Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это хранение в памяти и воссоздание в воображении чувственно-наглядного образа действительности без непосредственной чувственной связи с нею.
Представление является одновременно и высшей формой чувственного познания (так как воссоздает образ, представленный в чувственных ощущениях и в его внешней, наглядной структуре), и первым шагом к абстрактному мышлению, поскольку воссоздаваемый представлением образ не относится только к объекту, данному на момент познания, а универсально применим в познавательной деятельности.
Таким образом, чувственное познание приобретает на своей высшей стадии организованный, оформленный характер, порядок действительности в котором воспроизводится только в своих внешних свойствах и в своих поверхностных явлениях. Для того чтобы действительность была познана во всей глубине её сущности, в закономерностях её развития и в законах её бытия, необходимо рациональное познание, способное к логическим выводам и к теоретическим обобщениям. Рациональное познание – это система познавательных операций, творческой силой которой является разум. Именно творческая сила разума способна создавать обобщенную, всеобще необходимую и объективную модель действительности в её истинном соответствии реальному миру. Рациональное познание, теоретически воспроизводя в сознании порядок действительности во всей его глубине и сути, дает новое знание, которое невозможно извлечь из чувственного опыта без работы разума. Но разум не отделим от чувств, и познание, поэтому, есть единый процесс взаимодействия чувственного опыта и рационального мышления. Познание начинается с чувственного опыта, который не только дает ощущения, но и одновременно сразу же возбуждает активность разума. Сам же разум, оперируя абстрактными умственными понятиями, уподобляет логический порядок создаваемой им модели порядку реальной структуры действительности, данной в чувственном опыте. Таким образом, чувственное и рациональное познания качественно различны, но находятся в неразрывном единстве, что и определяет их соотнесенность: они являются качественно разными ступенями органически единого познавательного процесса, где чувственное познание извлекает из действительности и формирует содержание сознания, а рациональное познание оформляет это содержание в теоретический образ действительности. Познания имеет несколько исторически сложившихся форм: 1. Обыденно-практическое познание. Содержит элементарные сведения о человеке и о мире, полученные из осмысления повседневного опыта. Это: природоведческие, сельскохозяйственные, строительные, медицинские, ветеринарные, бытовые, этнографические, ремесленнические, военные и пр. знания и навыки. А также: приметы, поверья, традиции здравого смысла, этикета, обрядов, правил общения, хозяйственных отношений и т.д. 2. Игровое познание. Содержит сведения, получаемые из содержания игр познавательного, исследовательского, экспериментального или делового характера. Это: кибернетические, математические, физические, экологические, экономические, военные, природно-климатические и прочие модели протекания сложных процессов, вариантов их развития и средств воздействия на них со стороны человека. 3. Мифологическое познание. Содержит реальные сведения о действительности, дополненные вымыслом. Это: географические, исторические, событийные, бытовые, прикладные и прочие знания, включенные в концепции и сюжеты мифов, сказок, былин, эзотерических учений, космогонических теорий, народных верований и т.д. 4. Художественно-образное познание. Содержит сведения о действительности, представленные в виде художественных образов искусства. Это: исторические лица, объекты природы, особенности быта, события, элементы вещественной культуры, специфика мировоззрения людей, их нравы, чувства и т.д. в изобразительном искусстве, сценическом искусстве литературе и т.д. 5. Религиозное познание. Содержит сведения, как о реальной посюсторонней действительности материального бытия человека, так и о предполагаемой потусторонней действительности бытия богов и других нематериальных сущностей. Это: вся совокупность реальных сведений о действительности, понимаемая в качестве результата проявленных причин разумной и целенаправленной деятельности мира истинного, потустороннего, обиталища Бога (многих богов) и других духовных созданий. 6. Философское познание. Содержит сведения о мире как о целом во всей совокупности характеристик его бытия. Это: различные философские концепции и течения, дающие свои теоретические объяснения действительности. 7. Научное познание. Содержит сведения о мире в виде теоретической идеализации его статистически закономерно протекающих процессов. Это: эмпирические данные опытов, наблюдений, экспериментов над объектами природы и их теоретическое осмысление, анализ социальных процессов и т.д. с точки зрения проявления различного рода закономерностей.
Основные термины.
АБСТРАКТНОЕ – идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира. АКТИВНОСТЬ – способность действовать. ВОСПРИЯТИЕ – обобщенный чувственный образ объекта познания, расширенный мышлением за счет сложения в совокупность всех его ощущений. МЫШЛЕНИЕ – способность разума формировать мысли. ОБЪЕКТ – то, что познается.
|