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. С 1994 г. Международная организация охраны здоровья осуществляет на территории Беларуси международный проект “Щитовидная железа”. Между правительствами Беларуси и Японии был подписан договор о сотрудничестве в области ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Япония поставляла медикаменты, медицинское оборудование. Значительную помощь оказывали общественные организации Германии. В мае 1994 г. под патронажем ЮНЕСКО в Испании состоялся Международный семинар-конгресс “Дети Чернобыля”. Ежегодно для оздоровления в Германию, Италию, Англию и другие страны выезжают дети из Беларуси. Расширились торговые отношения со странами дальнего зарубежья. В 1993 г. поставки из Беларуси осуществлялись в 96 стран мира. Активные торговые связи поддерживаются с Австрией, Польшей, Германией, США, Италией, Турцией. В 1994 г. в Беларуси было зарегистрировано 1 438 совместных и 499 зарубежных предприятий из 66 стран мира. Общая сумма зарубежных кредитов составила 1049, 5 млн. долларов США. Однако углублению внешнеэкономических связей с Западом препятствует политика двойных стандартов в этих странах, антидемпинговые квоты на калийные соли, текстиль и другие товары. Приоритетным направлением внешней политики руководства Беларуси во второй половине 90-х годов стало стремление к интеграции с Россией. 2 апреля 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко и Президент Российской Федерации Б. Ельцин подписали в Москве договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Сохраняя суверенитет, государства начали строительство структур, которые имели бы общую законодательную базу. Были сформированы Высший Совет, Исполнительный комитет, Парламентское собрание, Российско-Белоруская комиссия по научному сотрудничеству и др. 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. В Договоре подчеркивалось, что каждая страна сохраняет государственный суверенитет и территориальную целостность, конституцию, флаг, герб. 10 июня 1997 г. Договор был ратифицирован в Минске и Москве. 8 декабря 1998 г. в Москве был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. 26 января 2000г. он был ратифицирован. Председателем Высшего Государственного Совета был избран А. Лукашенко, Председателем Совета Министров стал М. Касьянов, Госсекретарем – П. Бородин. В экономической сфере стали создаваться международные финансово-промышленные группы “Гранит”, “Славянская бумага”, “Кормозаготовительная техника”, “БелРусАвто”. Сотрудничество с Россией развивалось и на межрегиональном уровне. Хорошие отношения сложились с Калининградской, Ярославской, Тюменской и другими областями. Товарооборот между Россией и Беларусью в 1999 г. составил 11 124, 4 млн. долларов США. На долю России во внешней торговле приходилось 59, 4%. 65. Духовная и культурная жизнь бел. народа(вт.пол.1980х – нач.21в.)\ Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Национальный суверенитет невозможен без его национально-культурного наполнения. Это было тем более важно, что, начиная с 1930-х годов, шла денационализация белорусской культуры. Национальный нигилизм, безразличие к своей исторической памяти охватил широкие общественные слои общества. Неслучайно поэтому, что общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской и других национальных культур. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка и его роли в обществе, национальной культуры и истории. У истоков национально-культурного возрождения Беларуси стали общественные объединения историко-культурного направления “Толока” в Минске, “Походня” в Гродно и др. В 1989 г. состоялся учредительный съезд Товарищества белорусского языка им. Ф. Скорины, которое возглавил поэт Нил Гилевич. 27 января 1990 г. был принят Закон “О языках в Беларуси”, по которому белорусский язык приобрел статус государственного. Закон обеспечивал право пользоваться русским языком как языком межнациональных отношений, а также создавал условия для развития всех национальных языков, которыми пользовалось население Беларуси. В соответствии с законом в 1991 г. правительство Беларуси приняло Государственную программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях. Это способствовало определенным сдвигам, но в связи с долгим отрывом от своих духовных и исторических традиций белорусский язык тяжело входил в повседневную жизнь. Некоторая часть общества категорически требовала оставить государственные функции и за русским языком. К 1995г. ему был возвращен статус государственного наравне с белорусским. На культурно-национальное возрождение направлена деятельность Белорусского фонда культуры, Национального научно-просветительского центра им. Ф. Скорины, Международной ассоциации белорусистов. Широкую известность получило “Згуртаванне беларусау свету “Бацькаушчына”, которое в июле 1993 г. провело в Минске I съезд белорусов мира. Существенные изменения происходят в сфере образования. Сделаны определенные шаги по созданию и совершенствованию национальной системы образования. Происходит ее демократизация, ориентация на общечеловеческие ценности, повышение качества и эффективности образования. Возникли новые формы учебных заведений, появилось более 20 государственных гимназий, лицеев, колледжей. Высшее образование приводится в соответствие с международными нормами. В Беларуси работает 44 государственных университета и академии, 12 негосударственных учебных заведений. За десятилетие количество студентов возросло с 190 тыс. до 300 тыс. человек. В 2001 г. студентом стал каждый второй выпускник средней школы. По количеству студентов, в расчете на 10 000 жителей, Беларусь вышла на среднеевропейский уровень (300 человек). В 90-е годы оказалась в полосе кризиса наука Беларуси. Количество научных сотрудников уменьшилось с 102, 6 тыс. человек в 1990 г. до 43, 7 тыс. в 1999 г., а бюджетное финансирование на их подготовку – в 4 раза. В этих условиях идет разработка концепции сохранения и развития научного потенциала республики. В 1991 г. начал работать Фонд фундаментальных исследований при Кабинете Министров РБ. Основной функцией Фонда является поддержка творческих коллективов и отдельных ученых при решении актуальных научных проблем. В 1996-2000 гг. в Беларуси разрабатывалось 48 государственных программ фундаментальных исследований. Идет перестройка работы АН БССР. Значительные успехи сделаны в белорусистике. Опубликованы или переизданы десятки исследований по истории и культуре Беларуси. Среди них труды А.И. Малдиса, А.С. Лиса, В.Н. Конона, Г.А. Кохановского, Г.В. Штыхова и др. Переизданы работы репрессированных ученых А. Цвикевича, М. Довнар-Запольского, В. Игнатовского и др. Редакция энциклопедии выпустила шесть томов “Энциклопедии истории Беларуси”. Процесс возрождения особенно ощутимо отразился на литературе. Появились публицистические произведения М. Ермоловича “Старажытная Беларусь”, В. Чаропки “Имя в летописи”, К. Тарасова “Ефросинья Полоцкая”. Большинство писателей направили свои творческие поиски на осмысление сложного социально-экономического и духовного развития Беларуси. Среди них В. Быков, Я. Янищиц, А. Кудравец, О. Лойко, С. Законников, А. Звонак, С. Граховский и др. Увеличилось количество театральных постановок по национальной драматургии. В репертуарах драматических театров - пьесы по истории культурного наследия, такие как “Казимир Лыщинский”, “Князь Витовт”, “Шляхтич Завальня”, “Тутэйшыя”, “Знак беды”, “Крест Ефросиньи Полоцкой” и др. Государственную премию Республики Беларусь получила постановка балета “Страсти” (“Рагнеда”). Традиционным стало проведение музыкальных фестивалей “Музыкальное Полесье”, “Музы Несвижа”, “Минская весна”, “Белорусская сакавица”, декада белорусской песни и поэзии в Молодечно и др. Особой популярностью пользуется международный фестиваль “Славянский базар” в Витебске. Культурно-просветительные учреждения направили свои усилия на возрождение забытых праздников, обрядов, традиционных видов народного творчества. Начал работать литературный музей им. М. Богдановича в Минске, историко-этнографический в п. Мир, историко-краеведческий музей в Новогрудке и др. В Белорусскую культуру вернулся во всем своем величии восточнославянский первопечатник Ф. Скорина. В связи с 500-летием со дня его рождения по решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Ф. Скорины. Возрождение национальной культуры привело к изменению отношений церкви и государства - от конфронтации к сотрудничеству. На 1 января 1988 г. в Беларуси насчитывалось 793 религиозные организации, которые относились к 8 конфессиям. На 1 июля 1995 г. в Беларуси действовало уже 2018 религиозных организаций, представлявших 24 конфессии. В республике зарегистрировано 7 религиозных учебных заведений, 10 монастырей (8 православных и 2 католических). 17 декабря 1992 г. был принят “Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях”. Белорусское законодательство стремится обеспечить равенство всех религий и конфессий, государство одинаково относится ко всем религиозным организациям. Таким образом, признание важности общечеловеческих и национальных ценностей открывает возможности для участия разных социальных групп населения, организаций в процессе духовного возрождения.
|