Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 2






 

1. Конспект урока по изобразительному искусству для средне общеобразовательной школы, 3 класс. Урок №15.

Тема урока: Азбука изобразительного искусства. Композиция.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок – беседа.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «композиция», её основными задачами, кратко познакомить с историей фотографии.

Задачи урока:

· Обучающие: познакомить с понятием «композиция»; выявить основные законы композиции в изобразительном искусстве; кратко познакомить учащихся с историей развития фотографии. На примере некоторых фотографий проанализировать композиционное решение.

· Развивающие: развивать наблюдательность; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их креативного мышления; развитие эстетических чувств; фантазии, памяти.

· Воспитательные: формирование интереса учащихся к особенностям композиции в изобразительном искусстве, истории искусства фотографии.

План урока по времени:

Организационная часть (2-3 мин.)

Объяснение нового материала (20 минут)

Закрепление изученного материала (5 мин)

Самостоятельная работа учащихся (15 минут)

Подведение итогов урока (2 мин)

Эскиз оформления доски (Рис. 1).

Рис. 1. – Эскиз доски.

 

Азбука ИЗО. Композиция.


 

 

Оборудование урока:

· Зрительный ряд: интерактивная доска, ноутбук, электронная презентация.

· Материалы: выданные по рядам фотографии, клей, бумага А3.

Задание: каждый ряд должен отобрать карточки с фотографиями, в которых выявлено конкретное композиционное решение, наклеить их на лист.

Ход урока:

1) Организационный момент.

Учитель проверяет рабочие места, со звонком он приветствует учеников, они приветствуют его стоя. Садятся. Дежурный по классу сообщает, кто отсутствует на уроке.

2) Постановка темы и цели урока.

(Учитель выводит на экран репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»)

Посмотрите на данную репродукцию. Кто-нибудь из вас может назвать её автора и название? Это репродукция картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Более подробно мы познакомимся с ней в 7 классе. Посмотрите внимательно на то, как фигуры людей и предметы изображены на картине. Какие особенности вы можете назвать? На картине представлено много людей и предметов, которые изображены не хаотично, в беспорядке, а подчинены важнейшему организующему компоненту художественной формы – композиции. (Учитель выводит на экран определение композиции) Композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. Чтобы привлечь внимание и взволновать зрителя, художник старается найти сильные и выразительные средства изображения.

– Цель нашего урока изучить основные законы композиции на примере произведений живописи и графики (учитель просит класс вспомнить или предположить, что такое живопись и графика), кратко ознакомиться с историей развития фотографии. После повторения изученного материала выполнить творческое задание.

3) Изучение нового материала.

Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. У композиции свои законы, которые складываются в процессе художественной деятельности. Рассмотрим несколько законов композиции (учитель выводит на экран картинки, иллюстрирующие законы композиции и просит детей, рассмотрев внимательно картинки, самим предположить, что это за законы). Целостность в композиции выражается таким образом, что предметы на рисунке воспринимаются, как единое целое, ни одна из частей работы не кажется лишней, где нет хаотичности.

· Важно определить в рисунке композиционный центр (смысловой центр), так, чтобы он привлекал внимание, выделял главные, основные объекты.

· Контраст. Типы контраста: цветовой контраст (светлый-темный). Контрастные цвета более выразительны и способны выделить главный замысел в рисунке. Приведите примеры подобного контраста. Контраст величин (маленькое-большое). То есть большое на фоне маленького всегда будет более контрастным, чем, например, все предметы на рисунке, имели бы одинаковый размер. Смысловой контраст - когда даются сравнения между положительными и отрицательными героями.

· Симметрия. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества.

· Асимметрия. Асимметрия по структуре своей противоположна явлению симметрии. Если композиция построена асимметрично, то она, как правило, не симметрична, и, наоборот, если композиция симметрична, то она не асимметрична. Это вполне доказывает, что симметрия и асимметрия являются взаимно обусловленными правилами композиции.

· Статика – это состояние равновесия и покоя.

· Динамика – это движение. Чем ассиметричнее расположены объекты на рисунке, тем композиция динамичнее.

4) Закрепление изученного материала.

Давайте с вами повторим основные понятия и ключевые моменты, изложенные выше. Что является основой любого произведения искусства, которая придаёт ему целостность? На доске под цифрами написаны основные законы композиции, рядом под буквами представлены иллюстрации к ним. Соотнесите законы и иллюстрации к ним, например, 1 – а, 2 – в и так далее.

5) Изучение нового материала.

Сейчас многие из вас на практике имели дело с фотоаппаратом или фотографировали посредством камеры в телефоне или в планшете. Процесс фотосъемки достиг автоматизма и часто люди не вдаются в исторические и технические особенности искусства фотографии (учитель выводит на экран краткую хронологию истории развития фотографии). Так случилось, что история фотографии начала разрабатываться лишь в XX веке, в основном в послевоенные годы. Если говорить о зарубежной истории фотографии, то следует отметить, что работы европейских авторов появлялись раньше американских, они их явно превосходили по серьезности подхода к материалу (учитель показывает примеры фотографии тех лет). Для того чтобы как-то преодолеть бездушие технического средства — фотоаппарата, многие фотографы прошлого тратили немало сил и воображения, создавая снимок неадекватный фиксируемой натуре. Они широко использовали монтаж и печать с нескольких негативов, колдовали с кистью в руках над отделкой отпечатка, сочиняли и ставили, подобно театральным режиссерам, сцены на мифологические сюжеты. Некоторые художники в дальнейшем специально имитировали стиль фотоэтюдов. В 1840 году в России появилась первая фотостудия. В России одним из самых известных русских фотографов XIX века, который единственный носил звание «фотограф императоров России и Франции», был Сергей Львович Левицкий. У него снимались вся российская знать и деятели русской культуры (учитель показывает примеры его фотографий). В середине XIX века в Европе фотографы, по примеру художников, стали называть свои мастерские – ателье. Многие люди приносили с собой в фотоателье любимые вещи, чтобы увековечить их вместе с собой. Это были не только сумочки, веера, цилиндры, трости, но даже кресла. Как вы считаете, как назывались такие портреты? Получившиеся портреты называли портретом в интерьере. Фотографы быстро уловили пристрастия клиентов и стали обзаводиться собственным инвентарём. На фото 1860-х гг. уже видны ширмочки, тумбы, столы. (Показ примеров фотографий). В 1958 году Джон Уитни создавал картины при помощи компьютера. Через два года искусствоведы признали, что создание картины при помощи компьютера – творчество, «компьютерной графики» (учитель показывает примеры этих картин).

Итак, вы немного познакомились с искусством фотографии, теперь перед тем, как что-то фотографировать вы будете вспоминать, каким нелегким был путь становления фотографии как искусства.

Перед тем, как на практике приступать к процессу фотографирования, нужно также соблюдать основные законы композиции, которые мы изучали ранее.

6) Практическая работа.

Каждому ряду надо будет выбрать из предложенных фотографий те, которые иллюстрируют один из законов композиции (учитель выдаёт каждому ряду по несколько фотографий). (Учитель выдаёт каждому ряду задание в конвертах. Первый ряд – отберите лишь те фотографии, на которых представлены контрастные отношения, второй ряд – фотографии, иллюстрирующие симметрию, третий ряд – статику). Отобранные вами фотографии наклейте на выданные листы.

7) Подведение итогов.

Теперь пусть один представитель от каждого ряда выйдет к доске и расскажет нам по какому принципу были отобраны данные фотографии.

8) Анализ работ.

Все ли ученики согласны с выбором друг друга? Понравился ли вам сегодняшний урок? Узнали ли вы что-то новое и полезное для себя? Сегодня все старались активно себя проявить, всем спасибо.

2. Конспект урока по изобразительному искусству для средне общеобразовательной школы, 6 класс. Урок №12.

Тема урока: Образные возможности освещения в портрете. Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: познакомить учащихся с разными решениями освещения при создании художественного образа.

Задачи урока:

• Обучающие: формировать представление об «освещении» как вспомогательном средстве при создании художественного образа; научить выявлять особенности расположения источников света и их виды на примере фотопортретов.

• Развивающие: развивать наблюдательность; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их креативного мышления; развитие эстетических чувств; фантазии, развивать интерес к процессу фотографии.

• Воспитательные: формирование интереса учащихся к художественным особенностям освещения, умения замечать его особенности.

План урока по времени:

Организационная часть (3 мин.)

Объяснение нового материала (15 минут)

Закрепление изученного материала (15 мин)

Объяснение домашнего задания (5 мин)

Подведение итогов урока (7 мин)

Эскиз оформления доски (Рис. 2)

Рис. 2. – Эскиз доски.

 

Образные возможности освещения в портрете
Домашнее задание:

 


Оборудование урока:

• Зрительный ряд: интерактивная доска, ноутбук, электронная презентация.

Задание на дом: сделать 3 портретных фотографии с разным положением источника света (освещение спереди, сбоку, сзади).

Ход урока:

1) Организационный момент.

Учитель проверяет рабочие места, со звонком он приветствует учеников, они приветствуют его стоя. Садятся. Дежурный по классу сообщает, кто отсутствует на уроке.

2) Постановка темы урока.

На доску выводятся 3 портретных фотографии. Учитель: - Что представлено перед вами? Давайте вспомним, что такое портрет? Что в них общего, а что различно? Художник располагает обширным арсеналом средств для создания выразительных образов. Как вы думаете, о каком средстве создания выразительных образов в портрете пойдёт речь? Сегодня мы с вами познакомимся с образными возможностями освещения в портрете.

3) Изучение нового материала.

Учитель: - Какие виды освещения представлены в данных портретах? Живописное решение характера освещения – одно из таких средств, позволяющих художнику раскрыть его замысел. Посмотрите на данную фотографию, определите расположение света по отношению к модели? Какие особенности в изображении лица выделяются благодаря такому освещению?

Если свет находится перед моделью и светит прямо в лицо, то форма головы уплощается, выделяются только глаза и губы.

Учитель: - Посмотрите на следующие две фотографии и определите то же самое.

Боковой свет выявляет форму, её объём и глубину пространства – образ модели предстаёт наиболее полно. Когда источник света находится сзади модели, мы видим её силуэт, а лицо погружается в тень. Все черты и формы при этом смягчаются и приобретают таинственность.

На доску выводятся две фотографии.

Учитель: - Взгляните на данные фотографии. Какие виды источников освещения здесь представлены? Расскажите о них подробней.

Источник света может быть естественным, то есть солнечным, и искусственным, например созданный лампой, прожектором и так далее.

Некоторые художники изображают только тени, производимые предметами на плоской поверхности при освещении, то есть изображали…(учитель спрашивает у класса). Это называется силуэт.

При освещении искусственными источниками света крупных планов (портретов, натюрморта и так далее) пользуются следующими видами освещения (учитель выводит на экран проиллюстрированные определения):

· Заполняющий свет — равномерное, рассеянное, бестеневое освещение объекта.

· Рисующий свет — пучок света, направленного на объект или его сюжетно важную часть. Его задача — создание основного светового эффекта. Самостоятельно рисующий свет употребляется редко, так как он даёт контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей из-за большого интервала яркостей.

· Моделирующий свет — узкий направленный пучок света малой интенсивности, используемый для получения бликов, улучшающих передачу объёма объекта и подсветки теней с целью их смягчения, а иногда и полного устранения. Назначение моделирующего света — улучшение градации светотени.

· Контурный, или контровой свет — задний скользящий свет, используемый для выделения контура объекта от фона. Таким светом выявляют форму всего объекта или какой-либо его части. Источник контурного света помещают позади объекта на близком расстоянии от него.

· Фоновый свет — свет, освещающий фон, на котором проецируется объект. Освещённость фона должна быть меньше, чем освещённость, даваемая общим и рисующим светом. Фоновый свет бывает равномерным и неравномерным. Обычно его распределяют так, чтобы светлые участки объекта рисовались на тёмном фоне, а тёмные — на светлом.

4) Закрепление изученного материала.

(Учитель выводит на экран несколько фотографий с различными источниками света – искусственными и естественными, которые помечены буквами). Учитель: - Предложенные фотографии разделите на те, в которых используется естественное освещение и те, в которых используется искусственное. Перечислите, с какими видами освещения, осуществляемого посредством искусственных источников света, вы познакомились? Кратко охарактеризуйте их.

5) Объяснение домашнего задания.

Учитель: - запишите домашнее задание. К следующему уроку вам надо каждому сделать по три фотографии, принести их на флэшке или любом другом носителе. Фотографии портретные с тремя видами освещения: сзади, спереди и сбоку. В начале урока мы вместе рассмотрим ваши фотографии.

6) Подведение итогов урока.

Понравился ли вам сегодняшний урок? Узнали ли вы что-то новое и полезное для себя? Спасибо вам за урок. До свидания.

 

 

3. Конспект урока по изобразительному искусству для средне общеобразовательной школы, 9 класс. Урок №11.

Тема урока: Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. Тип урока: урок практической работы, урок изучения нового материала.

Цель урока: помочь учащимся получить представление о принципах художественной образности и специфике создания изображения в фотографии.

Задачи урока:

• Обучающие: овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;

• Развивающие: развивать наблюдательность; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их креативного мышления; развитие эстетических чувств; фантазии, развивать интерес к процессу фотографии.

• Воспитательные: формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

План урока по времени:

Организационная часть (3 мин.)

Повторение материала (5 мин.)

Объяснение нового материала (10 мин.)

Закрепление изученного материала (5 мин.)

Самостоятельная работа учащихся (15 мин.)

Объяснение домашнего задания (5 мин.)

Подведение итогов урока (2 мин.)

Эскиз оформления доски (Рис. 3)

Рис. 3. – Эскиз доски.


 

 

Оборудование урока:

• Зрительный ряд: интерактивная доска, ноутбук, электронная презентация.

Оборудование для учеников: фотоаппарат или камера в телефоне.

Задание на дом: сделать презентацию, включив нее сделанные на уроке фотографии. Рассказать о них.

Ход урока:

1) Организационный момент.

Учитель проверяет рабочие места, со звонком он приветствует учеников, они приветствуют его стоя. Садятся. Дежурный по классу сообщает, кто отсутствует на уроке.

2) Постановка темы урока.

На доску выводятся несколько портретных фотографий с ярко выраженными эмоциональными состояниями. Учитель: - Что представлено перед вами? Давайте вспомним, что такое портрет? Фотоискусство сейчас весьма распространено, а возможности для хотя бы поверхностного знакомства с ним доступны почти каждому человеку. На уроке мы с вами познакомимся со спецификой художественной образности фотопортрета.

3) Повторение ранее изученного материала.

(На доску выводятся несколько репродукций с портретами в разных жанрах). Учитель: - Для начала повторим, что такое портрет и какие его жанры существуют? Посмотрите на данные репродукции и попробуйте назвать жанры, к которым они относятся. Что такое фотография?

4) Изучение нового материала.

Давайте ознакомимся с основными особенностями портретной фотосъемки.

(На доску выводятся основные особенности создания портретов в фотографии с наглядными примерами). Для создания качественных фотографий, художнику нужно учитывать ряд важных особенностей:

· Выбор модели. Учитель: - что такое Модель в фотографии? Выбор модели - дело индивидуальное. Кто-то ценит в портретируемых их естественность, непосредственность образов, в то время как некоторым проще иметь дело с людьми, часто фотографируемых, они используют навыки, наработанные на предыдущих съемках, знают как себя вести перед камерой.

· Выбор места. Часто именно место рождает идеи и образы.

· Свет. Свет — это одно из важнейших условий хорошего портрета. Учитель: - Давайте вспомним, какие источники света бывают, а также типы освещения.

· Композиция. Крупность планов при портретных съемках может быть самой различной, от поясного среднего плана до очень крупного, когда все поле кадра занято только лицом фотографируемого человека. Различной может быть и композиция кадра: здесь возможны фронтальное построение и диагональная композиция, использование светлой и темной тональности. В общем, активно должны быть использованы все изобразительные средства фотографии для создания художественного образа портретируемого.

· Выбор фона. Существует определенный набор сложностей, с которыми сталкивается большинство фотографов в процессе съемки: Отвлекание внимания (на доске появляется иллюстрирующая фотография). Элементы фона, торчащие из головы фотографируемого. В данном случае это деревья, но может быть все что угодно. Конкурирующие Линии (пример на доске) - если на самом объекте есть линии, и фон также богат сильными линиями, то они могут конкурировать. В таком случае изображение получается перегруженное. Такие линии могут создавать конфликт.

Для достижения лучшего качества фотопортрета следует учитывать все выше перечисленные особенности.

5) Закрепление изученного материала.

(На доску выводится кроссворд) Давайте повторим изученное ранее и решим данный кроссворд (понятия: фотография, фон, свет, композиция, модель, портрет, портретируемый).

6) Самостоятельная работа.

Сейчас при помощи фотоаппарата или фотокамеры в телефоне попытайтесь сделать по одному фотопортрету ваших одноклассников, на каждую эмоцию: радость, безразличие, гнев, удивление, грусть. При создании снимков учитывайте особенности создания портретов в фотографии, подумайте над композицией снимка. На доске будут представлены примеры фотографий, с изображением людей в разных эмоциональных состояниях.

7) Объяснение домашнего задания.

К следующему уроку подготовьте презентацию с представленными фотографиями, которые вы сегодня сделали. Расскажите кратко о каждой фотографии. В начале урока мы вместе рассмотрим ваши презентации.

6) Подведение итогов урока.

Понравился ли вам сегодняшний урок? Узнали ли вы что-то новое и полезное для себя? Спасибо вам за урок. До свидания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал