Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ответ на теоретическое задание 1Стр 1 из 3Следующая ⇒
Теоретическое задание 1 Вопрос теоретического задания 1 Власть и ее разновидности: власть как общественное явление, экономическая власть, харизматическая, фобократия (власть страха – терроризм).
Ответ на теоретическое задание 1 Понятие власти и проблемы выяснения ее сущности занимают центральное место в политологии. Власть - это фундаментальное начало жизни общества и человека. Жизнедеятельность общества предполагает управление им, так как иначе неизбежен хаос и распад социальной системы. Власть проникает во все сферы человеческих отношений – экономику, политику и духовную жизнь. Без властных отношений нет общества как социума и абсолютно немыслима политика. Согласно утверждению американского политолога Т. Парсонса, в политических системах власть «занимает место, во многом сходное с тем, какое занимают деньги в экономических системах»[1]. Большинство учёных подчёркивают естественный характер власти. Одни видят причину этого в изначальном стремлении человека к власти. Другие исследователи власти отмечают, что она является выражением объективной необходимости в организации, саморегуляции и сохранении целостности любой социальной системы, так как в ней всегда существуют разные интересы. Власть не исчезает никогда, она может передаваться, отниматься, преобразовываться. Власть обладает ещё такой особенностью, как конкретно-историческая естественность, что проявляется через многообразие конституирования и развития. Сущность властных отношений заключается в том, что это отношения субординации, отношения приказов и подчинения. Воля, навязывание воли выступают в качестве передаточного механизма в осуществлении власти. По классическому определению Макса Вебера, власть представляет собой “любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чём такая возможность основывается”[2]. В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность и многоаспектность этого явления. Телеологические определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть её истоки, коренящиеся в сознании людей. Одно из важнейших направлений этого рода - психоанализ. Он объясняет стремление к власти и особенно обладание ею как своеобразную субъективную компенсацию физической или духовной неполноценности. В целом психологический подход позволяет выявить механизмы мотивации власти как отношения командования - подчинения. Системный подход рассматривает власть как свойство политической системы, связанное с достижением её общих целей, связанное с организацией. Некоторые представители системного подхода трактуют власть как средство социального общения, которое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Структурно-функциональные интерпретации рассматривают власть как способ самоорганизации человеческой общности, основанной на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Реляционистские определения рассматривают власть как отношения между двумя партнёрами, или агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на другого. Т.о., власть - это реальная возможность тех или иных социальных сил или личностей осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личностям. Для возникновения властных отношений необходимо: наличие, как минимум, двух субъектов; выражение воли властвующего субъекта; использование властвующим субъектом оснований и ресурсов власти; подчинение субъекта, в отношении которого власть осуществляется (совершения действия, соответствующего воле субъекта, обладающего властью). Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения. Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах. Как и любое явление, власть имеет свои источники. Источники власти - объективные и субъективные условия, служащие причиной неоднородности общества, социального неравенства. К ним относятся: 1. Физическая либо социальная сила. Сила и принуждение рассматриваются как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все другие средства (влияние, право и др.) срабатывают лишь на фоне этого источника власти. 2. Богатство - владение материальными ценностями в виде денег, собственности или средств производства. 3. Знания и контроль над информацией. Известный американский социолог и футуролог Олвин Тоффлер пишет по этому поводу: «В современном мире знания в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти»[3]. 4. Люди, как универсальный, многофункциональный источник власти, который создаёт все другие её источники. Власть также имеет свою структуру, которая включает субъект власти, объект власти, процесс властвования, ресурсы властного воздействия. Субъект власти, воплощающий в себе активное, направляющее начало. В политике - это ее субъект (отдельный человек; общность людей: социальная группа; класс; партия; государство; коалиция государств), добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле. Необходимые качества субъекта власти: желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях, директивных указаниях, приказах и т.п.; компетентность, профессионализм; знание дела, за которое он берётся; умение руководить подчинёнными; авторитет. Объект власти, то есть подчинённые. В политике это объект политики, характеризующийся готовностью к подчинению и способностью реализовать волю субъекта. Это обусловливается тем, что власть невозможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствуют подчинение, ответные действия со стороны объекта, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. Процесс властвования, т. е. способы, механизмы взаимодействия властвующего субъекта и объекта. Здесь наиболее ярко выделяются мотивы подчинения объекта власти субъекту властвования. Мотив может основываться на страхе перед санкциями, на привычке подчиняться, на заинтересованности к выполнению воли властвующего, на убеждённости в необходимости подчинения, на авторитете носителя власти и др. Ресурсы властного воздействия - средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями: важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.); средства, способные влиять на внутренний мир, мотивация человека; средства, с помощью которых человека можно лишить его ценностей, например, жизни, здоровья, имущества и т.д. Власть как явление выполняет в обществе определенные функции, которые можно разделить на два вида: 1. Интеграционно-регулятивные функции, связанные с организацией взаимоотношений субъектов политики, обладающих разнообразными политическими целями: достижение общественного согласия, поддержка общественного порядка и стабильности, координация, арбитраж, посредничество во взаимоотношениях между различными субъектами; выявление и разрешение конфликтов и др. 2. Функции руководства и управления, обеспечивающие выработку и проведение в жизнь единой для всего общества политической воли: подготовка, принятие и реализация решений, организация их выполнения; контроль за реализацией принятых решений; оценка их эффективности и корректировка предпринятых действий и решений. Обобщенно процесс функционирования власти в обществе можно представить следующим алгоритмом: оценка факторов, воздействующих на общество - формирование концептуальных целей, исходя из оценки каждого фактора - выработка концепции развития общества - практическая реализация выработанной концепции по каждому направлению власти. Таким образом, в своем общем значении понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства. Для всестороннего и тщательного изучения феномена (особое, необычное явление) власти ученые и политики пробегают к ее классификации, положив в основу направленность властного проявления. 1. В области функционирования власть различают как политическую, экономическую, юридическую, светскую, религиозную, криминальную. 2. По объему прерогатив: семейная, групповая, государственная, международная. 3. По объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная. 4. По режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, либеральная, демократическая. 5. По социальному признаку: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную и принудительную власть. Экономическая власть - это объективно обусловленные материальными потребностями жизни общества отношения, в которых собственник средств производства подчиняет своим интересам интересы других участников производства, причем делает это, руководствуясь именно правом собственника, что, конечно, находит и свое правовое подкрепление, правовую основу. Такой порядок относится к материального и духовного производства. В обычные, относительно спокойные периоды развития общества экономическая власть доминирует над другими видами власти, потому что экономический контроль, подчеркивает австрийский социолог Фридрих фон Август Хайек, это не просто контроль одной из сфер человеческой жизни, никак не связан с другими, это контроль средствами достижения всесторонней цели. В Италии, Швеции, Федеративной Республике Германии и других странах Европы, Латинской Америки и Азии, США и Канады проявляется тенденция: стремление к разделу экономической и социальной власти и к демократизации социальной власти[4]. На предприятиях все больше утверждаются правовые нормы: владелец лишен права принимать или увольнять человека лично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых других государственных и общественных учреждений. Харизматическая власть основывается на преданности выдающейся святости, героизму или достойному подражания характеру определенной личности, а также нормативным патернам или приказам, сформулированными или предписанными этой личностью. Харизматическая власть является одной из трёх форм власти, сформулированной Вебером как " трёхсоставная классификация власти"; остальные две составляющие традиционная власть и рационально-законная власть. Эта концепция получила широкое распространение среди социологов. Харизматическая власть основана на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Сам термин харизма (от греч. χ ά ρ ι σ μ α, «милость», «божественный дар», «благодать») ввел в социологический концептуальный аппарат немецкий теолог Эрнст Трёльч[5]. При наличии этого типа власти приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную, существующую и известную им. Харизматическая власть основана на экстраординарных, может быть, даже магических способностях, которыми обладает руководитель. При этом неважно, что возможно этими способностями наделяют его адепты, хотя они и считают, что его наделяют этим даром некие высшие силы. В таком случае не играют особой роли ни происхождение, ни связанная с ним наследственность, ни другие рациональные соображения — только личные качества лидера. Наличие харизмы означает прямую, непосредственно осуществляемую власть. Очень вероятно, что харизматиками были большинство прославленных в истории пророков (включая всех основателей мировых религий), полководцев и выдающихся политических вождей. Довольно часто, после смерти лидера ученики разносят харизматические верования или превращают их в традиционную («официальную харизму»), либо рационально-законную формы. Поэтому сама по себе харизматическая власть не имеет стабильного и долговременного характера. Фобократия (от др.-греч. φ ό β ο ς и др.-греч. κ ρ ά τ ο ς — «Власть страха») — это крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий. Фобократия оправдывает себя необходимостью потрясти до основания общество, разрушить существующую систему как негодную и установить наделяемый идеальными чертами новый строй. Жертвы общества при этом огромны, а успехи «власти страха» мимолетны и эпизодичны, ибо для всех типов политического терроризма характерна подмена целей средствами, которые становятся доминантой деятельности террористов. Как особую разновидность властных отношений фобократии многие ученые рассматривают политический терроризм. Террор стал основным инструментом борьбы революции и контрреволюции в период глубоких социальных потрясений: острота противоречий и уровень политической культуры каждой из противоборствующих сторон предполагали один исход — ликвидацию оппонента.[6] Сам термин «terreur», т. е. «ужас», «устрашение», вошел в политический лексикон в 1792 г.: Великая французская революция породила это слово, так как возникло новое явление, которое требовало наименования. Особую активность политический терроризм проявил в середине XIX в., когда политические покушения следовали одно за другим; в это же время отчетливо проявилась тенденция проведения террористических актов против высоких государственных и политических деятелей, нередко приводившая к массовыми жертвам среди населения. Так, в результате одного из трех покушений на Наполеона III, совершенного Ф. Орсини, было убито и ранено 137 (по другим данным — 140) чел.[7] В России «охота» народовольцев на Александра II также сопровождалась многочисленными жертвами и закончилась общенациональной трагедией. Важнейшей чертой терроризма как политического феномена является его идеологическое обеспечение. Причем используются как идеи «классического» анархизма и терроризма XIX в., левацкие и троцкистские концепции, экстремистские теории революции (Добре, Фанон), так и идеи «левого» фрейдизма и экзистенциализма, франкфуртской школы и отчасти теоретиков «контркультуры», концепции Ф. Ницше, Г. Лебона, А. Дрекслера и др. Идеологи терроризма видят его причины в свойственной человеку тяге к насилию. Другим источником терроризма считается влияние тоталитарных диктатур. Политический терроризм стал фактором политической жизни, превратился в одну из главных угроз безопасности в мире. Убийства государственных деятелей, представителей средств массовой информации, предпринимателей и финансистов, массовая гибель людей при взрывах на транспорте, на вокзалах, в других общественных местах вызывают у мировой общественности не только страх, но и требование усилить борьбу против насилия.
|