Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неотложная помощь при асфиксии новорожденных






Министерство охраны здоровья Украины

Управление охраны здоровья г. Севастополя

Севастопольский медицинский колледж им. Ж. Дерюгиной

Методическая разработка

Для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по педиатрии

Особенности лёгочно-сердечной реанимации у детей

Неотложная помощь при асфиксии новорожденным

Неотложная помощь при эпилептических судорогах

Ацетонемическая кома у детей

Специальность «Акушерское дело»

Курс 3, семестр 5

Количество часов 2, 2, 1, 1

Рассмотрена о одобрена на заседании ЦК

Протокол № от 2011 года

Председатель Сухенко М.М.

Разработала преподаватель Соломаха Е.В

Севастополь 2011

ПЕРВИЧНАЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ

 

1. Актуальность темы. Кардиопульмональная синкопа (КПС) — внезапная и непредвиденная остановка эффективного дыхания или кровообращения или вместе и того и другого.

Остановка дыхания и кровообращения наиболее часто имеет место у детей первых двух лет жизни, а среди них у детей первых пяти месяцев жизни. У детей КПС носит полиэтиологический характер. Наиболее частыми причинами КПС являются синдром внезапной смерти младенцев, автодорожная травма, утопление, обструкция верхних дыхательных путей, заболевания органов дыхания, врожденные пороки развития, сепсис, дегидратация.

2.Учебные цели:

Знать:.

Этиология кардиопульмональной синкопы.

Клинические признаки кардиопульмональной синкопы.

Тактика проведения сердечно-легочной реанимации.

Последующие мероприятия по поддержке жизни.

Уметь:

На основании жалоб, анамнеза заболевания, данных объективного обследования определить основные признаки неотложного состояния, оказать необходимую помощь.

 

Материалы доаудиторной самостоятельной работы

Базовые знания, навыки, умения, необходимые для изучения темы

Дисциплины Знать Уметь
Анатомия и физиология     Уход за больным   Педиатрия   Неотложные состояния в терапии Анатомию и физиологию органов и систем   Принципы ухода за пациентом при различных заболеваниях     АФО органов и систем детского возраста. Обследование ребёнка     Этиологию, клинику, неотложную помощь при различных состояниях у взрослых     Проведение манипуляций при уходе за пациентом     Уметь проводить обследование ребёнка при различных заболеваниях   Проводить неотложную помощь взрослым

 

Содержание темы занятия

Во время подготовки к занятию необходимо ознакомиться с основными теоретическими вопросами посредством графологической структуры темы, алгоритмов лечения (рис. 1, 2)

Основные клинические признаки кардиопульмональной синкопы:

— отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания;

 

— исчезновение пульса на сонной и других артериях;

 

— бледный или серо-землистый цвет кожи;

 

— расширение зрачков, отсутствие реакции на свет;

 

— тотальная гипотония, арефлексия.

 

 

Неотложная терапия

 

1. Немедленно начать реанимационные мероприятия.

 

2. 3афиксировать время появления признаков клинической смерти и начала реанимационных мероприятий.

 

3. Подать сигнал тревоги, позвать помощников и реанимационную бригаду.

Порядок реанимационных мероприятий

 

А (Airways) — восстановление проходимости дыхательных путей

 

1. Положить больного спиной на твердую поверхность (стол, пол, асфальт).

 

2. Механически очистить ротовую полость и глотку от слизи, рвотных масс.

 

3. Слегка запрокинуть голову, выпрямить дыхательные пути (противопоказано при травме шейного отдела позвоночника), под шею положить мягкий валик.

 

4. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх для предупреждения западания языка и облегчения доступа воздуха.

 

В (Вrеаth) — восстановление дыхания

 

1. Начать искусственную вентиляцию легких экспираторными методами изо рта в рот у детей старше 1 года или изо рта в рот и нос у детей до 1 года.

 

2. Лицо больного покрыть носовым платком или марлевой салфеткой.

 

При дыхании изо рта в рот и нос реаниматор левой рукой подтягивает голову больного, а затем после предварительного глубокого вдоха плотно охватывает губами нос и рот ребенка и вдувает воздух. Как только грудная клетка приподнимется, вдувание воздуха прекращают, дают возможность больному пассивно выдохнуть.

 

Процедуру повторяют с частотой, равной возрастной частоте дыхания больного: у детей первых лет жизни — 20 за 1 мин, у подростков — 15 за 1 мин. При дыхании изо рта в рот реаниматор охватывает губами рот больного, а нос зажимает правой рукой.

 

При обоих способах искусственного дыхания имеется опасность попадания воздуха в желудок, его раздутия, регургитации желудочного содержания в ротоглотку и аспирации. Использование желудочного зонда позволяет это предотвратить.

 

С (Сіrculation) — восстановление кровообращения

 

После 3–4 инсуфляций воздуха при отсутствии пульса на сонной артерии необходимо начать непрямой массаж сердца.

 

Реаниматор выбирает соответствующее возрасту ребенка положение рук и осуществляет ритмичные надавливания грудной клетки с возрастной частотой пульса больного (табл. 1). Сила давления должна соответствовать упругости грудной клетки. Массаж сердца проводят до восстановления пульса на периферических артериях.

 

 

 

Осложнения непрямого массажа сердца: переломы ребер и грудины, пневмоторакс, разрыв печени, регургитация желудочного содержимого и аспирация.

 

На каждые две инсуфляции воздуха необходимо делать 15 нажатий грудной клетки. Когда обе процедуры выполняет один реаниматор, то можно делать 2 вдувания подряд, а затем 30 нажатий грудной клетки.

 

Состояние ребенка повторно необходимо оценить через 1 мин с начала реанимации, а затем каждые 2–3 мин.

 

Критерии эффективности ИВЛ и непрямого массажа сердца:

 

— оценка движений грудной клетки: глубина дыхания, равномерное участие грудной клетки в дыхании;

 

— проверка передачи массирующих движений грудной клетки по пульсу на сонных и лучевых артериях;

 

— повышение АД до 50–70 мм рт.ст.;

 

— уменьшение степени цианоза кожи и слизистых оболочек;

 

— сужение ранее расширенных зрачков и появление реакции на свет;

 

— возобновление самостоятельных вдохов и сердечных сокращений.

 

Последующие мероприятия по поддержанию жизни

 

1. Если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:

 

— 0, 1% раствор адреналина 0, 01 мл/кг (0, 01 мг/кг)1;

 

— 0, 1% раствор атропина сульфата 0, 01–0, 02 мл/кг (0, 01–0, 02 мг/кг).

 

При необходимости повторно ввести в/в эти препараты через 5 мин.

 

2. Оксигенотерапия 100% кислородом через лицевую маску или носовой катетер.

 

3. При фибрилляции желудочков — дефибрилляция.

 

4. При наличии метаболического ацидоза в/в ввести 4% раствор гидрокарбоната натрия 2 мл/кг (1 ммоль/кг).

 

5. При наличии гиперкалиемии, гипокальциемии или передозировке кальциевых блокаторов показано введение 10% раствора кальция глюконата 0, 2 мл/кг (20 мг/кг).

 

Внутрисердечное введение препаратов в настоящее время не практикуется.

 

Рекомендованная литература

 

1.Наказ МОЗ України № 437 від 31.08.04. Про затвердження клінічних протоколів надання медичної допомоги при невідкладних станах у дітей на шпитальному і дошпитальному етапах.

2. Сайт https://pediatric.mif-ua.com/archive/issue-15373/article-15384/ Семинар: «ПЕРВИЧНАЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ»

Проводит: кафедра педиатрии факультета интернатуры и последипломного образования Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (заведующая кафедрой профессор Нагорная Н.В.)

 

3.4. Ориентировочная карта для самостоятельной работы по теме:

 

Основные заданя Указания Ответы
Этиология и диагностика   Неотложная помощь     Последующие мероприятия по поддержанию жизни 1. Назовите причиныкардиопульмональной синкопы 2. Назовите критерии остановки дыхания 3. Назовите критерии остановки сердечной деятельности 4. Назовите основные клинические признаки кардиопульмональной синкопы   1. Назовите этапы оказания неотложной помощи при кардиопульмональной синкопе. 2. Опишите особенности ИВЛ и непрямого массажа сердца у детей разных возрастов 3. Назовите критерии эффективности ИВЛ и непрямого массажа сердца:   1. Назовите последующие мероприятия по поддержанию жизни    

 

Неотложная помощь при асфиксии новорожденных

1. Актуальность темы.

По данным ВОЗ, приблизительно 5–10 % всех новорожденных нуждаются в медицинской помощи в родильном зале, а около 1 % — в полной реанимации. Оказание адекватной помощи новорожденным в первые минуты жизни позволяет снизить их смертность и/или заболеваемость на 6–42 %. Степень владения медицинским персоналом, присутствующим при родах, методами первичной реанимации новорожденных положительно влияет не только на их выживаемость, но и на дальнейшее развитие, уровень здоровья в последующие возрастные периоды.

2. Учебные цели занятия

Знать:

-Подготовка к оказанию реанимационной помощи новорожденному в родильном зале или операционной.

-Оценка состояния новорожденного ребенка, определение необходимости вмешательства.

-Мероприятия после рождения ребенка. Обеспечение проходимости дыхательных путей, кислородная терапия, искусственная вентиляция легких мешком и маской, интубация трахеи, непрямой массаж сердца и др.

-Алгоритм оказания неотложной помощи новорожденным при чистых околоплодных водах.

-Алгоритм оказания неотложной помощи новорожденным в случае загрязнения околоплодных вод меконием.

-Медикаменты для первичной реанимации новорожденных.

-Показания для прекращения реанимации.

Уметь:

На основании перинатального анамнеза, данных объективного обследования определить основные признаки неотложного состояния, оказать необходимую помощь.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал