![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Степени однородности материала
Степень сходства или различия элементов материала играет важную роль во многих психических процессах и особенно в перцептивном научении, обусловливании, выработке навыков и памяти. Эта проблема привлекла внимание многих психологов, которые рассматривали ее; либо и неоаccо-
1 См.: Underwood В., Richardson J. The influence of meaningfulness, intralist similarity, and position on retention // J. Exp. Psychol. 1956. Vol. 52. P. 119-126. 2 См.: Postman L., Rau L. Retention as a function of the method of measurement // University of California Publications in Psychology. 1957. Vol. 8. P. 217-270. Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти]
цианистском аспекте (Гибсон, Андервуд), либо в рамках гештальттеории (фон Ресторф). Роль сходства в запоминании' Что касается запоминания материала, то работы Гибсон2 — с аналогичными слогам бессмысленными изображениями, Андервуда3 - с прилагательными, предъявлявшимися в рядах или попарно, с рядами 1 Вели два или несколько стимулов обладают общими признаками, то говорят, что они A. В самом общем виде два однородных стимула имеют большее сходство между Б. Степень сходства двух стимулов тем выше, чем больше число общих идентичных элементов, образующих эти стимулы, например, слоги ФЕД и НЕД имеют более высокую степень сходства, чем слоги ФЕД и РЕЙ, последние же более сходны друг с другом, нежели слоги ФЕД и ХОН. B. Два стимула сходны, если образующие их структуры идентичны или сходны друг Г. Два стимула сходны, если они относятся к одной и той же семантической категории, например, понятия «стол», «стул», «шкаф», «буфет» более сходны между собой, чем понятия «стол», «абрикос», «лошадь», «солнце». Внутри этой категории максимальное сходство присуще словам-синонимам, обозначающим один и тот же предмет. Д. Наконец, два стимула сходны, если их появление вызывает «идентичные» или «сходные» ответы, например, два различных резко звучащих слова, вызывающие появление кожно-гальванических реакций. Указанные признаки сходства, перечисление которых здесь не является исчерпывающим, крайне многообразны как по своей природе, так и по психологическим процессам, которые они вызывают у испытуемых: семантическое сходство есть следствие вербального научения, тогда как сходство между двумя звуками - это проблема сенсорного различения. Кроме того, они могут сочетаться: так, два слова могут быть сходны одновременно с точки зрения их значения, фонетического состава и реакций, которые они вызывают. 2 См.: Gibson E. Intra-list generalization as a factor in verbal learning // J. Exp. 3 См.: Underwood B. Studies in distributed practice: II. Learning and retention of paired- Тема 19. Психология памяти Таблица 1 Зависимость числа проб, необходимых для достижения критерия усвоения материала, от степени сходства элементов материала (средние данные) (по работам Андервуда)
'Примечание. Для рядов из 14 слогов средние данные мы определили приблизительно путем анализа графика, приводимого автором исследования. бессмысленных слогов, триграмм согласных показали, что число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения, возрастает с увеличением сходства между элементами материала. Для иллюстрации мы приводим в табл. 1 среднее число проб, которое понадобилось для достижения критерия усвоения при заучивании разных видов материала. Для каждого материала использовались две степени сходства. Во всех этих экспериментах, описанных Андервудом, применялся метод антиципации с интервалами 30 с между двумя последовательными пробами. <...>
|