![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение умения вычленять причинно-следственные связи в предложении
Подготовка исследования. Подобрать 5-7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например: 1. Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что... 2. Если зимой будет очень сильный мороз, то... 3. Если взлететь высоко, как птица, то... 4. Девочка стояла и плакала, хотя... 5. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, что... 6. Если наступит день рождения, то... 7. Девочка стояла одна около окна, хотя.... 8. Если снег растает, то.... 9. В комнате погас свет, несмотря на то, что.... 10. Если пойдет сильный дождь, то.... Проведение исследования. Проводится 3 серии эксперимента. Первая серия. «Выполни задание». Ребенка просят выполнить словесное поручение. Например, на столе в беспорядке лежат карандаши. Испытуемому говорят: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивают: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?» В эксперименте участвуют дети 3-7 лет. Вторая серия. «Закончи предложение». Ребенка просят закончить предложения, читаемые экспериментатором. Третья серия. «Закончи предложение наоборот». Можно использовать те же предложения, что и во второй серии. Ребенку говорят: «Я буду тебе читать предложения, но они не закончены. Ты должен их закончить, придумать конец фразы, но такой, чтобы получилось, как не бывает на самом деле, наоборот. Например: «Я лягу в постель, потому что не хочу спать». Затем называют одну фразу и просят ребенка придумать конец, проверяя, понял ли он инструкцию. После этого называют последовательно все фразы. Во второй и третьей сериях участвуют дети 6-7 лет. Обработка данных. По каждой серии подсчитывают коэффициент правильных ответов ребенка. За каждый верный ответ он получает 1 балл, если всего дается 10 предложений, то максимальное число баллов, которое может получить ребенок, — 10. За неверный ответ ставится 0 баллов. Верным считается действие с полным выполнением инструкции в первой серии и любого содержания ответ во второй и третьей сериях, если ребенок верно установил причинно-следственную связь, а в третьей серии заменил ее на противоположную. Детей распределяют на группы в зависимости от развития умения устанавливать причинно-следственные связи, заменять их на противоположные. I уровень (от 0 до 5 баллов) — дети часто затрудняются дать ответы, на некоторые вопросы дают ответы с неверной причинностью. II уровень (от 6 до 8 баллов) — дети, как правило, отвечают на все вопросы, редко дают неправильный ответ. Иногда затрудняются в замене причинно-следственной связи. III уровень (от 9 до 10 баллов) — дети отвечают на все вопросы, дают ответы только с верной причинностью и верной заменой. Полученные результаты оформляют в таблицу ОСОБЕННОСТИ ВЫЧЛЕНЕНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
|