Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ход работы. Основные сведения о строках в языке С++.В C++ есть два вида строк: С-строки и класс стандартной библиотеки C++ string
Основные сведения о строках в языке С++. В C++ есть два вида строк: С-строки и класс стандартной библиотеки C++ string. С-строка представляет собой массив символов, завершающийся символом с кодом О. Класс string более безопасен в использовании, чем С-строки, но и более ресурсоемок. Описание строк. Память под строки, как и под другие массивы, может выделяться как компилятором, так и непосредственно в программе. Длина динамической строки может задаваться выражением, длина нединамической строки должна быть только константным выражением. Чаще всего длина строки задается частным случаем константного выражения - константой. Удобно задавать длину с помощью именованной константы, поскольку такой вариант, во-первых, лучше читается, а во-вторых, при возможном изменении длины строки потребуется изменить программу только в одном месте:
const int len_str = 80; char str [len_str];
При задании длины необходимо учитывать завершающий нуль-символ. Например, в строке, приведенной выше, можно хранить не 80 символов, а только 79. Строки можно при описании инициализировать строковыми константами, при этом нуль-символ в позиции, следующей за последним заданным символом, формируется автоматически:
char a[100] = " Never trouble trouble";
Если строка при определении инициализируется, ее размерность можно опускать (компилятор сам выделит память, достаточную для размещения всех символов строки и завершающего нуля):
char а[] = " Never trouble trouble"; // 22 символа
Для размещения строки в динамической памяти надо описать указатель на char, а затем выделить память с помощью new или mall ос (первый способ предпочтительнее):
char *p = new char [m]; char *q - (char *)malloc(m * sizeof(cnar));
Естественно, что в этом случае длина строки может быть переменной и задаваться на этапе выполнения программы. Динамические строки, как и другие динамические массивы, нельзя инициализировать при создании. Оператор
char *str = " Never trouble trouble"
создает не строковую переменную, а указатель на строковую константу, изменить которую невозможно. Ввод-вывод строк. Для ввода-вывода строк используются как уже известные нам объекты cin и cout, так и функции, унаследованные из библиотеки С. Рассмотрим сначала первый способ:
#include< iostream.h> int main() { const int n = 80; char s[n]; cin> > s; cout < < s < < endl; return 0; }
Строка вводится точно так же, как и переменные известных нам типов. Если запустите программу и ввести строку из нескольких слов, выводится только первое слово. Это связано с тем, что ввод выполняется до первого пробельного символа (то есть пробела, знака табуляции или символа перевода строки '\n'). Можно ввести слова входной строки в отдельные строковые переменные:
#include < iostream.h> int main() { const int n = 80; char s[n], t[n], r[n]; cin > > s > > t > > r; cout < < s < < endl < < < t < < endl < < r < < endl; return 0; }
Если требуется ввести строку, состоящую из нескольких слов, в одну строковую переменную, используются методы getline или get класса istream, объектом которого является cin. Синтаксис вызова метода - после имени объекта ставится точка, а затем пишется имя метода:
#include< iostream.h> int main() { const int n = 80; char s[n]; cin.getline(s. n); cout < < s < < endl; cin.get(s. n); cout < < s < < endl; return 0; }
Метод getl 1 пе считывает из входного потока п - 1 символов или менее (если символ перевода строки встретится раньше) и записывает их в строковую переменную s. Символ перевода строки также считывается (удаляется) из входного потока, но не записывается в строковую переменную, вместо него размещается завершающий 0. Если в строке исходных данных более n-1 символов, следующий ввод будет выполняться из той же строки, начиная с первого несчитанного символа. Метод get работает аналогично, но оставляет в потоке символ перевода строки. В строковую переменную добавляется завершающий 0. Никогда не обращайтесь к разновидности метода get с двумя аргументами два раза подряд, не удалив \n из входного потока. Например:
cin.get(s. n); //1-считывание строки cout < < s < < endl; //2-вывод строки cin.get(s. n); //3-считывание строки cout < < s < < endl; //4-вывод строки cin.get(s. n); //5-считывание строки cout < < s < < endl; //6-вывод строки cout < < " Конец-делу венец" < < endl; //7
При выполнении этого фрагмента вы увидите на экране первую строку, выведенную оператором 2, а затем завершающее сообщение, выведенное оператором 7. Какие бы прекрасные строки вы ни ввели с клавиатуры в надежде, что они будут прочитаны операторами 3 и 5, метод get в данном случае «уткнется» в символ \n, оставленный во входном потоке от первого вызова этого метода (оператор 1). В результате будут считаны и, соответственно, выведены на экран пустые строки (строки, содержащие 0 символов). А символ \n так и останется «торчать» во входном потоке. Возможное решение этой проблемы - удалить символ \n из входного потока путем вызова метода get без параметров, то есть после операторов 1 и 3 нужно вставить вызов cin. get (). Однако есть и более простое решение - использовать в таких случаях метод getline, который после прочтения строки не оставляет во входном потоке символ \n. Если в программе требуется ввести несколько строк, метод getline удобно использовать в заголовке цикла, например:
#include< iostream.h> int main() { const int n = 80; char s[n]; while(cin.getline(s. n)) { cout < < s < < endl; - // обработка строки } return 0; }
Рассмотрим теперь способы ввода-вывода строк, перекочевавшие в C++ из языка С. Во-первых, можно использовать для ввода строки известную нам функцию scanf, а для вывода - printf, задав спецификацию формата %s: #include< stdio.h> int main() { const int n = 10; char s[n]; scan (" %s", s); printf(" %s", s); return 0; }
Имя строки, как и любого массива, является указателем на его начало, поэтому использовавшаяся в предыдущих примерах применения функции scanf операция взятия адреса (&) опущена. Ввод будет выполняться так же, как и для классов ввода-вывода - до первого пробельного символа. Чтобы ввести строку, состоящую из нескольких слов, используется спецификация %s (символы) с указанием максимального количества вводимых символов, например:
scanf(" %10s", s);
Количество символов может быть только целой константой. При выводе можно задать перед спецификацией & количество позиций, отводимых под строку:
printf (" %15s". s);
Строка при этом выравнивается по правому краю отведенного поля. Если заданное количество позиций недостаточно для размещения строки, оно игнорируется, и строка выводится целиком. Библиотека содержит также функции, специально предназначенные для ввода-вывода строк: gets и puts. Предыдущий пример с использованием этих функций выглядит так:
#include < stdio.h> int main() { const int n = 10; char s[n]; gets(s); puts(s); return 0; }
Функция gets (s) читает символы с клавиатуры до появления символа новой строки и помещает их в строку s (сам символ новой строки в строку не включается, вместо него в строку заносится нуль-символ). Функция возвращает указатель на строку s, а в случае возникновения ошибки или конца файла - NULL. Функция puts (s) выводит строку s на стандартное устройство вывода, заменяя завершающий 0 символом новой строки. Возвращает неотрицательное значение при успехе или EOF при ошибке. Функциями семейства printf удобнее пользоваться в том случае, если в одном операторе требуется ввести или вывести данные различных типов. Если же работа выполняется только со строками, проще применять специальные функции для ввода-вывода строк gets и puts. Операции со строками. Для строк не определена операция присваивания, поскольку строка является не основным типом данных, а массивом. Присваивание выполняется с помощью функций стандартной библиотеки или посимвольно «вручную» (что менее предпочтительно, так как чревато ошибками). Например, чтобы присвоить строке р строку а, можно воспользоваться функциями strcpy или strncpy:
char a[100] = " Never trouble trouble"; char *p = new char[m]; strcry (p, a); strcry (p, a, strlen(a) + 1);
Для использования этих функций к программе следует подключить заголовочный файл < string. h>. Функция strcpy (р. а) копирует все символы строки, указанной вторым параметром (а), включая завершающий 0, в строку, указанную первым параметром (р). Функция strncpy (p, а. n) выполняет то же самое, но не более n символов, то есть числа символов, указанного третьим параметром. Если нуль-символ в исходной строке встретится раньше, копирование прекращается, а оставшиеся до n символы строки р заполняются нуль-символами. В противном случае (если n меньше или равно длине строки а) завершающий нуль-символ в р не добавляется. Обе эти функции возвращают указатель на результирующую строку. Если области памяти, занимаемые строкой-назначением и строкой-источником, перекрываются, поведение программы не определено. Функция strlen(a) возвращает фактическую длину строки а, не включая нуль-символ. Программист должен сам заботиться о том, чтобы в строке-приемнике хватило места для строки-источника (в данном случае при выделении памяти значение переменной m должно быть больше или равно 100), и о том, чтобы строка всегда имела завершающий нуль-символ. Выход за границы строки и отсутствие нуль-символа являются распространенными причинами ошибок в программах обработки строк. Для преобразования строки в целое число используется функция atoi(stг). Функция преобразует строку, содержащую символьное представление целого числа, в соответствующее целое число. Признаком конца числа служит первый символ, который не может быть интерпретирован как принадлежащий числу. Если преобразование не удалось, возвращает 0. Аналогичные функции преобразования строки в длинное целое число (long) и в вещественное число с двойной точностью (double) называются atoi и atof соответственно. Пример применения функций преобразования:
char a[ ] = " 10) Рост-162см, вес-59.5кг"; int num; long height; double weight; num = atoi(a); height = atol(& a[11]); weight = atof(& a[25]); cout < < num < < '' < < height < < ''< < weight;
Библиотека предоставляет также различные функции для сравнения строк и подстрок, объединения строк, поиска в строке символа и подстроки и выделения из строки лексем. Работа с символами. Для хранения отдельных символов используются переменные типа char. Их ввод-вывод также может выполняться как с помощью классов ввода-вывода, так и с помощью функций библиотеки. При использовании классов ввод-вывод осуществляется как с помощью операций помещения в поток «и извлечения из потока », так и методов get() и get (char). Ниже приведен пример применения операций:
#include < iostream.h> int main() { char c, d, e; cin > > c; cin > > d > > e; cout < < c < < d < < e < < endl; return 0; }
Вводимые символы могут разделяться или не разделяться пробельными символами, поэтому таким способом ввести символ пробела нельзя. Для ввода любого символа, включая пробельные, можно воспользоваться методами get() или get (с):
#include < iostream.h> int main() { char c, d, e; c = cin.get(); cin.get(d); cin.get(e); cout < < c < < d < < e < < endl; return 0; }
Метод get () возвращает код извлеченного из потока символа, а метод get (с) записывает извлеченный символ в переменную, переданную ему в качестве аргумента, и возвращает ссылку на поток. В заголовочном файле < stdiо. h> определена функция getchar() для ввода символов со стандартного ввода, а также putchar() для вывода:
#include < iostream.h> int main() { char c, d; c = getchar(); putchar(c); d = getchar(); putchar(d); return 0; }
В библиотеке также определен целый ряд функций, проверяющих принадлежность символа какому-либо множеству, например множеству букв (isalfa), разделителей (isspace), знаков пунктуации (ispunct), цифр (isdigit) и т. д.
|