Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема №6. Психологический анализ урока
Цель: психологический анализ урока
Задание 1. Посетите 3-4 урока у разных учителей.
Заполните протокол занятия по следующей схеме (для протокола следует использовать разворот тетради).
Дата _________
Тема: ___________________________________________________________
Вид урока: ____________________________
Время
| Основные этапы
урока
| Действия преподавателя
по организации деятельности
| Примечания
| Содержание учебного материала
| Фиксируется начало каждого нового вида деятельности, логического этапа урока
| Отмечаются основные этапы занятия, определяемые дидактическими и организационными задачами (организационный момент, целеполагание, повторение, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, изучение нового материала, первичная проверка усвоения нового материала, применение, закрепление, обобщение, контроль, подведение итогов занятия, информация о домашнем задании)
| Записываются предлагаемые задания (“напишите..., скажите..., посмотрите..., найдите..., решите,.., сделайте вывод.., наблюдайте за.., ”); организующие
фразы (“тише.., внимание.., приготовьтесь..., заканчиваете.., переходим к
новому заданию..
и т.п.”);
обращения к учащимся
| Дается краткое изложение
рассказа учителя (тезисы),
содержания заданий (образцы)
| Комментируется характер материала: новизна, связь с потребностями и интересами, эмоциональность, жизненность конкретных примеров, опора на
разные модальности, структурная организация
и смысловая группировка, объем материала (в норме: 6-7 смысловых единиц), доступность и
достаточная сложность. Отмечается, на какие операции ориентировано содержание материала (анализ упражнений).
|
| Время
| Основные этапы
| Действия преподавателя
по организации деятельности
| Примечания
| Содержание учебного материала
|
| | | | | | | | | | | | | |
“Примечания” заполняется при помощи специальной схемы для анализа урока. Они могут быть заполнены частично по ходу урока, частично - сразу после урока.
После каждого урока письменно делаются выводы. Ориентируйтесь на следующие вопросы.
Выводы
1. Внимание.
- Какие виды внимания были использованы на занятии?
- На какой вид внимания опирался учитель на занятии?
- Насколько внимательны были ученики на занятии, в чем это проявлялось?
- Какие основные способы организации, распределения и переключения внимания использовал преподаватель?
2. Восприятие.
- Какие проблемы использовал преподаватель для лучшей организации восприятия на занятии?
- На какие виды восприятия ориентировано обучение?
3. Память.
- Какие виды памяти использовались на занятии (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, произвольная, непроизвольная, логическая, механическая)?
- Какие приемы для запоминания использовал преподаватель?
4. Мышление.
- Как преподаватель формировал понятия (выделял главные, существенные признаки явлений)?
- Какие виды умозаключений использовал преподаватель (индуктивные, дедуктивные)?
- Какие мыслительные операции использовались на занятии: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация (описать на основе заданий, предлагаемых учащимся)?
- Каким приемам мыслительной деятельности научились учащиеся?
- Какие приемы организации мыслительной деятельности учащихся чаще использовались преподавателем? Насколько эффективно использовал преподаватель эти приемы?
5. Проанализируйте временную шкалу и сделайте вывод об использовании критического времени на уроке.
При формулировании выводов используйте вспомогательную цветовую схему.
Анализируя урок после его окончания, рекомендуется положить перед собой схему и отметить те особенности отбора материала и организации деятельности, которые Вы наблюдали на уроке.
После этого в пустых графах по левому и правому краю схемы обозначить, на какие познавательные процессы были ориентированы задания и виды деятельности, предлагаемые преподавателем. Для большей наглядности используйте цветовые обозначения: красный - внимание; желтый - мышление; синий - память.
Схема позволяет ответить на вопрос: какой познавательный процесс стимулирован действиями преподавателя или содержанием учебного материала в большей степени.
Схема может быть использована на уроке для организации в содержании наблюдения. Она облегчает протоколирование занятия (в частности, написание примечаний), помогая выделить те критерии, которые необходимы для последующего анализа.
Цветовая схема психологического анализа урока
п
| в
| м
| Характер материала
| Организация деятельности
| п
| в
| м
|
|
|
| 1. Новизна
| 1. Постановка цели и задач
|
|
|
|
|
|
| 2. Связь с потребностями и интересами
| 2. Задания, требующие высокой активности (следить за ответом, исправить ошибки)
|
|
|
|
|
|
| 3. Эмоциональность
| 3. Задания и приемы переключения активности
(логические мостки, называние нового этапа, разрядка, запись на доске)
|
|
|
|
|
|
| 4. Жизненность конкретных примеров
| 4. Выделение смысловых опорных пунктов (составление плана, схемы, диаграммы, таблицы)
|
|
|
|
|
|
| 5. Опора на различ- ные модальности (зрение, слух, движение). Наглядность
| 5. Включение материала в разнообразные связи
|
|
|
|
|
|
| 6.Структурная организация и смысловая
группировка
| 6. Использование разных приемов работы с материалом и способов его подачи
|
|
|
|
|
|
| 7. Объем материала(не более 4-7 объектов)
|
|
|
|
|
|
|
| 8. Доступность
|
|
|
|
| Структура системного подхода к анализу деятельности
преподавателя и студентов на уроке
Дата: ______________________
Группа, преподаватель: ____________________________________________
Тема: ___________________________________________________________
Оценки
| Критерии
| Баллы
| 1.Оценка основных личностных качеств преподавателя.
Высший балл 5.
| 1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя.
2. Уровень педагогического и методического мастерства.
3. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, общая и специфическая грамотность.
4. Степень тактичности и дипломатичности общения с учащимися.
5. Внешний вид, культура, мимика и жесты.
|
| 2. Оценка основных характеристик деятельности студентов.
Высший балл 4.
| 1.Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.
2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков.
3. Наличие и эффективность коллективных форм работы студентов на занятии.
4. Степень организованности и заинтересованности в данном учебном предмете вообще и в уроке в частности.
|
| 3. Оценка содержания двусторонней деятельности на
уроке.
Высший балл 4.
| 1.Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала.
2. Актуальность и связь с жизнью (теории и практики)
3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации.
4. Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.
|
| 4. Оценка эффективности
способов деятельности преподавателя и студентов на уроке.
Высший балл 7
| 1. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия.
2. Степень целесообразности и эффективности использования методов и организационных форм работы.
3. Степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы.
4. Уровень обратной связи со всеми студентами в ходе занятия.
5. Эффективность использованных методов используемых методов и форм контроля знаний, умений, навыков студентов.
|
| 5. Оценка цели и результатов проведенного занятия.
Высший балл 5.
| 1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия.
2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.
3. Степень обучающего взаимодействия проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились).
4. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию студентов на занятии).
5. Степень воздействия занятия на развитие студентов.
|
| 6. Самоанализ.
Высший балл 10.
|
|
|
|