![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XIII-XV вв. 12 страница
Ушкуйничество - разбой на лодках (от древнерусского " ушкуй" - речное судно с веслами). Большое распространение получило в Новгородской земле XIV - XV вв. Организовывались вооруженные дружины и отправлялись торговать, захватывать земли на Севере, грабить суда на Волге.
Феодальная раздробленность - процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс пережили все крупные западноевропейские страны; на Руси - с XII по XV в. Причинами феодальной раздробленности являлись: ослабление центральной власти, отсутствие прочных экономических связей между землями, преобладание натурального хозяйства; рост городов, которые превратились в центры экономического и политического развития; возникновение и укрепление в удельных княжествах собственных княжеских династий. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.), когда Киевская Русь была поделена между его сыновьями: Изяславом, Святославом и Всеволодом. Владимиру Мономаху (1113 - 1125 гг.) удалось удержать единство Русской земли только силой своего авторитета, но после его смерти распад государства стал неудержим. В начале XII в. образовалось около 10 независимых княжеств, в середине XII в. было 15, а в XIV в. - 250. Феодальная раздробленность просуществовала на Руси до конца XV в., когда большая часть территории Киевской Руси объединилась в составе Русского централизованного государства со столицей в Москве. Филофей (годы рождения и смерти неизвестны) - русский писатель и публицист первой половины ХУI в., монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Ивану III и Василию III. В своих посланиях Филофей изложил теорию о том, что Москва является хранительницей истинной христианской веры, известной под названием " Москва - третий Рим". Эта теория утверждала идею преемственности ведущей роли Москвы, Московского государства в православном христианском мире после утраты ее Константинополем. Формационный уровень - одна из двух составляющих концепции исторического развития К. Маркса, согласно которой существуют три большие общественные формации - архаическая, экономическая, коммунистическая, смена которых идет через социальные революции.
Холоп - в России в X - XVIII вв. население, не имевшее своего хозяйства и выполнявшие различные работы в хозяйстве феодала (раб в русском феодальном обществе). В отличие от рабов античных они могли быть " посажены" на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, за долги, брака с холопом или холопкой. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных. Христианство - одна их мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Возникло в начале I в. в восточных провинциях Римской империи (Палестина) и получило распространение среди рабов и бедноты. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников, отвергло существующие рабовладельческие порядки и породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Христианство и христиане вначале подвергались гонениям со стороны императорской власти, но новая религия находила все больших сторонников. Кроме рабов и бедноты, христианами становились ремесленники, торговцы, землевладельцы и римская знать. Императорская власть меняет былые гонения на активную поддержку христианства. Император Константин (285 - 337 гг.) своим эдиктом 324 г. положил начало превращению христианства в общегосударственную религию Римской империи. В 325 г. в г. Никее под его председательством собрался собор всех христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения. На Вселенских соборах IV - IX вв. разрабатывались и утверждались система вероучения и культа, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции. Принятые на первых семи Вселенских соборах постулаты христианства без добавлений сохранены в его православном направлении. Согласно христианскому вероучению, основателем христианства стал Иисус Христос (греч. - помазанник, мессия, спаситель). Он родился в Галилее (Вифлеем) от Девы Марии, зачавшей его " непорочно от Духа Святого", был крещен Иоанном Крестителем, проповедовал в Палестине, творил чудеса, в годы правления прокуратора Понтия Пилата был распят на кресте за то, что объявил себя сыном Божьим, но вскоре воскрес и вознесся на небо. Христиане верят, что в будущем состоится второе пришествие Иисуса Христа на землю, страшный суд над живыми и мертвыми, будет установлено тысячелетнее царство для праведников. Вероисповедальную основу христианства составляют Священное писание (Библия) и Священное предание. Священное писание (Библия) состоит из Ветхого завета, в котором говорится о сотворении мира, и Нового завета, собственно христианского источника, где дано жизнеописание Иисуса Христа. Ветхий завет почитается иудеями и христианами, а Новый завет - только христианами. В Священное предание входят решения первых семи Вселенских соборов, труды отцов церкви (в православии), труды пап (в католичестве). В процессе своего развития христианство распадается на три ветви: католицизм, протестантизм и православие, которые также образуют ряд ответвлений и сект. Централизованное государство - такое государство, в котором происходит политическое (собирание воедино земель с общим для всех законодательством) и экономическое (складывание единого рынка) объединение вокруг сильной центральной власти, когда устанавливается неограниченная монархия - абсолютизм (самодержавие). В конце XV в. при Иване III создано единое Русское государство с центром в Москве. Государство окончательно сложилось при первых Романовых и завершилось формированием абсолютизма при Петре I в начале XVIII в. Цивилизационный подход к изучению истории (теория " локальных цивилизаций" - является одним из критериев подхода к изучению истории. Существует несколько вариантов цивилизационного подхода. 1.Понятие " цивилизация" совпадает с индустриальной стадией развития. 2.Вместо понятия " цивилизация" вводится понятие " культурно - исторический тип". 3.Понятие " цивилизация" является основной типологической единицей истории. Принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия " цивилизация" разработаны английским историком, философом и социологом А.Д. Тойнби. По его мнению, история человечества - это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом (" вызов"). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет и др. Общество должно найти " ответ" на этот вызов. Факторами, определяющими цивилизацию, являются: географическая среда обитания; система ведения хозяйства; социальная организация; религия и духовные ценности; политическая индивидуальность; особая ментальность, позволяющая воспринимать и осознавать мир и самих себя. Недостатком цивилизационного подхода является недоучет экономических и социальных характеристик развития истории отдельных обществ. Челядь - наименование зависимого населения в феодальной Руси. В Древней Руси VI -X вв. это наименование употреблялось для обозначения рабов. Постепенно оно стало применяться по отношению к более широкому кругу феодально-зависимого населения, в середине XI в. его сменил термин " холопы". В XVIII - XIX вв. слово " челядь" обозначало дворовых людей помещика. Черносошные крестьяне - категория сельского населения России в XVI - XVII вв., зависимого непосредственно от феодального государства, а не от частных владельцев. Степень эксплуатации черносошных крестьян была меньше, чем частновладельческих.
Эстляндия - историческое название северной Эстонии. С XIII в. находилась под властью Дании, Ливонского ордена, со второй половины XVI в. - Швеции. После начала Северной войны (1700 - 1721 гг.) - Ревельская, в 1783 - 1917 г. - Эстляндская губерния России. Юлианский календарь (старый стиль) - летоисчисление, введенное по инициативе римского государственного деятеля и полководца Юлия Цезаря (100 - 44 г. до н.э.). В основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года устанавливалась в 365 1/4 дней. (На самом деле средняя продолжительность года была меньше, чем тогда пренебрегли). Но чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число, а также на одно и то же время суток, приняли решение в течение трех лет считать в каждом году по 365 дней, а в четвертом 366. Этот последний год был назван високосным. Год был разделен на 12 месяцев, за которыми сохранились их древние названия: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, квинтилис, секстилис, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. За первый месяц года был принят январь, так как уже с 153 г. до н.э. вновь избранные римские консулы вступали в свою должность с 1 января. Было упорядочено число дней в месяцах. Все нечетные месяцы содержали по 31 дню, а все четные - по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней. В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги сенат в 44 г. до н.э. переименовал месяц квинтилис, в котором родился Цезарь, в июль. При преемнике Юлия Цезаря Августе юлианский календарь был уточнен. В честь этого, а также в честь военных побед Августа месяц секстилис был переименован в август. В 325 г. н.э. на Никейском церковном соборе был признан единым во всем христианском мире. Юлианский календарь оставался единственным и неизменным почти во всей Европе до конца XVI в., а в нашей стране действовал до 1918 г. " Юности честное зерцало" - литературный памятник начала XVIII в., пособие для обучения и воспитания детей дворян, правила поведения молодых людей в обществе. Был составлен Я.В. Брюсом и др. Издан в 1717 г.
Юрьев день (26 ноября) - дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом - по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 г. подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением " заповедных лет", а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. Соборное Уложение 1649 г. подтвердило этот запрет.
Ярлык (ханский) - письменный документ, исходивший от татаро-монгольского хана, это мог быть и дипломатический документ. В период татаро-монгольского ига ханские ярлыки выдавались князьям Северо-восточной Руси на великое или удельное княжение. Ярлыки выдавались и русским митрополитам, по которым владения Русской церкви освобождались от налогов и повинностей.
Ясский мирный договор (9 января 1792 г.) - заключен в г. Яссы, завершил русско-турецкую войну 1787 - 1791 гг. Подтвердил присоединение к России Крыма и Кубани и установил русско-турецкую границу по реке Днестр.
Великий шелковый путь - это огромное историко-культурное пространство со множеством маршрутов, по которым со II в. до н.э. до конца XVII в. н.э. шло международное общение от Китая до Испании. До II в. до н.э. путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая, так как горные системы Азии - Тяньшань, Куньлунь, Каракорум, Гиндукуш, Гималаи - скрывали древнейшую китайскую цивилизацию от остального мира. С конца II в. до н.э. китайцы сами вышли на прямые контакты. Одно из объединений кочевых племен, союзник Китая, было вытеснено другим кочевым объединением, открыто враждебным Китаю. Бывший союзник ушел куда-то на Запад. Китайский император послал вдогонку посольство во главе с Чжан Цанем. Он должен был уговорить бывших союзников вернуться, чтобы совместными усилиями разбить общего противника. Пройдя тяжелейшие пустыни бассейна реки Тарим, горы Тяньшаня, пережив десятилетний плен, Чжан Цань нашел бывших союзников в оазисах Средней Азии. Они оказались равнодушны к уговорам китайского посланника, так как новые места оказались несравненно лучше для проживания. Чжан Цань был поражен увиденным: только в Ферганской долине он насчитал более 70 больших и малых городских поселений с развитым ремеслом, земледелием. Жители городов - оазисов вели широкую торговлю с Индией, Ближним и Средним Востоком, античным миром. Возвратившись в Китай, Чжан Цань рассказал императору о странах к западу от Китая, о том, чем они богаты и чего нет у китайцев. В частности, он сообщил о породистых рослых конях, не идущих ни в какое сравнение с мелкими китайскими лошадками. Он сообщил также, что встреченные им народы не знают культуры тутового шелкопряда и не умеют выделывать шелк. Император тут же захотел иметь таких лошадей, так как обладание ими давало огромные преимущества в борьбе против кочевников. Вскоре в Среднюю Азию были отправлены посольства. Среди прочих даров они везли китайский шелк. Поэтому последнее десятилетие II в. до н.э. и принято считать датой рождения Великого шелкового пути. Уже в античной литературе встречаются наиболее полные описания Великого шелкового пути, вернее одного из его вариантов - от берегов Восточного Средиземноморья до Китая. Тот путь шел через Гиераполь у Евфрата, пересекал Месопотамию, направлялся к Тигру, затем в Экбатаны в Мидии, огибал с южной стороны Каспийское море, проходил древнюю столицу Парфии Гекатомпил, Антиохию Маргианскую, Бакрты и через Комедские горы попадал в бассейн реки Тарим. В конце VIII в. н.э. караванные дороги притянула к себе столица Арабского халифата Багдад. В средние века в географию Великого шелкового пути была включена Древняя Русь. Арабские купцы освоили бассейн Волги и добирались до русского Севера, где " отсутствует ночь летом и день зимой". Путешествие по Великому Шелковому пути было очень длительным, преисполнено трудностей и опасностей. Только чистое время в пути для каравана, шедшего от берегов северных берегов Каспийского моря в Пекин составляло не менее 260 дней, а с учетом стоянок занимало более года. Основными товарами, которые купцы везли из Китая, Средней Азии долгое время были: китайский шелк, драгоценные камни, жемчуг, экзотические украшения, дорогая фаянсовая и фарфоровая посуда, перец, пряности, ладан, мирра. Западная Европа до начала ХIХ в. ничего не могла противопоставить азиатским товарам. Она расплачивалась за азиатские товары золотом и серебром. В средние века развитие мореплавания способствовало развитию дальней морской торговле. Теперь путь из Персидского залива в Китай занимал всего 120 дней. Быстрота передвижения, возможность транспортировать значительно большее количество товаров, относительная дешевизна перевозок стали приводить к тому, что с конца XV в. значение сухопутного Великого шелкового пути начинает падать. Адашев Алексей Федорович (? - 1561 гг.) - государственный деятель, думный дворянин, окольничий, постельничий. Из костромских дворян. С конца 40-х гг. ХVI в. руководил Избранной радой. С его именем связаны государственные реформы середины ХVI в. Совмещал правительственные обязанности с придворными. Возглавлял Челобитный приказ, направлявший и контролировавший деятельность других учреждений и одновременно являвшийся личной канцелярией Ивана Грозного. Вел дипломатическую подготовку присоединения Казанского ханства. Руководил составлением официальной Разрядной книги и " Государева родословца", редактировал официальную летопись. Сторонник активной восточной политики Российского государства. Вместе с И.М. Висковатым ведал внешними сношениями России в начале Ливонской войны. Противился ведению активных действий русской армии на Западе. Был воеводой в Ливонии. Умер в опале, вызванной придворной борьбой придворных группировок.
|