Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соответственно культуру можно разделить на две сферы: материальнуюидуховную.
Материальная культура подразделяется на: 1. Производственно-технологическую культуру, в состав которой входят: – технология материального производства; – вещественные результаты материального производства; – способы деятельности человека в материальном производстве и производственный опыт. 2. Культуру воспроизводства человеческого рода, в состав которой входят: – сфера формирования социальных условий для матери и ребенка; – сфера мероприятий по формированию приемлемых условий для материально-социального существования человека; – сфера интимных отношений между мужчиной и женщиной. Духовная культура подразделяется на: 1. Процессы духовного производства – искусство, философия, наука, мораль, религия. 2. Процессы социально-политического обустройства общества – право, различные системы власти, политические идеалы и стратегии, социальные доктрины, эргономика, методы научной организации труда, физкультура и спорт и т.д. Таким образом, культура есть то, что одновременно и формирует всю духовную жизнь общества, и то, что формируется самой этой духовной жизнью. Это диалектическое единство культуры и духовной жизни общества оказывает определяющее воздействие на формирование и развитие личности человека, поскольку человек через достижения культуры развивается интеллектуально, определяется социально и развивается духовно.Именно через приобщение к культурному наследию общества человек получает возможности для личного развития, для эффективной социализации и для реализации своих жизненных планов. Становление и развитие социально успешной и духовно здоровой личности человека через культуру происходит в силу того, что феномен культуры базируется на признании безусловных ценностей и идеалов, присущих человеческому бытию. Если личность приобщается к культуре, то её становление и развитие определяется приоритетом общечеловеческих нравственных ценностей, здоровыми эстетическими вкусами и значительным интеллектуальным багажом. В противоположность этому, если человеческая личность тяготеет не к культуре, а к нигилизму, то есть к отрицанию безусловных ценностей и идеалов, то становление и развитие такой личности приобретает уродливые формы или вообще задерживается на низком уровне. Таким образом, можно сказать, что культура является средством ориентации человеческой личности на главные ценности человеческого общества – на гуманизм, свободу, духовное здоровье и творческое отношение к жизни. Именно содержанием этих ценностей отличается подлинная культура – сумма духовных достижений человечества, основанная на непреходящих идеалах прекрасного, нормах нравственности, духовном здоровье и престиже активного интеллекта. Своеобразные идеалы и ценности могут быть характерными, однако, и для массовой культуры, если она, хоть в слабой форме, но, все-таки, будет выражать в себе основное содержание подлинной, классической культуры. Идеалы и ценности подлинной культуры во многом обусловлены особенностями той или иной национальной культуры или исторической эпохи, однако существуют и универсальные, общечеловеческие ценности, которые преодолевают время и национальные границы. К ним в первую очередь относятся: уважение к жизни человека, к его достоинству и свободе, понятия долга, чести, справедливости, совести, почитания предков и своей истории, милосердие, сострадание, оберегание домашнего очага, любовь, дружба, умение видеть и создавать прекрасное. Именно умение видеть и создавать прекрасное дает человеку один из основных внешних критериев подлинной культуры – утонченность и изящество её форм. В этом смысле подлинная культура противоположна извращенности, грубости, распущенности, примитивности, чрезмерности, утрированности, фальши и вульгарности. Подлинная культура характеризуется не скандальностью, броскостью, или оригинальностью своих форм, а их гармоничностью, глубокой выразительностью, соразмерностью, красотой, изяществом, функциональностью, благородством, чистотой содержания и правдой. Культура формируется в процессе человеческой деятельности, и культура есть продукт полностью человеческий. По форме воздействия на социальные процессы общества и на самого человека, культурная деятельность подразделяется на: 1. Практическую, в составе которой выделяются: – материально-преобразовательная культурная деятельность, направленная на изменение природы и улучшение материального бытия человека; – творчески-созидательная, направленная на создание эстетических объектов культуры; – социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность. 2. Духовную деятельность, направленную на изменение человеческого сознания и духовного мира человека.
По мере движения истории в мировой культуре всё более доминируют и проявляются общечеловеческие черты, поскольку культурная деятельность человека становится всё более единой по своим формам, задачам и способам, что, соответственно, формирует единую культуру всего человечества. Основные термины
КУЛЬТУРА – сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов. КУЛЬТУРА (в широком смысле) – уровень материального и духовного развития общества. КУЛЬТУРА (как деятельность) – взаимодействие процессов опредмечивания человеческого духа и процессов распредмечивания объектов культуры в едином процессе создания человеком материальных и духовных ценностей общества. КУЛЬТУРА КЛАССИЧЕСКАЯ – совокупность материальных и духовных достижений человечества, преодолевающих время и национальные границы. КУЛЬТУРА ПОДЛИННАЯ – сумма духовных достижений человечества, основанная на непреходящих идеалах прекрасного, нормах нравственности, духовном здоровье и престиже активного интеллекта. НИГИЛИЗМ – отрицание значения культуры и культурных ценностей. ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ – материально воплощенный результат культурной деятельности человека. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА – процесс воплощения духовного богатства человека в материальных и духовных объектах. РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ – процесс освоения человеком культурного наследия и превращения его в своё духовное богатство.
|