Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогнозы на 2014 год. Банковская система страны.

Министр финансов Антон Силуанов не исключает, что по итогам года экономический рост в России может составить 0%. Портал Банки.ру спросил у банкиров и экономистов, как будет чувствовать себя при нулевом экономическом росте банковская система страны.

В ходе своего выступления на расширенной коллегии Минфина РФ 15 апреля глава ведомства Антон Силуанов заявил, что рост российской экономики по итогам 2014 года может оказаться нулевым. «Рост ВВП оценивается на достаточно низком уровне — в 0, 5%. Возможно, и будет находиться около нуля», — сказал Силуанов.

В связи с этим министр также отметил, что 2014 год может быть самым тяжелым для страны после финансового кризиса 2008—2009 годов. Кроме того, добавил он, существуют риски снижения цен на нефть. В начале апреля Минэкономики ухудшило прогноз по росту ВВП России до 1, 1% по итогам 2014 года в базовом сценарии развития и до 0, 5% — в более консервативном.

Портал Банки.ру опросил экономистов и банкиров на тему того, согласны ли они с таким прогнозом и как это может повлиять на банковский сектор.

«Банки не смогут наращивать темпы кредитования»

Ярослав Полещук, руководитель управления кредитных розничных рисков «БКС Премьер»:

— В самом стрессовом сценарии рост ВВП может оказаться даже отрицательным. В любом случае даже низкий рост ВВП оказывает влияние на устойчивость банков. Это один из основных показателей в эконометрических моделях по оценке устойчивости банков наряду с курсом валюты и показателями, характеризующими финансовую структуру экономики страны.

Любой экономический спад приводит к резкому ухудшению качества кредитных портфелей банков, что сказывается на их финансовой устойчивости. Банки не смогут наращивать темпы кредитования и будут пытаться компенсировать убытки за счет высоких ставок, что также оттолкнет от использования кредитов часть населения.

«Прибыльность банковского сектора может существенно снизиться»

Олег Джус, директор группы казначейства и финансовых рынков банка «Интеза»:

— Основные риски банковской системы при темпе роста ВВП в 0% будут связаны с замедлением роста активов и ухудшением их качества, поскольку спрос на кредиты со стороны хозяйствующих субъектов и населения также замедлится. Одновременно может ухудшиться обслуживание имеющейся задолженности. Это увеличит нагрузку на капитал банковской системы и может привести к существенному снижению прибыльности банковского сектора. Сектор потребительского кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса остаются высокомаржинальными. Они сохранят опережающие темпы роста. Что касается рынка заимствований, снижение кредитного спроса снизит активность компаний и банков на рынке. Кроме того, в условиях слабой экономики инвесторы снижают аппетит к риску.

«Заимствовать станет труднее»

Дмитрий Лепетиков, начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ 24:

— Мы считаем вариант, который предполагает Минфин, вполне возможным. Безусловно, банкам придется работать в более сложных условиях, и те из них, кто проводил высокорискованную кредитную политику, могут начать испытывать трудности. Спрос на кредитование несколько сократится, потенциальные инвесторы будут оценивать риски выше, поэтому заимствовать станет труднее. Тем не менее мы видим достаточно возможностей для развития кредитования банковской розницы и МСБ.

«Замедление темпов роста экономики может быть краткосрочным»

Иван Фоменко, начальник отдела доверительного управления Абсолют Банка:

— Наиболее вероятный, по нашему мнению, сценарий предполагает экономический рост приблизительно на уровне 0, 6%. Экономический рост может активизироваться во втором полугодии — тогда начнут ощущаться позитивные эффекты от снижения курса рубля. В первую очередь этот эффект ощутят те компании, которые работают на экспорт.

Однако столь скромный экономический рост по итогам года может заставить компании несколько снизить экономическую активность, что, в свою очередь, приведет к замедлению темпов роста на рынке кредитования. Что касается кредитования физлиц, на их потребительской активности не самым благоприятным образом может сказаться возможное сокращение персонала, которое может понадобиться компаниям вследствие снижения экономической активности. Впрочем, не стоит забывать, что замедление темпов роста экономики может быть краткосрочным, и тогда весь негатив, который я отметил, не получит распространение.

«Может произойти сокращение темпов роста банковской системы»

Игорь Голубев, руководитель направления анализа долговых рынков Промсвязьбанка:

— Вероятность нулевого роста в текущем году действительно существует. При этом мы бы не исключали отрицательных значений по итогам второго квартала. В случае замедления роста экономики может произойти сокращение темпов роста банковской системы, что, в свою очередь, скажется на росте просрочки и снижении маржинальности банковского бизнеса. При этом правительство обещало расширить список инструментов рефинансирования, дабы частично компенсировать невозможность занимать на открытых рынках. Мы не прогнозируем существенных темпов прироста в части потребкредитования. Если говорить про МСБ, учитывая, что большая часть бизнеса данного сектора представлена торговлей, можно предвидеть болезненную реакцию на ослабление национальной валюты. Тем не менее важно понимать, что представители малого и среднего бизнеса способны быстро реагировать на изменения рынка и оперативно перестраивать бизнес-модель в соответствии с текущей ситуацией, что будет способствовать положительной динамике развития этого сегмента.

«Темп роста корпоративного кредитования будет выше роста ВВП»

Денис Порывай, старший аналитик Райффайзенбанка:

— Как показал кризис 2008—2009 годов, даже снижение ВВП не привело к сокращению кредитования. Тогда спрос на кредиты в локальных банках был связан с рефинансированием долга корпораций перед иностранными инвесторами в условиях, когда доступность внешних рынков была низкой. Немаловажную роль сыграли меры господдержки. Мы полагаем, что темп роста корпоративного кредитования и в 2014 году будет выше роста номинального ВВП. Ухудшение качества потребительских кредитов в связи с насыщением рынка и замедлением роста зарплат, скорее всего, приведет к заметному ужесточению процедуры одобрения кредитных заявок, объема выдачи новых кредитов. Это замедлит кредитование. Низкий темп роста ВВП наиболее негативный эффект окажет на малый и средний бизнес. И, как следствие, на его кредитование.

«Наши госбанки попадут в достаточно тяжелое положение»

Роман Ермаков, аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка:

— Мы ожидаем, что рост российской экономики по итогам года может составить 0—0, 2%. Этот вариант не учитывает введения третьего пакета санкций со стороны западных стран, так как в этом случае Россия может столкнуться с сильным экономическим кризисом.

Причин нашего прогноза несколько. Первая — бум на рынке кредитования физических лиц, который, к слову, являлся основным драйвером роста экономики в прошлом году. Но в этом году в связи с ослаблением рубля и падением потребительской активности будет тянуть банковский сектор вниз.

Вторая причина — охлаждение отношений со странами Запада, что уже вызвало сильный отток капитала. Долг госорганов Российской Федерации невелик, чего нельзя сказать о наших компаниях. Заморозка доступа на международные рынки капитала и невозможность рефинансировать предыдущий долг поставят наши ведущие госкомпании и госбанки в достаточно тяжелое положение.

Банк России в этих условиях должен сделать выбор: или заменить зарубежный кредит внутренним, что потребует снижения ставки рефинансирования и увеличения ликвидности в банковской сфере, или продолжить поддержку рубля с высокими ставками по кредитам.

«Для банков более важен не темп роста ВВП, а поведение их клиентов»

Михаил Хромов, ведущий эксперт центра структурных исследований Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара:

— Замедление экономического роста до нуля в 2014 году возможно в случае реализации негативных вариантов развития в экономическом или политическом смысле. Это могут быть резкое падение мировых цен на энергоносители, введение против России широкомасштабных экономических санкций. Кроме того, даже нулевые темпы роста ВВП могут быть достигнуты в различных структурных пропорциях, что будет соответствующим образом влиять и на последствия для банковского сектора.

Пока имеющиеся данные за первый квартал 2014 года позволяют говорить о продолжении роста российской экономики. Так, промышленное производство в первом квартале выросло на 1, 1% по отношению к первому кварталу 2013- го, в том числе обрабатывающие производства — на 2, 4%. В первые два месяца года сохранились относительно высокие темпы роста потребления домашних хозяйств — 3, 2% к аналогичному периоду 2013 года. К негативным факторам можно отнести снижение инвестиций в основной капитал, объем которых в январе — феврале 2014 года сократился на 5% по сравнению с первыми двумя месяцами прошлого года.

Для банков более важен не темп роста ВВП, а поведение их клиентов. Так, в первом квартале 2014 года банки лишились значительных объемов средств населения, которое забрало деньги со счетов и депозитов. Кроме того, заметно замедлилось потребительское кредитование. И то и другое имело, скорее, отрицательный эффект для банков, но тем не менее оказало краткосрочный позитивный эффект для экономики вследствие увеличения потребительского спроса. В целом, безусловно, замедление динамики российской экономики будет связано и с ростом негативных тенденций в банковском секторе: уменьшением спроса на кредит, ухудшением качества кредитных портфелей, снижением рентабельности банковских операций.

«Банковский сектор будет принимать удар одним из первых»

Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система»:

— Скорее всего, темпы роста экономики будут даже не нулевые, а отрицательные. Мы прогнозируем при базовом сценарии минус 1% роста ВВП по итогам года, но, возможно, будет и хуже. Все это не повлияет на банковский сектор позитивно. Плохая экономическая ситуация ухудшает качество кредитных портфелей; вероятность того, что заемщики не заплатят по долгам, становится выше. Так что банковский сектор будет принимать удар одним из первых. Кроме того, желание кредитовать банки у других экономических агентов сейчас падает. Доходность облигаций банковского сектора уже выше, чем у аналогичных заемщиков нефинансового сектора, и может еще вырасти.

«Спрос компаний на кредиты будет снижаться»

Владимир Пантюшин, экономист:

— Я ожидаю, что темпы роста экономики действительно будут около ноля. Но нужно понимать, что в банковском секторе ситуация зависит не только от ВВП. Конечно, замедление темпов роста — это негатив для кредитных организаций. Но если говорить о потребительском кредитовании, то влияние роста ВВП тут достаточно опосредованное. Важно, какими будут инфляция и темпы роста доходов населения. Что касается депозитов, при неблагоприятных прогнозах люди будут продолжать наращивать свои сбережения в валюте. Частично банки выиграют от того, что рынки будут волатильны, а население начнет выбирать менее рискованные депозиты. В сфере кредитования компаний перспективы плохие: спрос на кредиты со стороны компаний будет снижаться.

«Пока ситуация не такая плохая»

Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка:

— Пока ситуация не такая уж и плохая. Сегодня (15 апреля.)вышли данные по росту промышленного производства, который составил 1, 4% за март и 1, 1% за первый квартал. Это достаточно слабо, но мартовская ситуация на финансовых рынках для реального сектора не оказалась драматичной. С одной стороны, я разделяю беспокойство участников рынка и экспертов. С другой — мне не кажется, что в экономике происходит быстрое ухудшение тенденций. Сейчас обсуждается изменение бюджетного правила, и бюджетные расходы могут оказать дополнительную поддержку темпам роста.
ВТБ намерен увеличивать объем недолларовых расчетов

На встрече с президентом России Владимиром Путиным глава ВТБ Андрей Костин заявил об увеличении объема операций в валютах, альтернативных доллару. На данный момент банковская группа концентрируется на двух основных задачах: внедрение и расширение операций, расчетов в валютах, альтернативных американскому доллару и создание национальной системы расчетных карт.

Костин уточнил, что с начала 2014 года ВТБ увеличил кредитный портфель на 700 миллиардов рублей. «Динамика роста кредитного портфеля с начала этого года весьма и весьма высока», — сказал он. Высокий темп роста состоит в том, что ВТБ замещает заимствованные ранее на международных рынках кредиты. Кроме того, ВТБ присоединился к «Объединенной российской системе», в которой задействовано около 40 тысяч банкоматов. «Нам кажется, что это может быть прообразом национальной системы, которую мы сейчас вместе с Центральным банком планируем создавать», — отметил глава ВТБ.


2.3. Проблемы международного кредита на примере России

О преимуществах международного кредитования в данной работе уже было сказано, сейчас подробнее остановимся на проблемах, связанных с международным кредитованием.

Согласно первому пункту этой главы, Россия после распада СССР взяла на себя все долги и активы бывшего Союза. В связи с этим, возникли проблемы по возврату средств у заемщиков. Вступление в Парижский и Лондонские клубы кредиторов помогло вернуть лишь часть активов, однако долги заемщиков с высокой задолженностью и низким уровнем развития, согласно Парижскому клубу кредиторов, подлежат списанию, плюс к тому Парижский клуб не признает военных долгов, и, как следствие, Россия лишилась большей части своих активов. По общему списанию долгов Россия занимает четвертое место в мире после Японии, Франции и Германии, а по отношению списанных долгов к ВВП – 0, 3% в 2001 г. – вышла на первое место! Таким образом, для кредиторов существуют вероятность невозврата кредитов из-за нерегулируемости кредитов по поставкам вооружения и военной техники, а также признания должника неплатежеспособным.

Залогом успеха государства в привлечении международных кредитов является продуманная и взвешенная долговая и кредитная политика, а также эффективная национальная система контроля в этой сфере, обеспечиваемая за счет организации четкой и слаженной работы органов бюджетного контроля. В России основным органом, осуществляющим контроль в сфере международных кредитных отношений, является Счетная палата РФ. Порядок деятельности Счетной палаты РФ определяется законом «О Счетной палате Российской Федерации» [3]. Полномочиями по контролю за управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга, его реструктуризацией, осуществлением государственных внутренних и внешних займов, а также рациональностью, законностью и эффективностью использования заемных средств, получаемых, в том числе путем выпуска облигаций и других видов ценных бумаг и из федерального бюджета наделены также контрольно-счетные палаты субъектов РФ. Контрольными полномочиями в сфере международных кредитных отношений обладают также органы исполнительной власти. К ним относятся Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Министерство экономического развития и торговли РФ, а также Федеральное казначейство. [23] Следует констатировать, что организация финансового контроля в сфере международного государственного кредитования имеет ряд проблем. Во-первых, наличие нескольких властных структур, обладающих контрольно-ревизионными функциями, приводит к тому, что полномочия каждого из органов бюджетного контроля международных кредитных отношений достаточно размыты, часто пересекаются, что мешает четко разграничить сферы их влияния и ответственности. Во-вторых, отсутствует механизм координации их деятельности. В-третьих, существующая нормативно-правовая база недостаточна для регламентации деятельности вышеуказанных контрольных органов. В настоящее время лишь для Счетной палаты РФ четко определены полномочия в сфере контроля международного кредитования, функции остальных органов определены лишь общими формулировками. В-четвертых, отсутствует единый подход к проведению контрольных мероприятий. Росфиннадзор в своей деятельности руководствуется Инструкцией «О порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации», Счетная палата имеет свой классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного финансового контроля. Все эти проблемы организации бюджетного контроля в сфере международного кредитования свидетельствуют о том, что сложившаяся ситуация повышает риски для экономики государства в процессе участия в международных кредитных отношениях, а также снижает возможности для осуществления качественного управления и контроля в данной сфере.

Международные кредиты – один из секретов быстрого роста экономики России в последние годы. Крупные компании занимали десятки миллиардов долларов в год за рубежом на длительный срок и под низкий процент. Возврат этих средств происходил за счет новых кредитов и допэмиссий. Однако, мировой финансовый кризис в 2008 году выявил все слабости этой схемы. Доступ к иностранным ресурсам для российских компаний, по сути, был закрыт. К ключевым причинам вовлечения российской экономики в мировой финансово-экономический кризис эксперты относят в том числе либеральную политику в сфере привлечения внешних заимствований. В сентябре-октябре 2008 г. Российская экономика столкнулась с проблемой погашения внешних долгов российских банков и корпораций в связи с их неспособностью выполнять свои обязательства на фоне закрытия доступа на мировой финансовый рынок. В совокупности с падением мировых цен на нефть это дало толчок к распространению финансово-экономического кризиса в России. Проблемы испытывают все игроки строительной отрасли, средние и мелкие строительные фирмы обанкротились, крупные – замораживают ряд строек и продают часть активов. Также многие поставки в розничной торговле из-за рубежа делались в кредит, начиная от автомобилей и заканчивая товарами повседневного спроса, поэтому компаниям здесь срочно нужно искать наличность. Более 20 средних и крупных банков испытывают проблемы, особенно пострадали дочерние предприятия западных кредитных организаций, работающие в России. В авиакомпаниях основная доля выручки приходится на летний сезон, в остальное же время деньги, напротив, активно тратятся, например на ремонт самолетов за счет кредитов. Также за счет международных кредитов функционировали предприятия сельского хозяйства, промышленности и других отраслей. Без длинных западных денег многие из крупных инвестиционных проектов в разных секторах российской экономики осуществить не удастся. Разумеется, государство заменить иностранный кредитный рынок не сможет из-за колоссальных объемов внешних займов, оно может лишь частично покрыть нужды компаний, чтобы избежать банкротств. Еще одна угроза, которая нависла над экономикой страны – это возможность перехода крупнейших российских компаний в руки западных банков. Компании кредитовались на Западе под залог своих акций, и если сейчас они объявят дефолт, то акции перейдут в собственность банков. Таким образом, в условиях мирового финансово-экономического кризиса наличие значительного внешнего долга стало существенным препятствием на пути экономического развития. Структурные диспропорции российской экономики, бесконтрольное наращивание и неэффективное использование внешних заимствований усугубили последствия вовлечения России в финансово-экономический кризис. Это дает основания утверждать, что чрезмерное привлечение государственных и частных внешних заимствований и нерациональное их использование без учета рисков глобализации негативно отражается на экономическом развитии и национальной безопасности России.

Таким образом, на сегодняшний день международный кредит имеет некоторые проблемы, несмотря на уже долгое существование и развитие данной формы кредита.

Заключение

На основе изученного материала и проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Международный кредит – сложная экономическая категория, появившаяся довольно давно и на сегодняшний день полностью сформировавшаяся. Современные авторы в большинстве своем сходятся в определении данной категории, ее функций, принципов, классификаций. Международный кредит играет очень важную роль в экономике почти каждого государства, ибо в наше время сложно представить себе страну, не вовлеченную в международные экономические отношения. Сегодня объем международных кредитов растет быстрее, чем производство и мировая торговля, большинство развивающихся стран прибегают к международным кредитам, чтобы ускорить процесс развития экономики. Кроме того, международный кредит приобретает все новые формы, и множество классификаций, представленных в работе, тому подтверждение. Быстрыми темпами развивается и система международных финансовых организаций, непосредственно участвующих в международном кредитовании, появляются все новые субъекты.

Россия на рынке ссудных капиталов прошла довольно сложный путь, ее положение порой было катастрофическим. Получив после распада СССР все его долги, Россия была вынуждена их реструктурировать, соглашаясь платить грабительские проценты. Самой крайней точкой развития международных кредитных отношений России стал дефолт 1998 г. Сейчас положение улучшилось, Россия практически расплатилась с бывшими долгами СССР, государственный долг снижается, однако неустойчивость экономики, большая зависимость от внешних факторов, таких как цены на энергоресурсы, все еще высокий внешний долг не дают России зарекомендовать себя как стабильную, надежную и независимую державу. Одна из главных современных проблем России и других развивающихся стран в сфере международного кредитования – отсутствие прочной законодательной базы и скоординированной работы органов власти, осуществляющих контроль и правовое обеспечение операций в сфере международного кредита. В связи с этим, для безопасности национальной экономики России прежде всего нужно сформировать правовую базу и четко организовать контроль за осуществлением иностранных заимствований.

Обеспечивая непрерывность и расширение воспроизводственного процесса, международный кредит является катализатором для развития экономики страны. Он способствует глобализации и интернационализации экономики, однако зачастую международный кредит является «воротами», через которые в национальную экономику проникает экономический спад. Поэтому чрезмерное привлечение государственных и частных заимствований и их неправильное использование может привести и к негативным последствиям для национальной экономической безопасности.

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что лишь грамотная политика государства в сфере международного кредитования в совокупности с рациональным и умеренным использованием банками и корпорациями внешних заимствований и отлаженной системой контроля и правового обеспечения в данной сфере будут способствовать стабильному экономическому росту страны.

 


 

Список использованной литературы

Официальные государственные и нормативные документы:

Гражданский Кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Федеральный закон от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

Книги, монографии:

Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации: учебник для студентов, обучающихся по специальностям «Мировая экономика». – М: Экономика, 2007. – 360с.

Гусаков Н.П. Международные валютно-кредитные отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» и «Финансы и кредит». – М: ИНФРА-М, 2008. – 312с.

Жук И.Н. Международные финансы: Учебное пособие. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 149 с.

Звонова Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. – М: НПО «Экономика», 2002. – 325с.

Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах (справочное издание). – М.: РУСАКИ, 2010. – 288 с.

Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит» и «Мировая экономика». – М: Финансы и статистика, 2005. – 572с.

Круглов А.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: учебник. – М: ИНФРА-М, 1998. – 432с.

Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. – М: Финансы и статистика, 2004. – 464 с.

Мовсесян А.Г. Международные валютно-кредитные отношения: учебник. – М: ИНФРА-М, 2006. – 310с.

Павлов В.В. Банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности: учеб пособие для вузов./ Финансовая академия при Правительстве РФ. – М: Экзамен, 2002. – 287с.

Симионов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 378с.

Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения: Валютный рынок. Международное кредитование. Анализ платежного баланса: Учебное пособие для вузов. – СПб и др.: Питер, 2002. – 266с.

 

Статьи:

Бельченко В. Задержка в развитии// Огонек. – 2008. - № 41. – с.17-18.

Звонова Е.А. Россия на мировом кредитном рынке: должник или равноправный участник? // Банковские услуги. – 2005. - №7/8. – с. 3-13.

Иванова Е.Е. Государство как субъект правоотношений по международному кредиту.//Современное право. – 2005. – № 12. – с.13-15.

Конищева Т. Тайны денег МВФ.// Российская газета. - №3605 от 15 октября 2004 г.

Кудряшова И.В. Анализ показателей внешнего долга РФ.//Электронный интернет-журнал РИЦ КП. - www.des.volsu.ru

Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты международного кредитования в современных условиях// Финансы и кредит. – 2007. - №17. – с.8-17.

Махортов Е.Г. Всемирный банк как важнейший международный институт развития// Власть – 2007. – № 6. – с.89-92.

Оржеховская Ю.А. О некоторых проблемах организации бюджетного контроля в сфере международного государственного кредитования// Право и государство: теория и практика. – 2008. - № 10. С.54-57.

Паньков В.С. Россия и глобализация. Россия в системе международных экономических отношений в условиях глобализации// Международная экономика. – 2009. - №9. – с.5-27.

Родионов Ю.В. Внешние заимствования России в условиях мирового финансово-экономического кризиса: проблемы и риски// Финансы и кредит. – 2009. - №37. – с.73-77.

Якушева Е.Е. Финансово-правовой статус Российской Федерации как кредитора в международных государственных кредитных отношениях// Финансовое право. – 2008. - №2. – с 16-20.

 

Международный кредит: понятие, принципы, функции, виды. –

https://intereconomy.ru/mezhdunarodnyj-kredit-1/

Интернет-энциклопедия «Википедия» - www.wikipedia.ru

Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации - www.cbr.ru

Сайт внешней торговли России «Россия – Экспорт – Импорт» - www.rusimpex.ru

 


 

Приложения

 

Приложение 1

Сравнительная характеристика точек зрения специалистов

на определение категории «Международный кредит»

Авторы Определение
Л.Н. Красавина [9] Движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процента
Н.П. Гусаков [5] Движение ссудного капитала, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента
О.И. Лаврушин [11] Движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процента
И.Н. Жук [6] Движение ссудного капитала в сфере международных экономических от­ношений, связанное с предоставлением товарных и валютных ресурсов

 

 


 

Л.Н. Красавина [9] Н.П. Гусаков [5] И.Н. Жук [6] intereconomy.ru [27]
возвратность полнота и срочность возврата возвратность возвратность
срочность срочность срочность
платность платность платность платность
обеспеченность обеспеченность материальная обеспеченность материальная обеспеченность
целевой характер целевой характер целевой характер целевой характер
  дифференцирование    
  рациональное кредитование    

Приложение 2

Сравнительная характеристика принципов международного кредита,

выделяемых различными специалистами


 

Приложение 3

Сравнительная характеристика функций международного кредита,

Л.Н. Красавина [9] Н.П. Гусаков [5] И.Н. Жук [6] О.И. Лаврушин [11]
Перераспределение ссудных капиталов между странами Перераспределительная Перераспределение ссудных капиталов между странами, регионами, отраслями Перераспределение ссудных капиталов между странами
Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов Экономия на издержках обращения Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов
Ускорение концентрации и централизации капитала Увеличение концентрации и централизации капитала Ускорение концентрации и централизации капитала Ускорение концентрации и централизации капитала
Регулирование экономики Регулирующая Регулирование экономики Регулирование экономики
  Стимулирующая    

выделяемых различными специалистами


 

Приложение 4

Сравнительная характеристика классификаций международного кредита

Основание Л.Н. Красавина [9] Н.П. Гусаков [5] О.И. Лаврушин [11] И.Н. Жук [6]
По назначению Коммерческие; финансовые; «промежуточные» Обслуживающие внешнюю торговлю товарами и услугами; используемые на финансирование прямых капиталовложений Коммерческие; финансовые; «промежуточные» Коммерческие; финансовые; «промежуточные»
По видам (в зависимости от объекта) Товарные; валютные Товарные; валютные Товарные; валютные Товарные; валютные
В зависимости от того, кто выступает в качестве кредитора (по субъектам) Частные; правительственные; смешанные; межгосударственные Частные; правительственные; смешанные; межгосударственные Фирменные (частные); банковские; брокерские; правительственные; смешанные; межгосударственные Частные; государственные; частно-государственные
По технике предоставления (по условиям реализации) Финансовые (наличные); акцептные; депозитные сертификаты; облигационные займы; консорциальные/ синдицированные и т. д. Наличные; акцептные; депозитные сертификаты; консорциальные и т.д. Наличные; акцептные; депозитные сертификаты; облигационные займы; консорциальные кредиты и т.д Наличные; акцептные; депозитные сертификаты; облигационные займы; консорциальные кредиты
По источникам Внутренние; иностранные; смешанные; финансирование внешней торговли Внутренние; внешние; смешанные   Внутренние; иностранные; смешанные; финансирование внешней торговли
По валюте займа В валюте страны-должника; в валюте страны-кредитора; в валюте третьей страны; в международной валютной единице; в валютной корзине с определенным набором валют.   В валюте страны-должника; в валюте страны-кредитора; в валюте третьей страны; в международной валютной единице В валюте страны-должника; в валюте страны-кредитора; в валюте третьей страны; в международной валютной единице
По срокам Краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные Краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные Краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные Сверхсрочные; краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные
По обеспечению Обеспеченные; бланковые Обеспеченные; бланковые Обеспеченные; бланковые Обеспеченные; бланковые
По условиям использования   Разовые; возобновляемые    
По способу погашения   Пропорциональные; прогрессивные; единовременные    
По видам   Коммерческие; банковские    
Иные (специфические) формы Лизинг; факторинг; форфетирование Лизинг; факторинг; форфейтинг Лизинг; факторинг; форфетирование  

 


Приложение 5

Внешний долг Российской Федерации в 2012-2013 годах и оценка внешнего долга по состоянию на 1 апреля 2014 года млн. долл. США
­­ 01.01.2012 01.04.2012 01.07.2012 01.10.2012 01.01.2013 01.04.2013 01.07.2013 01.10.2013 01.01.2014 01.04.2014 (оценка)
Всего 538 871 557 509 570 643 598 917 636 435 691 556 707 555 715 940 727 062 723 854
Органы государственного управления 34 719 36 374 41 521 46 565 54 426 57 495 55 950 62 695 61 761 55 612
Федеральные органы управления 33 578 35 196 40 721 45 805 53 485 56 551 55 083 61 887 60 980 54 862
Новый российский долг 31 068 32 786 38 402 43 626 51 334 54 420 53 017 59 802 58 944 52 835
кредиты международных финансовых организаций 2 534 2 363 2 230 2 099 2 027 1 880 1 771 1 631 1 566 1 412
МБРР 2 069 1 912 1 799 1 680 1 611 1 473 1 382 1 251 1 206 1 063
прочие 465 450 430 419 415 407 389 380 360 349
прочие кредиты                    
ценные бумаги в иностранной валюте 21 693 20 921 26 745 25 786 24 661 23 894 23 607 28 876 27 821 26 666
еврооблигации 2015, 2017, 2018, 2019, 2020, 2022, 2023, 2028, 2042 и 2043 годов погашения 6 200 6 049 11 861 11 786 11 146 10 953 10 354 16 054 15 404 15 346
еврооблигации 2030 года погашения (выпущенные при второй реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов) 15 492 14 872 14 884 14 000 13 514 12 941 13 254 12 822 12 417 11 320
ценные бумаги в российских рублях 5 939 8 673 8 674 15 024 24 018 28 028 27 074 28 764 29 023 24 270
ОФЗ 3 325 5 821 6 185 12 516 21 582 25 691 25 023 26 860 27 325 22 754
еврооблигации 2018 г. погашения 2 613 2 853 2 489 2 508 2 436 2 337 2 051 1 904 1 699 1 516
прочая задолженность                    
Долг бывшего СССР 2 510 2 410 2 319 2 179 2 151 2 131 2 066 2 085 2 036 2 027
кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов                
задолженность перед бывшими социалистическими странами 1 013 1 033     1 004          
задолженность перед прочими официальными кредиторами 1 444 1 325 1 280 1 131 1 096 1 096 1 061 1 061 1 026 1 026
прочая задолженность                    
Субъекты Российской Федерации 1 141 1 177                
кредиты                    
ценные бумаги в российских рублях                    
Центральный банк 11 547 12 076 12 041 13 533 15 639 19 545 18 968 17 591 16 058 15 163
кредиты (прямое РЕПО) 1 250 2 986 6 951 5 962 3 848 1 827 1 743
наличная национальная валюта и депозиты 2 837 3 288 3 432 3 535 3 935 4 090 4 475 5 041 5 494 4 653
прочая задолженность (распределение СДР) 8 710 8 788 8 609 8 748 8 718 8 504 8 531 8 702 8 736 8 768
Банки 162 764 169 234 175 357 189 876 201 567 205 864 211 923 207 084 214 394 214 578
Прочие секторы 329 842 339 825 341 725 348 943 364 803 408 651 420 714 428 570 434 849 438 501
долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования 83 767 87 086 92 315 100 697 118 223 129 029 139 973 147 585 151 323 152 300
кредиты 227 869 234 464 227 984 231 322 230 512 263 123 261 324 264 295 268 098 271 722
долговые ценные бумаги 12 252 11 872 9 585 10 316 9 605 10 081 9 000 8 585 8 756 7 978
торговые кредиты 2 418 2 852 2 832 2 779 2 932 2 889 2 844 3 033 3 115 3 092
задолженность по финансовому лизингу 2 357 2 297 2 323 2 325 2 238 2 228 2 233 2 177 2 105 2 071
прочая задолженность 1 178 1 254 6 687 1 505 1 293 1 301 5 340 2 894 1 453 1 337

 

   
Примечания: Включается внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте.
  Государственные ценные бумаги отражаются в части задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.
   
1 Кредиты, полученные от МВФ, отражаются в обязательствах органов денежно-кредитного регулирования.
2 Снижение обязательств перед Польшей в результате взаимозачета отражено в 1995 году, тогда как в платежном балансе проводки по соответствующим операциям включены в 1997 г.
3 Задолженность органов денежно-кредитного регулирования охватывает задолженность Банка России, а также органов государственного управления в части кредитов МВФ.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Катушки можно перемотать. | Жамбыл облысы бойынша
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал