Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Священнослужители Церкви Адвентистов Седьмого Дня Оренбуржья: история и современность.






Данная работа является попыткой воссоздания и последовательного описания хронологически выверенного списка служителей совершавших служение в Адвентистских общинах Оренбургского края от момента формирования первой Адентистской общины в Оренбуржье до сего времени.

Причем мы ограничимся описанием только рукоположенных служителей, исключая тех служителей и соответственно те виды служения, которые не требуют рукоположения в соответствующий сан. К тому же мы исключим из описания первую категорию рукоположенных служителей, поскольку в их отношении не сохранилось практически никакой информации.

В самом начале работы нам необходимо обратить внимание на принятую в Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня градацию рукоположенных служителей Церкви, что позволит нам прояснить и систематизировать историческую информацию о служителях Адвентистской Церкви совершавших служение в Оренбургском крае.

Прежде всего, это служители, служение которых ограничивается рамками одной отдельной общины, которая и избирает их на ежегодном выборном собрании. Это диаконы и пресвитеры.

Диаконы оказывают помощь при проведении богослужений и собраний общины, посещают членов общины, заботятся о больных и бедных, а так же заботятся о церковном имуществе.[1] Диаконы не совершают никаких священных обрядов, а лишь помогают пресвитерам и пасторам при священнодействиях.

Диаконов в зависимости от численности общины может быть от 2-3 человек до нескольких десятков.

Пресвитеры, в случае отсутствия пастора являются духовными руководителями общины и отвечают за всестороннее развитие общины и её служения. Так же в отсутствии пастора пресвитер является председателем деловых собраний общины. Пресвитер совершает обряды Крещения, Вечери Господней, Елеепомазания, а в исключительных случаях и обряд Бракосочетания.[2]

Традиционно в одной общине избирается один пресвитер. В больших общинах их может быть несколько и тогда среди них выбирается старший, который и осуществляет общее руководство.

Следующими служителями являются пасторы. В Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня одним общим названием «пастор» объединены три категории служителей: 1. Начинающие библейские работники. 2. Библейские работники. 3. Рукоположенные пасторы (по-другому: проповедники).

Существенным отличием всех трех категорий пасторов от двух вышеупомянутых категорий рукоположенных служителей (диаконов и пресвитеров) является то, что пасторы не избираются местной общиной, но назначаются в одну или несколько общин объединением общин того или иного региона. В нашем случае, в современных обстоятельствах, Уральским Объединением Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, в которое территориально входят общины Оренбургской области.

К тому же, второй отличительной особенностью пасторского служения является постоянная готовность пастора к переводу на служение в другую общину, то есть в другой город, в зависимости от необходимости и по решению постоянно действующего руководящего органа Объединения.

Чаще всего на пасторское служение приглашаются наиболее способные диаконы или пресвитеры. Однако последние полтора десятилетия все больше укрепляется тенденция к приглашению на пасторское служение только выпускников Заокской Духовной Академии.

Приглашенный на пасторское служение попадает в первую категорию пасторов: начинающие библейские работники. В течение нескольких лет он совершает служение под руководством более опытного пастора, обычно только в одной общине. После чего, в зависимости от проявленной способности к пасторскому служению его переводят в категорию библейского работника.

В статусе библейского работника пастор совершает свое служение еще несколько лет с целью окончательного убеждения в призвании к пасторскому служению.

С тем, чтобы пастор мог полноценно совершать свое служение в общине, куда он назначен, еще на этапе служения в статусе начинающего библейского работника он должен быть рукоположен в сан пресвитера, в том случае если он ранее не был рукоположен в этот сан.

В сане пресвитера пастор совершает служение все время нахождения его в статусе начинающего библейского работника и библейского работника. После чего, по представлению руководящего органа Объединения региона и по решению руководящего органа Союза Объединений, в нашем случае Западно-Российского Союза Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня пастора рукополагают в высший сан принятый в Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, сан «рукоположенный пастор» или, по-другому, «проповедник».

В нашей работе мы будем именовать данную категорию служителей исторически сложившимся и более распространенным между членами Церкви названием «проповедник».

Таким образом обозначив принятую в Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня градацию служителей мы можем перейти к исторической части работы.

Обращая внимание на начальный период развития Адвентизма в Оренбуржье необходимо отметить, что первые Адвентисты появились в Оренбургской губернии еще в конце 19 века. А первая община была образована в 1900 году в г. Оренбурге.[3]

Естественно, что появившаяся община должна была быть обеспечена пасторской заботой.

Исходя из известных на данный момент источников, можно с уверенностью утверждать, что первым пресвитером Оренбургской общины Адвентистов был Филипп Филиппович Триппель. В одном ранее опубликованном источнике мы находим лишь краткое упоминание о нем: «Брат Триппель совершил крещение».[4] Между тем в этом же источнике мы видим, что данное крещение происходит при посещении в 1907 году Оренбургской общины одним из руководителей Церкви в России, а так же в это время в общине присутствует пастор Г.Я. Гетце, о котором мы будем говорить ниже.

Ситуация несколько странная так как в присутствии двух пасторов, крещение совершает другой человек, наверняка имевший право это делать. Однако она была полностью прояснена опубликованными воспоминаниями Давида Гомера, внука Ф.Ф.Триппель.

В своей книге Д. Гомер пишет о том, что его мать Маргарита Филипповна Триппель родилась в Оренбурге в 1896 году, а её отец Филипп Филиппович Триппель был первым пресвитером Адвентистской общины возникшей в 1905 году в селе Орлово(ка) (Ок-Добе), Ленинпольского района Киргизии.[5] Отсюда очевидно, что семья Триппель проживала в Оренбурге приблизительно с середины последнего десятилетия 19 века до, как- минимум, первой половины 1907 г.

А в журнале «Голос истины» за 1926 год в отчете Председателя Всесоюзного Союза Адвентистов Седьмого Дня (ВСАСД) Генриха Иоганновича Лебсака о поездке по Средней Азии в 1925 г. можно узнать о некоторых обстоятельствах посещения им общины Адвентистов села Орлово. Г.И. Лебсак пишет: «В субботу 14 ноября, собратья всех трех общин собрались в Орлове…. Радостно было видеть среди членов общины старых ветеранов Адвентистского учения, которые в 90-х г. прошлого столетия в Оренбурге, а другие немного позднее в Сибири, приняли истину и до сего времени остались верны ей; …».[6]

Таким образом, соединив информацию этих трех источников, мы можем уверенно заключить, что в 90-е годы 19 века семья Филиппа Филипповича Триппель наряду с другими немецкими поселенцами в Оренбургской губернии, которых в 1897 году посетил Генрих Иоганнович Лебсак, [7] приняла Адвентистское учение. А сформировавшаяся позднее Оренбургская община избрала Ф. Ф. Триппель своим пресвитером, который и был рукоположен в этот сан. Что в свою очередь и объясняет нам, на самом деле не странную, но обычную даже сегодня ситуацию, когда при наличии пастора в общине крещение может совершать и её пресвитер.

Можно также предположить, что, совершая ознакомительную поездку из Средней Азии через Оренбург в Поволжье в начале 1907 года, Председатель Восточно-Российского миссионерского поля Лебсак[8] приглашает на служение в недавно образованную общину с. Орлова пресвитера Оренбургской общины Ф.Ф. Триппель. Отчасти это может быть подтверждено тем, что уже в 1912 году брат Триппель встречает вновь направленного в Среднюю Азию проповедника Г. И. Цирата и сопровождает его для ознакомления в Орлов(ку), где «пробыли 9 дней и имели благословенные собрания».[9] А так же еще и тем, что позднее в списках членов Оренбургской общины датируемых 30 декабря 1916 г. мы не находим никого из семьи Триппель.[10]

Из воспоминаний Давида Гомера мы так же можем узнать, что в семье первого пресвитера Оренбургской общины Ф.Ф. Триппель было четверо детей: Филипп, Генрих (1888 – 1938 г.г.), Кристина (1892 – 1982 г.г.) и младшая дочь Маргарита (1896 – 1946 г.г.).[11]

В документах 5-го Всесоюзного Съезда Адвентистов Седьмого Дня состоявшегося 16 – 23 августа 1924 г. в г. Москве в числе представителей от Каспийского Областного Союза мы находим имя Ф.Ф. Триппель, который участвовал в этом юбилейном для Российских Адвентистов Съезде и в числе 13 пионеров Адвентистского движения в России обращался к собравшимся с приветственной речью.[12]

Во время того же Съезда была сделана знаковая для Адвентистов России фотография, на которой на фоне здания третьего дома Советов стоят двенадцать ветеранов-основателей Адвентизма в России, среди которых, второй справа, стоит уже очень пожилой Ф.Ф.Триппель.[13]

По всей видимости, Филипп Филиппович не дожил до тех времен, когда оба его сына погибли. В 30-ые годы в районной тюрьме в Ленинполе (Бакай-Ата) погибает старший из сыновей Филипп, а второй сын Генрих, осужденный в 1937 году, как враг народа был расстрелян 19 марта 1938 г. в г. Фрунзе (Бишкек).[14]

Следующий служитель, который осуществлял заботу об Оренбургской общине уже в качестве пастора, примерно в те же годы, что и Ф.Ф. Триппель был Иоганн - Якоб Гейнрихович Эбель.

Свидетельство о нем мы находим в рукописи Л. А. Бондарь, где записано, что «С 1904 по 1907 год Яков Генрихович Эбель трудился как служитель церкви АСД в Оренбурге». А так же то, что вся его семья была очень музыкальна «Яков Эбель играл на фисгармонии. Дочь Лидия играла на гитаре и хорошо пела. Другие дети играли на скрипке, мандолине, цимбалах.» [15]

Возможно, в период его пасторского служения Оренбург был одним из городов, а Оренбургская община, одна из нескольких общин за которую он нес ответственность.

К сожалению, на данный момент, это единственное свидетельство, связывающее имя Я. Г. Эбель с Оренбургом.

Однако о его дальнейшем служении именно, как рукоположенного проповедника известно, что с 1909 по 1912 г.г. он возглавлял Средне-Азиатское миссионерское поле, после чего был переведен на служение в Сибирь, где позднее, после одного из налетов черносотенцев был убит.[16]

Следующий пастор, сменивший Я. Г. Эбель на служении в Оренбурге и очевидно так же отвечавший за несколько общин был ранее упомянутый Готлиб Я. Гетце.

Самое первое упоминание о нем мы находим в описании Г. И. Лебсаком деталей третьего съезда Южно-Российской конференции проходившей в октябре 1903 года в Александродаре. На этом съезде Готлиб Я. Гетце был принят в качестве библейского работника на пасторское служение.[17]

А позднее, в следующем, уже опубликованном источнике мы находим его совершающим служение в Оренбурге. Где видимо с конца 1906 года он в течение трех месяцев до посещения Оренбурга в конце февраля 1907 г. Председателем Восточно-Российского миссионерского поля Лебсак заботится о членах Оренбургской общины.[18]

В марте 1910 года Готлиб Я. Гетце и его супруга К. Гетце представляют Оренбургские общины на Втором Съезде Российского Униона проходившем в Митаве.[19] В решениях этого съезда мы можем увидеть статус Готлиба Я. Гетце, который уже является рукоположенным проповедником, призванным совершать служение на территории Восточно-Российского миссионерского поля. А следующей строкой, упоминается еще один рукоположенный проповедник этого же поля, но с разъездным характером служения, который, по всей видимости, в 1913 году сменит Готлиба Я. Гетце на служении в Оренбургских общинах. Это Генрих Адамович Оствальд.[20]

Обстоятельства служения Генриха Адамовича Оствальда очень хорошо изложены в статье Д. Н. Денисова «История Церкви Адвентистов Седьмого Дня в Оренбургском крае» опубликованной в Материалах Международной и Всероссийской научно-практических конференций «Протестантизм в Оренбургском крае: история и современность» в 2013 г.

Существенным плюсом для Оренбургских общин в то время стало то, что проповедник Г.А. Оствальд проживал в самом Оренбурге, что позволяло ему уделять больше внимания, как минимум, трем известным на сегодня общинам Оренбургской губернии: г. Оренбурга, х. Привольного и х. Молдаванского.[21]

Однако в 1920 году решением Конференции Всероссийского Союза Союзов АСД проходившем 29, 30 сентября в Москве Г.А. Оствальд был переведен из Оренбурга в Ташкент.[22]

На годы служения в Оренбуржье рукоположенного проповедника Г.А. Оствальда так же выпадает и время служения на хуторе Молдаванском в общине Адвентистов Седьмого Дня её пресвитера Андрея Семеновича Кочерга. Некоторые обстоятельства его жизни и служения хорошо изложены в двух статьях об истории Адвентистов Оренбургского края в опубликованных Материалах Международной и Всероссийской научно-практических конференций «Протестантизм в Оренбургском крае: история и современность» в 2013 г.[23]

Однако, определяя крайние даты его служения, мы можем сказать, что впервые пресвитерское служение Андрея Семеновича Кочерга началось в 1913 году. Об этом он сам упоминает в прошении к Министру Внутренних Дел от 2 августа 1917 г.: «С 1913 года я состою присвитером общины сектантов адвентистов 7-го дня хутора Молдованского, Васильевской волости, Оренбургского уезда».[24]

По всей видимости, в 1929 г., пресвитерское служение А. С. Кочерга прерывалось, по крайней мере, для официальных властей. Об этом в справке № 6 от февраля 1929 г. Совета Нижне-Волжского Союза Адвентистов Седьмого Дня мы читаем, что А. С. Кочерга «…с 1929 года не является Председателем группы, так как на общем собрании членов от 12/1 1928 г. не был таковым переизбран, …».[25]

Скорее всего, данное решение было продиктовано желанием членов общины отвести удар от своего служителя из-за обострившихся притеснений, в результате которых семья Кочерга в 1930 и 1931 г.г. была подвергнута репрессиям.[26]

Фактически пресвитерское служение А.С. Кочерга закончилось в 1935 году, когда они всей семьей перебрались в д. Клубниково, хотя для своей семьи Андрей Семенович оставался священником.[27]

В решениях Конференции Всероссийского Союза Союзов АСД проходившем 29, 30 сентября 1920 г. в Москве о перемещении пасторов мы видим, что в большинстве случаев в город из которого был перемещен один пастор, на его место направлялся другой. Однако в случае перемещения из Оренбурга Г. А. Оствальда, о котором мы упоминали выше, на его место никто не был направлен.

Тем не менее, Оренбургские общины не могли остаться без пасторского попечения, которое, скорее всего, было возложено на пастора совершавшего служение в ближайшем к Оренбургу городе. Данное предположение вполне оправдано, поскольку такой вариант применяется и сегодня. К тому же в Книге Памяти Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня опубликованной в 2010 году мы читаем, что в 1920 году в г. Самаре совершал служение рукоположенный проповедник Владимир Адамович Гайдичар.

Именно В. А. Гайдичар «В последние годы, примерно в 1925 году, выполнял пасторское служение в Оренбурге и проживал по адресу: Оренбург, Каретный переулок (западная часть ул. Челюскинцев[28] – прим. автора), д. 11».[29]

По всей видимости, в начале 20-х годов Владимир Адамович Гайдичар был переведен из г. Самары в г. Оренбург.

Некоторые обстоятельства жизни В. А. Гайдичара и его семьи известны благодаря П. С. Гарину, который был лично с ним знаком и еще в 70-ые годы написал об этом в своих воспоминаниях. После описания обстоятельств посещения семьи В. А. Гайдичара в Самаре в 1920 году П. С. Гарин пишет: «Гайдичар был переведен в г. Оренбург, где он подвизался как проповедник, жил скромно и пользовался большим уважением. Жизнь его в дальнейшем протекала весьма трудно и неблагополучно, особенно после смерти его детей. Они не выдержали всего, последовавшего после 1921 года».[30]

Известно так же что Владимир Адамович Гайдичар избирался делегатом Восточного областного союза на 5-ый Всесоюзный Съезд, проходивший 16-23 августа 1924 г. в г. Москве.[31] Возможно, на этом Съезде В. А. Гайдичар был делегатом именно от Оренбургских общин.

Владимир Адамович Гайдичар стал, по сути, последним рукоположенным проповедником совершавшим служение в Адвентистских общинах Оренбуржья до последовавшего за этим, в 30-ые годы, временем репрессий и гонений на религию.

В 30-ые годы по свидетельству Г. А. Григорьева, ставшего руководителем Адвентистской Церкви в России после ареста в 1934 г. Г. И Лебсака, в те годы было арестовано 150 проповедников и пресвитеров Церкви АСД и более трех тысяч рядовых членов Церкви.[32]

Однако, не смотря на то, что в результате репрессий организационная структура Церкви Адвентистов Седьмого Дня в России была разрушена, тем не менее её история не прервалась. Не прервалась она и в Оренбуржье.

Из известных нам фактов мы можем отметить, что дочь Ф.Ф. Триппель Маргарита Филипповна Гомер (Триппель) из-за вспыхнувших преследований в Орлове нашла временное убежище со своей семьей в Оренбурге в течение 1933-34 г.г.[33] А перебравшаяся в 1935 г. в деревню Клубниково, а после войны в Оренбург, семья А. С. Кочерга не оставляла свою веру и некоторые из её членов стали частью воссозданной общины Адвентистов Седьмого Дня в г. Оренбурге в конце 60-х годов.[34]

Фактически в период с 30-х годов по 60-ые годы Церковь ушла в подполье. Никаких записей, которые позволили бы нам сегодня восстановить историю Церкви в это период, разрозненные члены Церкви не вели, поскольку это могло стать основанием для репрессий. Свидетельством этому служит факт обнаружения в 1964 г. в с. Кульма Кваркенского района группы Адвентистов Седьмого Дня состоящей из 30 человек, руководителями которой были Снегирь и Хапицкий.[35] В 1964 г. эта община уже функционировала, а кто-то из этих двух руководителей был, по всей видимости, пресвитером. Поскольку Уполномоченный совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Оренбургской области П. Лепилин в таблице сведений о фактически действующих религиозных объединениях и служителях культа на 1 января 1965 г. указывает не только количество адвентистов этой группы в 45 человек, но и обозначает одного незарегистрированного служителя.[36]

Однако восстановление Церковной организации и соответственно пресвитерского и пасторского служения в Оренбуржье начинается в 1968 году, когда в Оренбург приезжает Отто Александрович Швабауэр.

Обстоятельства служения О. А. Швабауэра, а так же двух последующих рукоположенных проповедников совершавших служение после него (С. А. Степанова, Г. Д. Ворохова) хорошо изложены в опубликованных Материалах Международной и Всероссийской научно-практических конференций «Протестантизм в Оренбургском крае: история и современность» в 2013 г.[37] Лишь некоторая вновь открывшаяся на сегодня информация позволяет нам уточнить несколько обстоятельств из уже ранее опубликованных.

Так О. А. Швабауэр родился не в 1930 г., а 7 апреля 1929 г.[38]

О. А. Швабауэр совершал служение рукоположенного проповедника в общинах Оренбурга и Орска вплоть до приезда в 1978 году Степана Алексеевича Степанова, который и стал следующим рукоположенным проповедником этих общин. Соответственно В. И. Блюм никогда не совершал не только пасторского, но и пресвитерского служения, хотя и был активным членом общины.[39]

Хотя С. А. Степанов переехал в Оренбург уже, будучи на пенсии он, тем не менее, совершал пасторское служение вплоть до приезда в Оренбург в 1985 г. нового пастора Григория Демьяновича Ворохова, [40] а позднее в 1988 г. переехал в Закарпатье.[41]

Уже во время служения проповедника С. А. Степанова мы видим как община г. Орска 31 октября 1982 г. избирает своим пресвитером брата Найман Леонида А., [42] а община г. Оренбурга 6 апреля 1982 г. избирает пресвитером Виктора Васильевича Черех.[43] И если о Леониде А. Наймане мы на сегодня практически ничего не знаем, то о Викторе Васильевиче Черех мы обладаем некоторой информацией.

В. В. Черех родился в г. Дубно в ноябре 1918 года. С 1937 г. учился в Адвентистской семинарии г. Бельско-Бяла (Польша), но не закончил последний год обучения в связи с началом Второй мировой войны. Совершал служение колпортера (продажа в разнос печатной продукции – прим. автора). В апреле 1940 года был отправлен в ссылку в Северный Казахстан, в Кокчетавскую область. Где и познакомился с Лидией Федоровной Шлёма 1924 года рождения. В 1942 г. заключили брак. После войны вернулись в родные края. С 1947 г. по 1953 г. жили в г. Владимир - Волынский в общине которого В. В. Черех и был в 1948 году рукоположен в сан пресвитера. В 1963 г. переехал с семьей в г. Караганду, где избирался пресвитером. С 1970 г. по 1979 г. совершал служение пресвитера в общине г. Кустанай. По предложению С. А. Степанова был приглашен на служение в 1980 г. в г. Оренбург и стал пресвитером Оренбургской общины. Вплоть до последних дней проповедовал на богослужении. Умер 5 мая 1990 г.[44]

О следующем рукоположенном проповеднике, совершавшем служение с 1985 г. по 2003 г. в общинах Оренбургской области, Г. Д. Ворохове мы можем узнать в статье Д. Н. Денисова «История Церкви Адвентистов Седьмого Дня в Оренбургском крае» опубликованной в Материалах Международной и Всероссийской научно-практических конференций «Протестантизм в Оренбургском крае: история и современность» в 2013 г.

Именно на период служения Г. Д. Ворохова выпало время бурного роста и развития Адвентистской Церкви в Оренбуржье и как следствие увеличение количества общин и служителей их обслуживающих. Что в свою очередь стало причиной разделения в 1998 году общин Оренбургской области на два миссионерских поля: Западное Оренбургское поле с центром в г. Оренбург и Восточное Оренбургское поле с центром в г. Орск.

Соответственно с того времени и по сей день в каждое из этих полей назначается в качестве руководителя свой рукоположенный проповедник.

Следующий список представит имена служителей (пасторов и пресвитеров) совершавших служение с постсоветского времени в общинах Оренбургской области по полям.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал