Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лабораторная работа № 4
ХИМИЧЕСКАЯ КИНТИКА И ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ([1] ЛР№4 стр.29-30 опыты 1, 2, 4).
Цель работы:
№ опыта.
| Перечень оборудования, уравнения реакций, наблюдаемые явления, выводы
| Пометки преподавателя
| Опыт 1
Опыт № 1а
| Оборудование и посуда:
Материалы и реактивы:
Влияние различных факторов на скорость химической реакции
В реакции
Na2S2O3 + H2SO4 ® Na2SO4 + H2O + SO2 + S¯
время от начала реакции до начала появления осадка (помутнения) зависит от концентрации реагирующих веществ и температуры.
Опыт 1а. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.
В три пробирки налейте реагенты, как показано в табл.1.
В первую пробирку добавьте 1 мл серной кислоты, сразу включите секундомер, одновременно перемешивая стеклянной палочкой раствор. Как только раствор начнёт мутнеть, остановите секундомер, замерьте время и запишите его в таблицу 1.
Повторите то же с пробирками 2 и 3 и заполните табл. 1.
Постройте график зависимости скорости реакции от концентрации Na2S2O3:
по оси абсцисс – концентрация тиосульфата натрия, по оси ординат – скорость реакции.
Сделайте вывод о зависимости скорости реакции от концентрации тиосульфата натрия.
Табл. 1
Номер
пробирки
| Объем, мл
| Условная
концентрация
Na2S2O3
| Время
появления
серы, (t), с
| Скорость
реакции, (1/t)
| Na2S2O3
| H2O
|
| 1, 0
| 2, 0
|
|
|
|
| 2, 0
| 1, 0
|
|
|
|
| 3, 0
| -
|
|
|
|
Наблюдаемые явления:
Начертить график:
Вывод:
|
| Опыт № 1б
|
Опыт 1б Зависимость скорости реакции от температуры
Данные опыта №1 перенесите из табл. №1. Укажите температуру, при которой проводился опыт (комнатная температура).
Заполните две пробирки №1 и две пробирки № 2 в соответствии с данными табл.2.
Четыре пробирки и термометр поместите в водяную баню Когда температура в водяной бане поднимется на 10о, быстро выньте пробирки №1 и №2 и слейте растворы. Отметьте время до помутнения. Данные (температура опыта и время до помутнения) занесите в результаты опыта 2. Продолжайте наблюдать за повышением температуры в водяной бане. Когда она поднимется еще на 10о, выньте из водяной бани оставшиеся пробирки №1 и №2, быстро слейте растворы. Отметьте время до помутнения. Данные (температура опыта и время до помутнения) занесите в результаты опыта 3.
Рассчитайте температурный коэффициент по формуле: V(t2)/V(t1)= γ [t(2) – t(1)]/10
Примечание: расчеты удобно производить, если разность температур в эксперименте составляет 10 °С.
Если же Вы не уловили повышение температуры на 10О, для выполнения расчетов надо будет использовать логарифмирование.
Постройте график зависимости скорости реакции от температуры.
Табл. 2
Номер
опыта
| Объем, мл
| t, °С
| Время
до помут-нения
t, с
| Скорость
реакции,
1/t
| Пробирка 1
| Пробирка 2
| H2SO4
| Na2S2O3 +
H2O
|
| 1 мл
| 1 мл соли +
2 мл воды
|
|
|
|
| 1 мл
| 1 мл соли +
2 мл воды
|
|
|
|
| 1 мл
| 1 мл соли +
2 мл воды
|
|
|
| Наблюдаемые явления:
Начертить график:
Вывод:
|
| Опыт 2.
| Влияние площади поверхности, на которой происходит взаимодействие, на скорость реакций в гетерогенных системах.
Налейте в 2 пробирки по 2 мл хлороводородной кислоты. Выберете 2 одинаковых по массе кусочка мела (карбоната кальция) и один из них разотрите в порошок.
В одну пробирку ссыпьте порошок, а в другую киньте кусочек мела. В какой из пробирок реакция пошла быстрее и почему? Напишите химическое уравнение прошедшей реакции и математическое уравнение её скорости.
Наблюдаемые явления:
Вывод:
|
|
Опыт4.
| Химическое равновесие
Классическим примером обратимой реакции является взаимодействие между хлоридом железа (III) и роданидом калия KSNC
FeCl3 + 6 KSNC ↔ К3[Fe(SNC)6] + 3KCl
Образующийся в результате раствор комплексной соли железа (III) карминово-красного цвета, интенсивность окраски раствора зависит от концентрации образующейся комплексной соли.
В пробирку налейте 3 мл хлорида железа (III) и по каплям добавляйте роданид калия до появления окраски раствора, похожей на цвет чая средней заварки.
Полученный раствор разлить на 4 пробирки. В первую добавить 1 мл концентрированного раствора хлорида железа, во вторую – 1 мл раствора роданида калия, в третью – насыпать немного (на конце шпателя) твердого
хлорида калия. Сравнить изменения окраски растворов в каждой пробирке с цветом раствора в четвертой пробирке.
Результаты опытов внести в табл.3
На основании полученных данных сделайте вывод, как надо изменять концентрации веществ, чтобы сдвинуть равновесие в нужную сторону.
Наблюдаемые явления:
№ пробирки
| Добавлено
| Изменение
окраски раствора
| Смещение
равновесия
|
| FeCl3
|
|
|
| KSNC
|
|
|
| KCl
|
|
|
|
|
|
| Табл. 3
Вывод:
|
|
|