![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы региональной политики ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Региональная политика — государственная политика в отношении крупных территориальных общин, учитывающая их геополитические, исторические, социокультурные и экономические особенности. Региональная политика регламентирует отношения центральной власти и регионов, определяет права и полномочия политико-административных единиц. Региональная политика включает следующие направления: выравнивание региональных социально-экономических и других диспропорций развития; достижение политической и социальной стабильности; достижение экономической эффективности; эффективное использование трудовых ресурсов; развитие периферийных ресурсно-сырьевых регионов; демографическую политику; инновационную политику; экологическую политику и др. Выделяется перераспределительная и стимулирующая региональная политика. Перераспределительная региональная политика направлена на финансовую помощь депрессивным территориям за счет регионов-доноров. Широкое распространение получили различного рода налоговые и другие преференции, что часто усиливает дефицит государственного бюджета. Стимулирующая региональная политика поощряет самостоятельное развитие. Такая политика характерна преимущественно для высокоразвитых государств и основывается на принципе субсидиарности. Государственную политику, направленную на создание преференциальных (налоговых и др.) льгот для регионального развития называют государственным протекционизмом. Местная политика, Дезинтеграционная по отношению к центру, движение за повышение статуса региона вплоть до объявления нового национального государства, является проявлением регионального сепаратизма. Большая роль в проведении региональной политики принадлежит местной элите. Региональная элита — привилегированная социальная прослойка лиц, обладающая политическим влиянием на региональном уровне. Различается властная, партийная и хозяйственная региональные элиты. Выделяются несколько функциональных типов региональной политики: собственно региональная политика, экономическая, социальная и экологическая. Собственно региональная политика заключается, прежде всего, в развитии местного самоуправления, создании эффективной властной вертикали и системы разделения полномочий между центром и регионами. Региональная экономическая политика основывается на бюджетных отношениях между центром и регионами. Она должна способствовать росту региональной экономики и занятости населения, преодолению диспропорций между проблемными и развитыми регионами в целях создания достойного человека качества жизни. Региональная социальная политика должна способствовать преодолению социальных контрастов между регионами. Региональная экологическая политика направлена на решение местных экологических проблем. Региональная политика включает стимулирование социально-экономического развития за счет централизованного создания современной инфраструктуры, особых условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах. При выработке региональной экономической политики центральная власть вынуждена выбирать между выравниванием межрегиональных диспропорций и достижениями экономических целей. Региональная политика зависит от политико-административного устройства государства. В унитарных государствах доминирует централизованный подход, а в федеративных государствах местная власть более активно привлекается к разработке экономической политики. В таких странах, как Германия, с традиционно сильными позициями регионов (земель), государственная власть стремится к усилению централизации. Выделяются три основных теоретических подхода в области региональной экономической политики: Отрицание необходимости воздействия центральных властей на региональный рост. Стимулирование «естественных» направлений экономического роста, привлекательных для частных компаний. Централизованное интенсивное регулирование регионального развития. Неоклассическая теория регионального роста основана на производственной функции. Предусматривает выравнивание межрегиональных различий путем перемещения капитала и трудовых ресурсов. Капитал из высокоразвитых районов с относительно низкой прибыльностью инвестиций направляется в менее развитые, отличающиеся большой доходностью капиталовложений. Трудовые ре- сурсы, наоборот, перемещаются в развитые регионы с высоким уровнем зарплаты. Однако межрегиональная мобильность факторов роста является более сложным процессом и не всегда приводит к декларируемым целям выравнивания диспропорций. Теория кумулятивного роста является синтезом неокейнсиан-ских и институционалистских моделей и основана на производственной специализации, создании центров (полюсов) роста, что в конечном итоге может привести к усилению диспропорций в развитии центра и отстающего региона. Механизм полюсов (точек) экономического роста используется по-разному в постиндустриальных и развивающихся странах. В постиндустриальных странах этот механизм используется для преодоления экономического отставания проблемных территорий. Для развивающихся стран полюса роста имеют большое значение в масштабах всего государства. Выделяются следующие инструментарии региональной экономической политики в проблемных (депрессивных) регионах: развитие инфраструктуры; финансовая помощь в виде безвозмездных субсидий под конкретные проекты; установление преференциального режима; сбалансированная политика в отношении малого, среднего и крупного бизнеса; привлечение иностранного капитала. В Европейском союзе, располагающем значительным консолидированным бюджетом, предпочтение отдается безвозмездным субсидиям, тогда как в Восточной Европе доминируют преференции. В странах Восточной Европы власть может бесконечно декларировать важность местного самоуправления и одновременно с помощью бюджетной политики сделать большинство регионов дотационными, зависимыми от центра. Наиболее «успешно» такую реформу осуществила Украина. Здесь преференциальный режим устанавливается не в интересах государства, а раздается местным промышленно-финансовым группировкам за лояльность к власти (президенту). Эффективность региональной политики в проблемных регионах определяется показателями темпов экономического роста и занятости населения, способствующими преодолению разрыва в уровнях экономического развития между регионами страны. При этом не ставится задача догнать по абсолютным экономическим показателям высоко-Развитые регионы. Таким путем была осуществлена региональная политика в Великобритании и Италии, где частично удалось преодолеть Разрыв в уровнях экономического развития Севера и Юга. Современная региональная политика является важнейшим инструментом согласования государственных и местных интересов, достижения оптимального соотношения между экономической эффектив ностью и социальной справедливостью. Успешный опыт регионально!! политики демонстрируют Европейский Союз, США и Китай. Региональная политика ЕС является важнейшим элементом ев ропейской интеграции. В европейском регионализме доминирует концепция «развития снизу», с опорой на региональную власть и внутренние источники финансирования. Региональная политика США служит классическим примером стимулирующей политики, поощряющей самостоятельное развитие регионов. Благодаря такой политике Калифорния превратилась из удаленного штата Дикого Запада в мировой центр высоких технологий. ВВП штата сопоставим с ВВП крупнейших мировых держав. В отношении депрессивных регионов применяется финансовая помощь из федерального бюджета или создаются предпринимательские зоны с преференциальным режимом. Американский опыт опроверг представления о географической периферии. Здесь человеческая энергия оказалась способной превратить периферию в мировой полюс в созданном информационном пространстве Интернета. I Региональная политика Китая характеризуется поэтапностью включения китайских провинций в международное разделение труда с опорой на авторитарную государственную власть. «Локомотивами» открытой экономики стали наиболее развитые в промышленном отношении приморские провинции, где были созданы специальные экономические зоны. В региональной политике в Восточной Европе в советский период доминировал экономический (производственный) детерминизм, основанный на «госплановском» и партийном принципе районирования. После распада Советского Союза региональная политика активно используется в борьбе за власть. Региональная политика России — самого протяженного государства мира — уже почти столетие демонстрирует неспособность создать в регионах достойное человека качество жизни и является крупномасштабной имитацией европейского опыта. В постсоветской России в основу региональной политики был положен средневековый принцип «берите суверенитета, сколько можете». Это обострило проблемы российской федерализации и регионализации. Федеративная модель государственного устройства России унасле-' довала основные принципы советского федерализма, включая национально-территориальные автономии, дробность и многоуровневость' административно-территориального деления. В 90-е гг. эффективность политической системы снизилась из-за центробежных тенденций, борьбы субъектов Федерации за расширение полномочий. В условиях Чеченской войны Центр оказался неспособным полностью блокировать сепаратизм и расширял местные полномочия в обмен на лояльность национальных элит. В результате в декларированном демократическом государстве образовались ханско-байские республики. Властная региональная элита представлена руководством исполнительной и законодательной местной власти, включая губернаторов, мэров. Местная партийная элита является понятием исключительно условным и меняет ориентацию в зависимости от очередной партии власти. Хозяйственная элита представлена местными экономическими кланами или промышленно-финансовыми группировками, которые в значительной степени определяют политический ландшафт в регионах. Большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными. За годы постсоветской трансформации произошло крупномасштабное перераспределение природной ренты в интересах олигархо-бюрократических группировок, сосредоточенных преимущественно в Москве. Глубокие различия в уровне социально-экономического развития субъектов РФ представляют реальную угрозу национальной безопасности. Для России характерна исключительно неэффективная модель региональной политики. В Сибири и на Дальнем Востоке создана «лагерная» экономика, разрушающаяся в процессе рыночной трансформации. Региональная политика, исходящая из принципа «и на Марсе будут яблони цвести», привела к строительству городов в условиях вечной мерзлоты и заселению территорий, мало пригодных для жизни человека. Другая крайность проявилась в попытках нивелирования региональных исторических и культурных различий малой родины на пути формирования общности «советского человека» — «наш адрес не дом и не улица, наш адрес — Советский Союз». Региональная политика постоянно использовалась и продолжает использоваться в борьбе за власть. Самый впечатляющий пример — передача Крыма из Российской Федерации Украинской ССР в 1954 году. В 1996 г. был издан Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Создан Фонд регионального развития, из которого финансируются федеральные целевые программы социально-экономического развития Регионов и свободных экономических зон. Однако остается открытым вопрос о наиболее эффективной модели региональной политики для самого протяженного государства мира. Целевые программы' часто разрабатываются исходя из политической, а не экономической целесообразности. Свободные экономические зоны (СЭЗ) не только не стали плацдармами для мирохозяйственной интеграции, но их деятельность часто наносит ущерб федеральному бюджету. СЭЗ не превратились в полюса роста для депрессивных регионов. Бездумные попытки копирования зарубежного опыта без учета цивилизационных особенностей Запада и Востока привели к имитации региональной экономической политики. Россия является самой протяженной и самой холодной страной мира. Эти два важных стратегических ресурса имеют геополитическое и экономическое значение. Протяженное пространство служило дополнительным барьером против врагов. Обширные территории способствовали нерациональному и экономически неэффективному использованию ресурсов благодаря рабскому труду заключенных ГУЛАГа. Если монголы с востока успешно использовали фактор холода против Руси, то Наполеоновская армия и Третий рейх, рассчитывая на блицкриг летней военной компании, потерпели поражение в том числе из-за крепких морозов. Исследования Института Брукингса и Университета штата Пенсильвания (США) показали следующую цену сибирского холода. Традиционно учитывается влияние «средней температуры» на влияние экономической активности в стране. За годы советской власти Россия стала «экономически холоднее, чем в прошлом. Исходя из принципа рыночной экономики, население Сибири и Дальнего Востока переселено примерно на 16 млн человек. Показатель «температуры на. душу населения» (ТДН), рассчитанный по данным января, оказался на 1, 5 градуса холоднее, что облагает дополнительными налогами российскую экономику. Ежегодно выплачиваемый «налог на холод» из-за нерационального размещения производительных сил на востоке страны составляет 2—3% ВВП. Неисчерпаемые трудовые ресурсы ГУЛАГа в течение двух десятилетий обеспечивали индустриализацию, добычу минеральных и других ресурсов Сибири и Дальнего Востока. В период Великой Отечественной войны на Восток были эвакуированы сотни крупных заводов. После ликвидации ГУЛАГа осуществлялись крупномасштабные проекты по увеличению добычи нефти и газа, золота, алмазов, никеля, олова и других стратегических ресурсов. В результате росли численность и размеры городов на востоке страны. 100 самых холодных городов Северной Америки и России с населением свыше 100 тыс. человек включает 85 российских, десять канадских и пять американских городов. При этом самый холодный канадский город занимает 22-е место, а американский — 58-е место. На американской Аляске всего один крупный город с населением свыше 100 тыс. человек, Анкоридж, даже не попадает в этот список. В США лишь один город с населением свыше полумиллиона жителей (Миннеаполис), где средняя температура января ниже -8° по Цельсию, а в России таких городов больше 30. Не случайно инвестиции в Сибирь в последние десятилетия советской власти имели крайне низкую отдачу. Переселение людей из «зоны вечной мерзлоты» требует значительных капиталов, которыми государство и большинство местного «лишнего» населения не располагают. Можно использовать технологичные, вахтовые методы освоения Севера и Востока, но при этом нельзя забывать проблемы безопасности «безлюдных земель» в контексте соседства с самой населенной державой мира. Для того чтобы своевременно избежать территориальных диспропорций в социально-экономическом развитии, важная роль отводится региональному прогнозированию — предвидению тенденций развития региона под воздействием геополитических (геоэкономических) факторов глобализации и регионализации, внешней и внутренней политики государства. Основные принципы регионального прогнозирования: исторический (генетический), аналогий (сопоставлений), инерционности, ассоциативности и непрерывности. Особое значение приобретает прогнозирование инновационной модели регионального развития.
1.7. Региональная инновационная политика Важная роль в успешной мирохозяйственной интеграции регионов принадлежит инновационной политике. Независимо от текущих экономических трудностей и финансового дефицита, всегда необходимо думать о будущем регионального развития, ориентированного на высокие технологии. В мире сложилось три основных Функционально-территориальных типа инновационных образований: инновационные центры, научно-технологические парки и технополисы. Инновационные центры (инкубаторы) осуществляют поддержку малого и среднего предпринимательства. Создают благоприятную сРеду для подготовки кадров конкурентоспособных фирм, предостав- ляют фонды венчурного капитала. В настоящее время в мире насчитываются тысячи инкубаторов — университетские, корпоративные и частные. Если раньше инкубаторы создавались преимущественно в высокоразвитых западных странах, то в настоящее время по темпам их создания выделяется Азиатско-Тихоокеанский регион. В научно-технологических парках осуществляется маломасштабное производство, основанное на местных научно-технических разработках. Здесь концентрируются внедренческие фирмы в области высоких технологий. Конкретные формы функционирования парков весьма многообразны, в них, как правило, доминируют научно-исследовательские или производственно-технологические функции. Большинство первых научных парков возникло в США, затем они распространились в Европе, а ныне их новое поколение успешно развивается в Японии, Сингапуре, Китае и других азиатских странах. Наиболее перспективной формой интеллектуализации хозяйства являются технополисы, в которых не только осуществляется научная и производственная деятельность, но и проживает население. Эти центры производства высоких технологий размещаются в местностях с комфортной средой обитания, культурными и рекреационными возможностями вблизи базового города с крупным университетом. Технополисы, как правило, являются ядром регионального развития. Классическим примером служит Кремниевая долина вблизи Сан-Франциско, ставшая символом научно-технического прогресса, одной из мировых столиц микроэлектроники. Этот технополис является мировым лидером производства микропроцессоров. Значительная часть монтажных и других работ в микроэлектронике размещена в новых индустриальных странах с льготным режимом для иностранных инвестиций и дешевой рабочей силой. Создание технополиса предъявляет исключительно высокие требования к капитальным затратам в инфраструктуру и качеству среды. Кремниевая долина в США является результатом многомиллиардных объемов финансирования научно-исследовательских и проектных программ со стороны государства и частного капитала. Идея создания технополисов получила широкое распространение в постсоветских странах, однако в большинстве случаев намерения по их созданию не имеют реальных оснований. Основой создания технополисов является государственная инновационная политика, ориентированная на формирование соответствующей инфраструктуры и развитого технологического рынка. В региональном развитии особая роль принадлежит инновационным программам, ориентированным на новые технологии, поощрение малого и среднего бизнеса и создание рабочих мест. С усилением международной конкуренции в предпринимательской деятельности многие страны начали испытывать затруднения с привлечением дополнительных капитальных вложений зарубежных инвесторов. Это заставило изыскивать внутренние возможности для создания рабочих мест на основе экспортно-ориентированных отечественных предприятий. В этой связи наибольший интерес представляет опыт Европейского Союза, осуществляющего в рамках Генерального плана развития малого бизнеса региональные проекты поддержки предпринимательской деятельности. Потребность в совершенствующих технологию фирмах малого бизнеса является чрезвычайно важной задачей для конкурентоспособности экономики любой страны на мировом рынке. Государственная политика здесь направлена не на формальное обучение, а на выработку нетрадиционного подхода к подготовке потенциальных предпринимателей на основе создания новых фирм, ориентированных на экспорт. Технология такого подхода заключается в следующем: выявление и подготовка потенциальных предпринимателей, способных открыть собственное малое предприятие с использованием современных технологий; демонстрация способов подготовки и запуска в производство изделий, изготавливаемых на базе новейших технологий; облегчение формирования и содействие деятельности руководителей экспериментальных предприятий; содействие подготовке и анализу планов экономической деятельности экспериментальных предприятий; предоставление участникам программы сведений о передовых идеях в области маркетинга, их применение, а также обучение навыкам управления финансовой деятельностью; предоставление участникам возможности приступить на завершающем этапе программы к созданию собственных конкурентоспособных на внешнем рынке предприятий; согласование организации новых предприятий с существующими проектами, связанными с модернизацией изделий в процессе их эксплуатации. Уникальность предлагаемого подхода заключается в целенаправленном формировании сплоченных групп будущих предпринимателей, способных создать конкурентоспособную фирму. Это требует тщательного отбора участников, так как для осуществления Программы нужны высококвалифицированные и умеющие брать на себя ответственность люди. Высшей точкой этого процесса является формирование небольших административных групп, члены которых обладают взаимодополняющими навыками, необходимыми для открытия фирмы при соответствующей поддержке. Таким образом, государственные средства направляются на конечный результат — создание конкурентоспособного на внешнем рынке предприятия. При оказании государственной поддержки только на уровне физических лиц эффект был бы минимальным при значительных неэффективных затратах.
1.8. Геоинформатика Стабильное социально-экономическое развитие регионов и их успешная мирохозяйственная интеграция зависят и от использования информационно-коммуникационных технологий. Разработка концепции развития рынка геоинформационных технологий и услуг государства обусловлена стратегической целью соответствия мировому уровню и паритетной интеграции в мировое экономическое пространство. Стабильное социальное и экономическое развитие ныне невозможно без осознания ключевой роли геоинформатики как средства изучения и удобного представления результатов для принятия управленческих решений. Мировое сообщество проявляет все большую заинтересованность в объединении информационных ресурсов, стандартизации подходов к решению возникающих проблем, считая их магистральным условием взаимопонимания и сотрудничества, всемирного обеспечения доступов к пространственной информации различных категорий пользователей и разработчиков. Глобальная и национальная инфраструктуры пространственных данных со всеми их прикладными задачами становятся решающим условием обеспечения экономического развития нации. Это наглядно демонстрируют США, где разработана первая фаза национальной сети передачи цифровой геопространственной информации. Геоинформационные технологии позволяют существенно облегчить и улучшить сбор, распространение и использование геоданных и картографирования. Геоинформационные системы (ГИС) являются мощным интеллектуальным продуктом современной эпохи. За сравнительно короткий промежуток времени ГИС-технологии получили широкое распространение при поддержке принятия решений в планировании, проектировании и управлении, создании информационно- справочных банков данных, автоматизированном картографировании, составлении земельных кадастров, инженерных изысканиях и проектировании, на транспорте, в связи и бизнесе, образовании и туризме. Геоинформационные технологии берут начало с появления первых автоматизированных картографических систем. В начале 60-х гг. в США была создана первая программа построения карт на алфавитно-цифровых печатающих устройствах, включающая набор программных модулей для анализа пространственных данных. Появление и широкое распространение персональных компьютеров с графическим дисплеем позволило перейти к децентрализации исследований в области ГИС-технологий. К началу 80-х гг. в США были созданы сотни интегрированных ГИС, направленных на решение задач, связанных с проектированием, планированием и управлением. Дальнейший прогресс в компьютерных технологиях привел к появлению новых поколений ГИС, когда стало возможным пользователю создавать коммерческие пакеты в соответствии с его собственными запросами и возможностями. С конца 80-х гг. мощный интеграционный потенциал ГИС-технологий используется в глобальных и межнациональных проектах, таких как Глобальная система мониторинга окружающей среды, выполняемого под эгидой ООН. Большое внимание созданию геоинформационных систем уделяет Европейский союз. По сравнению с США рынок геоинформации в Западной Европе менее развит, имеются существенные различия в политических подходах к ее использованию. В последние годы под эгидой Европейской комиссии ведется целый ряд международных геоинформационных проектов. Проведены системные исследования по изучению спроса и предложений на геоинформацию. Информационный рынок Европы оценивался к 1997 г. в 550 млрд ЭКЮ, в том числе геоинформатики в 10 млрд ЭКЮ с темпом роста 14—20% в год. Таким образом, рынок геоинформатики удвоится в начале XXI века. Абсолютно будет доминировать информация в цифровом виде. Учитывая множество государственных и национальных баз данных, первоочередное внимание ныне уделяют проблемам метаданных и граничным политическим решениям по защите информации, ее качеству, доступности, правам личности, стандартизации, преодолению барьеров на пути к свободному рынку геоинформации. От реализации проектов создания единой геоинформацион-Пой инфраструктуры будет в значительной степени зависеть результат европейской интеграции. В 90-е гг. начала создаваться «Глобальная информационная инфраструктура» (ГИИ) — правила нового мирового единого порядка и формирования соответствующих организационно-правовых прецедентов на основе регионально-географического использования технологических решений Интернета или Всемирной информационной сети. Дальнейшим развитием ГИИ стало создание «Глобального информационного сообщества» в целях повышения экономической отдачи от информационных сетей и электронной коммерции. В восточноевропейских странах приняты законодательные акты об информатизации. В национальных программах информатизации особое внимание уделяется региональным ГИС, основной целью которых является разработка технологии информационно-аналитического обеспечения управления административной областью, районом и городом. Применение ГИС-технологий требует наличия соответствующего технического, программного и информационного обеспечения. Необходимы компьютеры с достаточно большим объемом оперативной и постоянной памяти и набора соответствующих периферийных устройств. За последние годы Восточная Европа превратилась из производителя современных электронно-вычислительных машин в потребителя устаревших иностранных моделей средств вычислительной техники. " " Уменьшился парк вычислительных машин, почти половину которого составляют устаревшие модели персональных компьютеров. Но даже на современных ПЭВМ неэффективно используются программные технологии. Многочисленные компьютерные курсы и вузовские спецкурсы дают общие представления о работе с компьютером, но не прививают навыков пользования современными компьютерными технологиями. Поэтому актуальной задачей высшего образования становится формирование общеобразовательной культуры и мышления, где важная роль отводится ГИС-технологиям. Среди них следует особо выделить экономические, ориентированные на подготовку специалистов-управленцев, способных принимать решения на основе обширной пространственной информации. Программный блок ГИС представляет совокупность интегрированных программных модулей, обеспечивающих выполнение основных функций геоинформационных систем. Информационный блок ГИС содержит соответствующим образом закодированные данные об определенной территории. ГИС-технологии особенно активно используются в качестве поддержки принятия решений в региональном планировании и управле- нии, включая организацию территории, развитие инфраструктуры, природопользование и охрану окружающей среды. ГИС способны интегрировать разнообразную геоэкономическую информацию и представить ее пользователю в виде компьютерных карт и атласов. Комбинирование аналитических возможностей ГИС с другими программами математического моделирования и искусственного интеллекта рождает новый вид информационной технологии — пространственные системы поддержки решений, в которых благодаря наличию функциональной связи между геоданными и имитационно-оптимизационными моделями создается интегрированная информационно-аналитическая среда. Назрела необходимость развития системы геоинформационного образования. Создание прикладных ГИС, включаемых в государственные и коммерческие программы, увеличивает спрос на специалистов-управленцев, практически владеющих ГИС-технологиями. В таких специалистах заинтересованы отраслевые и территориальные органы управления. Однако в области геоинформационной подготовки квалифицированных специалистов пока преобладает самообразование. Современное образование требует формирования творческого мышления и всемерного развития у студентов и слушателей способностей к самостоятельной работе. ГИС-образование отличается, прежде всего, междисциплинарным характером, высокой техничностью, информационной насыщенностью и широким спектром приложений. Проблема ГИС-образования является актуальной для большинства стран Западной Европы и США, где издаются многочисленные специальные журналы и проводятся конференции. В 1992 г. в Европе была создана международная группа по ГИС-образованию. В постсоветских странах в области ГИС-образования выделяется Россия, где эта идея нашла поддержку в первую очередь на природоведческих факультетах университетов. Однако внедрение ГИС в образование лимитируется высокой стоимостью технического и программного обеспечения. Сложность создания обучающей ГИС определяется не только техническими и организационными проблемами, но и разномас-штабностью, разнотипностью и условностью геопространственной информации, различиями в уровнях ее территориальной организации и разнообразием управленческих задач. Общие методические основы обучающих ГИС включают обеспечение тематической полноты слоев базы данных серии ГИС для вУзов в соответствии с содержанием учебных программ. Например, требования экономистов к решению проблемы ГИС-образования существенно отличаются от требований математиков и представителей технических и природоведческих специальностей. Вместе с тем представляется плодотворным использование идеи ГИС-практикума, которая может быть положена в основу обучения геоинформатики. Обучение ГИС-технологиям строится на системе логически увязанных между собой и с читаемыми спецкурсами практических управленческих заданий, каждое из которых представляет небольшой ГИС-проект. Эти задания должны быть увязаны единой целевой программой, но дифференцированы для различных специализаций. ГИС-практикум, функционально включающий технические средства, программное и информационное обеспечение, ориентирован на достижение главной цели — обучение будущих управленцев активному общению, диалогу с персональным компьютером, знакомству с отечественными и зарубежными достижениями в области геоинформатики и возможностями коммерческих ГИС-продуктов. В условиях недостаточного финансирования высшей школы актуальной проблемой является дороговизна обеспечения ГИС-практикума цифровыми картами, разномасштабными и разновременными аэрокосмическими снимками, материалами наземных наблюдений, обеспечения координатной привязки для пространственной информации. Поэтому на стадии обучающих ГИС необходимо максимально стремиться к их практическому применению, ориентированному на решение конкретных инвентаризационных, экспертно-оценочных, управленческих и прогнозных задач: земельный кадастр и землеустройство; оценка природных ресурсов и природопользование; региональное управление; кадастр недвижимости; формирование единого информационного пространства города, административного района и области на основе системы электронных карт; • мониторинг экологической и радиационной обстановки и др. Наиболее практичным направлением обучающих ГИС является создание их локальной сети в учебных хозяйствах или на полигонах вузов. Внедрение обучающих ГИС-технологий в вузах требует государственного подхода к геоинформационному обеспечению. В этой связи особенно актуальным является решение следующих задач: • создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра как основы информационной инфраструктуры рынка недвижимости; координация земельной политики с задачами строительных отраслей и жилищно-коммунального хозяйства; усиление государственного контроля за использованием земли, соблюдением строительных норм и эксплуатационных требований; создание кадастра недвижимости и др. Следует отметить, что Россия, Украина и Белоруссия отстают от стран Центрально-Восточной Европы в подходах к реформированию управления рынком земли и недвижимости, что сдерживает процесс цивилизованной приватизации. Негативно сказываются на внедрение ГИС-технологий устаревшие представления о них как прикладных методах в различных науках, тогда как в современном мире геоинформатика становится основой общей культуры и грамотности. 1.9. Направления практического применения программных средств и ГИС-технологий В 90-е гг. наиболее широкое распространение получили разработки по территориальным кадастрам регионов, позволяющим рационально решать задачи обеспечения цифровыми картами и их согласованного обновления с участием различных отраслей, использования материалов дистанционного зондирования, создание инфраструктуры для работы в режиме реального времени, обучения специалистов, постановки и решения управленческих задач. Все больше осознается необходимость создания комплексных геоинформационных систем, объединяющих земельный и территориальный кадастры, управление инженерными коммуникациями, решение пространственных задач правоохранительных ведомств, экологии и здравоохранения. В России создаются, как правило, независимые коммерческие организации, которые, не являясь собственниками информации, отвечают только за ее техническое накопление, увязку и обношгение. Консолидация финансовых средств позволяет Уменьшить затраты на разработку геоинформационной системы. Хотя Россия является лидером применения ГИС-технологий в постсоветских странах, их внедрение на региональном уровне идет медленно. Основные проблемы в большинстве субъектов Федерации связаны с дефицитом финансовых средств, разобщенностью основных пользователей и разработчиков систем в регионах. Распространение получают муниципальные ГИС в целях формирования единого городского информационного пространства с помощью геоинформационных технологий. Как правило, в город, ских администрациях организуются отделы информационного обеспечения, где на базе WEB-технологии (Интернет) создаются электронные карты города, планы зданий, строений, сооружений и инженерных коммуникаций, предоставляются информационные услуги юридическим и физическим лицам и т.д. Успешно внедряются ГИС-технологии в Обнинске, Таганроге, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Красноярске, Арзамасе и других городах. Подавляющее большинство пользователей настольных ГИС сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Важным потребителем ГИС-технологий является топливно-энергетический комплекс, где требуется осуществлять контроль за локальными инженерными сетями и магистральными трубопроводами. Ведутся работы по созданию ГИС магистральных газопроводов, что позволяет контролировать состояние системы и удешевить ее эксплуатацию. Консультативной помощью ГИС-технологий пользуются лесоустроительные предприятия, лесное и дорожное хозяйства. Цифровые карты автодорог позволили существенно сократить сроки и затраты на издание автодорожных атласов. Особенно широкое применение геоинформационные технологии нашли в геодезии и картографии, что позволило за короткий срок создать банк из имеющихся цифровых карт с высоким качеством и по минимальным ценам с соблюдением условий лицензирования. Программные средства и ГИС-технологии находят все большее применение в региональных и городских экологических программах. Российскими учеными совместно с Центризбиркомом создан электронный электоральный атлас страны, работающий с базами данных по выборам федерального и регионального уровней. Традиционными потребителями геоинформационных технологий являются военные ведомства и правоохранительные органы, где используются системы слежения за подвижными объектами. Возрастает применение ГИС-технологий в бизнесе, рекламе и образовательных программах. Создаются ГИС-приложения для Интернета, что позволяет доступными средствами использовать в образовательных целях мощь геоинформационных систем, обходясь малыми затратами. В Интернете представлено множество аналогичных разработок, но большинство из них несет в первую очередь информационную нагрузку. В предлагаемых геоинформационных системах пользователь может легко найти искомую точку, масштабировать и получить разного рода информацию по анализируемому объекту. Однако предлагаемые технологии не позволяют пользователю что-либо изменить. Этот недостаток частично устраняется в новых ГИС-приложениях, позволяющих самостоятельно формировать картографическое изображение и подключать атрибутивные данные. В заключение необходимо подчеркнуть, что создание геоинформационных систем является необходимым условием для повышения качества принимаемых управленческих решений и успешной интеграции Восточной Европы в мировое информационное пространство.
|