Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ликвидация последствий аварий автотранспортных средств
Особой опасностью отличаются аварии с последующим пожаром на автотранспортных средствах перевозящих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (ЛВЖ и ГЖ). Ликвидация аварий на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) осложняется следующими факторами: · наличием постоянной угрозы «пожара-вспышки» (при отсутствии горения горючих жидкостей), при котором зона поражения высокотемпературными продуктами сгорания паровоздушной смеси совпадает с максимальным размером облака продуктов сгорания; · наличием больших емкостей с ГЖ, создающих угрозу взрыва в виде «огненного шара» и больших площадей растекания; · мощным тепловым излучением при горении жидкостей; · возможной удаленностью места пожара; · изменением направления распространения пожара в зависимости от рельефа местности, геологического расположения и метеоусловий; · наличием веществ и материалов, для тушения которых требуются специальные огнетушащие вещества. Работы по ликвидации пожара на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) необходимо выполнять с привлечением минимально необходимого количества личного состава пожарной охраны. Первоочередной задачей РТП является обеспечение безопасных условий тушения пожара путем исключения воздействия опасных факторов на участников тушения пожара. РТП должен приступить к ликвидации пожара только после установления вида и количества перевозимого груза (а в отдельных случаях начинать тушение лишь при получении разрешения санэпидемнадзора). РТП должен: · оценить возможность появления опасных факторов, которые могут угрожать здоровью и жизни участников ликвидации аварии, и обеспечить своевременную эвакуацию людей в безопасную зону; · с помощью сотрудников ГИБДД или самостоятельно принять меры к перекрытию движения на транспортных магистралях; · установить продолжительность пожара (у водителя автотранспортного средства) к моменту прибытия подразделений пожарной охраны и характер возможных разрушений; · вид и количество ЛВЖ и ГЖ; · количество и местонахождение людей в зоне аварии; · состояние опорной арматуры и характер повреждения емкости. РТП должен определить: · наличие средств тушения пожара, ликвидации аварии; · возможные пути эвакуации; · меры по обеспечению безопасности; · место, порядок и способы эвакуации автоцистерны из опасной зоны; · безопасное расстояние для участников тушения пожара; · возможное привлечение и использование дорожных и городских служб. Для выполнения поставленной задачи РТП должен предпринять следующее: · рассчитать необходимое количество сил и средств и сосредоточить их на пожаре; · создать резерв огнетушащих веществ; · установить наличие, состояние и возможность использования рельефа местности, канализации, колодцев с учетом распространения горения и разлива продукта; · оценить интенсивность теплового потока на автоцистерну; · установить и довести до участников тушения сигналы начала и окончания подачи огнетушащих веществ, отхода при угрозе взрыва или пролива нефтепродукта; · определить безопасные пути и места для вывода участников ликвидации аварии при возникновении угрозы взрыва; · принять меры по устройству обвалования для ограничения площади пролива горючей жидкости или ее сбора, учитывая рельеф местности (создавая заградительные валы из песка, земли или гравия); · вывести автоцистерну из зоны горения на безопасное расстояние, соблюдая при этом меры безопасности. При этом избегать толчков, резкого торможения; · при тепловом воздействии организовать охлаждение всей поверхности цистерны; · оценить возможности перекачки оставшейся горючей жидкости в резервные емкости, как в стационарные, так и в передвижные. Для перекачки применять бессальниковые насосы и насосы с торцевыми уплотнениями; · использовать искробезопасный инструмент для выполнения работ, связанных с устранением повреждений автоцистерны и течи горючих жидкостей; · при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из повреждений цистерны принять меры для создания заградительных валов из земли, песка или гравия, а также запретить эвакуацию цистерны; · выяснить направление ветра, рельеф местности для предотвращения угрозы перехода огня на близлежащие здания и сооружения; · определить возможность быстрой доставки требующегося количества огнетушащих веществ; · организовать установку постов и обозначений, для передвижения в опасных зонах только согласно распоряжения штаба по ликвидации аварии; · располагать резерв и силы, участвующие в ликвидации пожара, на безопасом расстоянии с наветренной стороны; · организовать сменную работу участников ликвидации аварии в зоне высоких температур и орошение водой в процессе выполнения задач; · предусмотреть резерв звеньев ГДЗС; · для обеспечения минимального доступа газодымозащитников к очагу пожара (зона возможных испарений) состав звеньев ГДЗС можно уменьшить до двух человек; · при работе в непосредственной близости или в зоне возможных испарений применять дыхательные аппараты с избыточным давлением под маской; · в зоне высоких температур использовать теплоотражательные костюмы; · назначать из должностных лиц ФПС ответственного за обеспечение охраны труда и соблюдение техники безопасности. После обеспечения мер безопасности, исключающих образование зон взрывоопасных концентраций паров продуктов с воздухом и повторное воспламенение, РТП принимает решение о полной ликвидации горения. Тактика действий подразделений ФПС при тушении пожара на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) определяется в зависимости от сложившейся оперативно-тактической обстановки при воздействии теплового излучения на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) в очаге пожара. Для охлаждения конструкций подают компактные и распыленные струи воды. Для ликвидации горения нефтепродуктов использовать пены различной кратности, огнетушащие порошковые составы. Для ликвидации горения темных нефтепродуктов допускается использовать воду в распыленном состоянии. При этом, чем меньше дисперсность капель воды, тем эффективнее тушение. Технология работы стволов по ликвидации горения ЛВЖ (ГЖ) изложена в разделе 3.8. Безопасность участников тушения пожара на автоцистернах с наличием ЛВЖ или ГЖ достигается выполнением технических и организационных мероприятий, исключающих воздействие опасных факторов. Участники тушения пожара должны размещаться на безопасном расстоянии от места возможного взрыва автоцистерны с ЛВЖ (ГЖ), либо за естественным или искусственным укрытием. В случае необходимости применять различные защитные устройства (например, экраны). При тушении пожаров личный состав должен быть обеспечен СИЗОД и защитной одеждой.
|