Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вторичные защитные механизмы
· Вытеснение (репрессия) · Регрессия · Изоляция · Интеллектуализация · Рационализация · Морализация · Компартментализация (раздельное мышление) · Аннулирование · Поворот против себя · Смещение · Реактивное образование · Реверсия · Идентификация · Отреагирование во вне · Сексуализация (инстинктуализация) · Сублимация
Примитивная изоляция - уход в другое состояние сознания(пойти поспать, а потом решать проблему, уход в фантазии, склонность использовать химические вещества –табак, алкоголь, наркотики, компьютер. и т.п.) У людей, в основном полагающихся на примитивную изоляцию, нередко развивается богатая фантазийная жизнь, а внешний мир они воспринимают, как слишком проблематичный. Недостаток этой защиты заключается в том, что она исключает человека из активного решения межличностных проблем. Достоинством то, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Люди, полагающиеся на эту защиту, находят успокоение не в непонимании мира, а в бегстве от него. Человек, выбирающий для себя данный защитный механизм, называется ШИЗОИДНЫМ ТИПОМ. Расщепление- неспособность видеть человека одновременно и “хорошим”, и “плохим”, чрезмерно категоричная, неамбивалентная позиция. 2 полюса-кто-то хороший, а кто-то плохой. Истоки этого механизма находятся в довербальном периоде, когда младенец еще не может отдавать себе отчет в том, что заботящиеся о нем люди могут обладать как “хорошими”, так и “плохими” качествами, что с ними связаны как “хорошие”, так и “плохие” переживания. Отрицание-способ справляться с неприятностями отказываясь принять их существование. Очень часто, когда дети пугаются, они закрывают глаза руками, как бы говоря себе, “если я этого не вижу, значит, это нет”. У взрослого действие этой защиты можно наблюдать в момент, когда ему сообщили о смерти близкого человека. Его первой реакцией будет: “Нет! Этого не может быть! ”. Человек, у которого отрицание является ведущей защитой всегда будет настаивать на том, что “все хорошо”, “все к лучшему”. Личности, преимущественно использующие отрицание в своем арсенале защит, называются маниакальными. Иногда способность к “отрицанию” является спасительной. Примером этому могут служить героические поступки, совершенные во время войны или в чрезвычайных обстоятельствах, когда люди, отрицая опасность, “не успевая подумать” бросаются на помощь своим товарищам и близким. Всемогущественный контроль - ощущение того, что я могу влиять на мир и на других людей, это является источником самоуважения. Однако, если данный механизм используется постоянно, такую личность называют ПСИХОПАТИЧЕСКОЙ или социопатической. У такихлюдей этические и практические соображения уходят на второй план. Их основной жизненный петтерн- переступать через других, они считают себя центром вселенной. Примитивная идеализация и обесценивание- приписывание людям, от которых мы эмоционально зависим положительных качеств, а в дальнейшем, чтобы сепарироваться от них эмоционально человек деидеализирует или обесценивает их. Личности, выбирающие данный тип защиты, склонны к тому, чтобы постоянно убеждаться в собственной привлекательности, известности, силе, значимости и т.д. Самооценка этих людей построена на том, что любить себя можно только постоянно совершенствуясь. Их называют нарциссическими. Поскольку в нашей жизни нет ничего идеального, то рано или поздно нарциссическая личность сталкивается с разочарованием. Чем сильнее идеализируется объект, тем более сильное обесценивание его ожидает. В повседневной жизни это проявляется в том гневе, который обрушивается на человека, не оправдавшего возлагавшихся на него надежд. Нарциссические личности всю жизнь занимаются тем, что, сменяя партнеров, проходят по кругу идеализации и обесценивания.и Проекция – это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается, как внешнее, приходящее извне (приписывание своих отрицательных черт другим). Благоприятные формы проекции служат основой для эмпатии – способности понимать, что может чувствовать другой человек. Так как мы лишены возможности получить “объективную информацию” о чувствах другого человека, мы вынуждены опираться на собственные переживания, которые могли бы испытывать в подобной ситуации. Пагубные формы проекции могут приводить к серьезному непониманию другого, искажению представления о нем и в результате наносить серьезный ущерб межличностным отношениям. Например, человек может отрицать собственную зависть, проецируя, приписывая ее другому. Личности, в основном опирающееся на проекцию, называются ПАРАНОИДНЫМИ Интроекция – процесс, противоположный проекции. В результате интроекции, идущее извне воспринимается, как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах интроекция ведет к идентификации со значимыми другими. Негативное проявление интроекции “идентификация с агрессором”или «Стокгольмский синдром» (заложники начали сочувствовать своим захватчикам., перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели) Люди, которые используют интроекцию как основной механизм защиты называются –ДЕПРЕССИВНЫМИ. Проективная идентификация - действует и та и другая защита одновременно. Я не принимаю что-то в себе (наличие гнева, злости-“назначаю” других злыми и завистливыми (ПРОЕКЦИЯ)) и в то же время я делаю все, чтобы этот другой почувствовал себя подобным образом(чтобы он на меня злился и завидовал). Если этот другой так делает и чувствует(ИНТРОЕКЦИЯ) то процесс называется проективная идентификация. Свойственна ПОГРАНИЧНЫМ личностям. Психология общения. Общение- многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение- многоплановый процесс развития контактов между людьми, заключающийся в обмене информацией аффективного или познавательного плана, взаимодействия и взаимовосприятия. Общение может быть структурировано в зависимости от теоретического основания их исследователя. Г.М.Андреева выделила 3 компонента в общении как процессе · Коммуникация-обмен информацией · Взаимодействие-интеракция · Социальная перцепция- взаимное восприятие.
|