Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ликвидация последствий аварий автотранспортных средств






Особой опасностью отличаются аварии с последующим пожаром на автотранспортных средствах перевозящих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (ЛВЖ и ГЖ).

Ликвидация аварий на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) осложняется следующими факторами:

· наличием постоянной угрозы «пожара-вспышки» (при отсутствии горения горючих жидкостей), при котором зона поражения высокотемпературными продуктами сгорания паровоздушной смеси совпадает с максимальным размером облака продуктов сгорания;

· наличием больших емкостей с ГЖ, создающих угрозу взрыва в виде «огненного шара» и больших площадей растекания;

· мощным тепловым излучением при горении жидкостей;

· возможной удаленностью места пожара;

· изменением направления распространения пожара в зависимости от рельефа местности, геологического расположения и метеоусловий;

· наличием веществ и материалов, для тушения которых требуются специальные огнетушащие вещества.

Работы по ликвидации пожара на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) необходимо выполнять с привлечением минимально необходимого количества личного состава пожарной охраны.

Первоочередной задачей РТП является обеспечение безопасных условий тушения пожара путем исключения воздействия опасных факторов на участников тушения пожара. РТП должен приступить к ликвидации пожара только после установления вида и количества перевозимого груза (а в отдельных случаях начинать тушение лишь при получении разрешения санэпидемнадзора).

РТП должен:

· оценить возможность появления опасных факторов, которые могут угрожать здоровью и жизни участников ликвидации аварии, и обеспечить своевременную эвакуацию людей в безопасную зону;

· с помощью сотрудников ГИБДД или самостоятельно принять меры к перекрытию движения на транспортных магистралях;

· установить продолжительность пожара (у водителя автотранспортного средства) к моменту прибытия подразделений пожарной охраны и характер возможных разрушений;

· вид и количество ЛВЖ и ГЖ;

· количество и местонахождение людей в зоне аварии;

· состояние опорной арматуры и характер повреждения емкости.

РТП должен определить:

· наличие средств тушения пожара, ликвидации аварии;

· возможные пути эвакуации;

· меры по обеспечению безопасности;

· место, порядок и способы эвакуации автоцистерны из опасной зоны;

· безопасное расстояние для участников тушения пожара;

· возможное привлечение и использование дорожных и городских служб.

Для выполнения поставленной задачи РТП должен предпринять следующее:

· рассчитать необходимое количество сил и средств и сосредоточить их на пожаре;

· создать резерв огнетушащих веществ;

· установить наличие, состояние и возможность использования рельефа местности, канализации, колодцев с учетом распространения горения и разлива продукта;

· оценить интенсивность теплового потока на автоцистерну;

· установить и довести до участников тушения сигналы начала и окончания подачи огнетушащих веществ, отхода при угрозе взрыва или пролива нефтепродукта;

· определить безопасные пути и места для вывода участников ликвидации аварии при возникновении угрозы взрыва;

· принять меры по устройству обвалования для ограничения площади пролива горючей жидкости или ее сбора, учитывая рельеф местности (создавая заградительные валы из песка, земли или гравия);

· вывести автоцистерну из зоны горения на безопасное расстояние, соблюдая при этом меры безопасности. При этом избегать толчков, резкого торможения;

· при тепловом воздействии организовать охлаждение всей поверхности цистерны;

· оценить возможности перекачки оставшейся горючей жидкости в резервные емкости, как в стационарные, так и в передвижные. Для перекачки применять бессальниковые насосы и насосы с торцевыми уплотнениями;

· использовать искробезопасный инструмент для выполнения работ, связанных с устранением повреждений автоцистерны и течи горючих жидкостей;

· при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из повреждений цистерны принять меры для создания заградительных валов из земли, песка или гравия, а также запретить эвакуацию цистерны;

· выяснить направление ветра, рельеф местности для предотвращения угрозы перехода огня на близлежащие здания и сооружения;

· определить возможность быстрой доставки требующегося количества огнетушащих веществ;

· организовать установку постов и обозначений, для передвижения в опасных зонах только согласно распоряжения штаба по ликвидации аварии;

· располагать резерв и силы, участвующие в ликвидации пожара, на безопасом расстоянии с наветренной стороны;

· организовать сменную работу участников ликвидации аварии в зоне высоких температур и орошение водой в процессе выполнения задач;

· предусмотреть резерв звеньев ГДЗС;

· для обеспечения минимального доступа газодымозащитников к очагу пожара (зона возможных испарений) состав звеньев ГДЗС можно уменьшить до двух человек;

· при работе в непосредственной близости или в зоне возможных испарений применять дыхательные аппараты с избыточным давлением под маской;

· в зоне высоких температур использовать теплоотражательные костюмы;

· назначать из должностных лиц ФПС ответственного за обеспечение охраны труда и соблюдение техники безопасности.

После обеспечения мер безопасности, исключающих образование зон взрывоопасных концентраций паров продуктов с воздухом и повторное воспламенение, РТП принимает решение о полной ликвидации горения.

Тактика действий подразделений ФПС при тушении пожара на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) определяется в зависимости от сложившейся оперативно-тактической обстановки при воздействии теплового излучения на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) в очаге пожара.

Для охлаждения конструкций подают компактные и распыленные струи воды. Для ликвидации горения нефтепродуктов использовать пены различной кратности, огнетушащие порошковые составы. Для ликвидации горения темных нефтепродуктов допускается использовать воду в распыленном состоянии. При этом, чем меньше дисперсность капель воды, тем эффективнее тушение. Технология работы стволов по ликвидации горения ЛВЖ (ГЖ) изложена в разделе 3.8.

Безопасность участников тушения пожара на автоцистернах с наличием ЛВЖ или ГЖ достигается выполнением технических и организационных мероприятий, исключающих воздействие опасных факторов. Участники тушения пожара должны размещаться на безопасном расстоянии от места возможного взрыва автоцистерны с ЛВЖ (ГЖ), либо за естественным или искусственным укрытием. В случае необходимости применять различные защитные устройства (например, экраны). При тушении пожаров личный состав должен быть обеспечен СИЗОД и защитной одеждой.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал