Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные термины и понятия⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
АБСАЛЮТИЗМ (от лат.абсолутус- безусловный) – форма политического правления в государстве, при которой власть сосредоточена в руках одного лица(царь, король, султан, шейх и т. д.). При такой форме государственного правления власть отличается высокой степенью централизации. АВАНГАРД ПОЛИТИЧЕСКИЙ (фр. авант - впереди, гарде - стража) - политическая партия, коалиция партий или блок различных общественно-политических движений, являющихся носителем передовых идей и возглавляющих процесс общественного развития. АВАНТЮРИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (фр. авентуре - приключение, риск) - деятельность в области политики, проводимая без учета требований объективных законов общественного развития и приводящая, как правило, к тяжелым социальным и материальным издержкам, политическим неудачам, кризисам и провалам. Чаще всего причиной авантюризма является некомпетентность и дилетантство, пренебрежение научными оценками и прогнозами, игнорирование особенностей реальной ситуации. АВТАРКИЯ (греч. аутаркиа -- независимость, самоудовлетворенность) - политика экономического, социального и культурного обособления страны, изоляции ее от международных связей, мирового рынка и межгосударственной кооперации. Находит выражение, например, в создании препятствий для проникновения в страну зарубежных товаров, инвестиций, капитала. К принципу автаркии тяготеют государства, освободившиеся от колониальной зависимости, однако в условиях современного международного разделения труда и глобальных социальных, научных и культурных взаимосвязей такая политика становится неперспективной. AВТОКРАТИЯ (греч. аутократиа - самовластие, самодержавие) - правление, при котором руководитель государства обладает неограниченной властью; государство, имеющее такое правление. Данный термин нередко употребляется в политическом лексиконе для обозначения лиц и группировок, стремящихся к безраздельному политическому господству и ведущих борьбу за власть. АВТОНОМИЯ (греч. аутономиа - самоуправление, независимость) - административно-территориальное образование внутри государства, предоставляемое компактно проживающей нации (народности). Основано на широком внутреннем самоуправлении, самостоятельности при решении вопросов, относящихся к ее компетенции, частичном осуществлении государственной власти. Регламентируется системой договорных отношений, либо иными правовыми актами, регулирующими отношения между центральной государственной властью и народами, населяющими ту или иную часть территории страны. Способ формирования автономии, мера соотношения властных полномочий между центром и местным самоуправлением зависят от национального состава государства, исторических особенностей расселения народов на его территории, от существующего в стране политического режима, характера общественных отношений и многих других факторов. AВТОРИТАРИЗМ (лат. ауторитас - власть, влияние) - политический режим, при котором монополия на власть принадлежит одному лицу, комитету, партии, либо иному органу, не допускающему участия в управлении других группировок. Авторитарные режимы возникают, как правило, при сломе старых социально-экономических укладов и поляризации политических сил в процессе перехода стран на новую ступень развития. При авторитаризме политические права граждан и общественно-политических организаций ограничены, серьезная легальная оппозиция запрещена, политическая деятельность граждан, организаций и учреждений строго регламентирована. АГРЕССИЯ (лат. агрессио - нападение) - незаконное применение силы одним государством или группой государств против суверенного, территориальной целостности или политической независимости другого государства или народа (нации). Вооруженное нападение одного государства на другое считается тягчайшим международным преступлением против мира и безопасности человечества. АКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - качественная сторона деятельности граждан, коллективов, партий, общественных объединений, направленная на достижение определенных социально-экономических и политических целей. Необходимым условием политической активности является демократизация общественной жизни. Политическая активность может проявляться как в позитивном плане (конструктивная деятельность, соответствующая назревшим интересам общества, его консолидации и политической стабильности), так и в негативном (экстремизм, национализм, сепаратизм).. AНАРХИЯ (гр. анархиа - безвластие, безначалие) - общественно-политическое течение (или идея), отрицающее необходимость государственной и всякой иной политической власти, проповедующее неограниченную свободу личности, самоуправление отдельных общин, коммун, семей и иных первичных общностей людей. В обыденном сознании анархия - беспорядок в организации общественной жизни, вседозволенность, дезорганизация общества, беззаконие и всеобщая неуправляемость. АННЕКСИЯ (лат. аннексио ~ присоединение) - насильственное присоединение, захват одним государством территории или части территории другого государства. Как аннексия рассматривается и захват пространств, находящихся в общем' пользовании международного сообщества (открытое море, дно, находящееся под ним, Антарктика и др.). Аннексия является грубым нарушением международного права и запрещена Уставом ООН. АНТИСЕМИТИЗМ (юдофобство) - одна из крайних форм расизма и шовинизма, выражающаяся во враждебном отношении к людям еврейской национальности. Антисемитизм как социально-политическое явление уходит в далекое прошлое, но сам тер-. мин, его обозначающий, появился впервые в Германии во второй половине XIX века, когда, евреи, не принявшие христианство, начали подвергаться официальным гонениям и преследованиям. Особенно широко антисемитизм использовался в идеологии и политике фашистской Германии (, 1933-1945 п.). АССИМИЛЯЦИЯ (лат. ассимилатио - уподобление, сходство, слияние) -процесс слияния одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания, а также экономической и политической самостоятельности. Различают два основных типа ассимиляции -естественную и насильственную. Естественная ассимиляция -ненасильственный процесс и осуществляется в результате миграции, расселения народов на территории проживания других национальных общностей, усиления их взаимодействия и взаимозависимости. Насильственная ассимиляция - явное или скрытое принуждение того или иного народа к отказу от своей национальной культуры, языка, обычаев, традиций, экономической и политической самостоятельности с целью его подчинения господствующей нации. БАЛЛОТИРОВКА '(ит. баллотаре – избирать шарами, от баллота - шар) - решение вопроса или избрание какой-либо организации, комиссии и т. П. голосованием, подачей голоса (раньше одним из распространенных способов голосования было опускание в урну белых и черных шаров, отсюда термин). БАНКРОТСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (ит. банкротта - сломанная скамья) - несостоятельность, провал в деятельности руководства государства, политической партии политических лидеров, их неспособность выполнить данные обещания, реализовать планы, программы. Банкротство политическое ведет к резкому падению авторитета тех или иных политических деятелей, потере ими престижа политическому кризису, к коренной смене всей обанкротившейся политики и, как правило, к персональной или коллективной отставке скомпрометированных банкротством политических деятелей. БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ – состояние защищенности жизненно важных интересов общества, государства и личности от внешних и внутренних опасностей и угроз. БРИФИНГ (англ. инструктаж, ориентация) - информационное совещание представителей печати, телевидения, радио, на котором специально уполномоченными д.ля этого лицами излагается позиция правительства или соответствующих организаций по определенным вопросам или дается согласованная сторонами, участвующими в международных переговорах, информация об их ходе, результатах и т. д. БЮРОКРАТИЗМ (фр. бюро, канцелярия и греч. кратос - сила, власть) - явление общественной жизни; иерархически организованная, оторванная от народа и чуждая ему система управления обществом. IВ сфере политических отношений бюрократизм проявляется как власть, ставящая себя самое конечной целью собственного существования. Характеризуется особым положением работников управления, присвоением аппаратом прав выборных представителей, приоритетом ведомственных инструкций перед законом. IB обыденной жизни бюрократизм проявляется как увлеченность бумаготворчеством, волокита, неуважительное отношение к подчиненным и зависимым людям. Необходимым условием ликвидации бюрократизма является развитие Местного самоуправления, гласности и контроля снизу за деятельностью должностных лиц: и властных структур. ВЕТО (лат. запрещаю) - право главы государства или верхней палаты парламента приостановить введение в действие закона, принятого законодательным органом или его нижней пала, той. Правом вето иногда называют принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН: ни одно решение по вопросам международного мира и безопасности не считается принятым, если против него голосует хотя бы один из постоянных членов Совета Безопасности. ВЛАСТЬ - способность отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства навязать свою волю другим участникам социального взаимодействия и управлять их действиями насильственными или ненасильственными средствами и методами. Политическая власть, являясь важнейшим атрибутом политики, есть реальная способность класса, социальной группы, какого-либо политического института или политического лидера проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, организаций, законов, политических отношений, норм, принципов, идей. Посредством политической власти осуществляется реализация коренных (прежде всего экономических) интересов тех или иных классов или других социальных общностей. Главным инструментом политической власти выступает государство. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - общий курс государства в международных делах, который призван регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Важнейшим средством внешней политики является дипломатия. Внешняя политика государства есть продолжение его внутренней политики и отражает характер государственного и общественного строя. Она направлена на обеспечение наиболее благоприятных международных условий для реализации целей, провозглашенных правящими политическими силами того или иного государства. . ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА-область взаимоотношений между классами, нациями, социальными группами и слоями. Внутренняя политика характеризуется прямой и непосредственной связью с государственной властью и вытекает из нее. В сфере хозяйственных отношений внутренняя политика выступает как концентрированное выражение экономики и в этом смысле имеет первенство над нею. Политика, проводимая внутри государства, влияет на фактическую судьбу миллионов людей, затрагивая их коренные интересы и формируя жизненную среду. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА – составная часть общей политики государства, непосредственно связанная с подготовкой к ведению войны, сдерживанием и предотвращением войны военно – силовыми методами, созданием военной организации, подготовкой и применением средств вооруженного насилия для достижения политических целей. Конкретизируется в военной доктрине, теории и практике военного строительства.
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА - официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели, характер возможной будущей войны, на подготовку к ней страны и вооруженных сил и на способы ее ведения. Основные положения военной доктрины обусловлены социально-политическим и экономическим строем государства, уровнем развития экономики, науки, техники, технологии и средств ведения войны, а также состоянием международных отношений, геополитическим положением своей страны и стран возможной военной угрозы. Военная доктрина имеет· две тесно связанные между собой стороны - военно-политическую и военно-организационную. Военно-политическая сторона охватывает вопросы, касающиеся методологических, социально-политических, экономических основ достижения целей войны. Эта сторона является определяющей поскольку отражает сущность, содержание и цели военной политики государства. Военно-организационная сторона в соответствии с политическими целями включает вопросы непосредственного военного строительства, технического оснащения армии, комплектования и подготовки кадров, определения форм и способов ведения войны.
ВОЙНА - общественно-политическое явление, представляющее собой борьбу государств, нации, классов средствами вооруженного насилия. По своей социально-политической сути «война есть продолжение политики насильственными средствами» (Клаузевиц). Наряду с вооруженной борьбой, которая составляет главное содержание войны, для достижения поставленных в войне целей применяются также экономические, дипломатические, идеологические, психологические и другие форм 1, 1 борьбы. Войны классифицируются на основании общности их существенных признаков. По своему политическому содержанию и целям: справедливые и несправедливые, реакционные. По военнотехническим признакам: войны с использованием обычных вооружений и средств массового поражения; по масштабу: мировые и локальные; по составу воюющих государств: двусторонние и коалиционные. Есть и другие основания для классификации. ВОЛЮНТАРИЗМ В ПОЛИТИКЕ (лат. волунтас - воля)-крайнее проявление субъективизма в политике; позиция, рассматривающая волю в качестве главного фактора в политике. Волюнтаризм в политике связан с представлениями о том, что политика сводится к волевым решениям лидеров, считающих себя решающим фактором общественного развития; абсолютизируется роль политической власти в регулировании различных сторон социальной жизни без учета или вопреки объективным условиям развитии общества. Волюнтаризм находит свое выражение в деятельности как отдельных политических лидеров, так и в деятельности социальных групп, классов, партий, государственных структур. Ограничение волюнтаризма в политике достигается посредством расширения демократии, четкого разделения и установления баланса между различными ветвями государственной власти. ВОТУМ (лат. желание) – решение, принятое голосованием. Например, вотум доверия или недоверия деятельности правительства, министра, президента.и т. п., вынесенный парламентом. При вынесение вотума недоверия правительство, как правило, уходит в отставку. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - один из важнейших документов в области международной защиты прав человека. Разработана по инициативе США и одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10.XII.1948 г. Этот документ носит рекомендательный характер и провозглашает ряд общедемократических прав и свобод человека, таких как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на свободу мысли, совести религии на свободу убеждений, право на труд и защиту от безработицы, право на социальное обеспечение, право принимать участие в управлении своей страной, па равную оплату за равный труд, право на отдых и др. ВЫБОРЩИКИ - лица, имеющие право голосовать при косвенных выборах в некоторых государствах (США, Франция, Германия и др.). Выборщики.либо избираются только для осуществления ими этой функции (в США при выборах президента), либо являются таковыми по занимаемой должности (члены генеральных советов во Франции при выборах в сенат). В России выборщики существовали до революции при выборах депутатов в Государственную думу. ГЕГЕМОНИЗМ (греч. Гегемония - предводительство, господство) - политика, основанная на стремлении к господству, диктату над другими странами и народами. Проявляется в различных формах: политической, экономической, военной, идеологической, религиозной и т. д. Исторические предпосылки гегемонизма возникли еще в период разделения общества на классы и возникновения государств, когда появились материальные и социально-политические условия для насильственного присвоения результатов чужого труда. Идея господства, подчинения, насилия, грабежа, как своеобразное выражение гегемонизма, лежала в основе завоевательных походов в древнем мире, последующих захватнических войн, колониализма, неоколониализма. Современный гегемонизм многолик, он может иметь различные формы и масштабы, используя при этом широкую гамму различных средств силового давления: агрессию, оккупацию, экономические санкции, демонстрацию военной силы, культурно-идеологическую экспансию, психологическую войну и т.д. Идеология и политика гегемонизма противоречат международно-правовым нормам, закрепленным в резолюции XXXIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1979 г.) «О недопустимости гегемонизма в международных отношениях». ГЕНОЦИД (греч. генос - род, племя и лат. цидере - убивать) - крайняя форма национализма, проявляющаяся в политической практике физического уничтожения целых народов по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное истребление отдельных народов. Конвенция ООН (1948 г.) о предупреждении преступления геноцида и наказании за него подтвердила, что геноцид, независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, является преступлением, нарушающим нормы международного права. ГЕОПОЛИТИКА (греч. ге - земля, страна и политика) составная часть политики, определяемая географическим положением государств и народов, регулирование отношений между ними, осуществляемое с учетом состояния и тенденций развития территориально-пространственных факторов сопредельных стран, характера их политических режимов, соотношения политических сил, экономических, военно-политических, региональных интересов. В современном политическом лексиконе понятие «геополитика» используется также для обозначения направления политической мысли, основанном на абсолютизации роли географических факторов в жизни общества, проповедующей идеи неравноценности рас, недостаточности жизненного пространства, расширения естественных границ для данной нации. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ (фр. глобал - всеобщий, лат. глобус - шар) - комплекс проблем, которые затрагивают жизненные интересы всех народов, всего человечества и требуют для своего решения коллективных усилий различных государств, всего мирового сообщества. Среди них: необходимость предотвращения мировой термоядерной войны и обеспечения прочного мира, необходимости эффективной охраны природной среды, достижение сбалансированного соотношения между демографическим ростом и динамикой производительных сил, гарантированное обеспечение жителей Земли продовольственными, энергетическими и сырьевыми ресурсами, комплексное использование ресурсов Мирового океана, мирное освоение космического пространства и др. ГОСУДАРСТВО - форма организации классового общества и основное орудие его политической власти. Возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования антагонистических классов. По своему устройству государство представляет сложное социальное образование. С одной стороны, государство выступает как особый аппарат управления обществом (совокупность организаций и учреждений). С другой - оно принимает облик ассоциации, которая размещается на отдельной территории и охватывает собой всех членов данного общества. Важнейшим признаком государства является его суверенность, выражающаяся в том, что только ему принадлежит право официально представлять все общество в целом внутри страны и на международной арене, издавать законы, осуществлять правосудие. Государства классифицируются по социально-историческим типам: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. По формам правления государства делятся в основном на монархии и республики. В зависимости от способа осуществления политической власти государство характеризуется соответствующим политическим режимом: авторитарным, тоталитарным, либеральным или демократическим. Одним из условий эффективного функционирования государственности является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТIВО – совокупность социальных неполитических образований: групп, коллективов, ассоциаций, объединенных экономическими, национальными, культурными, духовно-нравственными, религиозными и т. п. интересами, реализуемыми вне сферы деятельности государства. Впервые термин «гражданское общество» стал использоваться в Англии в XVI в. и широкое распространение получил в XVH в. в Шотландии и в ХIХ в. в Германии. Современное гражданское общество представлено экономическими организациями, благотворительными обществами, культурными, этническими, религиозными объединениями, клубами по интересам, местными самоуправленческими организациями и т. д. Их характерными чертами являются свобода и независимость их членов, добровольное вхождение в состав ассоциаций. Экономическую основу гражданского общества составляют равноправно функционирующие многообразные формы собственности. Важным признаком развитости гражданского общества является гражданский суверенитет личности. Гражданское общество защищает гражданина от государственного обеспечивает гарантии нрав человека, ограничивает государство и ставит под контроль его деятельность, являясь одновременно гарантом стабильности и устойчивости самого государства. Неразвитость гражданского общества или его разрушение (маргинализация - процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потеря индивидами объективной принадлежности к той или иной общности) является одной из причин становления тоталитарных политических режимов. ГРАЖДАНСТВО - правовая принадлежность лица к конкретному государству, правовая связь между государством и находящимся под его властью человеком. Государство наделяет своих граждан определенной правоспособностью, правами и свободами и возлагает на них определенные обязанности. Оно должно защищать их и покровительствовать им за границей. По своему правовому статусу граждане данного государства отличаются от иностранных граждан и от лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. ГУМАНИЗМ (лат. гуманус - человечный)-совокупность идей, взглядов и убеждений, утверждающих высокое общественное призвание человека, его ценность как личности, право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Первоначально идеи гуманизма зарождались стихийно.· как реакция на усиление социального гнета еще во времена рабовладения. Оформился гуманизм в идейно-культурное движение в эпоху Возрождения (XV-ХVI вв.). В этот период гуманизм характерен для идеологии буржуазии, боровшейся против феодализма и засилья теологических взглядов средневековья. С установлением господства капитализма гуманистические принципы и идеалы равенства людей пришли в неразрешимое противоречие с социальной действительностью. Это явилось объективной основой для поиска путей воплощения гуманизма в различных моделях общественного развития. ДЕЗАВУИРОВАНИЕ (фр. дезавоуер - отрекаться, отказываться) - акт правительства или иного компетентного органа государства, которым заявляется, что дипломатический представитель или иной официальный уполномоченный, предпринимая какой-либо шаг, действовал, не имея на то надлежащего пор учения или превысив свои полномочия. Дезавуирование обычно влечет за собой отозвание дезавуированного представителя или документа, подписанного им. ДЕКАДЕНТСТВО (фр. декадент - упадочный)-название кризисных явлений в духовно-культурной жизни, для которых характерны настроения безнадежности, упадка, неприятия общества, крайнего индивидуализма. Декаденты отказываются от политических и гражданских тем в искусстве, отвергают участие в любых формах классовой борьбы, социальных революций, рассматривая их лишь как разрушительный фактор общественной жизни. ДЕМАГОГИЯ (греч. демос - народ,; его - веду - воздействие на людей с помощью лживых обещаний, извращений фактов, популизма, грубой лести, политиканства для достижения эгоистических, корыстных политических, экономических или иных целей. ДЕМАРКАЦИЯ (фр. демаркатион - проведение) - установление линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками. Демаркационная линия - полоса территории, разграничивающая войска противников во время перемирия или разделяющая па зоны оккупации территорию побежденного государства, а также линия, временно устанавливаемая на территории, которая оспаривается соседними странами, до установления постоянной границы. ДЕМОГРАФИЯ (греч. демос-народ и графо - пишу)-наУК3 о населении, изучающая его численность, состав, структуру, расселение и перемещение по территории и т. д. Центральное место в демографии занимает исследование воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения под влиянием естественного движения (рождаемость, смертность), миграции и мобильности населения. Данные демографических исследований закладываются в основу проведения государством демографической политики. ДЕМОКРАТИЯ (греч. демос-народ, кратос - власть) -буквально власть народа или народовластие. Форма политического строя, основанного на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. Предполагает признание принципа подчинения меньшинства большинству, существование политической оппозиции и лояльное отношение к ней, выборность различных органов государственной власти и разделение основных ее ветвей, политический плюрализм, наличие прав и политических свобод граждан, а также условий для их реализации. Различаются институты представительной демократии (выборные учреждения, парламент и др.) и непосредственной демократии (референдумы, вече, всенародные опросы, обсуждения, деятельность общественных организаций и т. д.). ДЕНОНСАЦИЯ (фр. денонсер - объявлять, расторгать)уведомление одним государством другого о прекращении действия заключенного между ними договора или соглашения, сделанное в порядке и сроки, в нем предусмотренные. ДЕПОРТАЦИЯ (лат. депортатио - вывоз) - принудительное перемещение лица или группы людей за пределы государства. Применяется по отношению к иностранцам, находящимся на Территории государства без соответствующего разрешения, а также к другим категориям «нежелательных» лиц. ДЕСПОТИЗМ (греч. деспотеи - неограниченная власть)система государственного устройства, характеризующаяся полным произволом власти, бесправием подданных. Самовластие, жестокое подавление свободной воли, произвол по отношению к подданным. Деспот - неограниченный и жестокий властитель, тиран. Режим, характерный для государств Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.). ДИКТАТУРА (лат. диктаре - предписывать) - неограниченная власть в государстве одного лица или небольшой группы. B Древнем Риме диктатором назывался правитель, назначавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения особых поручений или в случаях угрозы государству широкими полномочиями. Время правления диктатора было строго ограничено - не более 6 месяцев, но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений. В последующей истории, начиная с Юлия Цезаря, этот принцип стал нарушаться и диктатура все чаще стала приобретать характер бессрочной узурпации власти. Известны многочисленные разновидности диктатуры - тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, макиавеллизм, сталинизм, фашизм, авторитаризм, тоталитаризм и др. Несмотря на различия их содержания, целей, исторических условий происхождения, способов осуществления власти, можно выделить общие черты, присущие любой диктатуре. К ним относятся:. неограниченный и бесконтрольный характер власти, отсутствие принципа разделения властей, монополизация власти и нетерпимое отношение к оппозиции, полный или частичный запрет структур, составляющих гражданское общество, репрессивные формы и методы социального контроля, ограничение прав и свобод личности и т. п. В общем контексте человеческой истории диктаторские режимы не долговечны. По мере развития общества и, прежде всего, его экономического базиса, диктатура становится малоэффективной, что приводит к ее замене более Прогрессивным политическим режимом. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями. Принцип всеобщности избирательного права означает, что в выборах могут принимать участие все граждане, достигшие установленного законом возраста. Принцип равного избирательного права предполагает участие в выборах граждан на равных началах, когда каждый избиратель имеет один голос. Принцип прямого избирательного права требует непосредственного избрания депутатов избирателями без каких-либо промежуточных выборов. ИМИДЖ - распространенное представление о характере того или иного объекта; в более узком смысле (применительно к пропаганде, рекламе и т. п.) - обозначает целенаправленно сформированный образ-представление, который с помощью ассоциаций наделяет предмет, явление, личность политического деятеля дополнительными качествами и характеристиками, отсутствующими в реальной действительности. Эти свойства имиджа позволяют использовать его как инструмент манипулирования массовым сознанием. ИММИГРАЦИЯ (лат. иммигране - вселяющийся) - въезд в страну на временное или постоянное проживание граждан других государств. Вызывается главным образом безработицей, экономическими трудностями, национальной дискриминацией, политическими преследованиями. В большинстве стран мира, куда направляются иммигранты, установлены специальные иммиграционные квоты, в пределах которых и регулируется ежегодный приток иностранных граждан. ИММУНИТЕТ (лат. иммунитас - освобождение от чего-либо) - исключительное право не подчиняться некоторым общим законам; освобождение органов или граждан одного государства, находящихся на территории другого государства, от юрисдикции последнего. Различают дипломатический, депутатский и др. иммунитеты. Например, депутатский иммунитет - неприкосновенность личности депутата представительного органа власти, т. е. депутат не может быть арестован и привлечен к судебной ответственности без согласия представительного органа. ИМПИЧМЕНТ (англ. порицание, обвинение) - особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц в некоторых государствах (США, Великобритания, Япония). В случае импичмента, в сложившейся практике, вопрос о привлечении к ответственности решает нижняя палата парламента (конгресса), а рассмотрение дела и вынесение приговор а осуществляет верхняя палата. ИНАУГУРАЦИЯ (лат. инаугураре - посвящать в) - в Древнем Риме торжественный акт введения какого-либо, лица в должность. Осуществлялся авгурами (коллегией священников), сопровождаемый религиозными ритуальными действиями. В настоящее время - официальная церемония принятия власти президентом и вице-президентом (например, в США 20 января года, следующего за годом президентских выборов). ИНТЕРНИРОВАНИЕ (фр. интернер - водворять на жительство) - принудительное задержание и разоружение властями нейтрального государства воинских частей воюющего государства при переходе их на его территорию; лишение свободы передвижения и выхода из пределов воюющего государства гражданских лиц, судов воюющего государства. ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ (лат. - перебивание речи) -- запрос депутата и группы депутатов высшего законодательного, органа (парламента) правительству или отдельным министрам па конкретным или общим вопросам политике правительства, министерств, тому или иному факту. Выступает одной из форм критики деятельности правительства, к которой прибегают депутаты оппозиционных партий. Интерпелляция после ответа может вызвать прения и закончиться принятием резолюции по запросу, а иногда и выражением вотума доверии или недоверия правительству или кому-нибудь из министров. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. интерпретатио - посредничество)- толкование, разъяснение, раскрытие смысла чего-либо. B политической деятельности интерпретация используется для выявления политического содержания законодательных актов, для выяснения истинного смысла тех или иных политических концепций, решений, деклараций. Бывает и недобросовестная интерпретация как нечистоплотное средство политической борьбы. ИСТЕБЛИШМЕНТ (англ., основывать, устанавливать, упрочивать) - правящие и привилегированные группы западного, общества а также вся система власти и управления, с помощью которой они, осуществляют свое господства. Имеет сходство с отечественным понятием - номенклатура. КВОРУМ (лат.) - установленное правилами, регламентом количество участников собраний, заседаний руководящих, органов, конференций, съездов и т. п., необходимое и достаточное для начала работы форума или для принятия какого - либо решения. Решение, принятое при отсутствии кворума, считается недействительным. КBOTA (лат.) - часть, приходящаяся на каждого. Доля, часть, норма. При пропорциональной системе выборов избирательная квота - число голосов, необходимое для избрания одного депутата в данном избирательном округе. КОМПРАДОРЫ, (исп. покупатель) - часть буржуазии экономически отсталых стран, связанная преимущественно с иностранным капиталом, зависимая от него в экономическом и политическом отношении, придерживающаяся чуждого национальным интересам политического курса, навязанного данному государству извне. КОМПРОМИСС (лат. компромиссим - соглашение) - способ разрешения конфликтов, основывающийся на достижении соглашения путем взаимных уступок участвующих сторон. Для достижения компромисса необходимы политическая воля, реализм, трезвый расчет противостоящих сторон, а также четкое определение предмета спора, умение слушать и понять интерес, оппонента, осознание пределов уступок, на которые в данных условиях может пойти каждая из сторон. КОНСЕНСУС (лат. согласие, единодушие) - состояние согласия основных социальных и политических сил относительно распределения власти, ценностей, статусов, прав и доходов в обществе. Метод разработки и принятия решений, а также международных договоров, документов, ври котором, обсуждаемое положение не ставится на голосование, а принимается согласованием. Под согласованием понимается положение, при котором участвующая в переговорах сторона, даже если она не согласна с тем или иным положением, тем не менее не возражает против принятия документа в целом в интересах сохранения сотрудничества. КОНСЕРВАТИЗМ (лат. консерваре - сохранять, охранять)идейно-политическое движение, стоящее на позиции неизменного сохранения старых, устоявшихся форм социально -политического и экономического развития, общества. Как политически оформленное движение, консерватизм возник в Англии, вызванный реакцией на идеи Французской революции конца XVIII века. Консервативное мировоззрение представляет собой комплекс принципов, главные из которых - традиция, религиозность, авторитет, свобода и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм. В конце XIX - начале ХХ в. консерватизм интегрировал важнейшие элементы классического либерализма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции. В политической сфере консерваторы стали руководствоваться принципами, которые раньше отвергали - разделение властей, парламентаризм, всеобщее избирательное право. Они выступают за сильное государство, рассматривая его прежде всего как охранительный институт, обеспечивающий порядок и стабильность в стране, и являются сторонниками «умеренной демократии», т. к., по их мнению, избыток демократии ведет к дефициту управляемости обществам. В современном неоконсерватизме органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе отдельного индивида и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, семья, закон, порядок, стабильность и т. д. КОНФЕДЕРАЦИЯ (лат. конфедератио - союз, объединение) форма госу дарственно-политического союза, при которой отношения между государствами строятся на взаимной договорной основе при сохранении каждым из них своей независимости. Конфедеративное, объединение может иметь единые межгосударственные органы управления для совместного решения внешнеполитических, военных, социально - экономических, культурных и других задач. Политико-правовой основой образования конфедерации служит союзный договор, однако в отличие от федеративного объединения, отсутствуют единая конституция, гражданство, законодательство. Конфедерация чаще всего служит переходной ступенью на пути к федеративному объединению национально государственных образований. КОНФОРМИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (лат. конформис - подобный, сходный) - позиция личности, политических лидеров, фракций, социальных групп, характеризующаяся податливостью, приспособленчеством, безоговорочным восприятием определенной системы идей, установок, действий и поступков. Конформизм политический является следствием отсутствия собственной позиции, беспринципности, подражания, неосмысленного следования за большинством. Это также свидетельство неразвитости политического самосознания, низкой политической культуры. КОСМОПОЛИТИЗМ (гр. космополитес - гражданин мира) - идейно-политическое течение мирового гражданства, воплощающее в той или иной форме идеал единого целостного человечества в независимости от различия исторических эпох, наций, классов, социальных групп, религий и т. д. Объективной основой различных форм космополитических теорий выступает тенденция консолидации, интернационализации общественной жизни народов, стран, регионов. Однако в политическом лексиконе космополитами чаще называют людей, лишенных чувства патриотизма, гражданственности, любви к своей родине, народу, его культуре и традициям. В последнее время понятием «космополитизм» обозначают также конкретные действия и поступки людей, стремящихся к бездумному использованию зарубежных форм и методов хозяйствования, государственно-политического строительства без учета особенностей своей страны, ее культуры и традиций. ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. легитимус - согласный с законом, законный, правомерный) - официальное признание обществом правомочности власти. История этого понятия восходит к средним векам, когда складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Трактовалось оно преимущественно как право верховных должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже в XVI в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. Указанный термин ввел в политологию и детально его разработал немецкий политолог Макс Вебер (1864-1920). Он считал, что любая власть нуждается в собственном самооправдании, признании и поддержке. Именно признание власти, вера в ее справедливый характер, согласие со сложившимся разделением прав и обязанностей составляет, по Веберу, основу легитимности. Легитимность - не только теоретическая проблема современной политологии, но и важная задача политической практики. Отсутствие легитимности институтов власти неизбежно ведет к отказу подвластных структур признать любые акты власти, к «войне законов», к политической нестабильности и напряженности. Особенно часто это случается в период трансформации социальных систем, перехода от одного политического режима к другому, когда старые способы обоснования власти разрушены и отвергнуты большинством, а новые еще не созданы и не работают. Выход из такого состояния «безвластия» возможен на пути поиска и создания широкой легитимности власти на основе расширения ее социальной базы и максимального вовлечения в демократический процесс всего спектра политических сил общества. ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. либералис - свободный) - совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к личности. Возникновению либерализма восходит к периоду буржуазных революций XVII-ХVIII вв. Широкое распространение его идеи получили в XIX В., когда в ряде западно-европейских стран возникли либеральные партии с соответствующими программами. Типичными представителями либеральной общественно-политической мысли разных времен можно назвать Смита, Локка, Монтескье, Милля, Спенсера, Фридмена и др. B мировоззренческом смысле либерализм исходит из свободы от групповых, классовых, национальных предрассудков, терпимости, гуманизма, подчеркивания самоценности личности. В политической области либерализму соответствуют признание прав человека как первоосновы государственного строительства, политический плюрализм, разделение властей, парламентская демократия. Экономический либерализм основывается на свободе рыночных отношений, предпринимательства, конкуренции, недопустимости государственного регулирования экономики и т. д. Современный либерализм весьма сложное и неоднородное явление, которое развивается под влиянием и во взаимодействии с другими идейно-политическими течениями, прежде всего с консерватизмом. Нередко проявляется в крайне радикальной форме, опасной для развития и стабильности общества. ЛОББИЗМ (англ. лобби - кулуары). IB XVII в. так называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с другими лицами, которые не допускались на пленарные заседания. В политическом значении понятие «лобби» впервые появилось в 1808 г. в протоколах Конгресса CША. В настоящее время этим термином обозначают развеТВ, 1енную систему контор и агентств крупных монополий или организованных групп при законодательных и других властных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников с целью принятия решений, законопроектов, получения заказов, субсидий в интересах представляемых ими учреждений. Существование лоббизма в США обеспечивается и охраняется Конституцией, а с 1946 г. и специально принятым федеральным законом «О регулировании лоббизма». Американский лоббизм сегодня - это мощный механизм воздействия на органы государственной власти, «неформальный» институт политической системы. ЛЮМПЕНЫ (нем. лумпен - лохмотья) обобщенное название деклассированных слоев (бомжи, бродяги, нищие, уголовные элементы и т. д.). Формируются из различных классов, как правило, не способны к организованной политической борьбе, однако в некоторых случаях используются политиками как дестабилизирующая сила. Наряду с мелкобуржуазными слоями склонны к анархизму. Нередко выступают в качестве штрейкбрехеров, участников погромов, террористических акций и т. д. МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕJIЫIАЯ СИСТЕМА (фр. мажорите - большинство) – порядок определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший большинство голосов в округе. Такая система применяется в США, Великобритании, Индии, Мексике и др. странах. Различают мажоритарную систему абсолютного (для избрания необходимо получить более 50 % голосов) и относительного большинства (достаточно собрать большее по сравнению с другими кандидатами число голосов). Данная система отличается от пропорциональной системы, при которой количество мандатов выделяется в соответствии с количеством полученных голосов. МАКИAВЕЛЛИЗМ - образ политического поведения, при котором ради достижения поставленных целей считаются приемлемыми и оправданными любые средства, вплоть до самых безнравственных, коварных и жестоких. Термин связан С именем итальянского политического деятеля и писатель Николо Макиавелли (1469-1527) - идеолога и теоретика государственно - политической деятельности в условиях ожесточенной борьбы за власть различных социальных и политических сил. МАРГИНАЛЫ (лат. маргиналис - находящийся на краю)обозначение пограничных социальных слоев или групп, а также людей, оказавшихся на «окраинах» социокультурных структур, утративших по какой-либо причине (беженцы, безработные и т. д.) свой социальный статус и не успевших обрести новый. В современном мире наблюдается тенденция к усилению маргинализации общества. Это связано с горизонтальным и вертикальным перемещениями (миграцией) значительных масс населения. Маргинальные слои, как правило, устранены от активной политической жизни, но могут использоваться теми или иными политическими силами для проведения различного рода акций, вплоть до провокационных и дестабилизирующих социально- политическую обстановку. МЕМОР АНДУМ (лат. - то, о чем следует помнить) - дипломатический документ без обычных для ноты формул вежливости в начале и в конце, без подписи и печати. Меморандум, как правило, служит дополнением к ноте или устной беседе и содержит изложение фактической, документальной или юридической стороны вопроса. МЕНТАЛИТЕТ (фр. менталите – склад ума, мироощущения, миропонимания, психология) - доминирующий стиль мышления, поведения, образа жизни, личности, социальной общности народа. Складывается эволюционным путем и на основе сложных процессов взаимодействия объективных естественно-исторических условий, господствующих социально-экономических отношений, общественно-политического строя, идеологии, морали и нравственности, традиций, обычаев и т. д. МОНАРХИЯ (гр. - единовластие) - форма государственного правления, при которой верховная полностью или частично сосредоточена в руках одного лица - главы государства, монарха (царя, короля, императора, шаха и т.д.)..Различают монархию неограниченную (абсолютная власть, самодержавие) и ограниченную (конституционную), при которой власть монарха ограничена парламентом или другим представительным органом. В современном мире существуют государства с конституционной монархией (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания). МУНИЦИПАЛИТЕТ (лат. муниципиум - самоуправляющаяся община) - выборный орган местного самоуправления. В большинстве стран различают государственную власть и местную (муниципальную). Местным (муниципальным) управлением именуется управление делами местного значения, осуществляемое выборными органами, которые уполномочены представлять население той или иной административно-территориальной единицы. МЭР (лат. майор - большой, старший) - глава муниципалитет а, в некоторых странах - муниципального управления. Различаются муниципалитеты со «слабым» и «сильным» мэром. «Слабый» мэр избирается муниципальным советом, председательствует в нем, осуществляет представительские и контрольные функции, назначает лишь мелких чиновников; в этом случае действует «сильный» совет, который назначает высших представителей городской администрации. «Сильный» мэр избирается непосредственно населением, он единолично назначает и смещает высших представителей городской администрации, ведает составом и исполнением бюджета, имеет право налагать вето на акты совета. НАЦИОНАЛИЗМ - теория, идеология и политика в национальном вопросе, основанная на утверждении превосходства одной нации над другими. Имея социально-классовое содержание, про является через множество разнообразных форм. Классифицируется по различным признакам и основаниям, например: региональные (панамериканизм, паназиатизм, пангерманизм, негритюд и др.), этногенезисные (панславянизм, панарабизм), религиозные (панисламизм), континентальные (европеизм, атлантизм, азиацентризм). Внедряясь в каждом конкретном случае в структуру определенных философских систем, социально-политических доктрин, религиозно-теократических концепций, национализм имеет как грубое проявление (апартеид, шовинизм, расизм, сионизм, фашизм, национальный экстремизм), так и утонченное (национальный эгоизм, местничество, изоляционизм, национальный нигилизм, кичливость и пр.). НАЦИЯ (лат. натио -- племя, народ) - исторически сложившееся, устойчивое этносоциальное образование, для которого характерны общность территории, экономической жизни, языка, и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющихся в особенностях культуры и быта. Нация - продукт развития феодального общества и перехода к усилению интенсивности взаимосвязей между народами в период становления и упрочения капиталистической формации. Объективными предпосылками консолидации народов в нацию являются: усиление экономических и культурных связей между отдельными территориями расселения этносов внутри страны, региона, создание единого национального рынка, политическое закрепление этих отношений в рамках государственных структур. ОБСТРУКЦИЯ (лат. обстуктио - преграда, помеха) - способ выражения протеста, один из методов парламентской борьбы, направленной на срыв обсуждения и принятия парламентом законопроекта, неприемлемого для оппозиции, а также вообще действия, демонстративно направленные на прекращение, срыв какого либо предложения, мероприятия. ОЛИГАРХИЯ (греч. олигос - немногий, немногочисленный и архе - власть) - власть немногих, одна из форм государственного правления, при которой вся полнота власти принадлежит небольшой, экономически господствующей социальной группе (крупные рабовладельцы в древнегреческих городах-государствах, крепостники в эпоху феодализма, крупный финансовый капитал в условиях империализма). Эти социальные силы подчиняют себе государственный аппарат, определяют внутреннюю и внешнюю политику государства, осуществляют политическое и экономическое господство в стране. ОППОЗИЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ (лат. оппозитио - противопоставление) - группа депутатов парламента и парламентская фракция какой-либо партии, не участвующая в формировании правительства, выступающая по ряду вопросов против правительственной политики. ОТЕЧЕСТВО (отчизна, родина) - естественно-историческая, социально-политическая и культурная среда, в которой живет и трудится данный народ; страна, где человек родился и гражданином которой он является. Отечество формируется и развивается на протяжении многих веков существования человечества, отражая изменения социального содержания как преходящих (экономические, политические, культурные условия), так и его вечных (территория, язык) признаков. ОХЛОКРАТИЯ (греч. охлос-толпа и кратос-власть)-это понятие, означающее власть толпы, впервые встречается в сочинениях мыслителей Древней Греции (Полибий, Аристотель, Платон). Полибий, например, рассматривает охлократию как царство толпы, руководствующейся низменными страстями, толпы, где господствует насилие и беззаконие. Он считал, что охлократия - худшая из всех форм государственного устройства. Аристотель указывает на такую черту охлократии, когда государственное управление основано не на законах, а исключительно на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Существование охлократии весьма непродолжительно и чаще всего она появляется в переломные периоды развития общества, когда старые' нормы, ценности, институты, уклад жизни разрушены, а новые еще не созданы. ПАРАФИРОВАНИЕ (фр. парафе - сокращенная подпись).предварительное подписание договора или его отдельных положений инициалами полномочных договаривающихся сторон в знак согласования текста договора. Обретает же юридическую силу договор после подписания его государственными деятелями и ратификации высшими законодательными органами соответствующих государств. ПАРЛАМЕНТ (фр. парлер - говорить) - представительный выборный (иногда частично назначаемый) государственный институт, субъект законодательной власти. Впервые появился в Англии в XIII В., первоначально носил сословный характер, затем превратился в орган представительной демократии. Парламенты различаются по структуре и объему компетенции. Структурно парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные. Однопалатные парламенты характерны для развивающихся стран. Двухпалатные парламенты существуют в большинстве стран мира. Они возникли как результат исторического развития и совмещения сословного и общедемократического типов представительства и явились практическим решением острейшего политического вопроса о совмещении принципов народовластия с профессионализмом в сфере политики. По объему компетенции современные парламенты разделяют на следующие: с абсолютно определенной компетенцией (США, Франция), с абсолютно неопределенной компетенцией (Великобритания, Италия, Ирландия), с относительно определенной компетенцией (ФРГ, Индия). Несмотря на различия в деятельности парламентов, круг их полномочий очерчен довольно четко - законодательные полномочия, принятие бюджета, контроль за деятельностью правительства, внешнеполитические полномочия. ПАРТИСИПАТОРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ, (демократия участия) - сторонники ее исходят из необходимости усиления роли государства в социально-экономической жизни общества. Они считают, что против диктата правящей элиты необходима хорошо информированная общественность, которая могла бы осуществлять демократический контроль через всеобщие выборы и представительные учреждения. Теоретики партисипаторной демократии (Дж. Вольф, Ф. Грин, Б. Барбер, К. Макферсон) предлагают смешанную форму политической организации современного общества, при которой элементы прямой демократии сочетались бы с представительной. По их мнению, в крупных государствах демократия участия должна быть организована как пирамидальная система с прямой демократией в основании и демократией делегатов на каждом уровне выше основания. При этом избранные представители должны выступать в роли посредников в формировании общей воли и обслуживать интересы членов организации, выдвинувшей их, находиться под постоянным жестким контролем со стороны общественности. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ – механизм взаимодействия и соперничества политических партий в борьбе за власть и ее осуществление. В ходе мировой истории сформировались следующие основные типы партийных систем: однопартийная система, двухпартийная система (< < бипартизм»), система двух с половиной партий и многопартийная система. При однопартийной системе (Китай, Куба, Заир, Того, Габон и др.) происходит закрепление (фактическое или юридическое) правящего статуса за одной из разрешенных политических. партий. Специфическими чертами двухпартийной системы (США, Великобритания) можно считать наличие в основе политического режима двух основных партий, власть которых чередуется. Система «двух с половиной партий» (Австралия, Австрия, Новая Зеландия) является переходным вариантом между бипартизмом и многопартийностью. В этом случае рядом с, Двумя основными появляется третья партия, не играющая главенствующей роли, но способная предопределить успех одной из партий и повлиять на контуры правительственной коалиции. Многопартийные системы подразделяются на системы «поляризованного плюрализма», для которых характерно наличие оппозиционных (антисистемных) партий, выступающих против существующего социально-экономического и политического строя (Франция, Италия и системы «умеренного плюрализма». где борьбу ведут от трех до пяти партий, и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате чего формируются коалиционные правительства (ФРГ, Бельгия, Дания, Нидерланды). ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ (лат. плебисцитум - решение народа). Основателем данной теории считается Макс Вебер. Плебисцит рассм3.тривался как источник легитимности власти политического лидера (харизматического типа), в задачу которого входит обеспечение национальной политической интеграции и верховный контроль над административной машиной государства. Сторонники теории плебисцитарной демократии считают, что лишь избранный непосредственно народом президент, как глава исполнительной власти, верховный руководитель администрации, носитель прав отлагательного вето, роспуска парламента и организации референдума, является воплощением подлинной демократии, в которой нация подчиняется избранному ею лидеру, а не произволу бюрократических группировок и политических клик. Народу и отдельным индивидам в этой концепции отводится роль пассивного участника политического процесса, преимущественно на выборах. На практике теория плебисцитарной демократии получила реальное воплощение в 50--60-е годы в государственном строительстве Франции периода Ш. де Голля.
ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (лат. плуралис - множественный) - принцип государственного устройства, согласно которому социально-политическая жизнь должна включать множество различных взаимозависимых и в то же время автономных политических партий, групп, движений, организаций, установки, идеи и программы которых отражают весь, спектр социальных интересов, находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе. Принцип плюрализма утверждает право каждого человека придерживаться любых взглядов и проповедовать их, уважение к инакомыслию, приверженности дискуссии и компромиссам в политическом процессе. ПОПУЛИЗМ (лат. популус - народ) - переходный тип политического сознания, функционирующий на уровне обыденной психологии и отражающий сиюминутные, ближайшие интересы личности, социальной группы, общества. Идейно-политическое течение популяров родилось еще в Древнем Риме на рубеже II-I вв. до н. э. И было призвано отражать интересы простого народа - плебса. Популяров отличало ораторское мастерство, с помощью которого они стремились воздействовать на толпу. Наше время ознаменовано взлетом интереса к популистской традиции. При этом понятие «популизм» употребляется для обозначения разнохарактерных социально-политических и идеологических явлений как левого, так и правого толка (< < Новый курс» Рузвельта, фашизм, идейные течения народнического типа в «третьем мире», политический имидж Б. Н. Ельцина, «феномен Жириновского» и т. д.). Мировой опыт свидетельствует, популизм активизируется в периоды, когда страны переживают переломныеые этапы своей истории. При резких социально-экономических сдвигах, особенно тогда, когда ломались старые устои, а новые еще не выстроились, на политическую арену выходят популистские деятели. Для них характерен упрощенный взгляд на причинно-следственные связи и отношения в общественной жизни, предложение облегченных:, часто бунтарских путей выхода из сложных ситуаций. Для лидеров популистского толка типична прямая апелляция к народу, выступления от имени простых людей, манипуляция формулой «воля народа - высший закон». ПОЛИТИКА (государственные или общественные дела, от греч. полис - государство) - деятельность в сфере отношений между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является завоевание, удержание и использование государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение затрагивает интересы классов и социальных групп, государственную власть. Поскольку в политике отражаются коренные социально-экономические интересы социальных групп, постольку она есть концентрированное выражение экономики. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью и оказывает влияние на экономику и другие сферы общества. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА-уровень и характер политических знаний, оценок и действий социальных групп и отдельных граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и· норм, регулирующих политические отношения. Впервые термин «политическая культура» был употреблен немецким философом эпохи Просвещения И. Гердером, но в современном значении это понятие было введено в политологию и разработано английским ученым Г. Алмондом. Исследуя эту проблему, он ответил на вопрос, почему политические системы с внешне одинаковыми политическими институтами функционируют с различной результативностью. То есть, оперируя данной категорией, удалось перейти от плоскостного видения политических процессов к их многомерному изучению. Будучи тесно связана с политическими институтами (государство, демократия, право и др.), политическая Культура, как сложный общественный феномен, выполняет ряд важных функциональных ролей. Одна из них - воспитательная, ее смысл сводится к повышению политического сознания путем непосредственного участия граждан в управлении государством, поддержания интереса их к информации, позволяющей политически осмысливать социальные процессы. Другая функциональная роль - регулятивная. Она направлена на обеспечение воздействия граждан на политический процесс, прежде всего через участие в контроле за работой органов власти и управления. Третья - защитная роль, которая выражается в охране политических ценностей общества. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - совокупность политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные организации), а также политическое сознание, культура, традиции, нормы, принципы, отношения, складывающиеся в процессе осуществления власти. Характер политической системы обусловлен социально-экономическим базисом общества. Основные функции политической системы сводятся к управлению социальными процессами, выявлению существующих в обществе интересов и их согласованию, разрешению противоречий и конфликтов. Политическая система имеет прямую и обратную связь с обществом. С одной стороны, она оказывает воздействие на общество путем принятия и реализации определенных решений, с другой - политическая система ощущает обратное влияние в виде требований или поддержки. Подобная связь позволяет поддерживать в обществе политическую стабильность и вместе с тем препятствует его стагнации. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ - состояние общества, характеризующееся относительным согласием основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития. Политическая стабильность основывается на балансе совпадающих и противостоящих интересов, разрешении возникающих противоречий и конфликтов на базе консенсуса. Условиями политической стабильности выступают: стабильный экономический рост, сопровождаемый увеличением средних слоев населения (< < среднего класса»); достаточно высокий уровень политической культуры граждан; наличие демократических традиций, толерантности (терпимости) в обществе; открытость и доступность, политических институтов для различных социальных групп, в том числе и для ранее не участвовавших в политической жизни; создание возможностей для реализации интересов большинства социальных слоев в экономической сфере с целью улучшения своего материального положения; эффективное функционирование системы социальной защиты групп населения, не способных сделать это самостоятельно (пенсионеры, дети, инвалиды и т. п.). Для поддержания политической стабильности властные структуры используют разнообразные методы. Среди них наиболее распространены следующие: 1. Социально-политическое маневрирование, содержанием которого является ослабление противодействия самой ущемленной части общества. Спектр способов маневрирования достаточно широк - от сепаратных сделок, временных политических блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное внимание. 2. Политическое манипулирование - массированное воздействие средств массовой информации для формирования общественного мнения нужной направленности. 3. Введение оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция. 4. Применение силы как вынужденной необходимости и крайней· стабилизационной меры. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ (лат. парс-часть, группа)- важнейший социально-политический институт,. посредством которого осуществляется взаимосвязь· гражданского общества и государства. Политическая партия - инструмент в борьбе за достижение и осуществление власти. Прототипы современных партий возникли в период ранних буржуазных революций XVII-XVIII вв. В настоящее время в мире их действует множество. В политологии партии различают по происхождению, месту и роли в политической системе, внутренней структуре и методам деятельности, социальной базе, идеологии. Основными функциями политических партий являются: 1) определение целей политического разI3ИТИЯ, выработка и распространение политической идеологии; 2)аккумуляция и выражение социальных интересов; 3) политическая социализация и мобилизация населения (особенно в ходе предвыборной кампании); 4) «рекрутирование» новых членов и формирование политической элиты; 5) реализация политической программы через органы власти на законодательном и исполнительном уровнях. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества. По своей структуре политический процесс состоит ИЗ ряда последовательно совершающихся (но остающихся внутренне связанными друг с друг
|