Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика уровня готовности преподавателей к преодолению профессиональных затруднений. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В процессе констатирующего эксперимента студентами Педагогического колледжа №1 им. Н.А. Некрасова проанализированы результаты анкетирования преподавателей ГМА им. адмирала С. О. Макарова, ВМА им. Н.Г. Кузнецова, которые определили наиболее распространенные затруднения в педагогической деятельности преподавателей. Для уточнения сущности готовности преподавателей ГМА им. адмирала С. О. Макарова, ВМА им. Н.Г. Кузнецова к преодолению затруднений в педагогической деятельности был проведен ряд исследований. На данной стадии эксперимента участвовало 60 человек. Целью констатирующего эксперимента было выявить: - какие затруднения, входящие виды педагогической деятельности, являются для преподавателей наиболее значимыми; - определить уровень готовности преподавателей к преодолению затруднений. Результаты изучения затруднений начинающих и опытных преподавателей подвергались качественному анализу, а также обрабатывались в процентном соотношении. Средние баллы самооценки затруднений дают представление о ранге отдельных видов деятельности по убывающей степени затруднений, которая оказалась следующей: 1. В самооценке преподавателей, имеющих стаж работы до 5 лет: 1) содержательный вид деятельности (65%); 2) освоение новых программ (65%); 3) работа со слабоуспевающими (64%); 4) организационно-методический вид (55%) 5) коммуникативный вид (52, 5%); 6) приобретение навыков отработки изученного двигательного действия (51%); 7) диагностический вид деятельности (50%); 8) развитие представления целостного двигательного действия (45%); 9) проектировочно–целевой (45%); 10) стимулирующе–регулировочный (35%); 11) контрольно–оценочный (20%). 2. В самооценке начинающих преподавателей, имеющих стаж 5 лет и более: 1) освоение новых программ (60%); 2) содержательный вид деятельности (53%); 3) работа со слабоуспевающими (50%); 4) организационно-методический (47%); 5) коммуникативный (45%); 6) развитие представления целостного двигательного действия (40%); 7) диагностический (40%); 8) проектировочно–целевой (38%); 9) приобретение навыков отработки изученного двигательного действия (36%); 10) стимулирующе-регулировочный (21%); 11) контрольно–оценочный (10%). По результатам анкетирования и обработки собранного материала установлено, что доминирующими видами педагогической деятельности, вызывающими затруднения у преподавателей являются следующие: содержательный, коммуникативный и организационно-методический. Среди видов деятельности по реализации наиболее актуальных проблем процесса обучения, которые носят интегральный характер и не могут быть полностью отнесены ни к одному из вышеуказанных видов педагогической деятельности, затруднения вызывают освоение новых программ и работа со слабоуспевающими. Затруднениями, вызывающими наибольшую интенсивность при их преодолении и имеющими наибольшую значимость для преподавателей, согласно проведенному анкетированию и обработке данных являются: - содержательный вид деятельности – овладение передовым опытом обучения предмету; - организационно-методический – развитие представления целостного двигательного действия; - коммуникативный – сплочение коллектива; - освоение новых программ – отсутствие курсов повышения квалификации; - работа со слабоуспевающими – изучение психологических особенностей слабоуспевающих. Для определения динамики уровня готовности начинающих преподавателей к преодолению затруднений в педагогической деятельности, своевременного внесения корректив в методику исследования необходимо определить совокупность его критериев и показателей. Их разработка и апробация явились одними из важных и сложных вопросов экспериментальной работы. Процесс поиска и проверки на практике критериев и показателей оценки уровня готовности к преодолению затруднений осуществлялся в три этапа: 1) анализ имеющихся подходов к пониманию сущности критериев и показателей; 2) изучение существующего опыта разработки критериев и показателей; 3) определение критериев и показателей готовности преподавателей к преодолению затруднений в педагогической деятельности, их систематизация и проверка возможности применения на практике. Как показывает анализ научной литературы, критерии должны удовлетворять следующим требованиям: - быть простыми и доступными для понимания и использования; - охватывать все элементы и учитывать специфику изучаемого явления; - давать возможность производить количественную и качественную оценку уровней развития изучаемого процесса; - обеспечивать установление строгого соответствия между полученным результатом и поставленной целью (валидность); - быть надежными – индекс, показывающий в какой степени сходны результаты повторных измерений (стабильность). При разработке критериев оценки педагогических явлений важно учитывать цель и задачи конкретного исследования, при этом необходимо отбирать такие критерии, которые объективно отражают признаки, присущие изучаемому явлению, независимо от воли и сознания субъекта. Особый научный интерес для исследования представляют существующие подходы к разработке критериев оценки сформированности различного рода качеств. Некоторые авторы считают, что в этом случае за основной критерий берётся результативность деятельности, другие – качество решения конкретных задач, а третьи видят в нём степень усвоения этих качеств (10). Применительно к процессу формирования готовности к преодолению затруднений в педагогической деятельности целесообразно, на мой взгляд, рассматривать понятие «критерий» как средство проверки эффективности предложенной этим исследованием методики, способствующей формированию готовности к преодолению затруднений и повышению педагогического мастерства преподавателей. Его содержание раскрывается через совокупность показателей. Изучение различных подходов к определению критериев, позволяет утверждать, что уровень готовности к преодолению затруднений оценивается, в первую очередь, по качеству проводимых преподавателем занятий. Этот критерий является всеобщим, универсальным. Однако для детального анализа исследуемого явления, всесторонней оценки уровня готовности, наряду с общим, универсальным критерием требуется разработка определенных частных критериев. Эти критерии учитывают характер деятельности преподавателей, были достоверны, удобны в применении и согласованы с общим критерием. Анализ научной литературы, практики работы учебных заведений и преподавателей в частности показал, что для оценки уровня готовности к преодолению затруднений в педагогической деятельности возможно применение следующих критериев: - познавательный - отражающий знания теоретического и практического характера, как общепедагогических, так и специальных в области теории и методики воспитания; -психофизиологический - выражающий эмоционально-волевую составляющуюи наличие определенных качествв деятельности преподавателя; личностно-деятельностный - характеризующий планирование и организацию педагогического процесса, деятельность по его осуществлению и регулированию; Каждый из приведённых критериев служит основой для выявления частных признаков, при помощи которых оцениваются реальные явления, и устанавливается степень их соответствия или приближения к идеалу. В качестве частных признаков выступают конкретные показатели. Показатель, являясь компонентом критерия, служит типичным проявлением одной из существенных его сторон. Особенностью необходимых для проведения эксперимента показателей является выявление и оценка состояния готовности преподавателей к преодолению затруднений в педагогической деятельности. Основываясь на результатах констатирующего эксперимента и анализе результатов исследования, было принято решение об определении количественных характеристик интегрального показателя готовности к преодолению затруднений. На основе полученных в шкале отношений результатов мы можем оценить уровень усвоения в группах начинающих и опытных преподавателей, переведя полученные данные в порядковую шкалу. Выделим три уровня готовности к преодолению затруднений: низкий (S ≤ 3, 5), средний (S от 3, 5 до 4, 3) и высокий (S > 4, 3). Каждому уровню соответствует определенная деятельность преподавателя, которая включает в себя следующее. Низкий уровень готовности соответствует репродуктивному (минимальному) уровню деятельности и характеризуется умением преподавателя лишь на примере показать, как выполнять систему упражнений и комбинаций и пересказать то, что знает сам, и так, как знает сам. Средний уровень соответствует адаптивному уровню деятельности и характеризуется, кроме вышеизложенного, умением приспособить свое сообщение к возрастным и индивидуальным особенностям учеников. Адаптивный уровень, как правило, формируется в процессе самостоятельной деятельности преподавателя, обучения учащихся и наблюдения за ними. На этом уровне преподаватель сознает, что ученики плохо усваивают тот или иной прием, но не умеет научить их, т.е. он может видеть педагогическую задачу – учить лучше, но не умеет продуктивно ее решать. Высокий уровень готовности соответствует локально-моделирующему уровню деятельности. Здесь преподаватель умеет не только передавать знания и умения, приспосабливая их к особенностям учащихся, но и конструировать (моделировать) систему знаний, умений и навыков по отдельным темам, разделам, заранее учитывая, какие трудности при восприятии нового материала учащиеся могут встретить, чем они могут быть вызваны, как их преодолеть, как возбудить интерес и внимание к системе спортивных упражнений, как и в какой последовательности дать учащимся задания, чтобы сформировать у них нужные умения и навыки, успешно преодолевать большинство затруднений, встречающихся в его педагогической деятельности (10). В ходе констатирующего эксперимента получены результаты по следующим направлениям: - определение видов педагогической деятельности, вызывающих наибольшие затруднения у преподавателей; - определение наиболее значимых для преподавателей затруднений в видах педагогической деятельности и обусловленных недостатком знаний, умений и качеств у преподавателей; - определение исходного уровня готовности преподавателей к преодолению затруднений; - определение количественных характеристик интегрального показателя готовности к преодолению затруднений. Полученные результаты констатирующего эксперимента дают нам основание полагать, что готовность начинающих преподавателей находится на низком уровне и требует создания педагогических условий для его повышения. Что создало предпосылки, для разработки методики формирования готовности к преодолению затруднений.
Заключение Для будущего учителя умение учиться, пополнять свои знания в течение всей жизни не просто важное, но и профессионально значимое умение. К. Д. Ушинский говорил, что учитель живёт только до тех пор, пока он учиться. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель. (15; 86) Готовность преподавателя к преодолению затруднений в педагогической деятельности является сложной методологической проблемой. Для ее решения требуется рассматривать в интегративном единстве педагогическое мышление и эрудицию преподавателя, его педагогическую направленность и профессиональную интуицию, знания комплекса специальных учебных дисциплин и методики их преподавания, когнитивные и коммуникативные умения и т.п. Результаты исследования убеждают в актуальности темы исследования, соответствуют поставленным задачам. Можно говорить о достижении цели исследования и подтверждении основных положений гипотезы. Теоретически обоснованы условия формирования готовности к преодолению затруднений в педагогической деятельности преподавателей образовательных учреждений России. Выявлены педагогические механизмы, уровни, а также выделены оценочные критерии, по которым можно судить о процессе формирования готовности к преодолению затруднений. Разработана научно обоснованная теоретическая модель формирования такой готовности и экспериментально доказана ее эффективность. Данная работа позволит повысить эффективность формирования готовности к преодолению затруднений у преподавателей. В итоге можно сформулировать следующие научно-обоснованные выводы. 1. Проблема преодоления профессиональных затруднений рассматривается в психолого-педагогической литературе как многогранный феномен. В современной системе вузовского образования анализируемая проблема актуальна, так как направлена на рост профессионального мастерства преподавателей и обеспечение качества учебного процесса образовательного учреждения. Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил определить готовность преподавателей к преодолению затруднений как интегральное состояние личности преподавателя образовательного учреждения, которое характеризуется с достаточной полнотой на основе выделения базовых компонентов - теоретического, психолого-педагогического и практического. 2. Затруднение – это препятствие преподавателя в процессе обучения, то есть психологическое состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности в случае отсутствия условий для его разрешения и, напротив, состояние собранности, мобилизационной готовности, эмоционального подъема, обеспечивающих совершенствование педагогического мастерства, развитие педагогического мышления, профессиональных умений и навыков в случае обеспечения условий для его преодоления. (16) Затруднения в учебно-воспитательном процессе вуза выполняют сдерживающую, стимулирующую и индикаторную функции. 3. При неэффективной на сегодняшний день системе подготовки преподавателей возникают противоречия между возросшими требованиями к профессиональным знаниям, умениям, навыкам и качествам преподавателей и реальным уровнем педагогического мастерства, что приводит к возникновению затруднений в педагогической деятельности молодых преподавателей. Ведущими видами педагогической деятельности, где отмечаются основные затруднения преподавателей, являются целевая, содержательная, диагностическая, организационно-методическая, коммуникативная, регулировочная и оценочная. Доминирующими затруднениями в деятельности преподавателей являются: - овладение передовым опытом обучения предмету; - развитие у обучающихся представления целостного двигательного действия; - приобретение слушателями навыков отработки двигательного действия; - освоение новых программ; работа со слабоуспевающими. 4. Целостный процесс формирования готовности к преодолению затруднений в педагогической деятельности преподавателей может быть представлен в виде теоретической и технологической моделей как движение от цели к результату, в результате чего достигается необходимый уровень профессиональной компетентности и педагогического мастерства. Теоретическая модель включает также формы и виды педагогической деятельности, показатели уровня готовности, основные направления работы начинающего преподавателя и наставника. 5. Одним из педагогических путей разрешения существующих в учебном процессе вуза противоречий является предложенная в исследовании методика формирования готовности начинающих преподавателей к преодолению затруднений в педагогической деятельности, нацеленная на повышение рефлексии у преподавателей и выполнение плана вхождения в должность, ориентированного на предупреждение возникающих трудностей и их преодоление. Положительные результаты исследования по проблеме формирования готовности преподавателей к преодолению затруднений в педагогической деятельности позволили внести рекомендации и предложения по реализации экспериментально проверенной авторской методики. Проведенное исследование вносит определенный вклад в процесс повышения профессионального мастерства преподавателей образовательных учреждений, но не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования готовности к преодолению затруднений у преподавателей. Здесь предложены лишь некоторые пути решения обозначенной проблемы. Она требует дальнейшего изучения и более глубокого решения на всех уровнях подготовки преподавателей.
Список литературы. 1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования: для пед. спец. вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с. 2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд. Ленигр. ун-та, 1969. – 339 с. 3. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.: Педагогика, 1996. – 318 с. 4. Булатов В. П. Наука и инженерная деятельность / В. П. Булатов, Е. А. Шаповалова. – Л.: Лениздат, 1987. – 111 с. 5. Булатова О. С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издательский цент «Академия», 2001.-240с. 6. Введенский В. Н. Компетентность педагога, как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. – 2003 – №4. – С. 21–23. 7. Горшков В. В., Назаров Л. П. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-208 с. 8. Даль В. Толковый словарь русского языка. – М.: ЭКСМО, 2004. – 736 с. 9. Дмитриева О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис.... канд. психол. наук. – М., 1997. – 145 с. 10. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1975. – 175 с. 11. Исаев Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 51–67. 12. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с. 13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 305 с. 14. Маркова А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. 15. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2003. – 288 с. 16. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. – 795 с. 17. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. – Киев: Рад. шк., 1984. – 254с. 18. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т.4. – М.: Педагогика, 1989. – 525 с.
|