![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Решение. 3.1. Определяем предельные отклонения размеров посадочных поверхностей подшипника качения по среднему диаметру (Dm ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
3.1. Определяем предельные отклонения размеров посадочных поверхностей подшипника качения по среднему диаметру (Dm, dm) по ГОСТ 520-2002 (прилож.1, табл.5): наружный диаметр наружного кольца: Dm = 80-0.013; внутренний диаметр внутреннего кольца: dm =40-0.012; 3.2. Определяем вид нагружения колец подшипника: при вращающемся вале и постоянно действующей нагрузке Fr внутреннее кольцо испытывает циркуляционное нагружение, а наружное кольцо – местное нагружение. 3.3 Выбираем посадки для подшипника качения с валом и отверстием корпуса и строим схемы полей допусков для выбранных посадок. 3.3.1. Посадка внутреннего кольца с валом. При циркуляционном нагружении внутреннего кольца рассчитываем интенсивность нагрузки Рr по формуле
где коэффициенты: k1 = 1 - нагрузка умеренная, перегрузка до 150% (прилож.1, табл. 6); к2 = 1 - вал сплошной (прилож.1, табл. 7); к3 = 1 - подшипник однорядный, осевая нагрузка незначительная (прилож.1, табл. 8); b= В - 2 r =18 – 4=14 мм, где В=18 мм, r = 2 мм; Fr =12000 Н; Для сопряжения вала Ø 40 с внутренним кольцом, испытывающим циркуляционное нагружение, с классом точности подшипника 0 (нормальный) и интенсивностью нагрузки Рr =667 Н/м, выбираем поле допуска вала k6 (прилож.1, табл. 9). Посадка Ø 40 L0 / k6 – посадка с натягом. По ГОСТ 25347-82* для вала Ø 40 k6 определяем: верхнее отклонение es =+0, 018 мм; нижнее отклонение ei =+0, 002 мм. Строим схему полей допусков для выбранной посадки (рис. 3).
Рис. 3. Схема полей допусков вала с внутренним диаметром внутреннего кольца подшипника качения класса точности 0
3.3.2. Посадка наружного кольца с корпусом. При местном нагружении наружного кольца подшипника класса точности 0 (нормальный), при неразъемном корпусе, учитывая, что нагрузка умеренная и перегрузка до 150%, для диаметра отверстия корпуса D=80мм, выбираем поле допуска Н7 (прилож., табл. 11). Посадка Ø 80 Н7/l0 –посадка с зазором. По ГОСТ 25347-82* для отверстия корпуса Ø 80 определяем: верхнее отклонение ES=+0, 030 мм; нижнее отклонение EI=0 отверстия корпуса. Строим схему полей допусков для выбранной посадки (рис.4). 2. 4. Определяем требования к шероховатости, допуски формы и расположения посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса под подшипник качения 0-го класса точности.
Рис. 4. Схема полей допусков отверстия с наружным диаметром наружного кольца подшипника качения класса точности 0 Для вала: • параметр шероховатости Ra =1, 25 мкм для посадочной поверхности вала d =40 мм (прилож.1, табл. 2); • параметр шероховатости Ra = 2, 5 мкм для торцов заплечиков вала d =40 мм (прилож.1, табл. 2); • допуск круглости TFK=0, 004 мм для посадочной поверхности вала d =40 мм (прилож.1, табл.3); • допуск профиля продольного сечения TFP=0, 004 мм для посадоч- ной поверхности вала d =40 мм, (прилож.1, табл.3); • допуск торцового биения TCA = 0, 025 мм для заплечиков вала d =40 мм (прилож.1, табл.4). Для отверстия корпуса: • параметр шероховатости Ra =1, 25 мкм для посадочной поверхности отверстия D =80 мм (прилож.1, табл. 2); • параметр шероховатости Ra = 2, 5 мкм для торцов заплечиков отверстия D =80 мм (прилож.1, табл. 2); • допуск круглости TFK = 0, 0075 мм для посадочной поверхности отверстия D =80 мм (прилож.1, табл. 3); • допуск профиля продольного сечения TFP=0, 0075 мм для посадочной поверхности отверстия D =80 мм (прилож.1, табл. 3); • допуск торцового биения TCA= 0, 046 мм для заплечиков отверстия D =80 мм (прилож.1, табл.4). 3. 5. Указываем: • на сборочном чертеже обозначения посадок подшипников качения; • на рабочих чертежах обозначения полей допусков и значения предельных отклонений диаметров, допуски формы и расположения, требования к шероховатости посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса под подшипник. Обозначение размеров и выбранных полей допусков и посадок подшипникового узла на сборочных чертежах приведены на рис. 5, а; на рабочих чертежах вала и отверстия корпуса - на рис. 5, б.
4. Задание по практической работе 4.1. Пользуясь данным руководством, ознакомиться с основными положениями по выбору посадок для подшипников качения. 4.2. Для заданного варианта (прилож.2): •выбрать посадки для наружного и внутреннего колец подшипника и построить для них схемы полей допусков; • определить требования к шероховатости, допуски формы и расположения посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса под подшипник качения; • указать обозначения размеров и выбранных подшипникового узла на сборочном чертеже и требования к геометрическим параметрам посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса под подшипники качения на рабочих чертежах.
5. Методика выполнения практической работы 5.1. Определить размеры посадочных поверхностей колец по средним диаметрам для заданного подшипника качения по ГОСТ 520-2002 (прилож.1, табл. 5). 5.2. Определить виды нагружения колец подшипника. 5.3. Выбрать посадки для подшипника качения с валов и отверстием корпуса (прилож.1, табл.9, 10, 11). 5.4. Определить предельные размеры посадочных мест вала и отверстия корпуса по ГОСТ 25347-82 (справочник). 5.5. Построить схемы полей допусков для выбранных посадок подшипника качения с валом и отверстием корпуса.
![]()
5.6. Определить требования к шероховатости, допуски круглости, профиля продольного сечения для посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса, допуск торцового биения заплечиков вала и отверстия корпуса (прилож.1, табл. 2, 3, 4,) и указать их на рабочих чертежах вала и отверстия корпуса (рис.6). 5.7. Указать обозначение рассчитанных посадок подшипникового узла на сборочном чертеже (рис.6). Рис.6. Обозначение посадок подшипника качения на сборочном чертеже и требований к точности геометрических параметров посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса под подшипники качения для
Контрольные вопросы 1. Как нормируется точность подшипников качения? 2. Какие факторы влияют на выбор посадок подшипников качения? 3.Какие виды нагружения различают для колец подшипников качения и как они влияют на характер посадок в подшипниковом узле? 4.От чего зависит требования к точности геометрических параметров посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса под подшипники качения?
Литература 1. Лаптев А.А., Раковщик Т. М. Методическое руководство к лабораторным работам по курсу «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения». Задачи инженерного анализа. –М.: Изд-во МАДИ, 1998. 2.ГОСТ 520 – 2002 (ИСО 492 – 94, ИСО 199 – 97). Подшипники качения. Общие технические условия. 3.Гост 3325 – 85*. Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов.
Приложение 1 (ГОСТ 3325 – 85*) Таблица 1 Точность посадочных поверхностей валов и отверстий
Таблица 2 Шероховатость посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов под подшипники качения
Таблица 3 Допуски формы посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса под подшипники качения (ГОСТ 3325 – 85*)
Таблица 4 Допуски торцового биения посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса под подшипники качения (ГОСТ 3325 – 85*)
*интервал номинальных диаметров для отверстий корпусов от 3 до 6
Таблица 5 Точность размеров по внутреннему диаметру dm внутреннего кольца и по наружному диаметру Dm наружного кольца радиальных шарикоподшипников (ГОСТ 520 – 2002)
Таблица 6 Значение коэффициента k 1
Таблица 7 Значение коэффициента k 2
* При сплошном вале k 2 =1 dотв – диаметр отверстия полого вала; Dкорп – диаметр наружной поверхности тонкостенного корпуса. Таблица 8 Значение коэффициента k3
Для радиальных и радиально-упорных подшипников однорядных k3 =1.
Таблица 9 Поля допусков посадочных мест валов подшипников качения (Циркуляционное нагружение)
* Для подшипников 2-го класса точности вал выполняется по 4-му квалитету.
Таблица 10 Поля допусков посадочных мест отверстий под подшипники качения (циркуляционное нагружение)
* Для подшипников 2-го класса точности отверстия выполняются по 5-му квалитету. Таблица 11 Поля допусков посадочных мест валов и отверстий корпусов под подшипники качения (местное нагружение)
*Применять при частоте вращения не более 0, 6 nпр, где nпр – предельно допустимая частота вращения подшипников
Приложение 2 Варианты заданий
|