Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Политические ценности

 

Вопросы к лекции:

1. Место ценностей в политической культуре общества.

2. Ценности-цели, их характеристика.

3. Ценности-средства, их характеристика.

 

1. Место ценностей в политической культуре общества

 

Система ценностей представляет собой мир значений, благодаря которым человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем собственное эмпирическое существование. Именно благодаря приобщению к ценнос­тям жизнь отдельного человека приобретает смысл.

В политической культуре ценности занимают центральное место. Они мотивируют чело­веческую деятельность, направляют и обосновывают дей­ствия социально-политических субъектов и рядовых граж­дан. Ценности объединяют социальные общно­сти и человечество в целом, они выступают критерием жизнеспособности политических систем, оценки проводимой политики и ее последствий. Целостная, устойчивая и непротиворечивая система ценностей – залог внутреннего социального мира и мира международного.

Политические ценности в явной или скрытой форме присутствуют в политических декларациях, влияют на процесс принятия решений, составляют основу политического воспитания. Поэтому без четкого понимания и осознания понятия «политические ценности» нельзя говорить о формировании политической культуры.

Политические ценности не являются статичными, в переломные периоды для значительной части общества становятся значимыми новые ценности, другая часть общества продолжает придерживаться прежних ценностей. И общество перестает быть целостным и единым.

Так, современная система ценностей российского общества не имеет целостного характера[1]. В ней переплетаются три группы ценностей: во-первых, традиционные, например, государственность, державность, патриотизм; во-вторых, ценности советского периода, которые продолжают играть существенную роль, − коллективизм, равенство, социальная справедливость, но необходимо сказать, что ценности, относящиеся к этой группе, зачастую приобретают новое звучание; в-третьих, ценности, которые привнесены проводимыми в стране преобразованиями − свобода, частная собственность, индивидуализм, конкуренция, толерантность, данные ценности в литературе часто называют «демократическими».

Пересмотр старых ценностей и усвоение новых идет порой болезненно, но необходимо сказать, что уже выросло целое поколение, для которого именно новые ценности играют ведущую роль, и все это порождает раскол российского общества по базовым политическим ценностям, что затрудняет развитие общества и поиск оптимальных путей решения проблем существующих в обществе.

По способам воздействия на политическую деятельность людей ценности можно разделить на две группы: ценности-цели и ценности-средства.

 

2. Ценности-цели, их характеристика

 

К наиболее значимым ценностям-целям следует отнести безопасность, стабильность общества, порядок, благосостояние, коллективизм и индивидуализм, социальное равенство, конкуренция, справедливость, патриотизм, легитимность, законность, свобода, частная собственность.

Безопасность. Ее смысл состоит в отсутствии угрозы жизни и основным атрибутам человеческого существования, к которым относятся семья, этнос, окружающая среда, собственность, культура. В литературе безопасность определяется как защищенность, обеспечение сохранности основных жизненных ценностей и их накопление.

Можно говорить о безопасности:

- военной, предполагает не только защиту членов сообщества от внешней угрозы, но и противодействие созданию ее самим государством????;

- правовой, к которой относятся реальные гарантии личности от преступных посягательств и от насилия со стороны государства;

- экологической, заключающейся в охране государством природной среды обитания человека;

- технологической, означающей, что государство не должно допускать радикальное техническое отставание от других стран и народов;

- информационной, означающей возможность получения адекватной и разносторонней информации всеми членами общества, их свободу от воздействия идеологических систем;

- экономической, которая состоит в обеспечении со стороны государства условий для удовлетворения потребностей личности, применения ими своих трудовых навыков и способностей.

С усилением конфронтации на миро­вой арене под воздействием процесса глобализации и в свя­зи с распространением терроризма возрастает угроза наци­ональной и международной безопасности. Государства ста­новятся все более уязвимыми и не всегда оказываются спо­собными своевременно противостоять внешней агрессии, осуществ­лять стабильное и взаимовыгодное межгосударственное со­трудничество. В таких условиях не гарантируется безопасность отдельных граждан и социума в целом.

Разумеется, государства предпринимают усилия по созданию более эффективных механизмов обеспечения безопасности, выделяя на эти цели в государственном бюджете немалые средства. И тем не менее люди испытывают страх за выживание близких (семьи, детей, внуков), страх перед немощной старостью, перед опаснос­тью терроризма. Страхи не способству­ют объединению людей, поскольку каждый вынужден бороться преж­де всего за собственное выживание.

Антиценностью, противоположностью безопасности, служит состояние социальной катастрофы, которое характеризуется предельно низким уровнем обеспечения безопасности, разрушением властных механизмов, невозможностью реализации или защиты человеческих ценностей.

Стабильность общества – это способность политической системы к самосохранению и саморазвитию, т.е. возможность изменения к лучшему состояния социальной системы, вера в совершенствование основных показателей социального существования.. Как ценность она обеспечивает легитимность власти, ее прочность и эффективность, определять политическую деятельность по упорядочению и совершенствованию общественных отноше­ний, укреплять способ производства, повышать уровень жиз­ни людей. Стабильность предполагает преодоление отчуждения между властью и народом, замену бюрократи­ческого государства на правовое, наличие среднего класса, развитой партийной системы, действующей конструктивной оппозиции и зрелого гражданского общества.

Порядок – это условие наиболее целесообразного функционирования всех составляющих политической системы общества, наличия эффективных средств и гарантий поддержания безопасности в обществе. Его важнейшими атрибутами служат законы, ограничения, постоянство, регулярность. Важным аспектом данной политической ценности служит соответствие организационных и политических структур человеческим интересам и потребностям. Антиценностью порядка является хаос, который оборачивается тотальной угрозой человеческому существованию, рассогласованием различных аспектов властного механизма, когда нормы морали противоречат норм права.

Благосостояние – это критерий отношения индивида, социальной группы к экономической системе общества, характеризующий степень удовлетворения системой их потребностей. Представления о благосостоянии определяются широтой и качеством потребностей людей, предельными значениями которых служат нищета и изобилие. Ценность политической системы зависит от ее способности обеспечить движение от первого ко второму.

Коллективизм и индивидуализм. Известно, что советский коллективизм нередко сводился к усреднению личности, к потере ин­дивидуальности, что мешало формированию у человека чувства собственного достоинства и личной ответственности за свои действия и поведение. Суть советского коллективиз­ма заключалась в признании приоритета общественных ин­тересов перед личными. Попытка проявить индивидуальность часто подвергалась осуждению со стороны коллектива, дей­ствовал принцип: «Быть как все».

Сегодня мы наблюдаем другую крайность - принятие индивидуализма и осуждение коллективизма. Однако кол­лективизм - это ценность, которая не должна отторгаться. На основе коллективизма складываются взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и кол­лектива, могут обеспечиваться оптимальное сочетание об­щественных интересов с личными, проявляться взаимопо­мощь друг другу. Опираясь на чувство коллективизма, че­ловек может воспитывать в себе высокую меру ответствен­ности не только за свой образ жизни, но и за судьбу коллектива, наконец, страны в целом. Чтобы коллективизм как цен­ность проявлял эти положительные качества, он нуждается в соединении с индивидуализмом, основная черта которого - уважение личности как таковой.

Индивидуализм способствует развитию творчества, самобытности личности, утверждению ее автономии и прежде всего в экономической сфере. Но часто индивидуализм приобретает негативные черты, ассоциируется с эгоизмом и своеволием. У людей проявляется безраз­личие к общественным проблемам, а на первое место ста­вятся личные выгоды. Поэтому необходимо соединить индивидуа­лизм с ответственностью перед обществом, добиться осоз­нания того, что все люди находятся во взаимозависимости друг от друга.

Исследователи, анализирующие коллективизм и индиви­дуализм, пришли к выводу, что эти ценности несмотря на их недостатки могут приносить пользу человеку и обществу, только взаимодействуя друг с другом. Коллективизм и инди­видуализм в одинаковой мере нуждаются в сдерживании, чтобы нейтрализовать их негативные черты. Не случайно демократическое общество обеспечивает их равнозначное развитие в рамках закона.

Социальное равенство. Данная ценность отличается особой сложностью. Относить­ся к людям как к равным не означает возможности сделать их равными практически. В понятие равенства на протяжении истории вкладывалось разное содержание: равенство только для свободных (рабовладельческое общество); равенство перед Богом (христианство); равенство перед законом, вызванное развитием товарного производства; равенство как устранение всех видов социальной дискриминации (марксистская концепция). В настоящее время равенство определяется как система конкретных гарантий правового, политического и соци­ального порядка.

Уровень достижения равенства позволяет определять со­ответствие идеала и действительности, провозглашаемых лозунгов и их реализации. Вместе с тем равенство всех может быть гарантировано только перед законом и в политической жизни; равенства не может быть в распределении благ. Распределять блага поровну значит присваивать долю тех, кто проявляет больше способностей и дарований. Равное рас­пределение порождает уравниловку, убивает стимулы к тру­ду, снижает ответственность, тормозит развитие индивиду­альных способностей и ведет к иждивенчеству.

Кроме того, равенство в масштабах всего общества прак­тически может осуществляться только по определенным стан­дартам, которые устанавливаются бюрократией. Определенную роль в достижении равенства в распределении играет и противоречивость природы самого человека: все хотят равенства, но каждый в отдельности стремится получить для себя как можно больше.

Наряду с равенством в обществе существует и неравенство, которое в принципе неустранимо и в перспективе. Неравенство - это результат общественного разделения труда и его нельзя рассматривать только как негативное явление. Люди интересны друг другу своей неодинаковостью. Имен­но неравенство является источником социальной и исторической динамики, так как продуктивность взаимного обмена между людьми базируется на их различиях.

Конкуренция как ценность способствует прогрессу в экономической сфере, но вместе с тем несет с собой и разделение людей на богатых и бедных, исключает взаимопомощь, может порождать антагонизм между соперниками. Без конкуренции нет экономического стимула к созданию новых технологий, к производству разнообразных товаров и услуг. Но отдавая предпочтение конкуренции, необходимо смягчать ее негативные последствия, придавать ей цивилизованный характер.

Справедливость – это очень емкая и распространенная ценность, без апелляции к которой не обходится ни один политический документ, политически значимый шаг. Ее назначение заключается во внесении моральной проблематики и наполненности в политические действия и отношения. Справедливость – пропорциональность воздаяния заслуг, благ и ответственности, наказаний по делам.

Теоретически принцип социальной справедливости должен быть общезначимым, универсальным, приемлемым для всех членов общества независимо от их естественных способностей, социального положения, рода заня­тий и наклонностей. Но для этого необходимо, чтобы каждый человек стремился к наибольшей самореализации. На деле же приходится признать, что практически невозможно разграничить тех, кто способен самореализоваться, кто нет, а кто просто не хочет. Но при этом все претендуют на осуществление принципа социальной справедливости в первую очередь для себя (3). Поэтому принцип социальной справедливости должен применяться с учетом разных условий и возможностей, в которых находится человек, и его конкрет­ных заслуг перед обществом.

На основании этой ценности формируется активное отношение человека к политике. Если справедливость рождает личную сопричастность, то несправедливость воспринимается как личное оскорбление.

Кроме того, реализация принципа справедливости зависит от эконо­мической эффективности. При низком уровне развития производства и других сфер общества и неуправляемой иму­щественной поляризации, когда возникают социальные кон­фликты, осуществление принципа социальной справедливо­сти становится весьма проблематичным.

Если неравенство способствует динамизму в развитии общества и его можно сократить с помощью увеличения числа собственников, то социальная несправедливость, если она долго не устраняется, инстинктивно вызывает массо­вое возмущение и способна породить социальный взрыв.

Патриотизм – это чувство любви к своему роду, племени, народу, Отечеству, уважение к государ­ству в сочетании с определенной общественно значимой деятельностью. Наряду с природной основой патриотизм предполагает обязательства гражданина по выполнению сво­его долга. Утверждение патриотизма во многом зависит от конкурентоспособности страны на мировой арене. Конечно, можно быть патриотом своей страны и в трудное для нее время, переживать ее неудачи и поражения, но в большинстве своем люди хотят гордиться успехами своей страны, деятельностью государства в ре­шении насущных как внутренних, так и внешних проблем.

Легитимность – выражается в принятии и поддержки политической власти теми людьми, социальными силами на которые она распространяется. В результате граждане добровольно подчиняются законам и установлениям власти, оценивают их как справедливые, моральные, оправданные и приемлемые.

Политическая власть в выполнении своих функций может основываться на силе или легитимности. В первом случае «управляющие» стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию «управляемых», во втором, наоборот, — опираясь на их добровольное согласие или даже солидарность. Государственная власть не может долгое время опираться на силу: «штыки хороши всем, кроме одного, — на них нельзя сидеть» (Ш. Талейран). Такая власть не может быть в длительной перспективе социально-эффективной, ибо «управляемые» внутренне не расположены к реализации принятых властью решений. Поэтому государственная власть, чтобы быть успешной, должна быть прежде всего легитимной.

Необходимыми составляющими легитимности власти являются такие политические качества, как: разделение властей, означающее, что ни одна из действующих властей в обществе не может использоваться другой властью как средство; народный суверенитет, который означает, что вся полнота власти принадлежит народу; выборное представительство, которое обеспечивает народу возможность влиять на процессы формирования и функционирования органов политической системы; сменяемость носителей власти; плюрализм, существование в любом обществе социального, культурного, экономического и политического многообразия, множества интересов и ориентаций в деятельности.

Легитимность государственной власти не может носить всеобщего характера, поскольку в обществе всегда есть социальные группы, которые негативно относятся к ней и ее политике.

Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение (до 20-25%) реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом со стороны общества, которое может привести к смене власти и даже к смене конституционного строя.

В качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима можно назвать: недоверие к результатам выборов и референдумов, функциональную перегруженность государства и ограниченность ресурсов власти, резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.

Законность (легальность) – это способность и желание всех участников политических отношений действовать в рамках установленных государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их. Власть неограниченная законом оказывается неэффективной и нежелательной.

Свобода – это весьма высокая в политике и человеческом существовании ценность, ее реализация как цели находится отражение в любой политической программы. Свобода означает способность человека действовать в соответствии с собственным выбором и нести ответственность за свой выбор. У каждого человека существует субъективная основа свободы – внутренний духовный мир (уровень самосоз­нания, культуры, ее потребности и интересы).

Политическая свобода предусматривает политическую активность граждан и их ответственность за развитие политического процесса. Основу концепции политической свободы составляет формула: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Однако степень политической свободы зависит от форм государственного правления и зре­лости политической культуры граждан. Люди должны знать, что политическая свобода - это возможность выбора обще­ственного строя и форм правления, обеспечение защиты прав и свобод человека, удовлетворение жизненно важных по­требностей людей, формирование государственных органов путем народного волеизъявления. Это - равное избиратель­ное право, свобода слова, печати, права на получение ин­формации и ее распространение, свобода создания союзов, ассоциаций, партий. В целом социально-политические сво­боды не дают человеку ничего кроме свободы выбора, но свобода - это необходимое средство для реализации других ценностей.

Но надо сказать, что данная ценность является одной из самых тяжело приживающихся в нашем обществе. Степень политической свободы зависит от формы государственного правления и зрелости политической культуры граждан. Как отмечает Н.А. Романович на основе проведенного им исследования, 57% опрошенных готовы отказаться от свободы, если получат возможность работать и вовремя получать зарплату (пенсию); 37% готовы отказаться от свободы, если в результате снизится уровень преступности в стране; 31% − потому что не чувствуют пользы от своей свободы. Не готовы пожертвовать своей свободой ни при каких обстоятельствах лишь 15%. Некоторые готовы променять свою свободу, если сделка покажется им выгодной, другие вообще не понимают, зачем им свобода. Но самое печальное, как отмечает Н.А. Романович, что увеличивается число тех, кто готов расстаться со своей свободой даром. Личным свободам в прямом демократическом смысле россияне особого значения не придают. Но не потому, что свобода для них вообще не важна. Все опросы свидетельствуют, что без свободы жизнь большинства россиян потеряла бы смысл. Просто свобода в российском понимании – это скорее, возможность вести жизнь «по душе», быть самому себе хозяином, чем реализация каких-либо прав[2].

К этому следует добавить, что в силу национального характера российского народа в нем одновременно ужива­ются свободолюбие и анархизм, верноподданичество и бун­тарство. Для россиян характерны то свобода без границ, то безграничное вплоть до холопского почтение к власти. Нам очень не хватает равновесия, золотой середины, когда при проявлении той или иной крайности начинали бы действо­вать соответствующие противовесы.

Частная собственность составляет экономическую основу всякой свободы. Сегодня проис­ходит переосмысление роли и значения частной собствен­ности в жизни общества и отдельного человека. Многие успешно осваивают частную собственность и обретают материальный достаток. И все-таки на всероссийском уровне в качестве базовой ценности выступает смешанная форма собственности. Боль­шинство россиян - за сохранение государственной формы собственности на все стратегические ресурсы.

 

3. Ценности-средства, их характеристика

 

В политике наряду с ценностями-целями большое значение имеют и ценности-средства, с их помощью реализуются ценности-цели, они оказывают большое воздействие на течение политических процессов. Это – власть, мир, революции, реформа, права человека, толерантность.

Власть – это отношения, основанные на принуждении. Необходимость власти в обществе обусловлена прежде всего двумя причинами, во-первых, взаимодействие между людьми в обществе должно быть целесообразным, разумным, организованным на основе общих и единых для всех правил поведения; во-вторых, требуется регуляция социальных отношений, согласование несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Без властных отношений общество бы погибло под действием внутренних противоречий. Оформляя, структурируя отношения интересов в обществе, власть участвует в выборе различных возможностей, тенденций бытия социальной системы. При отсутствии или параличе власти увеличивается возможность нарушения социальной упорядоченности, снижается уровень безопасности, растет неуверенность, беспокойство, напряженность в обществе.

Носитель власти имеет больше возможностей для достижения своих целей и реализации собственной воли, он участвует в распределении социальных и материальных ресурсов. Но превращение власти в самодостаточную ценность, цель, подчиняющую себе все другие интересы и устремления человека, формирует специфический тип «авторитарной личности», характерными чертами которой является: отсутствие самокритики в отношении собственных действий, перенос ответственности и враждебности вовне; мышление упрощенными категориями (черно-белое, оппозиционное); желание власти, понимание счастья как «чувства растущей власти»; оправдание своего поведения поведением других людей, авторитарная агрессивность, т.е. яростное отвержение тех лиц, которые не следуют твоим собственным убеждениям.

Высочайшей политической ценностью является мир – состояние отсутствия внешней угрозы, и не использование вооруженных сил для решения тех или иных политических проблем. Значимость мира в том, что он является предпосылкой сохранения всех других ценностей, в том числе и самой значимой среди них – человека.

Противоположность состоянию мира является война. Она означает отказ от решения социальных проблем политическими средствами, тотальный переход к использованию вооруженных средств борьбы. Война связана с уничтожением, подавлением сопротивления противника, но она может способствовать увеличению престижа, влияния, территории, правда, эффективность этого низка, так как для достижения цели используется оружие и она сопровождается материальными и людскими потерями.

Вооруженное сопротивление оказывается оправданным только при наличии реальной угрозы уничтожения социальной общности. Все иные «мотивы» использования военных действий (например, борьба с «низшими» расам, выживание одной расы требует ущемление прав или уничтожения другой, «смертельная опасность» исходящая от иной политической общности в силу различных идеологических предпочтений и т.д.) не являются оправданными.

В литературе существует традиция сопоставлять ценности революции и реформ как средства достижения социальных перемен. Среди достоинств революции отмечают решительность, полноту, всесторонность наступающих в ходе ее перемен. Но революции связаны с гигантским напряжением общественных сил, их напрасной растратой, непредсказуемостью наступающих последствий, которые могут быть весьма неожиданными и трагичными для инициаторов революционных перемен. Общество, возникающее в ходе революционных изменений, сильно отличается от первоначального проекта.

Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, преобразуется не все общество в целом, а отдельные стороны общественной жизни. Реформы нуждаются в социальной поддержке, так как ее отсутствие может привести к блокированию хода реформ.

Людей на революционеров и реформаторов разделяют прежде всего ценностные соображения, в силу которых первые считают революцию «локомотивом истории», а вторые доказывают, что «революция исправляет общественный порядок, так же как взрыв парового котла может быть починкой его неисправности».

Одной из важнейших ценностей современной общественной жизни является защита и реализация прав человека. Она выражается в принципе правового государства, означающего действия власти в пределах закона и приоритет прав человека, например, право на жизнь, на собственность, на защиту со стороны государственной власти, на участие в ее делах и т.д.

Объединяющую роль в российском обществе могло бы сыграть усвоение такой ценности, как толерантность, что (от англ. tolerant) означает терпимость. В Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. (на русском языке этот документ зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости) говорится, что «толерантность – это:

− уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;

− добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира;

− не уступка, снисхождение или потворство; это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека;

− отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждения норм, установленных в международных правовых актах в области прав человека» [7].

В политике толерантность характеризует позицию политических сил, выражающую готовность к допуску инакомыслия в своих рядах, разрешению деятельности в рамках закона, конструктивной оппозиции, толерантность проявляется в готовности прислушаться к мнению политических противников, в стремлении переубедить их с помощью логических аргументов, и в способности признать за ними права на истину.

Утверждение толерантности в массовом сознании способствует преодолению конфронтации политических сил, противостоянию идеологий, поиску компромиссов, как способов решения проблем в политике [8].

К сожалению, именно эта ценность труднее всего усваи­вается в Российском обществе. Нетерпимость - качество, которое изначально формировалось в сознании людей, являющихся носителями социалистической идеологии советского периода, и тех, кто пострадал за ина­комыслие. Непримиримость к своим оппонентам преодолевается с большим трудом, ибо привычнее считать оппонента врагом, нежели союзником в поиске оптимального решения вопроса или в постижении истины. Но Россия полиэтническое общество, поэтому для сохранения единства нашего общества, для предотвращения этнических конфликтов очень важен диалог и признание разнообразия интересов разных этносов и социальных групп, их уважение друг к другу, терпимость, т.е. проявление толерантности.

Итак, из приведенной характеристики ценностей следует, что их содержание не остается неизменным. Однако деформация и модернизация ценностей происходят в довольно длительные исторические сроки и зависят от характера происходящих изменений в социально-экономической и политической сферах жизни общества, под воздействием коренных преобразований, со сменой поколений, так как каждое новое поколение, при сохранении преемственности ценностей предшествующих поколений, вместе с тем не может оставаться заложником отживающих стереотипов.

Ценности выполняют свое предназначение, если они восприняты и усвоены на уровне общества, государства и личности. Восприятие и усвоение новых ценностей массовым сознанием осуществляется под воздействием множества факторов, которые либо способствуют их усвоению, либо вызы­вают отторжение от них.

Среди факторов, позитивно воздействующих на усвое­ние демократических ценностей, следует выделить уровень образованности людей. Чем образованнее люди, тем быстрее они овладевают способностью усваивать все новое, в том числе и ценности. Отсюда усвоение демократических ценностей, прежде всего на уровне интеллектуальной элиты приобретает в России особенно актуальное значение. Но для решения этой проблемы помимо интеллекта нужны еще политическая воля и чувство ответственности за судьбу своей страны.

К неоднозначным результатам приводит деформация цен­ностей в сознании россиян под воздействием резкой имущественной поляризации общества. Она разделяет людей на тех, кто приобрел материальный достаток, имеет высокий социальный статус и активно усваивает новые ценности, осоз­навая, что они открывают им путь к власти, к участию в поли­тическом процессе. Другая часть россиян отдает предпочтение материальным ценностям и равнодушна к политическим ценностям, остальные вынуждены приспосабливаться к новым условиям для того, чтобы просто выжить или по-пре­жнему надеются на государство.

Усвоение ценностей также находится в прямой зависимости от возможностей их реализации. Степень гарантированности реализации ценностей зави­сит от уровня экономического развития страны и совершен­ствования социально-политических институтов, осуществля­ющих управление социально-политическим процессом.

Эко­номическое благополучие в обществе в целом способствует сдвигу приоритетов от материальных (экономической и фи­зической безопасности) к ценностям, характеризующим качество жизни и возможности самовыражения личности. Усвоение постматериальных ценностей и их реализация обес­печивают консолидацию общества и стабильность демокра­тии. В России же реализация этих ценностей весьма ограничена, так как люди воспринимают, прежде всего, те аспекты реаль­ной жизни, которые затрагивают их непосредственно. Значительная же часть населения России пока ведет борьбу за выживание, которая нередко сопровождается жесткой кон­куренцией, а такие ценности, как образованность, профессионализм, права чело­века, личное достоинство активно осваиваются и реализу­ются преимущественно представителями элит.

В массовом сознании по-прежнему сохраняется приверженность патер­нализму, когда люди не готовы и не способны диктовать го­сударству важнейшие параметры достижения необходимо­го порядка, а потому предоставляют государству все полно­мочия в выборе методов его обеспечения. Апелляция к патернализму означает подчинение общественных интересов интересам государства и это вполне может состояться, если не произойдет существенной корректировки ценностных ори­ентации на уровне массового сознания в пользу демократи­ческих ценностей.

Известно, что любое общество не может длительное вре­мя базироваться на противоречивой системе ценностей. Столкновение базовых ценностей весь­ма опасно не только для правящей элиты, но и для обще­ства в целом. Оно неизбежно приводит к нарушению стабильности политической системы и вынуждает политиков использовать двойные стандарты в своей деятельности. По­этому необходима целенаправленная работа по приобщению массового сознания к демократическим ценностям.

 


[1] Чудинова И.М. Социально-политические ценности современного российского общества: проблемы их обновления и усвоения // СГЗ, 2003, № 5. С. 3-4.

 

[2] Романович Н.А. Демократические ценности и свобода «по-русски» // СОЦИС, 2002, № 8. С. 35, 37-38.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
адміністрування податку на додану вартість Ю. В. Лапшин | Кислотность
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал