Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индукционные датчики магнитного поля Земли и их расчет
В большинстве авиационных компасов в качестве датчика используют магнитные зонды, выполненные в виде стержня с соответствующими обмотками, располагаемые в определенном порядке на горизонтальной плате, с которых снимаются напряжения, зависящие от курса полета самолета. В качестве материала для зонда использован пермаллой, обладающий способностью существенно изменять величину своей относительной магнитной проницаемости от десятков, тысяч до сотен по мере изменения напряженности внешнего магнитного поля от 0 до наибольшего значения, что создает возможность «зондирования» магнитного поля Земли, используемое в индукционных компасах. Внесение такого пермаллоевого стержня в магнитное поле Земли, напряженностью H приводит к искажению картины его силовых линий.
Рис. 6.1. Концентрация поля в стержне из ферромагнитного материала.
Силовые линии как бы втягиваются в тело стержня, так как его магнитная проницаемость значительно выше, чем окружающей среды. Картина искажения поля приведена на рис. 6.1. При достаточно большой длине стержня по сравнению с его поперечными размерами магнитная индукция в средней его части может достигнуть значения, равного B = µH, где В — магнитная индукция; µ —магнитная проницаемость материала; H — напряженность магнитного поля. В этом выражении под µ подразумевается или , где µ0 — магнитная проницаемость пустоты; — магнитная восприимчивость вещества; µ r —относительная магнитная проницаемость вещества. Таким образом, , где J — намагниченность вещества. Из этого выражения видно, что значение магнитной индукции в центральной части стержня слагается из значения ее при отсутствии стержня — µ0H и дополнительной индукции, вызванной намагничиванием стержня — µ0J. Однако при конечной длине стержня в результате размагничивающего действия его концов внутри него возникает поле напряженностью C, направленное навстречу полю Я. В результате этого магнитное поле в любом поперечном сечении стержня приобретает напряженность, равную H0 = H—Hi. Значение напряженности размагничивающего поля Hi различно по длине стержня, а в средней части (нейтральная зона) равно 0. Среднее значение напряженности Hi определяется величиной объемного намагничивания материала J соотношением Hi=NJ, где N — коэффициент размагничивания, зависящий от формы и размеров стержня. Подставляя вместо Hi его значение, получаем ; , то есть , но , откуда , тогда . Величина магнитной индукции в стержне равна , где µ0H = В0 — значение магнитной индукции в пространстве, занятом телом в том случае, если бы оно не было внесено в него. То есть
. Если поперечное потоку сечение стержня обозначить через q, то магнитный поток через него определится значением , но B0q=Ф0 - поток, проходящий через сечение, занятое стержнем до его внесения. Тогда или . В этом выражении D характеризует степень концентрации внешнего магнитного поля внутри стержня, показывая во сколько раз увеличилась величина потока через заданное сечение после внесения в него ферромагнитного стержня. Величину D в дальнейшем будем называть коэффициентом концентрации потока, который всегда больше единицы для ферромагнитных тел µ> > µ0 Значение коэффициента размагничивания N может быть определено из выражения , где р — коэффициент растянутости стержня, равный , где l — длина стержня; d — диаметр стержня. В приведенном выражении для N эмпирический коэффициент С зависит в свою очередь от соотношения размеров стержня. При р порядка 100÷ 150 и выше можно принимать С≈ 45. Изменение этого коэффициента С в зависимости от р приведено на рис. 6.2. Рис. 6.2. График значений коэффициента С. Исследование стержней, имеющих прямоугольные и другие сечения, отличные от круглых, показали, что при значительной растянутости их значение С практически совпадает с приведенными на рис. 6.2, если применяемые профили пересчитать на круглые сечения, эквивалентные по площадям. Из полученного выражения для потока Ф = ВФ0, где D = f(µ), видно, что, если каким-то образом заставить изменяться магнитную проницаемость µ, это приведет к изменению внешнего магнитного поля Ф, созданного напряженностью Н. Такое изменение магнитного поля при меняющейся магнитной проницаемости может наводить в обмотке с числом витков до, надетой на стержень, э. д. с, величина которой определится по закону электромагнитной индукции из соотношения . Как известно, под динамической магнитной проницаемостью µ понимают . Отсюда следует, что, если задана кривая намагничивания выбранного материала стержня B = f(H), значение магнитной
|