![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Управление образования и науки Липецкой областиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Управление образования и науки Липецкой области Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение для детей, Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-медико-социального сопровождения Ребенок и особые периоды развития Для усыновителей, Опекунов, попечителей, Приемных родителей Липецк Автор-составитель:
Давыдова Т.Н. – педагог-психолог Государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения
Редакторы:
Кузнецова А.И. – директор Государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения
Клеван Н.Н. – заместитель директора, руководитель службы сопровождения замещающих семей Государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения
Возрастной кризис или кризис развития – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии, и происходит переход на качественно новый этап. Считается, что ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Очень важно во время кризисного периода понимать то, что происходит с ребенком. Понимание и поддержка близких помогут сделать протекание кризиса более спокойным. В данной брошюре изложена информация о том, почему кризисы развития необходимы для полноценного взросления ребенка, какие возрастные кризисы бывают, каковы их признаки и особенности, как можно справиться с данными скачками в развитии ребенка менее остро и болезненно для ребенка и тех, кто его окружает. Информация будет полезна для усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей.
ВВЕДЕНИЕ За два года работы службы сопровождения замещающих семей в структуре Г(О)БОУ Центра психолого-медико-социального сопровождения к нам обращались усыновители, опекуны, попечители, приемные родители с различными проблемами в воспитании детей. Проанализировав всю имеющуюся информацию, мы сделали выводы о том, что большинство проблем в воспитании детей у замещающих родителей возникает тогда, когда у ребенка начинается или уже протекает период того или иного возрастного кризиса.
На рисунке видна возрастная структура детей, с которыми работали специалисты службы сопровождения замещающих семей. Большинство замещающих родителей обращались за помощью к педагогу-психологу с детьми подросткового возраста: 13-14 лет (30 %), 15-16 лет (14 %) и детьми 7-8 лет (22 %). Уже, исходя только из этих цифр, становится ясно, что с наибольшими трудностями замещающие родители сталкиваются в тот момент, когда дети проходят определенный кризисный этап своего развития. Из всего вышеизложенного следует вывод о том, что большинство замещающих родителей не знают о том, как вести себя в этот нелегкий для всех период взросления ребенка. Поэтому, в целях профилактики и предупреждения возможных проблем замещающим родителям необходимо знать о том, что же такое возрастной кризис и как его преодолеть, не разрушив все то, что было с трепетом построено до наступления особого периода в развитии ребенка.
1. ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ: «КРИВАЯ» РАЗВИТИЯ
C вашим ребенком происходят метаморфозы, которые кажутся вам неприемлемыми? Он ведет себя совсем не так, как раньше без каких-либо объективных причин? Он стал чаще задерживаться с прогулок? Не волнуйтесь, с ним все в порядке. Скорее всего, ваш ребенок переживает возрастной кризис. В нашей культуре слово «кризис» ассоциируется с чем-то негативным и имеет отрицательный подтекст. На ум тут же приходят ассоциации, связанные с проблемами, болезнями, денежными неурядицами и тому подобными неприятностями. Почему? Да просто никто из нас не любит перемен. Однако психологи, занимающиеся развитием и изучением различных возрастов, вкладывают в это понятие совсем другое значение. Доверимся мудрости известного всему миру отечественного психолога Л.С. Выготского: «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, то их следовало бы выдумать теоретически». А почему это так, попытаемся понять. Становление личности – процесс не равномерный. Кроме постепенных изменений, сопровождающихся приобретением навыков и знаний, существуют этапы, когда развитие носит стремительный, скачкообразный характер. Таким образом, существуют стабильные и критические периоды.
Так почему же кризисы возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, негативизма, конфликтности, которые ребенок чрезвычайно ярко проявляет. Обойти кризис невозможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении ребенка. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте. Общим для всех кризисов развития являются несколько основных критериев: 1. «Острый» период. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ним возрастов, в высшей степени неотчетливы. Но хотя период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение. 2. Трудновоспитуемость. Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям, характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. 3. Впечатление регресса. Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде. Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. К числу детских возрастных кризисов принадлежит кризис первого года жизни; кризис трех лет; кризис семи лет; кризис подросткового возраста. Итогом прохождения кризиса является появление основных возрастных новообразований – тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной ступени развития и определяют внутреннюю и внешнюю жизнь ребенка.
|