Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распознавание суицида

НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!

8-800-2000-122 - телефон Службы телефона доверия для подростков и детей, работающей во всех регионах РФ - бесплатный звонок с городского

051 – круглосуточная психологическая помощь

Телефоны «горячей линии» Центра экстренной психологической помощи МЧС России в г. Москве: (495) 626-37-07

 

РАСПОЗНАВАНИЕ СУИЦИДА

1. Наличие суицидальных мыслей. Полная потеря аппетита и интересов. Ощущение безнадежного отчаяния, неспособность выразить свои мысли и чувства – все это прямые признаки тяжелой депрессии.


2. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.


3. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.


4. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.


5. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).


6. Словесные указания или угрозы. Угроза самоубийства — даже если это сказано в шутливом тоне или с целью привлечь внимание, к этому следует отнестись серьезно. Особенно это касается подросткового возраста - обычно подростки именно в разговоре высказывают свои мысли о самоубийстве.


7. Социальная изоляция, отгороженность от окружающих.


8. Появившаяся импульсивность и желание идти на неоправданный риск. Вспышки гнева у подростков.


9. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.


10. Бессонница (особенно в утренние часы).


11. Увеличение злоупотребления алкоголем или наркотиками.


12. Послеродовая депрессия, развивающаяся в первые дни после родов, также может быть причиной импульсивных суицидальных попыток, поэтому ни в коем случае нельзя игнорировать развивающиеся опасные симптомы-предвестники: беспокойство, потерю аппетита, нарушение сна, причудливые навязчивые идеи и необоснованные страхи в отношении своего ребенка.

 

ВОЗМОЖНЫЕ МОТИВЫ 
 Поиск помощи — большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности). 
 Безнадежность — жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
 Множественные проблемы — все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
 Попытка сделать больно другому человеку — «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
 Способ разрешить проблему — человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

 

10 черт, присущих всем самоубийцам:

1.Общий стимул к самоубийству – невыносимая душевная боль. Человек стремится убить не себя, а психическую боль, которая живет в нем. (Эмоциональная поддержка снижает душевную боль)

2. Фрустрированы все психические потребности человека: в принадлежности, любви, заботе, безопасности, привязанности и т. д. Все эти потребности во многом зависят от присутствия в жизни других людей. Самоубийца остро ощущает, что он одинок и никому не нужен. (Первые слова консультанта «Здравствуйте, телефон доверия» уже дают почувствовать человеку, что он не один)

3. Самоубийство всегда имеет цель – это своего рода поиск решения, выход из ситуации. (Консультант спрашивает, и пытается выяснить причину такого решения. Это выход из какой ситуации?)

4. Сужение сознания у всех самоубийц. Сознание становится туннельным: человек видит только один – два выхода из ситуации и не способен взглянуть на нее более шире. (Консультант стремится расширить сознание, хотя бы давая свой взгляд на ситуацию)

5. Основные чувства суицидента – это чувства безнадежности и беспомощности: «Я ничего не могу сделать, и мне неоткуда ждать помощи». (Разговором с суицидентом консультант дает понять, что он не один, что есть кто-то рядом)

6. Общее внутреннее отношение суицидента к своему решению – амбивалентность или двойственность. Он хочет покончить жизнь самоубийством и одновременно хочет остаться жить. (Уже одно то, что он звонит на телефон доверия говорит о том, что до конца решение не принято)

7. Всем суицидентам свойственно сужение когнитивной сферы, фиксация на одной единственной проблеме или эмоции. (Консультант говорит с ним, давая возможность временно воспользоваться своей когнитивной сферой)

8. Суицидент в той или иной форме всегда сообщает о своем намерении явно или не явно, иногда задолго до своего решения. (Консультант дает возможность написать большую, длинную, подробную предсмертную записку, и тогда, проиграв в своей фантазии причину и последствия своей кончины, возможно человек почувствует, что в реальности этого делать необязательно)

9. Общее действие всех суицидентов – бегство, им хочется кардинально сменить декорации своей жизни. (Консультант – это все-таки новая декорация, куда временно «убежал» суицидент)

10. Самоубийство – как соответствие общему стилю поведения в предшествующей жизни. Кто-то из родственников уже так ушел из жизни или по крайней мере собирался, человек был склонен к рискованному поведению, к алкоголизму и наркомании – как к пролонгированному виду суицида, к актам аутоагресии и т. д. Иногда говорят: самоубийство задумывается бабушкой. (Говоря об этом с суицидентом, консультант пытается вернуть голос разума, здравого рассудка и частично снять чувство вины).

 

КАК ПОМОЧЬ


ВЫСЛУШИВАЙТЕ — «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте. Возьмите инициативу в свои руки, имейте настойчивость преодолеть его нежелание говорить об этом.
 ОБСУЖДАЙТЕ — открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом — большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает чувство отгороженности. Если ваш друг или любимый человек находится в депрессии, не стесняйтесь спросить его, не подумывает ли он о самоубийстве, и, больше того, не имеет ли он в голове уже готовый план.
 БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать вас за излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез. 
 Не пытайтесь отговорить от самоубийства. Лучше дайте ему понять, что Вы заботитесь о нем, чтобы он почувствовал, что не одинок, что суицидальное настроение временно, что депрессию можно вылечить, и что проблемы можно решить. Избегайте соблазна говорить: " У тебя есть так много, ради чего жить", или " Твое самоубийство ранит членов твоей семьи".


  • Постарайтесь узнать, есть у него\нее план действий. Конкретный план - знак реальной опасности.
  • Убедите его\ее в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
  • Не предлагайте упрощенных решений типа " Все что Вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро Вы почувствуете себя лучше".
  • Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его\ее за эти чувства.
  • Помогите ему\ей постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.
  • Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.

 

ИЩИТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩИ – не думайте, что «оно само пройдет», не берите на себя эту ответственность. Помните - если человеку, о котором вы заботитесь, нужна медицинская помощь, он скорее примет ее в случае, если вы предварительно его выслушали. Активно вовлекайте вашего близкого в процесс поиска немедленной профессиональной терапевтической или психологической помощи. Люди, намеревающиеся совершить самоубийство, часто не верят, что им может быть оказана помощь, поэтому, возможно, вам придется потрудиться. Есть пример, когда настроенный на суицид студент отказывался идти к врачу, пока его сосед по комнате не проводил его на прием. В другом случае, семнадцатилетний сопровождающий привел свою младшую сестру к психиатру, тогда как ее родители отказались ее сопровождать.

ПРИ ОСТРОМ КРИЗИСЕ 
 При остром кризисе вызовите вашему другу или близкому Скорую помощь, или дойдите с ним до лечебного заведения, где есть необходимые ему специалисты – психологи или психиатры.
 Не оставляйте его одного до момента, пока ему не будет оказана помощь.
 Уберите с его глаз огнестрельное оружие, лекарства, острые предметы, которые могут быть использованы при попытке самоубийства.
 Госпитализация необходима до тех пор, пока кризис не минует.

 

Из интервью Елены Вроно про подростковый суицид:

Что нужно знать родителям, чтобы не подтолкнуть ребенка к трагическому поступку? 
 Родителям следует помнить, что аффекты разрушительны для подростка. Суицидальная угроза, высказанная в аффекте, как правило, осуществляется, и последствия бывают очень тяжелыми.
 Были ли в вашей практике случаи раннего детского суицида? 
 Суицидальные поступки до 10 лет совершаются нечасто, я знаю около 30 таких случаев. Чем меньше возраст ребенка, тем более травматичными бывают попытки. Падение с большой высоты, попытки самоповешения совершают, как правило, маленькие дети. 
 Суицидоопасной чаще всего была реальная жизненная ситуация: либо пренебрежение ребенком, либо насилие по отношению к нему. Матери таких детей, как правило, сами не подвергают их жестокости, но они детей отвергают и допускают насилие над ними со стороны других. 
 Елена Моисеевна, говорят, что суицид — «заразное» явление, особенно среди подростков. Так ли это? 
 Расширенный суицид — вещь часто встречающаяся. Подростки вообще внушаемы. Если в школе была серьезная попытка самоубийства, и в особенности — завершенная, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попыток. 
 Известно, что самоубийство кумира влечет за собой эпидемию суицидальных попыток фанатов. Особенно теперь, когда с развитием электронных средств массовой информации аудитория кумира превратилась действительно в мировую, трудно бывает оценить масштабы такой эпидемии. 
 К сожалению, далеко не везде есть кризисные центры и телефоны доверия, куда дети и подростки могут обратиться в критические моменты. Часто единственным человеком, способным оказать более или менее квалифицированную помощь, является школьный психолог. Что вы ему посоветуете? 
 Во-первых, школьным психологам надо читать побольше специальной литературы. Во-вторых, при малейшем подозрении на психическую патологию у ребенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей этого делать нельзя, но обсудить ситуацию со специалистом психолог имеет право. 
 Если есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, чем они рискуют, если оставят ребенка без помощи. 
 Не будет ли это воспринято подростком как предательство со стороны психолога? Ведь часто дети обращаются к нему как к доверенному лицу.
 Нет. Подростку нужно сказать: «Твое состояние, возможно, связано с тем, что ты в последнее время не можешь самостоятельно справляться со своими проблемами. По поводу этого нам нужно обязательно получить квалифицированную консультацию, а по правилам эту консультацию нельзя получить без ведома родителей. Давай подумаем вместе, как мы родителей в эту ситуацию будем включать». Если же у подростка проблемы с родителями, это вопрос каждого отдельного случая. 
 Что является психологической профилактикой суицидального поведения? 
 Психологическая поддержка, принятие, способствование личностному росту, ранняя диагностика депрессии.
 Как вы относитесь к разного рода тестам и опросникам, призванным выявить риск суицидального поведения? 
 Такая диагностика, как правило, абсолютно непродуктивна. Конечно, нужны определенные психологические способы для выявления «группы риска» по суицидам. Здесь могут быть использованы проективные методики: тест неоконченных предложений, например, который дает возможность определить жизненную перспективу ребенка. Что касается различных психолого-диагностических опросников, то мы можем определить по ним, в частности, высокий уровень тревожности или склонность к депрессии. 
 
 Когда меня спрашивают, кто составляет группу риска в отношении суицида среди подростков, я отвечаю: «Все». Психика подростка наделена такими свойствами, которые предрасполагают его к суициду. Исходя из этого, любой подросток входит в группу риска. 
 Будет очень полезно, если психолог расскажет учителю, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток. Ведь классическое представление о том, что это ребенок с грустными глазами, не всегда соответствует действительности. Депрессивным может оказаться как раз тот, кто выпивает, смолит папироску и хамит маме.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Практическое занятие: Основные законы распределения.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал