Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Транснациональные корпорации в процессе международного движения капитала.
На международные корпорации, которые являются, как правило, крупнейшими фирмами развитых стран, приходится основная часть международных прямых инвестиций и международной торговли. В 1974 г. при Экономическом и социальном Совете ООН были созданы Комиссия по ТНК и Центр по ТНК как ее рабочий орган. Это свидетельствовало о признании мировым сообществом растущей роли ТНК в международной экономике. Позже Комиссия была преобразована в подразделение Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). По оценкам Доклада по мировым инвестициям, который периодически публикуется ЮНКТАД, в середине 90-х годов в мире:
Наиболее характерные черты ТНК:
Между головной компанией ТНК и ее зарубежными филиалами происходит интенсивное движение капитала и товаров. Цены, по которым головная компания продает товары своим филиалам и покупает товары у них, часто сильно отличаются от цен свободного рынка. Эти цены называются трансфертными и используются для перевода прибыли и сокращения налогов. В ходе переговоров в рамках Комиссии ООН по ТНК были определены некие общие правила международного инвестирования, которых желательно придерживаться как ТНК, так и принимающим странам. Право входа. Это правила, при соблюдении которых ТНК разрешается создать филиал на территории суверенного государства. В идеале они предполагают отсутствие необходимости получения разрешения на инвестиционную деятельность от властей принимающей страны. Предпочтительным путем регулирования права входа является установление списка исключений, при которых иностранные инвестиции запрещаются. Справедливый и недискриминационный режим. Предусматривает предоставление иностранным инвесторам такого же правового режима, как и национальным инвесторам, т.е. свободу репатриации прибыли, перевода зарплаты и др. платежей, право на компенсацию потерь в результате определенных обстоятельств... Прекращение контракта. Означает право принимающей страны национализировать филиал ТНК при условии соблюдения действующего законодательства и выплаты нормальной компенсации инвестору. Компенсация считается нормальной если она является достаточной (рыночная стоимость предприятия), эффективной (в приемлемой для инвестора валюте по рыночному курсу на день перевода), быстрой (без необоснованных задержек, или с рыночным процентом по задержанным суммам). Компенсация может не выплачиваться по решению суда в случае грубого нарушения ТНК законов принимающей страны и преступной деятельности ТНК. В этом случае ТНК может обратиться в арбитражный суд. Урегулирование споров. Предпочтительным способом являются переговоры между ТНК и принимающей страной. В противном случае спор решается судом принимающей страны на основе своего законодательства или независимым арбитражем (Международная конвенция по урегулированию инвестиционных споров под эгидой МБ). ТНК своей политикой оказывают влияние как на страны базирования, так и на принимающие страны. Основная причина негативного отношения к ТНК в странах базирования:
Поэтому представители государства и трудящихся нередко требуют введения налога на отток национального капитала за рубеж или каких-либо других ограничений международной деятельности ТНК. Но макроэкономический анализ показывает, что в целом положительный результат более эффективного использования национального капитала за рубежом перекрывает отрицательные моменты. Принимающие страны в основном опасаются политического давления со стороны ТНК и проникновения в отрасли, связанные с национальной безопасностью. Часто местные производители аналогичных товаров, не выдерживающие иностранную конкуренцию, требуют от правительства принятия протекционистских мер. Но в условиях низкого уровня сбережений и недостатка инвестиционных ресурсов, значительно большее число принимающих стран стремится не ограничивать приток иностранного капитала, а всячески привлечь ТНК путем предоставления налоговых и иных льгот.
|