Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины и понятия






АБСАЛЮТИЗМ (от лат.абсолутус- безусловный) – форма политического правления в государстве, при которой власть сосредоточена в руках одного лица(царь, король, султан, шейх и т. д.). При такой форме государственного правления власть отличается высокой степенью централизации.

АВАНГАРД ПОЛИТИЧЕСКИЙ (фр. авант - впереди, гар­де - стража) - политическая партия, коалиция партий или блок различных общественно-политических движений, являющихся но­сителем передовых идей и возглавляющих процесс общественного развития.

АВАНТЮРИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (фр. авентуре - приклю­чение, риск) - деятельность в области политики, проводимая без учета требований объективных законов общественного развития и приводящая, как правило, к тяжелым социальным и матери­альным издержкам, политическим неудачам, кризисам и прова­лам. Чаще всего причиной авантюризма является некомпетент­ность и дилетантство, пренебрежение научными оценками и прогнозами, игнорирование особенностей реальной ситуации.

АВТАРКИЯ (греч. аутаркиа -- независимость, самоудовлетворенность) - политика экономического, социального и культур­ного обособления страны, изоляции ее от международных связей, мирового рынка и межгосударственной кооперации. Находит выражение, например, в создании препятствий для проникновения в страну зарубежных товаров, инвестиций, капитала. К принци­пу автаркии тяготеют государства, освободившиеся от колониаль­ной зависимости, однако в условиях современного международ­ного разделения труда и глобальных социальных, научных и куль­турных взаимосвязей такая политика становится неперспективной.

AВТОКРАТИЯ (греч. аутократиа - самовластие, самодержа­вие) - правление, при котором руководитель государства обла­дает неограниченной властью; государство, имеющее такое прав­ление. Данный термин нередко употребляется в политическом лексиконе для обозначения лиц и группировок, стремящихся к безраздельному политическому господству и ведущих борьбу за власть.

АВТОНОМИЯ (греч. аутономиа - самоуправление, независи­мость) - административно-территориальное образование внутри государства, предоставляемое компактно проживающей нации (народности). Основано на широком внутреннем самоуправлении, самостоятельности при решении вопросов, относящихся к ее ком­петенции, частичном осуществлении государственной власти. Рег­ламентируется системой договорных отношений, либо иными пра­вовыми актами, регулирующими отношения между центральной государственной властью и народами, населяющими ту или иную часть территории страны. Способ формирования автономии, мера соотношения властных полномочий между центром и местным самоуправлением зависят от национального состава государства, исторических особенностей расселения народов на его террито­рии, от существующего в стране политического режима, харак­тера общественных отношений и многих других факторов.

AВТОРИТАРИЗМ (лат. ауторитас - власть, влияние) - поли­тический режим, при котором монополия на власть принадлежит одному лицу, комитету, партии, либо иному органу, не допускаю­щему участия в управлении других группировок. Авторитарные режимы возникают, как правило, при сломе старых социально­-экономических укладов и поляризации политических сил в про­цессе перехода стран на новую ступень развития. При авторита­ризме политические права граждан и общественно-политических организаций ограничены, серьезная легальная оппозиция запре­щена, политическая деятельность граждан, организаций и учреж­дений строго регламентирована.

АГРЕССИЯ (лат. агрессио - нападение) - незаконное приме­нение силы одним государством или группой государств против суверенного, территориальной целостности или политической не­зависимости другого государства или народа (нации). Вооружен­ное нападение одного государства на другое считается тягчайшим международным преступлением против мира и безопасности чело­вечества.

АКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - качественная сторона де­ятельности граждан, коллективов, партий, общественных объединений, направленная на достижение определенных социально-эко­номических и политических целей. Необходимым условием поли­тической активности является демократизация

общественной жиз­ни. Политическая активность может проявляться как в позитив­ном плане (конструктивная деятельность, соответствующая на­зревшим интересам общества, его консолидации и политической стабильности), так и в негативном (экстремизм, национализм, сепаратизм)..

AНАРХИЯ (гр. анархиа - безвластие, безначалие) - общест­венно-политическое течение (или идея), отрицающее необходи­мость государственной и всякой иной политической власти, про­поведующее неограниченную свободу личности, самоуправление отдельных общин, коммун, семей и иных первичных общностей людей. В обыденном сознании анархия - беспорядок в органи­зации общественной жизни, вседозволенность, дезорганизация об­щества, беззаконие и всеобщая неуправляемость.

АННЕКСИЯ (лат. аннексио ~ присоединение) - насильственное присоединение, захват одним государством территории или части территории другого государства. Как аннексия рассматри­вается и захват пространств, находящихся в общем' пользовании международного сообщества (открытое море, дно, находящееся под ним, Антарктика и др.). Аннексия является грубым наруше­нием международного права и запрещена Уставом ООН.

АНТИСЕМИТИЗМ (юдофобство) - одна из крайних форм ра­сизма и шовинизма, выражающаяся во враждебном отношении к людям еврейской национальности. Антисемитизм как социаль­но-политическое явление уходит в далекое прошлое, но сам тер-. мин, его обозначающий, появился впервые в Германии во второй половине XIX века, когда, евреи, не принявшие христианство, на­чали подвергаться официальным гонениям и преследованиям. Особенно широко антисемитизм использовался в идеологии и по­литике фашистской Германии (, 1933-1945 п.).

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. ассимилатио - уподобление, сходст­во, слияние) -процесс слияния одного народа с другим с утра­той одним из них своего языка, культуры, национального самосознания, а также экономической и политической самостоятель­ности. Различают два основных типа ассимиляции -естественную и насильственную. Естественная ассимиляция -ненасильствен­ный процесс и осуществляется в результате миграции, расселения народов на территории проживания других национальных общностей, усиления их взаимодействия и взаимозависимости. Насильственная ассимиляция - явное или скрытое принуждение того или иного народа к отказу от своей национальной культуры, языка, обычаев, традиций, экономической и политической самостоятельности с целью его подчинения господствующей нации.

БАЛЛОТИРОВКА '(ит. баллотаре – избирать шарами, от баллота - шар) - решение вопроса или избрание какой-ли­бо организации, комиссии и т. П. голосованием, подачей голоса (раньше одним из распространенных способов голосования было опускание в урну белых и черных шаров, отсюда термин).

БАНКРОТСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (ит. банкротта - сломан­ная скамья) - несостоятельность, провал в деятельности руко­водства государства, политической партии политических лидеров, их неспособность выполнить данные обещания, реализовать планы, программы. Банкротство политическое ведет к резкому падению авторитета тех или иных политических деятелей, потере ими престижа политическому кризису, к коренной смене всей обанкротившейся политики и, как правило, к персональной или коллективной отставке скомпрометированных банкротством по­литических деятелей.

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ – состояние защищенности жизненно важных интересов общества, государства и личности от внешних и внутренних опасностей и угроз.

БРИФИНГ (англ. инструктаж, ориентация) - информацион­ное совещание представителей печати, телевидения, радио, на ко­тором специально уполномоченными д.ля этого лицами излага­ется позиция правительства или соответствующих организаций по определенным вопросам или дается согласованная сторонами, участвующими в международных переговорах, информация об их ходе, результатах и т. д.

БЮРОКРАТИЗМ (фр. бюро, канцелярия и греч. кратос - си­ла, власть) - явление общественной жизни; иерархически орга­низованная, оторванная от народа и чуждая ему система управ­ления обществом. IВ сфере политических отношений бюрократизм проявляется как власть, ставящая себя самое конечной целью собственного существования. Характеризуется особым положени­ем работников управления, присвоением аппаратом прав выбор­ных представителей, приоритетом ведомственных инструкций пе­ред законом. IB обыденной жизни бюрократизм проявляется как увлеченность бумаготворчеством, волокита, неуважительное отношение­ к подчиненным и зависимым людям. Необходимым ус­ловием ликвидации бюрократизма является развитие Местного самоуправления, гласности и контроля снизу за деятельностью должностных лиц: и властных структур.

ВЕТО (лат. запрещаю) - право главы государства или верх­ней палаты парламента приостановить введение в действие зако­на, принятого законодательным органом или его нижней пала, той. Правом вето иногда называют принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН: ни одно решение по во­просам международного мира и безопасности не считается при­нятым, если против него голосует хотя бы один из постоянных членов Совета Безопасности.

ВЛАСТЬ - способность отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства навязать свою волю другим участникам социального взаимодействия и управлять их дейст­виями насильственными или ненасильственными средствами и ме­тодами. Политическая власть, являясь важнейшим атрибутом по­литики, есть реальная способность класса, социальной группы, какого-либо политического института или политического лидера проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, организаций, законов, политических отношений, норм, принципов, идей. Посредством политической власти осуще­ствляется реализация коренных (прежде всего экономических) интересов тех или иных классов или других социальных общно­стей. Главным инструментом политической власти выступает го­сударство.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - общий курс государства в между­народных делах, который призван регулировать отношения дан­ного государства с другими государствами и народами в соответ­ствии с его принципами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Важнейшим средством внешней политики является дипломатия. Внешняя политика государства есть про­должение его внутренней политики и отражает характер государ­ственного и общественного строя. Она направлена на обеспечение наиболее благоприятных международных условий для реализа­ции целей, провозглашенных правящими политическими силами того или иного государства.

. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА-область взаимоотношений меж­ду классами, нациями, социальными группами и слоями. Внутренняя политика характеризуется прямой и непосредственной связью с государственной властью и вытекает из нее. В сфере хозяйст­венных отношений внутренняя политика выступает как концен­трированное выражение экономики и в этом смысле имеет пер­венство над нею. Политика, проводимая внутри государства, влияет на фактическую судьбу миллионов людей, затрагивая их коренные интересы и формируя жизненную среду.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА – составная часть общей политики государства, непосредственно связанная с подготовкой к ведению войны, сдерживанием и предотвращением войны военно – силовыми методами, созданием военной организации, подготовкой и применением средств вооруженного насилия для достижения политических целей. Конкретизируется в военной доктрине, теории и практике военного строительства.

 

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА - официально принятая в государст­ве система взглядов на сущность, цели, характер возможной бу­дущей войны, на подготовку к ней страны и вооруженных сил и на способы ее ведения. Основные положения военной доктрины обусловлены социально-политическим и экономическим строем государства, уровнем развития экономики, науки, техники, техно­логии и средств ведения войны, а также состоянием международ­ных отношений, геополитическим положением своей страны и стран возможной военной угрозы.

Военная доктрина имеет· две тесно связанные между собой стороны - военно-политическую и военно-организационную. Военно-политическая сторона охватывает вопросы, касающиеся мето­дологических, социально-политических, экономических основ до­стижения целей войны. Эта сторона является определяющей поскольку отражает сущность, содержание и цели военной политики государства. Военно-организационная сторона в соответствии с политическими целями включает вопросы непосредственного во­енного строительства, технического оснащения армии, комплекто­вания и подготовки кадров, определения форм и способов веде­ния войны.

 

ВОЙНА - общественно-политическое явление, представляю­щее собой борьбу государств, нации, классов средствами воору­женного насилия. По своей социально-политической сути «война есть продолжение политики насильственными средствами» (Клау­зевиц). Наряду с вооруженной борьбой, которая составляет глав­ное содержание войны, для достижения поставленных в войне целей применяются также экономические, дипломатические, идео­логические, психологические и другие форм 1, 1 борьбы.

Войны классифицируются на основании общности их сущест­венных признаков. По своему политическому содержанию и це­лям: справедливые и несправедливые, реакционные. По военнотехническим признакам: войны с использованием обычных воору­жений и средств массового поражения; по масштабу: мировые и локальные; по составу воюющих государств: двусторонние и коа­лиционные. Есть и другие основания для классификации.

ВОЛЮНТАРИЗМ В ПОЛИТИКЕ (лат. волунтас - воля)-­крайнее проявление субъективизма в политике; позиция, рассматривающая волю в качестве главного фактора в политике. Волюн­таризм в политике связан с представлениями о том, что политика сводится к волевым решениям лидеров, считающих себя решаю­щим фактором общественного развития; абсолютизируется роль политической власти в регулировании различных сторон социаль­ной жизни без учета или вопреки объективным условиям разви­тии общества. Волюнтаризм находит свое выражение в деятельности как отдельных политических лидеров, так и в деятельно­сти социальных групп, классов, партий, государственных струк­тур. Ограничение волюнтаризма в политике достигается посред­ством расширения демократии, четкого разделения и установле­ния баланса между различными ветвями государственной власти.

ВОТУМ (лат. желание) – решение, принятое голосованием. Например, вотум доверия или недоверия деятельности правительства, министра, президента.и т. п., вынесенный парламентом. При вынесение вотума недоверия правительство, как правило, уходит в отставку.

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - один из важнейших документов в области международной защиты прав человека. Разработана по инициативе США и одобрена Гене­ральной Ассамблеей ООН 10.XII.1948 г. Этот документ носит ре­комендательный характер и провозглашает ряд общедемократи­ческих прав и свобод человека, таких как право на жизнь, сво­боду и личную неприкосновенность, право на свободу мысли, со­вести религии на свободу убеждений, право на труд и защиту от безработицы, право на социальное обеспечение, право прини­мать участие в управлении своей страной, па равную оплату за равный труд, право на отдых и др.

ВЫБОРЩИКИ - лица, имеющие право голосовать при кос­венных выборах в некоторых государствах (США, Франция, Гер­мания и др.). Выборщики.либо избираются только для осуществления ими этой функции (в США при выборах президента), либо являются таковыми по занимаемой должности (члены генераль­ных советов во Франции при выборах в сенат). В России выбор­щики существовали до революции при выборах депутатов в Госу­дарственную думу.

ГЕГЕМОНИЗМ (греч. Гегемония - предводительство, господ­ство) - политика, основанная на стремлении к господству, дик­тату над другими странами и народами. Проявляется в различ­ных формах: политической, экономической, военной, идеологиче­ской, религиозной и т. д. Исторические предпосылки гегемонизма возникли еще в период разделения общества на классы и возник­новения государств, когда появились материальные и социально­-политические условия для насильственного присвоения результа­тов чужого труда. Идея господства, подчинения, насилия, гра­бежа, как своеобразное выражение гегемонизма, лежала в основе завоевательных походов в древнем мире, последующих захват­нических войн, колониализма, неоколониализма.

Современный гегемонизм многолик, он может иметь различ­ные формы и масштабы, используя при этом широкую гамму раз­личных средств силового давления: агрессию, оккупацию, эконо­мические санкции, демонстрацию военной силы, культурно-идео­логическую экспансию, психологическую войну и т.д. Идеология и политика гегемонизма противоречат международно-правовым нормам, закрепленным в резолюции XXXIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1979 г.) «О недопустимости гегемонизма в меж­дународных отношениях».

ГЕНОЦИД (греч. генос - род, племя и лат. цидере - уби­вать) - крайняя форма национализма, проявляющаяся в полити­ческой практике физического уничтожения целых народов по ра­совым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание таких жизненных условий, кото­рые рассчитаны на полное или частичное истребление отдельных народов. Конвенция ООН (1948 г.) о предупреждении преступле­ния геноцида и наказании за него подтвердила, что геноцид, не­зависимо от того, совершается ли он в мирное или военное вре­мя, является преступлением, нарушающим нормы международно­го права.

ГЕОПОЛИТИКА (греч. ге - земля, страна и политика) ­составная часть политики, определяемая географическим положением государств и народов, регулирование отношений между ними, осуществляемое с уче­том состояния и тенденций развития территориально-пространственных факторов сопредельных стран, харак­тера их политических режимов, соотношения политических сил, экономических, военно-политических, региональных интересов.

В современном политическом лексиконе понятие «геополити­ка» используется также для обозначения направления политиче­ской мысли, основанном на абсолютизации роли географических факторов в жизни общества, проповедующей идеи неравноценности рас, недостаточности жизненного пространства, расширения естественных границ для данной нации.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ (фр. гло­бал - всеобщий, лат. глобус - шар) - комплекс проблем, кото­рые затрагивают жизненные интересы всех народов, всего чело­вечества и требуют для своего решения коллективных усилий различных государств, всего мирового сообщества. Среди них: необходимость предотвращения мировой термоядерной войны и обеспечения прочного мира, необходимости эффективной охраны природной среды, достижение сбалансированного соотношения между демографическим ростом и динамикой производительных сил, гарантированное обеспечение жителей Земли продовольст­венными, энергетическими и сырьевыми ресурсами, комплексное использование ресурсов Мирового океана, мирное освоение кос­мического пространства и др.

ГОСУДАРСТВО - форма организации классового общества и основное орудие его политической власти. Возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственно­сти и образования антагонистических классов. По своему уст­ройству государство представляет сложное социальное образова­ние. С одной стороны, государство выступает как особый аппарат управления обществом (совокупность организаций и учреждений). С другой - оно принимает облик ассоциации, которая размеща­ется на отдельной территории и охватывает собой всех членов данного общества. Важнейшим признаком государства является его суверенность, выражающаяся в том, что только ему принад­лежит право официально представлять все общество в целом вну­три страны и на международной арене, издавать законы, осуще­ствлять правосудие. Государства классифицируются по социаль­но-историческим типам: рабовладельческое, феодальное, буржу­азное, социалистическое. По формам правления государства де­лятся в основном на монархии и республики. В зависимости от способа осуществления политической власти государство харак­теризуется соответствующим политическим режимом: авторитар­ным, тоталитарным, либеральным или демократическим. Одним из условий эффективного функционирования государственности яв­ляется принцип разделения властей на законодательную, испол­нительную и судебную.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТIВО – совокупность социальных не­политических образований: групп, коллективов, ассоциаций, объ­единенных экономическими, национальными, культурными, ду­ховно-нравственными, религиозными и т. п. интересами, реализу­емыми вне сферы деятельности государства. Впервые термин «гражданское общество» стал использоваться в Англии в XVI в. и широкое распространение получил в XVH в. в Шотландии и в ХIХ в. в Германии. Современное гражданское общество пред­ставлено экономическими организациями, благотворительными об­ществами, культурными, этническими, религиозными объединениями, клубами по интересам, местными самоуправленческими ор­ганизациями и т. д. Их характерными чертами являются свобода и независимость их членов, добровольное вхождение в состав ас­социаций. Экономическую основу гражданского общества состав­ляют равноправно функционирующие многообразные формы соб­ственности. Важным признаком развитости гражданского обще­ства является гражданский суверенитет личности. Гражданское общество защищает гражданина от государственного обеспечивает гарантии нрав человека, ограничивает государство и ставит под контроль его деятельность, являясь одновременно гарантом ста­бильности и устойчивости самого государства. Неразвитость граж­данского общества или его разрушение (маргинализация - про­цесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потеря индивидами объективной принадлежности к той или иной общности) является одной из причин становления тоталитарных политических режимов.

ГРАЖДАНСТВО - правовая принадлежность лица к кон­кретному государству, правовая связь между государством и на­ходящимся под его властью человеком. Государство наделяет своих граждан определенной правоспособностью, правами и сво­бодами и возлагает на них определенные обязанности. Оно дол­жно защищать их и покровительствовать им за границей. По своему правовому статусу граждане данного государства отлича­ются от иностранных граждан и от лиц без гражданства, находя­щихся на территории этого государства.

ГУМАНИЗМ (лат. гуманус - человечный)-совокупность идей, взглядов и убеждений, утверждающих высокое общественное призвание человека, его ценность как личности, право на свобо­ду, счастье, развитие и проявление своих способностей. Первона­чально идеи гуманизма зарождались стихийно.· как реакция на усиление социального гнета еще во времена рабовладения. Офор­мился гуманизм в идейно-культурное движение в эпоху Возрож­дения (XV-ХVI вв.). В этот период гуманизм характерен для идеологии буржуазии, боровшейся против феодализма и засилья теологических взглядов средневековья. С установлением господства капитализма гуманистические принципы и идеалы равенства людей пришли в неразрешимое противоречие с социальной дей­ствительностью. Это явилось объективной основой для поиска пу­тей воплощения гуманизма в различных моделях общественного развития.

ДЕЗАВУИРОВАНИЕ (фр. дезавоуер - отрекаться, отказы­ваться) - акт правительства или иного компетентного органа го­сударства, которым заявляется, что дипломатический представи­тель или иной официальный уполномоченный, предпринимая ка­кой-либо шаг, действовал, не имея на то надлежащего пор учения или превысив свои полномочия. Дезавуирование обычно влечет за собой отозвание дезавуированного представителя или докумен­та, подписанного им.

ДЕКАДЕНТСТВО (фр. декадент - упадочный)-название кри­зисных явлений в духовно-культурной жизни, для которых харак­терны настроения безнадежности, упадка, неприятия общества, крайнего индивидуализма. Декаденты отказываются от политиче­ских и гражданских тем в искусстве, отвергают участие в любых формах классовой борьбы, социальных революций, рассматривая их лишь как разрушительный фактор общественной жизни.

ДЕМАГОГИЯ (греч. демос - народ,; его - веду - воздейст­вие на людей с помощью лживых обещаний, извращений фактов, популизма, грубой лести, политиканства для достижения эгоис­тических, корыстных политических, экономических или иных це­лей.

ДЕМАРКАЦИЯ (фр. демаркатион - проведение) - установление линии государственной границы на местности с обозначе­нием ее специальными пограничными знаками. Демаркационная линия - полоса территории, разграничивающая войска противни­ков во время перемирия или разделяющая па зоны оккупации территорию побежденного государства, а также линия, временно устанавливаемая на территории, которая оспаривается соседними странами, до установления постоянной границы.

ДЕМОГРАФИЯ (греч. демос-народ и графо - пишу)-на­УК3 о населении, изучающая его численность, состав, структуру, расселение и перемещение по территории и т. д. Центральное место в демографии занимает исследование воспроизводства на­селения, изменения его численности, состава и размещения под влиянием естественного движения (рождаемость, смертность), ми­грации и мобильности населения. Данные демографических иссле­дований закладываются в основу проведения государством демо­графической политики.

ДЕМОКРАТИЯ (греч. демос-народ, кратос - власть) -бук­вально власть народа или народовластие. Форма политического строя, основанного на принципах народовластия, свободы и ра­венства граждан. Предполагает признание принципа подчинения меньшинства большинству, существование политической оппози­ции и лояльное отношение к ней, выборность различных органов государственной власти и разделение основных ее ветвей, поли­тический плюрализм, наличие прав и политических свобод граж­дан, а также условий для их реализации. Различаются институты представительной демократии (выборные учреждения, парламент и др.) и непосредственной демократии (референдумы, вече, все­народные опросы, обсуждения, деятельность общественных орга­низаций и т. д.).

ДЕНОНСАЦИЯ (фр. денонсер - объявлять, расторгать)­уведомление одним государством другого о прекращении дейст­вия заключенного между ними договора или соглашения, сделан­ное в порядке и сроки, в нем предусмотренные.

ДЕПОРТАЦИЯ (лат. депортатио - вывоз) - принудительное перемещение лица или группы людей за пределы государства. Применяется по отношению к иностранцам, находящимся на Тер­ритории государства без соответствующего разрешения, а также к другим категориям «нежелательных» лиц.

ДЕСПОТИЗМ (греч. деспотеи - неограниченная власть)­система государственного устройства, характеризующаяся пол­ным произволом власти, бесправием подданных. Самовластие, жестокое подавление свободной воли, произвол по отношению к подданным. Деспот - неограниченный и жестокий властитель, тиран. Режим, характерный для государств Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.).

ДИКТАТУРА (лат. диктаре - предписывать) - неограничен­ная власть в государстве одного лица или небольшой группы. B Древнем Риме диктатором назывался правитель, назначавший­ся на высшую должность и наделявшийся для выполнения осо­бых поручений или в случаях угрозы государству широкими пол­номочиями. Время правления диктатора было строго ограниче­но - не более 6 месяцев, но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений. В последующей истории, начи­ная с Юлия Цезаря, этот принцип стал нарушаться и диктатура все чаще стала приобретать характер бессрочной узурпации влас­ти. Известны многочисленные разновидности диктатуры - тира­ния, азиатский деспотизм, цезаризм, макиавеллизм, сталинизм, фашизм, авторитаризм, тоталитаризм и др. Несмотря на разли­чия их содержания, целей, исторических условий происхождения, способов осуществления власти, можно выделить общие черты, присущие любой диктатуре. К ним относятся:. неограниченный и бесконтрольный характер власти, отсутствие принципа разделе­ния властей, монополизация власти и нетерпимое отношение к оп­позиции, полный или частичный запрет структур, составляющих гражданское общество, репрессивные формы и методы социаль­ного контроля, ограничение прав и свобод личности и т. п. В об­щем контексте человеческой истории диктаторские режимы не долговечны. По мере развития общества и, прежде всего, его эко­номического базиса, диктатура становится малоэффективной, что приводит к ее замене более Прогрессивным политическим режи­мом.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представитель­ных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимо­отношения между избирателями и представительными учрежде­ниями. Принцип всеобщности избирательного права означает, что в выборах могут принимать участие все граждане, достигшие ус­тановленного законом возраста. Принцип равного избирательного права предполагает участие в выборах граждан на равных на­чалах, когда каждый избиратель имеет один голос. Принцип пря­мого избирательного права требует непосредственного избрания депутатов избирателями без каких-либо промежуточных выбо­ров.

ИМИДЖ - распространенное представление о характере того или иного объекта; в более узком смысле (применительно к про­паганде, рекламе и т. п.) - обозначает целенаправленно сформи­рованный образ-представление, который с помощью ассоциаций наделяет предмет, явление, личность политического деятеля до­полнительными качествами и характеристиками, отсутствующими в реальной действительности. Эти свойства имиджа позволяют использовать его как инструмент манипулирования массовым сознанием.

ИММИГРАЦИЯ (лат. иммигране - вселяющийся) - въезд

в страну на временное или постоянное проживание граждан дру­гих государств. Вызывается главным образом безработицей, эко­номическими трудностями, национальной дискриминацией, поли­тическими преследованиями. В большинстве стран мира, куда направляются иммигранты, установлены специальные иммигра­ционные квоты, в пределах которых и регулируется ежегодный приток иностранных граждан.

ИММУНИТЕТ (лат. иммунитас - освобождение от чего-ли­бо) - исключительное право не подчиняться некоторым общим законам; освобождение органов или граждан одного государства, находящихся на территории другого государства, от юрисдикции последнего. Различают дипломатический, депутатский и др. имму­нитеты. Например, депутатский иммунитет - неприкосновенность личности депутата представительного органа власти, т. е. депутат не может быть арестован и привлечен к судебной ответственности без согласия представительного органа.

ИМПИЧМЕНТ (англ. порицание, обвинение) - особый поря­док привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц в некоторых государ­ствах (США, Великобритания, Япония). В случае импичмента, в сложившейся практике, вопрос о привлечении к ответственно­сти решает нижняя палата парламента (конгресса), а рассмотре­ние дела и вынесение приговор а осуществляет верхняя палата.

ИНАУГУРАЦИЯ (лат. инаугураре - посвящать в) - в Древ­нем Риме торжественный акт введения какого-либо, лица в долж­ность. Осуществлялся авгурами (коллегией священников), сопро­вождаемый религиозными ритуальными действиями. В настоящее время - официальная церемония принятия власти президентом и вице-президентом (например, в США 20 января года, следующего за годом президентских выборов).

ИНТЕРНИРОВАНИЕ (фр. интернер - водворять на житель­ство) - принудительное задержание и разоружение властями ней­трального государства воинских частей воюющего государства при переходе их на его территорию; лишение свободы передвижения и выхода из пределов воюющего государства гражданских лиц, судов воюющего государства.

ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ (лат. - перебивание речи) -- запрос де­путата и группы депутатов высшего законодательного, органа (парламента) правительству или отдельным министрам па кон­кретным или общим вопросам политике правительства, мини­стерств, тому или иному факту. Выступает одной из форм крити­ки деятельности правительства, к которой прибегают депутаты оппозиционных партий. Интерпелляция после ответа может вы­звать прения и закончиться принятием резолюции по запросу, а иногда и выражением вотума доверии или недоверия прави­тельству или кому-нибудь из министров.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. интерпретатио - посредничество)- толкование, разъяснение, раскрытие смысла чего-либо. B полити­ческой деятельности интерпретация используется для выявления политического содержания законодательных актов, для выясне­ния истинного смысла тех или иных политических концепций, ре­шений, деклараций. Бывает и недобросовестная интерпретация как нечистоплотное средство политической борьбы.

ИСТЕБЛИШМЕНТ (англ., основывать, устанавливать, упро­чивать) - правящие и привилегированные группы западного, общества а также вся система власти и управления, с помощью которой они, осуществляют свое господства. Имеет сходство с отечественным понятием - номенклатура.

КВОРУМ (лат.) - установленное правилами, регламентом ко­личество участников собраний, заседаний руководящих, органов, конференций, съездов и т. п., необходимое и достаточное для на­чала работы форума или для принятия какого - либо решения. Ре­шение, принятое при отсутствии кворума, считается недействи­тельным.

КBOTA (лат.) - часть, приходящаяся на каждого. Доля, часть, норма. При пропорциональной системе выборов избиратель­ная квота - число голосов, необходимое для избрания одного де­путата в данном избирательном округе.

КОМПРАДОРЫ, (исп. покупатель) - часть буржуазии эконо­мически отсталых стран, связанная преимущественно с иностран­ным капиталом, зависимая от него в экономическом и политиче­ском отношении, придерживающаяся чуждого национальным ин­тересам политического курса, навязанного данному государству извне.

КОМПРОМИСС (лат. компромиссим - соглашение) - способ разрешения конфликтов, основывающийся на достижении согла­шения путем взаимных уступок участвующих сторон. Для дости­жения компромисса необходимы политическая воля, реализм, трезвый расчет противостоящих сторон, а также четкое опреде­ление предмета спора, умение слушать и понять интерес, оппонен­та, осознание пределов уступок, на которые в данных условиях может пойти каждая из сторон.

КОНСЕНСУС (лат. согласие, единодушие) - состояние согла­сия основных социальных и политических сил относительно рас­пределения власти, ценностей, статусов, прав и доходов в обществе. Метод разработки и принятия решений, а также междуна­родных договоров, документов, ври котором, обсуждаемое поло­жение не ставится на голосование, а принимается согласованием. Под согласованием понимается положение, при котором участву­ющая в переговорах сторона, даже если она не согласна с тем или иным положением, тем не менее не возражает против приня­тия документа в целом в интересах сохранения сотрудничества.

КОНСЕРВАТИЗМ (лат. консерваре - сохранять, охранять)­идейно-политическое движение, стоящее на позиции неизменного сохранения старых, устоявшихся форм социально -политического и экономического развития, общества. Как политически оформлен­ное движение, консерватизм возник в Англии, вызванный реак­цией на идеи Французской революции конца XVIII века. Консер­вативное мировоззрение представляет собой комплекс принципов, главные из которых - традиция, религиозность, авторитет, свобо­да и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм. В конце XIX - начале ХХ в. консерватизм интегрировал важней­шие элементы классического либерализма: индивидуализм, прин­ципы свободного рынка, конкуренции. В политической сфере кон­серваторы стали руководствоваться принципами, которые раньше отвергали - разделение властей, парламентаризм, всеобщее изби­рательное право. Они выступают за сильное государство, рас­сматривая его прежде всего как охранительный институт, обес­печивающий порядок и стабильность в стране, и являются сто­ронниками «умеренной демократии», т. к., по их мнению, избыток демократии ведет к дефициту управляемости обществам. В совре­менном неоконсерватизме органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе отдельного ин­дивида и традиционная для консерваторов защита таких ценно­стей, как религия, семья, закон, порядок, стабильность и т. д.

КОНФЕДЕРАЦИЯ (лат. конфедератио - союз, объединение) ­форма госу дарственно-политического союза, при которой отноше­ния между государствами строятся на взаимной договорной ос­нове при сохранении каждым из них своей независимости. Кон­федеративное, объединение может иметь единые межгосударст­венные органы управления для совместного решения внешнеполитических, военных, социально - экономических, культурных и других задач. Политико-правовой основой образования конфеде­рации служит союзный договор, однако в отличие от федеративного объединения, отсутствуют единая конституция, гражданство, законодательство. Конфедерация чаще всего служит переходной ступенью на пути к федеративному объединению национально ­государственных образований.

КОНФОРМИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (лат. конформис - по­добный, сходный) - позиция личности, политических лидеров, фракций, социальных групп, характеризующаяся податливостью, приспособленчеством, безоговорочным восприятием определенной системы идей, установок, действий и поступков. Конформизм политический является следствием отсутствия собственной позиции, беспринципности, подражания, неосмысленного следования за большинством. Это также свидетельство неразвитости политиче­ского самосознания, низкой политической культуры.

КОСМОПОЛИТИЗМ (гр. космополитес - гражданин мира) -

идейно-политическое течение мирового гражданства, воплощаю­щее в той или иной форме идеал единого целостного человечества в независимости от различия исторических эпох, наций, классов, социальных групп, религий и т. д. Объективной основой различ­ных форм космополитических теорий выступает тенденция консо­лидации, интернационализации общественной жизни народов, стран, регионов. Однако в политическом лексиконе космополита­ми чаще называют людей, лишенных чувства патриотизма, граж­данственности, любви к своей родине, народу, его культуре и традициям. В последнее время понятием «космополитизм» обо­значают также конкретные действия и поступки людей, стремя­щихся к бездумному использованию зарубежных форм и ме­тодов хозяйствования, государственно-политического строитель­ства без учета особенностей своей страны, ее культуры и тра­диций.

ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. легитимус - согласный с законом, законный, правомерный) - официальное признание обществом правомочности власти. История этого понятия восходит к сред­ним векам, когда складывается понимание легитимности как со­гласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Трактовалось оно преимущественно как право верховных долж­ностных лиц поступать согласно обычаям, но уже в XVI в. начи­нает употребляться в смысле правомочия выборной власти. Ука­занный термин ввел в политологию и детально его разработал немецкий политолог Макс Вебер (1864-1920). Он считал, что любая власть нуждается в собственном самооправдании, призна­нии и поддержке. Именно признание власти, вера в ее справед­ливый характер, согласие со сложившимся разделением прав и обязанностей составляет, по Веберу, основу легитимности. Ле­гитимность - не только теоретическая проблема современной политологии, но и важная задача политической практики. Отсут­ствие легитимности институтов власти неизбежно ведет к отказу подвластных структур признать любые акты власти, к «войне законов», к политической нестабильности и напряженности. Осо­бенно часто это случается в период трансформации социальных систем, перехода от одного политического режима к другому, ког­да старые способы обоснования власти разрушены и отвергнуты большинством, а новые еще не созданы и не работают. Выход из такого состояния «безвластия» возможен на пути поиска и созда­ния широкой легитимности власти на основе расширения ее социальной базы и максимального вовлечения в демократический процесс всего спектра политических сил общества.

ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. либералис - свободный) - совокупность идейно-политических учений, политических и экономических про­грамм, ставящих целью ликвидацию смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отно­шению к личности. Возникновению либерализма восходит к пе­риоду буржуазных революций XVII-ХVIII вв. Широкое распро­странение его идеи получили в XIX В., когда в ряде западно-евро­пейских стран возникли либеральные партии с соответствующими программами. Типичными представителями либеральной общест­венно-политической мысли разных времен можно назвать Смита, Локка, Монтескье, Милля, Спенсера, Фридмена и др. B мировоз­зренческом смысле либерализм исходит из свободы от групповых, классовых, национальных предрассудков, терпимости, гуманизма, подчеркивания самоценности личности. В политической области либерализму соответствуют признание прав человека как перво­основы государственного строительства, политический плюрализм, разделение властей, парламентская демократия. Экономический либерализм основывается на свободе рыночных отношений, пред­принимательства, конкуренции, недопустимости государственного регулирования экономики и т. д. Современный либерализм ­весьма сложное и неоднородное явление, которое развивается под влиянием и во взаимодействии с другими идейно-политическими течениями, прежде всего с консерватизмом. Нередко проявляется в крайне радикальной форме, опасной для развития и стабильно­сти общества.

ЛОББИЗМ (англ. лобби - кулуары). IB XVII в. так называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с другими лицами, которые не допускались на пле­нарные заседания. В политическом значении понятие «лобби» впервые появилось в 1808 г. в протоколах Конгресса CША. В на­стоящее время этим термином обозначают развеТВ, 1енную систему контор и агентств крупных монополий или организованных групп при законодательных и других властных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государствен­ных чиновников с целью принятия решений, законопроектов, по­лучения заказов, субсидий в интересах представляемых ими уч­реждений. Существование лоббизма в США обеспечивается и ох­раняется Конституцией, а с 1946 г. и специально принятым феде­ральным законом «О регулировании лоббизма». Американский лоббизм сегодня - это мощный механизм воздействия на органы государственной власти, «неформальный» институт политической системы.

ЛЮМПЕНЫ (нем. лумпен - лохмотья) обобщенное назва­ние деклассированных слоев (бомжи, бродяги, нищие, уголовные элементы и т. д.). Формируются из различных классов, как правило, не способны к организованной политической борьбе, однако в некоторых случаях используются политиками как дестабилизи­рующая сила. Наряду с мелкобуржуазными слоями склонны к анархизму. Нередко выступают в качестве штрейкбрехеров, участников погромов, террористических акций и т. д.

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕJIЫIАЯ СИСТЕМА (фр. ма­жорите - большинство) – порядок определения результатов голо­сования, при котором избранным считается кандидат, получив­ший большинство голосов в округе. Такая система применяется в США, Великобритании, Индии, Мексике и др. странах. Разли­чают мажоритарную систему абсолютного (для избрания необ­ходимо получить более 50 % голосов) и относительного большин­ства (достаточно собрать большее по сравнению с другими канди­датами число голосов). Данная система отличается от пропор­циональной системы, при которой количество мандатов выделя­ется в соответствии с количеством полученных голосов.

МАКИAВЕЛЛИЗМ - образ политического поведения, при ко­тором ради достижения поставленных целей считаются приемле­мыми и оправданными любые средства, вплоть до самых без­нравственных, коварных и жестоких. Термин связан С именем итальянского политического деятеля и писатель Николо Макиа­велли (1469-1527) - идеолога и теоретика государственно - поли­тической деятельности в условиях ожесточенной борьбы за власть различных социальных и политических сил.

МАРГИНАЛЫ (лат. маргиналис - находящийся на краю)­обозначение пограничных социальных слоев или групп, а также людей, оказавшихся на «окраинах» социокультурных структур, утративших по какой-либо причине (беженцы, безработные и т. д.) свой социальный статус и не успевших обрести новый. В современном мире наблюдается тенденция к усилению марги­нализации общества. Это связано с горизонтальным и вертикаль­ным перемещениями (миграцией) значительных масс населения. Маргинальные слои, как правило, устранены от активной поли­тической жизни, но могут использоваться теми или иными поли­тическими силами для проведения различного рода акций, вплоть до провокационных и дестабилизирующих социально- политиче­скую обстановку.

МЕМОР АНДУМ (лат. - то, о чем следует помнить) - дипло­матический документ без обычных для ноты формул вежливости в начале и в конце, без подписи и печати. Меморандум, как пра­вило, служит дополнением к ноте или устной беседе и содержит изложение фактической, документальной или юридической сторо­ны вопроса.

МЕНТАЛИТЕТ (фр. менталите – склад ума, мироощущения, миропонимания, психология) - доминирующий стиль мышления, поведения, образа жизни, личности, социальной общности народа. Складывается эволюционным путем и на основе сложных про­цессов взаимодействия объективных естественно-исторических условий, господствующих социально-экономических отношений, общественно-политического строя, идеологии, морали и нравственности, традиций, обычаев и т. д.

МОНАРХИЯ (гр. - единовластие) - форма государственного правления, при которой верховная полностью или частич­но сосредоточена в руках одного лица - главы государства, мо­нарха (царя, короля, императора, шаха и т.д.)..Различают мо­нархию неограниченную (абсолютная власть, самодержавие) и ограниченную (конституционную), при которой власть монарха ограничена парламентом или другим представительным органом. В современном мире существуют государства с конституционной монархией (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания).

МУНИЦИПАЛИТЕТ (лат. муниципиум - самоуправляющаяся община) - выборный орган местного самоуправления. В большин­стве стран различают государственную власть и местную (муни­ципальную). Местным (муниципальным) управлением именуется управление делами местного значения, осуществляемое выборны­ми органами, которые уполномочены представлять население той или иной административно-территориальной единицы.

МЭР (лат. майор - большой, старший) - глава муниципали­тет а, в некоторых странах - муниципального управления. Разли­чаются муниципалитеты со «слабым» и «сильным» мэром. «Сла­бый» мэр избирается муниципальным советом, председательствует в нем, осуществляет представительские и контрольные функции, назначает лишь мелких чиновников; в этом случае действует «сильный» совет, который назначает высших представителей го­родской администрации. «Сильный» мэр избирается непосредст­венно населением, он единолично назначает и смещает высших представителей городской администрации, ведает составом и исполнением бюджета, имеет право налагать вето на акты совета.

НАЦИОНАЛИЗМ - теория, идеология и политика в нацио­нальном вопросе, основанная на утверждении превосходства од­ной нации над другими. Имея социально-классовое содержание, про является через множество разнообразных форм. Классифици­руется по различным признакам и основаниям, например: региональные (панамериканизм, паназиатизм, пангерманизм, негритюд и др.), этногенезисные (панславянизм, панарабизм), религиозные (панисламизм), континентальные (европеизм, атлантизм, азиа­центризм). Внедряясь в каждом конкретном случае в структуру определенных философских систем, социально-политических докт­рин, религиозно-теократических концепций, национализм имеет как грубое проявление (апартеид, шовинизм, расизм, сионизм, фа­шизм, национальный экстремизм), так и утонченное (националь­ный эгоизм, местничество, изоляционизм, национальный нигилизм, кичливость и пр.).

НАЦИЯ (лат. натио -- племя, народ) - исторически сложив­шееся, устойчивое этносоциальное образование, для которого ха­рактерны общность территории, экономической жизни, языка, и определенных черт психологии (национальный характер, самосо­знание, интересы и т. д.), проявляющихся в особенностях куль­туры и быта. Нация - продукт развития феодального общества и перехода к усилению интенсивности взаимосвязей между на­родами в период становления и упрочения капиталистической формации. Объективными предпосылками консолидации народов в нацию являются: усиление экономических и культурных связей между отдельными территориями расселения этносов внутри стра­ны, региона, создание единого национального рынка, политиче­ское закрепление этих отношений в рамках государственных структур.

ОБСТРУКЦИЯ (лат. обстуктио - преграда, помеха) - способ выражения протеста, один из методов парламентской борьбы, на­правленной на срыв обсуждения и принятия парламентом законо­проекта, неприемлемого для оппозиции, а также вообще дейст­вия, демонстративно направленные на прекращение, срыв какого ­либо предложения, мероприятия.

ОЛИГАРХИЯ (греч. олигос - немногий, немногочисленный и архе - власть) - власть немногих, одна из форм государственно­го правления, при которой вся полнота власти принадлежит не­большой, экономически господствующей социальной группе (круп­ные рабовладельцы в древнегреческих городах-государствах, кре­постники в эпоху феодализма, крупный финансовый капитал в ус­ловиях империализма). Эти социальные силы подчиняют себе го­сударственный аппарат, определяют внутреннюю и внешнюю по­литику государства, осуществляют политическое и экономическое господство в стране.

ОППОЗИЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ (лат. оппозитио - проти­вопоставление) - группа депутатов парламента и парламентская фракция какой-либо партии, не участвующая в формировании правительства, выступающая по ряду вопросов против правитель­ственной политики.

ОТЕЧЕСТВО (отчизна, родина) - естественно-историческая, социально-политическая и культурная среда, в которой живет и трудится данный народ; страна, где человек родился и гражда­нином которой он является. Отечество формируется и развива­ется на протяжении многих веков существования человечества, отражая изменения социального содержания как преходящих (экономические, политические, культурные условия), так и его вечных (территория, язык) признаков.

ОХЛОКРАТИЯ (греч. охлос-толпа и кратос-власть)-это понятие, означающее власть толпы, впервые встречается в со­чинениях мыслителей Древней Греции (Полибий, Аристотель, Платон). Полибий, например, рассматривает охлократию как царство толпы, руководствующейся низменными страстями, тол­пы, где господствует насилие и беззаконие. Он считал, что охло­кратия - худшая из всех форм государственного устройства. Аристотель указывает на такую черту охлократии, когда государственное управление основано не на законах, а исключитель­но на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Существование охлократии весьма непродолжительно и чаще всего она появляется в переломные периоды развития общества, когда старые' нормы, ценности, институты, уклад жизни разрушены, а новые еще не созданы.

ПАРАФИРОВАНИЕ (фр. парафе - сокращенная подпись).­предварительное подписание договора или его отдельных положе­ний инициалами полномочных договаривающихся сторон в знак согласования текста договора. Обретает же юридическую силу договор после подписания его государственными деятелями и ра­тификации высшими законодательными органами соответствующих государств.

ПАРЛАМЕНТ (фр. парлер - говорить) - представительный

выборный (иногда частично назначаемый) государственный ин­ститут, субъект законодательной власти. Впервые появился в Ан­глии в XIII В., первоначально носил сословный характер, затем превратился в орган представительной демократии. Парламенты различаются по структуре и объему компетенции. Структурно пар­ламенты делятся на однопалатные и двухпалатные. Однопалат­ные парламенты характерны для развивающихся стран. Двухпа­латные парламенты существуют в большинстве стран мира. Они возникли как результат исторического развития и совмещения со­словного и общедемократического типов представительства и яви­лись практическим решением острейшего политического вопроса о совмещении принципов народовластия с профессионализмом в сфере политики. По объему компетенции современные парла­менты разделяют на следующие: с абсолютно определенной ком­петенцией (США, Франция), с абсолютно неопределенной ком­петенцией (Великобритания, Италия, Ирландия), с относительно определенной компетенцией (ФРГ, Индия). Несмотря на разли­чия в деятельности парламентов, круг их полномочий очерчен до­вольно четко - законодательные полномочия, принятие бюджета, контроль за деятельностью правительства, внешнеполитические полномочия.

ПАРТИСИПАТОРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ, (демократия учас­тия) - сторонники ее исходят из необходимости усиления роли государства в социально-экономической жизни общества. Они считают, что против диктата правящей элиты необходима хорошо информированная общественность, которая могла бы осуществ­лять демократический контроль через всеобщие выборы и пред­ставительные учреждения. Теоретики партисипаторной демокра­тии (Дж. Вольф, Ф. Грин, Б. Барбер, К. Макферсон) предлагают смешанную форму политической организации современного обще­ства, при которой элементы прямой демократии сочетались бы с представительной. По их мнению, в крупных государствах демо­кратия участия должна быть организована как пирамидальная система с прямой демократией в основании и демократией делегатов на каждом уровне выше основания. При этом избранные представители должны выступать в роли посредников в формиро­вании общей воли и обслуживать интересы членов организации, выдвинувшей их, находиться под постоянным жестким контролем со стороны общественности.

ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ – механизм взаимодействия и со­перничества политических партий в борьбе за власть и ее осу­ществление. В ходе мировой истории сформировались следующие основные типы партийных систем: однопартийная система, двух­партийная система (< < бипартизм»), система двух с половиной пар­тий и многопартийная система. При однопартийной системе (Ки­тай, Куба, Заир, Того, Габон и др.) происходит закрепление (фак­тическое или юридическое) правящего статуса за одной из раз­решенных политических. партий. Специфическими чертами двух­партийной системы (США, Великобритания) можно считать на­личие в основе политического режима двух основных партий, власть которых чередуется. Система «двух с половиной партий» (Австралия, Австрия, Новая Зеландия) является переходным ва­риантом между бипартизмом и многопартийностью. В этом слу­чае рядом с, Двумя основными появляется третья партия, не иг­рающая главенствующей роли, но способная предопределить успех одной из партий и повлиять на контуры правительственной коали­ции. Многопартийные системы подразделяются на системы «поля­ризованного плюрализма», для которых характерно наличие оппо­зиционных (антисистемных) партий, выступающих против сущест­вующего социально-экономического и политического строя (Фран­ция, Италия и системы «умеренного плюрализма». где борьбу ве­дут от трех до пяти партий, и ни одна из них не может самостоя­тельно находиться у власти, в результате чего формируются коа­лиционные правительства (ФРГ, Бельгия, Дания, Нидерланды).

ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ (лат. плебисцитум - ­решение народа). Основателем данной теории считается Макс Ве­бер. Плебисцит рассм3.тривался как источник легитимности вла­сти политического лидера (харизматического типа), в задачу ко­торого входит обеспечение национальной политической интегра­ции и верховный контроль над административной машиной госу­дарства. Сторонники теории плебисцитарной демократии считают, что лишь избранный непосредственно народом президент, как глава исполнительной власти, верховный руководитель админи­страции, носитель прав отлагательного вето, роспуска парламен­та и организации референдума, является воплощением подлин­ной демократии, в которой нация подчиняется избранному ею ли­деру, а не произволу бюрократических группировок и политиче­ских клик. Народу и отдельным индивидам в этой концепции от­водится роль пассивного участника политического процесса, пре­имущественно на выборах. На практике теория плебисцитарной демократии получила реальное воплощение в 50--60-е годы в го­сударственном строительстве Франции периода Ш. де Голля.

 

ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (лат. плуралис - множе­ственный) - принцип государственного устройства, согласно кото­рому социально-политическая жизнь должна включать множест­во различных взаимозависимых и в то же время автономных политических партий, групп, движений, организаций, установки, идеи и программы которых отражают весь, спектр социальных ин­тересов, находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе. Принцип плюрализма утверждает право каждого человека придерживаться любых взглядов и проповедо­вать их, уважение к инакомыслию, приверженности дискуссии и компромиссам в политическом процессе.

ПОПУЛИЗМ (лат. популус - народ) - переходный тип пол­итического сознания, функционирующий на уровне обыденной пси­хологии и отражающий сиюминутные, ближайшие интересы лич­ности, социальной группы, общества. Идейно-политическое тече­ние популяров родилось еще в Древнем Риме на рубеже II-I вв. до н. э. И было призвано отражать интересы простого народа - ­плебса. Популяров отличало ораторское мастерство, с помощью которого они стремились воздействовать на толпу. Наше время ознаменовано взлетом интереса к популистской традиции. При этом понятие «популизм» употребляется для обозначения разно­характерных социально-политических и идеологических явлений как левого, так и правого толка (< < Новый курс» Рузвельта, фашизм, идейные течения народнического типа в «третьем мире», политический имидж Б. Н. Ельцина, «феномен Жириновского» и т. д.). Мировой опыт свидетельствует, популизм активизируется в периоды, когда страны переживают переломныеые этапы своей истории. При резких социально-экономических сдвигах, особенно тогда, когда ломались старые устои, а новые еще не выстроились, на политическую арену выходят популистские деятели. Для них характерен упрощенный взгляд на причинно-следственные связи и отношения в общественной жизни, предложение облегченных:, часто бунтарских путей выхода из сложных ситуаций. Для ли­деров популистского толка типична прямая апелляция к народу, выступления от имени простых людей, манипуляция формулой «воля народа - высший закон».

ПОЛИТИКА (государственные или общественные дела, от греч. полис - государство) - деятельность в сфере отношений между классами, нациями и другими социальными группами, яд­ром которой является завоевание, удержание и использование государственной власти; участие в делах государства, определе­ние форм, задач и содержания его деятельности. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение за­трагивает интересы классов и социальных групп, государственную власть. Поскольку в политике отражаются коренные соци­ально-экономические интересы социальных групп, постольку она есть концентрированное выражение экономики. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью и оказывает влияние на экономику и другие сферы общества.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА-уровень и характер полити­ческих знаний, оценок и действий социальных групп и отдельных граждан, а также содержание и качество социальных цен­ностей, традиций и· норм, регулирующих политические отношения. Впервые термин «политическая культура» был употреблен не­мецким философом эпохи Просвещения И. Гердером, но в совре­менном значении это понятие было введено в политологию и раз­работано английским ученым Г. Алмондом. Исследуя эту про­блему, он ответил на вопрос, почему политические системы с внешне одинаковыми политическими институтами функциониру­ют с различной результативностью. То есть, оперируя данной категорией, удалось перейти от плоскостного видения политических процессов к их многомерному изучению. Будучи тесно связана с политическими институтами (государство, демократия, право и др.), политическая Культура, как сложный общественный фено­мен, выполняет ряд важных функциональных ролей. Одна из них - воспитательная, ее смысл сводится к повышению полити­ческого сознания путем непосредственного участия граждан в уп­равлении государством, поддержания интереса их к информации, позволяющей политически осмысливать социальные процессы. Другая функциональная роль - регулятивная. Она направлена на обеспечение воздействия граждан на политический процесс, прежде всего через участие в контроле за работой органов влас­ти и управления. Третья - защитная роль, которая выражается в охране политических ценностей общества.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - совокупность политических институтов и учреждений (государство, политические партии, об­щественные организации), а также политическое сознание, куль­тура, традиции, нормы, принципы, отношения, складывающиеся в процессе осуществления власти. Характер политической системы обусловлен социально-экономическим базисом общества. Основ­ные функции политической системы сводятся к управлению со­циальными процессами, выявлению существующих в обществе интересов и их согласованию, разрешению противоречий и конф­ликтов. Политическая система имеет прямую и обратную связь с обществом. С одной стороны, она оказывает воздействие на об­щество путем принятия и реализации определенных решений, с другой - политическая система ощущает обратное влияние в ви­де требований или поддержки. Подобная связь позволяет поддер­живать в обществе политическую стабильность и вместе с тем препятствует его стагнации.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ - состояние общества, характеризующееся относительным согласием основных социаль­ных и политических сил по поводу целей и методов обществен­ного развития. Политическая стабильность основывается на ба­лансе совпадающих и противостоящих интересов, разрешении воз­никающих противоречий и конфликтов на базе консенсуса. Условиями политической стабильности выступают: стабильный эконо­мический рост, сопровождаемый увеличением средних слоев на­селения (< < среднего класса»); достаточно высокий уровень политической культуры граждан; наличие демократических традиций, толерантности (терпимости) в обществе; открытость и доступ­ность, политических институтов для различных социальных групп, в том числе и для ранее не участвовавших в политической жизни; создание возможностей для реализации интересов большинства социальных слоев в экономической сфере с целью улучшения сво­его материального положения; эффективное функционирование системы социальной защиты групп населения, не способных сде­лать это самостоятельно (пенсионеры, дети, инвалиды и т. п.). Для поддержания политической стабильности властные структу­ры используют разнообразные методы. Среди них наиболее рас­пространены следующие: 1. Социально-политическое маневриро­вание, содержанием которого является ослабление противодейст­вия самой ущемленной части общества. Спектр способов манев­рирования достаточно широк - от сепаратных сделок, временных политических блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное внимание. 2. Политическое ма­нипулирование - массированное воздействие средств массовой информации для формирования общественного мнения нужной направленности. 3. Введение оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция. 4. Применение силы как вынужденной необходимости и крайней· стабилизацион­ной меры.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ (лат. парс-часть, группа)-

важнейший социально-политический институт,. посредством кото­рого осуществляется взаимосвязь· гражданского общества и госу­дарства. Политическая партия - инструмент в борьбе за дости­жение и осуществление власти. Прототипы современных партий возникли в период ранних буржуазных революций XVII-XVIII вв. В настоящее время в мире их действует множество. В политоло­гии партии различают по происхождению, месту и роли в поли­тической системе, внутренней структуре и методам деятельности, социальной базе, идеологии. Основными функциями политических партий являются: 1) определение целей политического разI3ИТИЯ, выработка и распространение политической идеологии; 2)акку­муляция и выражение социальных интересов; 3) политическая социализация и мобилизация населения (особенно в ходе пред­выборной кампании); 4) «рекрутирование» новых членов и фор­мирование политической элиты; 5) реализация политической про­граммы через органы власти на законодательном и исполнитель­ном уровнях.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - совокупная деятельность со­циальных субъектов (индивидов, групп, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества. По своей структуре политический процесс состоит ИЗ ряда последовательно совершающихся (но остающихся внутренне связанными друг с дру­г


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал