Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные термины и определения. Антропология - наука о человеке, включающая в себя широкий комплекс знаний как биологического, так и социального характера.
АНТРОПОЛОГИЯ - наука о человеке, включающая в себя широкий комплекс знаний как биологического, так и социального характера. АНТРОПОМЕТР - прибор для проведения измерений «высоты расположения» над уровнем пола антропометрических точек. АНТРОПОМЕТРИЯ - совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей человеческого тела; проведение точных измерений на живых людях с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария. АКСЕЛЕРАЦИЯ, акцелерация (от лат. acceleratio - ускорение) -ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков по сравнению с аналогичными показателями у представителей предшествующих поколений. АУКСОЛОГИЯ - раздел возрастной антропологии, изучающий закономерности роста и развития подрастающего поколения (от греч. auxano - расти). БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - временная характеристика, отражающая темпы индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. Существуют различные критерии для определения биологического возраста: костный возраст, или скелетная зрелость (определяется по возрастной дифференцировке костей скелета); зубной возраст, или зубная зрелость (определяется на основе числа и последовательности прорезавшихся зубов, как молочных, так и постоянных); половое развитие (определяется по времени появления, последовательности и степени развития вторичных половых признаков и наиболее часто используется как критерий биологического возраста при массовых обследованиях). Существуют другие, не столь четко определяемые критерии биологического возраста. Например, так называемая «общая морфологическая зрелость», выражающаяся весоростовыми соотношениями и изменениями пропорций тела, или возрастные изменения физиологических и биохимических показателей. Однако информативность этих критериев невысока. ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД - отрезок времени, в пределах которого процесс роста и развития, а также физиологические особенности организма, тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны. ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ - закономерность, обусловленная тем, что фазы максимальной интенсивности деления клеток (фазы митоза) и фазы их дифференцировки у растущего ребенка не совпадают во времени. Общая тенденция этих процессов определяется законом прогрессивного дифференцирования И.И. Шмальгаузена: относительная масса индифферентных (недифференцированных, незрелых) тканей в организме уменьшается обратно пропорционально возрасту. Избирательное и ускоренное созревание обеспечивается в тех структурных образованиях и функциях, которые обеспечивают выживаемость организма. В период интенсивного роста и развития функциональной системы наблюдается ее повышенная чувствительное к действию специфических факторов. Гетерохронность роста и рази отдельных органов и систем является научной основой дифференцированного нормирования факторов окружающей среды и деятельности детей и подростков. ГОМЕОРЕЗИС - (проявление генной регуляции роста и развития способность организма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной генетической программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под влиянием внешних факторов (голодание. инфекции и др.). К. Уолдингтон определил это свойство как канализование (вхождение в программу) или гомеорезис. ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ - прекращение акцелерации роста и развития подрастающего поколения - замедление соматического развития физиологического созревания детей и подростков. Процесс децелерации начал проявлять себя экономически развитых странах с 80-90-х годов нашего столетия. ДИНАМОМЕТРИЯ (сила сжатия кисти руки) - измерение показателя мышечной силы. ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ - показатель вместимости легких и силы дыхательных мышц, измеряется спирометром. КАЛИПЕР - прибор для измерения толщины кожно-жировых складок (для этих целей может использоваться и скользящий циркуль). КОНСТИТУЦИЯ - совокупность морфологических и функциональных признаков (унаследованных и приобретенных) обуславливающая особенности реактивности организма человека. КРАНИОМЕТР - малый толстотный циркуль для измерения диаметров тела. МЕНАРХЕ - возраст начала менструирования, появления первых регул у девушек. НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РОСТА И РАЗВИТИЯ - одна из закономерностей, связанная с непрерывно и поступательно протекающими процессами роста и развития; однако их темп имеет нелинейную зависимость от возраста: чем моложе организм, тем более интенсивно протекают процессы его роста и развития. ОСАНКА - привычная поза непринужденного стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо, без активного мышечного напряжения. У детей и подростков имеет возрастные особенности. ОНТОГЕНЕЗ - последовательные преобразования организма, в процессе индивидуального жизненного цикла. ЦЛАНТОГРАФИЯ - получение отпечатка стопы для определения степени ее уплощения. ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ - различия между полами по ряду признаков, включая такие, как размеры и форма тела, темпы роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Половой диморфизм учитывается при гигиеническом нормировании физических нагрузок, организации образовательного процесса, спортивном отборе и подготовке юных спортсменов, при профессиональной ориентации. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ - определяется у девочек: по возрасту менархе, уровню развития вторичных половых признаков (оволосение лобка, подмышечных впадин, развития молочной железы); у мальчиков: по развитию вторичных половых органов (оволосение лобка, подмышечных впадин, лица), а также по размерам половых органов. ПОЛУРОСТОВОЙ СКАЧОК - некоторое увеличение скоростей роста, отмечаемое у многих детей в 7-8-летнем возрасте. ПОДРОСТКОВЫЙ СКАЧОК РОСТА - достижение максимальной скорости роста по длине тела и другим параметрам во время пубертатного периода. ПУБЕРТАТ - период онтогенеза, когда изменения в процессах роста и развития приводят к половому созреванию, половой зрелости и достижению взрослого состояния. РАЗВИТИЕ - качественные преобразования, связанные с процессами дифференцировки, формообразования. РОСТ - процесс количественного увеличения размеров и массы тела. К основным закономерностям роста и развития относятся необратимость, постепенность, цикличность, гетерохрония, эндогенность, индивидуальное разнообразие. РОСТОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ поперечные - изучение роста, при котором дети обследуется одномоментно. РОСТОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ продольные - изучение роста, при котором дети обследуются многократно через более или менее регулярные интервалы времени. РОСТОВЫЕ КРИВЫЕ - линии, описывающие возрастные изменения тканей, органов и размеров тела. Бывают двух видов: дистантные и скоростные. В первом случае оцениваются величины признаков, достигнутые к тому или иному возрасту, во втором – их приросты. РОСТОМЕР - прибор для измерения длины тела стоя и сидя. СЕКУЛЯРНЫЙ ТРЕНД (вековая тенденция) - изменения, происходящие в развитии человека (увеличение размеров тела, удлинение репродуктивного периода, продолжительности жизни и др.); включает в себя акцелерацию роста и развития подрастающего поколения. СКОРОСТЬ РОСТА - изменения размеров, наблюдаемые за определенные отрезки времени, чаще всего, за год. СОМАТОМЕТРИЯ - измерение длинников, диаметров, окружностей и массы тела. СОМАТОСКОПИЯ - оценка состояния опорно-двигательного аппарата, осанки, развития костного компонента, мускулатуры, состояния кожных покровов и слизистых оболочек глаз и полости рта, составление зубной формулы, определение степени жироотложения и полового созревания. СОМАТОТИП - индивидуальные особенности строения и функций организма. ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ - внешне проявление генетической конституции человека. ТОТАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА (размерные признаки) - основные антропометрические показатели (длина, масса, окружность грудной клетки), характеризующие процессы роста и развития человека, а также индивидуальные и групповые различия этно -территориальных и возрастно-половых контингентов. ФИЗИОМЕТРИЯ - измерение функциональных показателей (спирометрия - жизненная емкость легких, динамометрия - мышечная сила рук, становая сила). ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - состояние морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического развития (биологический возраст). ФИЛОГЕНЕЗ - последовательные преобразования организма в процессе эволюции. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (календарный, паспортный) -возраст индивидуума в годах, месяцах и днях с момента рождения. ЭНДОГЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ - обусловленность роста и развития ребенка внешними факторами: окружающей среды (состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, величина солнечной радиации), социальными (войны, условия жизни и учебы и др.). ЮНОШЕСКИЙ СПУРТ - период быстрого соматического роста, совпадающего с половым созреванием организма. У девочек наступает примерно на два года раньше, чем у мальчиков. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
а/ рост сидя; б/ рост стоя; в/ масса тела в (кг);
А/ Характеристика костяка (тонкий или узкий, массивный или широкий, средний); Б/ Характеристика позвоночника (норма, кифоз, лордоз, сколиоз); В/ Осанка (правильная, сутоловатая, кифотическая, лордотическая, выпрямленная); Г/ Развитие мускулатуры (слабая, хорошая, средняя); Д/ Степень жироотложения (малая, средняя, большая).
А/ Сила кисти; Б/ Жизненная емкость легких (ЖЕЛ);
А/ Ортостатическая проба; Б/ Проба Штанге; В/ Проба Генчи;
Эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на сигму, получая при этом сигмальные отклонения.
Расчет сигмальных отклонений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: об уровне и гармоничности физического развития; оценка функциональных возможностей организма.
Оценку отдельных признаков начинают с роста, причем он оценивается как самостоятельный признак. Другие же показатели физического развития оцениваются в зависимости от роста каждого субъекта. Поэтому для роста используют общую сигму, а для оценки других признаков – частную. Далее необходимо найти разницу между фактическими и средними величинами указанных показателей. Полученные разницы следует разделить на сигмы соответствующих признаков. (см. таблицы). ТАБЛИЦА для оценки физического развития женщин 21-25 лет (шкала регрессии) п = 100
ТАБЛИЦА для оценки физического развития 21-25 летних мужчин (шкала регрессии) п = 102
|