Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы внешней задолженности России
К началу 2003 года государственный внешний долг России с учетом доли иностранных инвесторов во внутренних государственных займах достиг 152, 1 млрд долл. (На РФ приходится 3, 2% общей мировой задолженности). В эту сумму входит и принятый на себя Россией внешний долг бывшего СССР в размере 91, 4 млрд долл. 70 млрд долл. из них – это собственно долг России (РСФСР). Так как Россия испытывает недостаток финансовых ресурсов даже для поддержания текущей экономической деятельности, то в этой связи все предыдущие правительства России обращались к кредиторам с просьбами о реструктуризации долга и частичном его списании (особенно долгов СССР). Все это, конечно, не решает проблему задолженности, а только вновь ее откладывает Западные эксперты считают, что без кардинального улучшения состояния отечественной экономики от долгового бремени России не избавиться. Россия вновь, как и в августе 1998 года, может оказаться в дефолте по своим долгам перед иностранными инвесторами, если не остановит бегство капитала за рубеж, не увеличит налоговые доходы и не ослабит свою зависимость от нефти. Кредиторов России примерно 20. В основном это развитые государства, члены Парижского клуба: европейские страны, США, Канада, Австралия и т. д. Довольно крупную сумму мы должны бывшей Восточной Европе, прежде всего Германии, а также ряду арабских государств: Кувейту, ОАЭ, Оману. Есть долг перед бывшей Югославией и Южной Кореей. Например, в конце 2001 года правительство России вело очередные переговоры о реструктуризации долгов с Парижским клубом. В 2002 году Россия вернула ему больше 4 млрд долл. Надежды поправить финансовую ситуацию в России за счет погашения долгов ей иностранными государствами невелики. Доставшийся России в наследство от СССР огромный внешний долг различных стран составлял более 150 млрд долл., но он имеет тенденцию к сокращению из-за реструктуризации и списания части этого долга, в результате чего он оценивается уже в 77, 2 млрд долл. и задолженность по процентам – 17, 9 млрд долл. Считается, что, более 60% этих долгов безнадежные. Однако примерно 30–35 стран платят достаточно регулярно. Подавляющая часть внешнего долга Советскому Союзу приходится на Кубу, Монголию, Вьетнам, Индию, Сирию, Ирак, Афганистан, Эфиопию, Мозамбик, Йемен и т п. Если рассматривать общий график платежей России по внешнему долгу, то в 2001 году нам предстояло выплатить 14, 6 млрд долл., в 2002 – 14, 6 млрд долл., в 2003 – 20, 5 млрд долл., 2004 – 14, 7 млрд долл., 2005 – 15, 9 млрд долл., что практически вряд ли возможно. Поэтому говоря в целом о проблеме внешней задолженности России можно представить общую схему урегулирования внешнего долга. 1. Переговоры о реструктуризации долга страны велись и ведутся достаточно активно и приносят свои плоды. Это: а) пересмотр (пролонгация) сроков платежа, б) выплата долга не только в СКВ, но и в виде акций отечественных предприятий, облигаций и т. п. в) предложение отечественных товаров в качестве погашения долга кредиторам. Однако это – лишь одно из звеньев общей схемы. 2. В ближайшее время (3–5 лет) добиться списания 40–60% внешней задолженности – прежде всего, унаследованного советского долга. 3. После списания части долга перейти к выкупу задолженности, переводу части долга в облигации по заниженному курсу. При этом предполагается, что примерно через 5–8 лет будет восстановлено доверие иностранных инвесторов к России и страна сможет вновь получить широкий доступ к международному рынку капиталов, а также за счет привлечения новых заимствований урегулировать кризис внешнего долга. 4. У России есть еще один инструмент активного воздействия на внешнюю задолженность – зарубежные активы России, прежде всего собственности и недвижимости. 5. А также структурные реформы национальной экономики, жесткая бюджетная политика и прочие рычаги
|