![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава седьмая загадка Гвиона решена
Гэльским алфавитом, называемым огамическим письмом, пользовались в Британии и Ирландии за несколько веков до появления латинского алфавита. Его создателем средневековая ирландская " Книга Баллимота" считает " Огму, солнцеликого сына Бреаса", одного из самых старых гаэльских богов. Огму, как считает Лукиан, который писал во втором веке нашей эры, изображали в виде этакого Геракла в львиной шкуре и с дубинкой в руках, который ведет толпы пленников, прикованных за уши к кончику его языка золотыми цепями. Алфавит состоял из двадцати букв - пятнадцати согласных и пяти гласных и, очевидно, имел связь с языком жестов. Множество примеров этого алфавита есть в старинных надписях на камнях в Ирландии, на острове Мэн, в Северном и Южном Уэльсе, в Шотландии, а также в Силчестере в Хэмпшире, столице атрибатов, которые приняли участие во втором белгском нашествии на Британию между походом Юлия Цезаря и завоеванием Клавдия. Вот две версии. Первая взята из " Истории валлийцев" Бринмор-Джоунса и Риса, а вторая - из " Тайного языка Ирландии" доктора Макалистера:
Очевидно, что оба эти алфавита являются Q-кельтскими, или гэльскими, потому что в них есть Q и нет Р. Гаэлы с континента осели в Юго-Восточной Британии за два с половиной столетия до нашествия белгов (имевших Р-кельтский алфавит) из Галлии в начале четвертого века до нашей эры. Считается, что общепринятым языком бронзового века в Британии так же, как в Ирландии, был гэльский в своей первичной форме. Огамический алфавит, который приводится в " Оксфордском словаре английского языка" (словно он был одним-единственным), отличается от приведенных выше версий наличием M.G.Y.Z.R. как последней строчки согласных. Однако Y, несомненно, ошибочно введена вместо NY, другого варианта записи звука Gn, как в Catalogne. В еще одной версии, приведенной в " Мифологии Британских островов" Чарльзом Сквайром, четырнадцатая буква дана как ST и обозначение X предложено для Р. Доктор Макалистер доказывает, что в Ирландии огамическим письмом не пользовались для публичных надписей, пока друиды имели силу, ибо его хранили в тайне и когда одному друиду надо было написать другому послание на деревянном брусочке, он пользовался шифром. Четыре ряда, каждый из пяти букв, как предполагает Макалистер, представляют пальцы в языке знаков. Для того чтобы назвать любую букву из алфавита, надо было только выставить нужное количество пальцев одной руки в одном из четырех возможных направлений. Однако это не очень-то удобно. Гораздо более быстрый способ, менее подозрительный и утомительный, заключался в том, чтобы рассматривать левую руку как своего рода клавиатуру пишущей машинки, где разным буквам соответствуют либо кончики, либо костяшки, либо основания пальцев, и указательным пальцем правой руки касаться нужного места. Каждая буква в надписях состоит из насечек от одной до пяти числом, сделанных резцом по краю квадратного камня. Из четырех разного вида насечек получаются двадцать букв. Я предполагаю, что количество насечек в письме показывало номер пальца, считая слева направо, на котором буква читается пальцевым методом, а вид насечки определял положение буквы на пальце. Были и другие методы использования алфавита для тайного общения. В " Книге Баллимота" рассказывается о Cos-ogham (ножное письмо), когда человек сидя пальцами ног имитирует насечки. В Sron-ogham (носовое письмо) примерно так же используется нос. Все эти методы были хороши для обмена информацией на достаточно далеком расстоянии; метод клавиатуры применялся, когда собеседники сидели близко друг от друга. Гвион, по-видимому, говорит о носовом письме, когда упоминает среди других известных ему вещей, " зачем нужна кромка носа". Ответ - " чтобы легче было передавать огамическое письмо". Вот какой алфавит предлагает Макалистер: Помимо этих двадцати букв пять комбинаций гласных использовались в языке знаков, чтобы представить пять чужеземных звуков: Еа Oi Ia Ui Ae Они представляют: Kh[65] Th P Ph X В надписях эти буквы отличаются от обыкновенных букв. Kh передается крестом святого Андрея[66], Th - ромбом, Р - решеткой, Ph - спиралью, X - опускной решеткой[67]. Таким образом я представляю пальцевый шифр с гласными в центре. В " Галльской войне" Юлий Цезарь отмечает, что галльские друиды пользовались греческими буквами для публичных записей и личной корреспонденции и не открывали своего священного письма, " чтобы оно не вульгаризировалось или чтобы у ученых не ослабела память". Доктор Макалистер предполагает, что дополненный огамический алфавит очень близок к раннему, схожему с семитским греческому алфавиту, известному как алфавит Формелло-Серветри, который начертан на двух вазах - из Церы и из Вейи в Италии - примерно пятого века до нашей эры. Буквы написаны по-семитски, то есть справа налево, и начинаются с А. В. G. D. Е. Макалистер утверждает, что " греческие буквы" друидов - именно этот алфавит, состоявший из двадцати шести букв, то есть содержащий на четыре больше, чем классический греческий, однако одна буква считалась необязательной, и мне кажется, он доказывает свое мнение. Остается вопрос, придумали друиды свой язык пальцев до того, как узнали греческий алфавит, или после? Доктор Макалистер считает, что после, и я согласился бы с ним, если бы не два серьезных возражения. (1) Порядок букв в огамическом алфавите существенно отличается от греческого, а ведь если бы друиды уже знали греческий алфавит, то наверняка точнее следовали бы ему, так как это был бы их первый опыт алфавитного письма. (2) Если пять чужеземных букв входили в первоначальный алфавит, то почему они не стали естественной частью огамического письма, подобно остальным буквам? Почему бы не распределить их по насечкам таким образом:
И почему в пальцевом алфавите они появляются не в ближайших эквивалентных комбинациях согласных (Ch для Kh, Cs для X и так далее), но в комбинациях гласных? ] То, что эти комбинации гласных иносказательны, легко понять из пальцевой диаграммы. Чтобы передать звук Kh, соответствующий греческой букве " chi", друиды воспользовались латинскими буквами С и Н, но выразили их иносказательно через Еа, то есть указав на четвертый палец с буквой Е, на котором есть буква С, и на большой палец с буквой А, на котором есть буква Н. То же самое с X (произносившейся как Cs). Они воспользовались буквой Е, так как на том же пальце есть С и S, но добавили букву А, которая находится на одном пальце с Н. Кстати, Н - непроизносимая, вспомогательная буква в кельтских языках, и здесь она используется для формирования комбинации из двух гласных А и Е. Th пишется как Oi, a Ph - как Ui, так как Th-звонкий вариант D (как греческий theos соотносится с латинским deus " бог"), a Ph-звонкий вариант F (как греческий phegos соотносится с латинским fagus " буковое дерево"). D находится на пальце с О, a F-на пальце с U. Итак, чтобы отличить Th от D и Ph от F, буква I соединяется в одном случае с гласной О, а в другом - с U. В ирландском языке I используется для указания на звонкость звука. И наконец, Р пишется как Ia, потому что В, которая изначально произносилась как Р в кельтских языках (в валлийском языке до сих пор привычно путают эти два звука), находится там же, где А, и I является указателем на то, что Р в чужеземном языке отличается от В. Таким образом, я делаю вывод, что огамическое письмо существовало задолго до того, как алфавит Формелло-Серветри пришел в Италию из Греции. То, что друиды, выказывая явное презрение, добавили к нему буквы, определенно говорит об их неучастии в его трансформировании. Осложняется дело тем, что древнеирландское слово, обозначающее " алфавит", - " Beth-Luis-Nion", из чего можно сделать вывод, что первоначальный порядок букв в огамическом алфавите - В. L. N., хотя стал В. L. F. прежде, чем было снято запрещение с надписей. Кроме того, ирландцы традиционно считают, что их алфавит заимствован в Греции, а не в Финикии и привезен в Ирландию через Испанию, а не Галлию. Спенсер отмечает это во " Взгляде на современное состояние Ирландии" (1596): " Кажется, они получили их (буквы) от народа, пришедшего из Испании". Названия букв " B.L.N." -алфавита даны Родериком О'Флаерти[68] в " Ogigia" (семнадцатый век) со ссылкой на Дуальда Макфирбиса, семейного барда О'Брайенов[69], который имел доступ к старым записям:
Когда я недавно писал по этому поводу доктору Макалистеру, самому большому знатоку в огамическом письме из ныне живущих, он ответил мне, что я не должен принимать алфавит О'Флаерти всерьез: " Они все кажутся мне искусвенными порождениями позднего времени или порождениями педантов, которые имеют не большее значение, чем жеманничанье сэра Пиерси Шафтона и его круга". Я привожу это возражение полностью, потому что мое доказательства опирается на алфавит О'Флаерти, а у доктора Макалистера достаточно широкая спина, чтобы за ней спрятались все считающие, будто я пишу чепуху. Однако эта книга начинается с того, что Гвион скрывал тайну алфавита в своих стихах-загадках. А ответы на загадки, если я не ошибся, хотя Morvran и " Moiria", Ne-Esthan и " Neiagadon", Rhea и " Riuben" не очень-то соотносятся, так во многом совпадают с " Boibel-Loth" что я чувствую себя оправданным в предположении, будто О'Флаерти записал истинный алфавит по крайней мере тринадцатого века, и ответы к до сих пор не решенным загадкам можно найти в названиях букв " Boibel-Loth" -алфавита. Мы начинаем второй поход на загадки Гвиона с того, что помещаем Idris на четырнадцатое место как эквивалент " Id ra", убираем J из Jose, то есть Joseph, и Jesu, то есть Jesus, которые о чем Гвион как знаток древнееврейского не мог не знать первоначально не начинались с J, и переставляем местами Uriel и Hur, ибо средневековые ирландцы уже давно забыли о Н-аспиранте, так что Hur и Uria легко можно было спутать Наконец, если ответы к нерешенным загадкам заключены в неиспользованных буквах " Boibel-Loth" -алфавита, то нам остались " Acab" и " Jaichim", а также пять загадок: Я был у престола Вседержителя, Я был болтлив, пока не был одарен речью; Я был Альфой Имени Божьего. Я - чудо, происхождение которого неизвестно, - И я пребуду до самого последнего дня на земле. " Moiria" из " Boibel-Loth" -алфавита - эквивалент Morvran (Морвран) - предполагает Moreh, или Moriah, в обоих случая место (Море), где Иегова заключает договор с Авраамом и навсегда отдает ему и его потомству первенство. Другое название Море - гора Сион, а Исайя (Исайя 24: 23) говорит о том, что " Господь Саваоф воцарится на горе Сион", который разрушает, опустошает и уничтожает все внизу. " Moiria" также пре; полагает греческое слово moira (часть, распределение). Если Moriah ответ на первую неразгаданную загадку, то ее надо соотнести с " я был бардом Деона из Лохлина", и тогда нам придется приписать ученому Гвиону такую интерпретацию слова-Mor-Iah, или Mor-Jah, то есть " бог моря". Валлийское слово Mor соответствует еврейскому Marah (соленое море). Он явно отождествляет еврейского бога Джоха (Jah) с Браном (Vron), который был богом зерна и богом ольхи. Такое отождествление оправдано. Один из самых старых богов, которому поклонялись в Иерусалиме и которого потом включили в синтетический культ Иеговы, - бог урожая Таммуз, часть от первого урожая зерна ежегодно привозили ему из Вифлеема (дома хлеба). Коренные жители Иерусалима все еще оплакивали его во время Праздника Опресноков в день Исайи, и, согласно Иерониму, у него была священная роща в Вифлееме. Нельзя забывать, что Храм построили на " току Орна[70]", что звучит в точности как Араун. Более того, ворон Брана был также посвящен Иегове. И все же еще более убедительным является претензия Иеговы на седьмой день. В существовавшей тогда астрологической системе неделя делилась между Солнцем, Луной и семью планетами, а савеи из Харрана, что в Месопотамии, которые были эгейского происхождения, отдали каждый из семи дней во власть одному божеству, как это осталось в Европе: Солнцу, Луне, Нергалу (Марсу), Набу (Меркурию), Белу (Юпитеру), Белтиде (Венере), Крону (Сатурну). Таким образом, Иегова - бог, священный день которого суббота, - отождествляется с Кроном, или Сатурном, который и есть Бран. Следует отдать должное Гвиону, который понял это и который знал, что Uriel и Uriah- одно и то же, поскольку El и Jah- взаимозаменяемые имена иудейского бога. Священное Имя, начинающееся с Альфа, написанное четырьмя буквами, оказывается Acab, судя по перечню О'Флаерти, что предполагает Ахава (Achab, Ahab), царя Израильского, имя которого носил также пророк, присутствующий в Деяниях апостолов как Агав. Это имя Агав отвечает на следующую загадку: " Я был болтлив, пока не был одарен речью", - ибо Агав (который, согласно псевдо-Дорофею, был одним из семидесяти учеников) дважды упоминается в Деяниях апостолов. В первый раз (Деяния 11: 28) Агав " предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод". Гвион делает вид, будто понял " предвозвестил" как " говорил знаками" [71], то есть пророчествовал молча, в то время как в следующий раз (Деяния 21: 11) он громко сказал: " Так говорит Дух Святый". Но имя Ахав не является священным, по-еврейски оно означает всего лишь " брат отца". Однако Acab- по-еврейски " цикада", а золотая цикада была у греков Малой Азии священным символом Аполлона, бога солнца[72]. В другой поэме " Сказания" " Divregwawd Taliesin" Гвион называет Иисуса " Сын Альфы". Так как " Acab" - в этом алфавите эквивалент " Alpha" в греческом, то получается, что Иисус - сын Ахава, а так как Иисус - сын Бога, то Ахав - синоним Бога. Что до " Jaichim", " Jachin", то Иахин - название одного из двух таинственных столбов Соломонова Храма, тогда как другой называется Воаз. (Еврейские учителя говорят, что Воаз означает " в нем сила", а Иахин - " он упрочит". Столбы эти представляют солнце и луну. Масоны, по-видимому, позаимствовали эту традицию.) Вопрос, как случилось, что Соломон поставил по обе стороны фасада Храма два столба, названные Boaz (это слово, по предположению еврейских ученых, когда-то содержало посередине L) и Jachin, пока не должен нас волновать. Следует обратить внимание на то, что " Jaichim" - последняя буква в алфавите и что I в кельтской мифологии буква смерти и ассоциируется с тисом. Таким образом, Jaichim- синоним Смерти (Еврипид в " Неистовом Геракле" использовал то же слово iachema для обозначения смертельного шипения змеи), а то, как Смерть приходит в мир, и то, что приходит после Смерти, всегда едва ли не в первую очередь интересовало участников религиозных и философских диспутов. Смерть всегда будет на земле, как говорит доктрина христианства, до самого Судного дня. Итак, большая загадка Талиесина, разъятая на части и вновь составленная в положенном ей порядке, с ответом на каждую отдельную загадку выглядит так. Я был башней в строительстве Нимрода. Вавилон (Babel) Я видел гибель Содома и Гоморры. Лота (Lota) Я был при дворе Дона до рождения Гвидиона; моя голова была на Белом Холме в Доме Кимбелина; и никто не знает, тело мое - звериное или рыбье. Врон (Vron) Я стояла рядом с Марией Магдалиной, когда распинали на кресте Милосердного Сына Божьего. Саломия (Salome) Я был знаменем, которое несли до Александра. Не-Естан (Ne-Esthan) Я укрепил Моисея в земле Божьей. Op (Hur) Я был в Ханаане, когда Авессалома убили; меня одарил крыльями гений прекрасного посоха. Давид (David) Самый первый бард я у Элфина, который был в путах и колодках один год и один день. Поначалу я был маленьким Гвионом, и Вдохновение я взял в Котле ведьмы Керридвен. Потом почти девять месяцев я был в животе Керридвен. Наконец я стал Талиесином. " Иоанном" я был зван, святым Мерлином и Илией, но потом все короли назвали меня Талиесином. Я могу учить всю вселенную. Талиесин (Tahestn) Вначале я был с моим Владыкой в Вышних Сферах, а потом я был в его кладовой. Кай (Kai)
Я перенес Святой Дух через Иордан в Хеврон. Халев (Caleb) Я был Престолом Вседержителя; я был менестрелем у данов в Лохлине. Мория (Moriah) Я вырос в Ковчеге и был учителем всех, кто умен. Хи Гадарн (Ни Gardarn) Я был в Индии и Азии. А теперь я пришел сюда с остатками троянцев. Гомер(Gomer) Я сидел в неудобном кресле. Я знаю все звезды на севере и на юге; моя родина в земле херувимов, где летние звезды. Идрис (Idns) Я была во Вселенной, когда строился Рим, и кружилась неподвижно между тремя элементами. Рея (Rhea) Я был болтлив, пока не был одарен речью; я был Альфой Имени Божьего. Ахав (Acab) Я был с моим Королем в яслях осла. Иосиф (Jose) Во время падения Люцифера в адскую бездну я был учителем Еноха и Ноя; я был на лошади Еноха и Илии. Еще я был в Кайр Бедион. Уриил (Uriel) Я мучился голодом с Сыном Девы; я был на Высоком Кресте в земле Троицы; я трижды был в Крепости Арианрод, над Крепостью Сидов. Иисус (Jesus) Я - чудо, происхождение которого неизвестно. Я останусь на земле до Судного дня. Иахин(Jachin) Итак, похоже, что ответ на загадку - алфавит бардов, очень напоминающий алфавит О'Флаерти, но с Morvran вместо " Moiria", Ne-Esthan вместо " Neiagadon", Rhea вместо " Riuben", Salome вместо " Salia" [73], Gadarn вместо " Gath", Uriel вместо " Ura", Taliesin вместо " Teilmon". Это похоже на спад, разрядку. Кроме того, что " Boibel-Loth" -алфавит уже существовал к тринадцатому веку, то есть до появления " Красной книги Хергеста", в которую входит " Сказание о Талиесине", а не является подделкой О'Флаерти, ничего больше не прояснилось. Ладно. К тому времени, когда О'Флаерти опубликовал свой алфавит, его тайна исчезла из памяти людей, и не имело никакого смысла скрывать названия букв. На самом деле он был придан гласности много раньше-в поэтическом букваре десятого века. Но мы можем быть совершенно уверены, что Гвион с его Псом, Косулей и Чибисом не дошли бы до такой экстравагантности и не перепутали бы весь текст загадки, если бы в ней не было скрыто что-то очень важное, а не просто обыкновенный алфавит. И единственная надежда - это продвинуться вперед в поисках того, что еще могут означать буквы помимо своих названий. Может быть, они хранят тайную религиозную формулу? * * * Уже разгадав загадку, я понял, что неправильно прочитал строчку: " Я был главным строителем башни Нимрода". Хотя ответ я дал правильный. Это имеет отношение к разделу в " Ученых слушаниях", где " строительство башни Нимрода" объясняется как лингвистическое исследование (об этом еще пойдет речь в главе тринадцатой) Фениуса Фарса и его семидесяти двух помощников. Башня, как сказано, была построена из девяти разных материалов: Глина, вода, шерсть и кровь, Дерево, известь, крученая льняная нить, Гуммиарабик, битум чистый - Всего девять пошло на башню Нимрода. Эти девять разных материалов поэтически объяснены так: Существительное, местоимение, (Прилагательное), глагол, Наречие, причастие, (предлог), Союз, междометие. Двадцать пять самых благородных из семидесяти двух помощников, работавших над языком, говорят, дали свои имена буквам огамического алфавита. Вот эти имена:
ETHROCIUS, UIMELICUS, IUDONIUS, AFFRIM, ORDINES Обратите внимание, что список несколько странный. " Hiruad" (Ирод) вместо Hur(Op), " Nabgadon" (Навуходоносор) вместо Не-Естана. Последние пять имен представляют " чужеземные буквы", которых нет в каноническом алфавите. " Главным строителем" из загадки не может быть ни Фениус Фарса, ни два его главных помощника - Гадел и Каойт, а только Вавилон (Babel). Тут же в книге объясняется, что " Babel" означает букву В, что береза - ее дерево, что " на бересте была сделана первая в Ирландии надпись огамом, то есть семь В как предупреждение Лугу, сыну Этлоя: " Твоя жена будет семь раз увезена от тебя в волшебную страну или куда-то еще, если береза не уследит за ней". Луг понял, что семь В представляли березу, семижды повторенную, но чтобы понять смысл послания, он должен был перевести семь В, представленных одинарными насечками, в две другие буквы того же типа, то есть S и F (четыре насечки и три насечки), начальные буквы ирландских слов sid и ferand. Загадка окончательно подтвердила, даже если остались кое-какие сомнения, знакомство Гвиона с современным ему поэтическим искусством.
|