Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.
Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению. Применение опросников не столь простое дело, при их составлении следует соблюдать определенные правила, например не ставить вопросы в прямолинейной форме, содержание ответов должно давать взаимопроверяемые сведения и т.п. Требования к таким опросникам содержатся в пособиях по педагогической психологии или в рекомендациях по изучению школьников, которые даются студентам при подготовке к педагогической практике. Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности. Этот метод требует большого мастерства, педагогической коллегиальности.
Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом.
При оценке воспитательной работы учителя необходимо учитывать его умение использовать современные методы, формы и средства воспитания, выбирать их оптимальные сочетания в конкретных ситуациях, дифференцированно подходить к ученикам, обоснованно характеризуя их поведение и прилежание, роль учителя в трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников, характер взаимодействия учителя и учащихся.
О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.
Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
Среди тех зависимостей, которые определяют выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.
В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. А. С. Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.
К.Д.Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы хотим их приложить. Бесконечно разнообразны не только эти обстоятельства, но и сами натуры воспитанников. При таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей невозможно предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты.
Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания, вместе с тем, всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.
Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.
Тест 1. Выделите внеклассные формы организации учебной работы. а) урок б) экскурсия в) стимулирующее (дополнительное) занятие г) конкурс д) кружок
2. Выделите этапы экскурсии. а) подготовка б) выезд в) проверка домашнего задания г) подведение итогов д) контрольная работа
3. Средство обучения – это …. а) способ достижения дидактических целей б) форма организации учебной деятельности в) материал для активизации учебной деятельности г) объект, используемый для усвоения знаний
4. Выделите материальные средства обучения. а) Интернет б) Речь в) Словарь г) Учебник д) Культура учителя
5. Проблемная ситуация – это …. а) трудности в усвоении знаний б) нарушение дисциплины в) интеллектуальное затруднение г) отсутствие средств обучения
6. Проблема – это …. а) низкий уровень обученности б) неадекватное поведение в) низкий профессионализм учителя г) поисковая задача
7. Выделите способы создания проблемных ситуаций. а) противоречия между научными фактами б) использование учебных и жизненных ситуаций в) опрос учебного материала г) новые условия применения знаний
8. Выделите основные шаги проблемного метода. а) проблемная ситуация б) проблемная задача в) модель поиска решения г) трансляция знаний д) решение задачи
9. Выделите основную характеристику мотивации учащихся в рамках проблемного обучения. а) убеждение б) побуждение в) бескорыстный поиск знаний г) увлеченность наукой
10. Выделите методы проблемного обучения. а) объяснение б) беседа в) проблемное изложение г) проблемное сочинение д) частично-поисковый метод
11. Выделите недостатки исследовательского метода. а) временные затраты б) интеллектуальная напряженность в) требует профессионализма учителя г) требует высокого уровня сформированности ЗУН
12. Выделите условия эффективности проблемного обучения а) уровень обученности учащихся б) мотивация учащихся в) демократичный стиль учителя в) значимость проблемы г) соответствие сложности проблемы способностям учащихся
13. Выделите основные принципы развивающего обучения. а) ребенок воспитывается, развиваясь и обучаясь б) ребенок обучается, воспитываясь и развиваясь в) ребенок развивается, обучаясь и воспитываясь г) ребенок развивается, обучается и воспитывается
14. Выделите основные характеристики развивающего обучения. а) формирует способы мышления и деятельности б) создает условия для репродуктивного формирования умений в) формирует умения посредством исследовательской работы г) генерирует способность к самообразованию
15. Выделите характеристики новой воспитательной парадигмы а) преобладание воспитания на народных традициях б) формирование единого мировоззрения в) педагог-посредник между учащимся и культурой г) преобладание индивидуального опыта над коллективным
16. Что отражает взаимосвязи компонентов воспитания и характеризует сущность его функционирования? а) ценности воспитания б) воспитательная среда в) воспитательный процесс г) закономерности воспитания
17. Выделите особенности содержания развивающего обучения по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову. а) углубление практического уровня образования б) отражение связей изучаемых объектов в) моделирование содержание научной области г) содержательные обобщения
18. Выделите учебные действия, характеризующие концепцию развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова. а) формулировка учебной задачи б) демонстрация решения задачи в) преобразование условий задачи г) моделирование отношений между изучаемыми объектами д) построение единой задачи, решаемой разными способами
19. Выделите основные принципы теории развивающего обучения Л.В. Занкова. а) системность и целостность содержания б) стандартизация процесса обучения в) ведущая роль практических умений г) быстрые темпы обучения
20. Сущность личностно-ориентированного образования заключается в …. а) опоре в процессе обучения на индивидуальные особенности личности б) создании условий для того, чтобы личность была субъектом собственного развития в) ориентированности педагога на личность каждого учащегося г) аккумулятивном характере процесса обучения и воспитания
21. Какой принцип личностно-ориентированного образования обеспечивает избирательность и индивидуальное видение жизни? а) субъектности б) опоры на опыт личности в) вариативности г) культуросообразности
22. Выделите характеристики содержания личностно-ориентированного образования. а) связь учебного предмета с практикой б) усиление роли знания практического характера в) увеличение гуманитарной составляющей г) увеличение деятельностного компонента
23. Что отражает сущность функционирования воспитания и взаимосвязь его структурных компонентов? а) ценности воспитания б) воспитательная среда в) воспитательный процесс г) закономерности воспитания
24. Выделите педагогические закономерности воспитания а) цели и задачи воспитания определяются потребностями учителя б) формирование личности происходит неравномерно в) воспитание ребенка происходит путем активности самого ребенка г) содержание деятельности учащегося определяется его потребностями д) Целостность личности обеспечивается целостностью воспитательного воздействия
25. Выделите задачи воспитательного процесса а) нравственное развитие б) разработка методов воспитания в) формирование здорового образа жизни г) развитие экологического сознания д) подготовка педагогов к развитию у учащихся чувства прекрасного
26. Установите соответствие функций воспитания их описаниям. а) Функция формирования б) Функция социализации в) Функция психолого-педагогической поддержки г) Гуманитарная функция
1) Обеспечение усвоения социального опыта 2) Предъявление образцов поведения 3) Преодоление трудностей эмоционального характера 4) Гарантия прав ребенка 27. Выделите критерии сформированности гражданской культуры личности. а) готовность к постоянному самообразованию б) навыки по технике безопасности труда в) осознание своих прав и обязанностей г) законопослушность д) развитие национального самосознания
28. Выделите характеристики технократического подхода к воспитанию а) Поведение личности определяется стремлением к активности б) Воспитание должно приводить к проектированным результатам в) Воспитатель управляет формированием личности г) Педагог проявляет эмпатию к учащемуся
29. К группе каких методов относится соревнование? а) методы формирования сознания б) методы организации деятельности в) методы стимулирования и мотивации деятельности г) методы контроля и самоконтроля
30. Какой метод воспитания обеспечивает практическое усвоение учащимися опыта социальных отношений? а) наблюдение б) поощрение в) приучение г) упражнение
|